Статья на тему «Педагогические технологии в работе сельского учителя»
Традиционные и инновационные педагогические технологии в работе сельского учителя
Аубакирова Ольга Ивановна
Учитель математики
МОКУ «Соболевская средняя школа »
с. Соболево Соболевского района Камчатского края, Россия
AUolga1204@gmail.com
Сельская школа — это не просто место, где дают знания. Она играет ключевую роль в нравственном воспитании детей. Однако её работе мешают серьёзные проблемы, из-за которых школа не может в полной мере выполнять те задачи, которые ставит перед ней государство и система образования.
Сельский образ жизни – источник специфического психологического опыта личности, отличительную особенность которую можно ярко проследить в самоопределении педагога в его профессиональной сфере. Факторы развития профессиональной компетентности педагога заключается в следующем: «пространственная ограниченность среды, статичность, ограниченный доступ к культурным и образовательным услугам; изолированная от внешнего мира, дефицит общения и внешней информации, сельские жители более консервативны, не расположены к новому; отсутствие возможностей для углубленной подготовки по предмету и методике его преподавания? лаборатории, научной библиотеке».
Глубокие изменения в экономике, социальной сфере, политике и культуре России неизбежно повлияли и на систему образования. Ведь именно она формирует интеллектуальный потенциал страны, обеспечивая её будущее процветание и развитие.
Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
В первую очередь — способность учиться. Это предполагает сформированность универсальных учебных действий, что и закреплено в современных образовательных стандартах.
Современные вызовы требуют от образовательных учреждений новых подходов - работать по-старому уже неэффективно.
Сегодня особенно востребованы педагогические методики, направленные не просто на передачу знаний, а на создание условий для самореализации и раскрытия потенциала каждого ученика.
Чтобы реализовать все эти требования и установки, у меня (как у молодого, думающего, небезразличного, ищущего педагога) возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности различные педагогические технологии в том числе и инновационные.
Обратимся, прежде всего, к самому понятию «технология», «педагогическая технология».
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
1. Личностно-ориентированное обучение
Оно включает в себя:
- Технологию уровневой дифференциации
- Обучение в сотрудничестве (коллективная, групповая работа)
- Технологию проектной деятельности
2. Развивающее обучение
3. Проблемное обучение
4. Здоровье-сберегающие технологии
5. Информационно-коммуникационные технологии
6. Игровые технологии
7. Систему инновационной оценки «портфолио»
Идея использования ИКТ на уроках ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Использование ИКТ-технологии стало возможным для меня и моих учеников (которых нужно подготовить к жизни в быстро меняющемся информационном обществе) с оборудования моей классной комнаты компьютером, интерактивной доской и мультимедийным проектором. Сначала я сама овладела достаточным уровнем ИКТ-компетентности, а потом стала развивать ее и у своих учеников.
Работая и набираясь опыта, я открыла для себя, что различные педагогические технологии можно сочетать и совмещать друг с другом. Осознав это, я решила, что т. к. цель технологии проектной деятельности — это проект - форма организации совместной деятельности людей, то в эту инновационную технологию вполне логично и оправданно можно включить еще одну относительно инновационную педтехнологию - технологию сотрудничества (коллективную, групповую работу) и стала реализовывать это на деле.
И самая инновационная, по моему мнению, это такая технология, как система инновационной оценки «портфолио». Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать
- собственную учебную деятельность.
Таким образом, использование новых технологий в обучении несомненно, несет в себе огромный педагогический потенциал, являясь одним из средств, превращающих процесс обучения в живой творческий процесс.