Эссе «Портрет современного сельского учителя. Учитель — это звучит гордо?»
Портрет современного сельского учителя. Учитель – это звучит гордо?
…Лето 1990 года. Новоалександровский районный отдел образования. «Лариса Александровна, вы направляетесь работать учителем математики в Григорополисскую среднюю школу № 2», - мягко, с улыбкой сказал заведующий РОНО. Так начался мой педагогический путь в Григорополисскую орденоносную школу № 2, а уже в то время эта школа была известна на всю Россию: орденоносная, родина первой в стране ученических производственных бригад. Будучи ученицей, я побывала здесь на краевом слете УПБ. Уже тогда меня поразила слаженная и активная творческая работа учителей и учеников, и мне показалось, что жизнь течет здесь быстрее. Необычная школа, сильная своими традициями в воспитании трудового поколения, школа, в которой работает несколько династий учителей, и накопленный ими опыт передается из поколения в поколение. В ней особая атмосфера. Взаимопонимание учителей, родителей и учеников. Учителя – энтузиасты, они все как на подбор профессионалы своего дела. В этой школе огромный двор, который требует постоянного вложения труда, и учебно-опытный участок, на котором работают ученики каждого класса. Здесь работа кипит и летом. Это пятая трудовая четверть в УПБ и на пришкольном дворе. Большое внимание уделяется внеурочной работе, которая заканчивается поздним вечером. Школа - центр и инициатор всех сельских дел, и сельских учитель в гуще этих событий. Разве можно разделить школьное и личное время? Все переплетено.
Уверена, для современного ученика образ учителя формируется из многих показателей. Профессионал, воспитатель, Человек. Именно сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.
Так каким же должен быть современный сельский учитель? Что же составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить.
«Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт», - писал известный педагог А.Дистервег. Я считаю, что кроме прирождённого такта, о котором говорил А.Дистервег, современным учителям приходится много учиться самим, участвовать в экспериментах, быть готовым к переменам. Находиться в постоянном «движении», следить за изменениями в образовании. А по-другому нельзя.
Современный учитель должен быть интеллигентным и эрудированным, энергичным и отчаянным. Стремиться вырастить свободного, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего и счастливого человека. Учитель только тогда учитель, когда ученики с удовольствием идут на его урок, когда они знают, что предстоит встреча с новым, увлекательным, необычным. А сельскому учителю необходимо еще больше мудрости, знаний, чуткости. Ты у всех, как на ладони, жители знают о каждом твоем шаге, видят, как ты живешь, чем дышишь, приходят к тебе за советом, просят о помощи. Это очень ответственно, но в какой-то момент тебя переполняет гордость за правильно выбранный когда-то путь.
Мыслями я возвращаюсь в свое детство. А почему я пошла именно по этой дороге? ( Уже в 5 классе твердо решила: буду учителем математики). Может быть потому, что будучи ребенком, я интересовалась непонятными знаками и символами, которые видела в учебниках папы по высшей математике ( в то время он учился в аграрном университете), или потому, что учительница математики своим позитивным настроем и профессионализмом окончательно определили мой выбор.
И вот уже более 25 лет я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они ожидают от меня многого. Чему я могу их научить? Конечно, математике! Любимой, трудной и увлекательной науке. Казалось бы далёкой от реальностей жизни, но тем не менее пронизывающей всю нашу жизнь! По мнению многих, ненужной большинству людей, но необходимой каждому! Парадокс заключается именно в этом. На своих уроках я стараюсь убедить детей в том, что математика – это язык изучения окружающей нас действительности, язык в высшей степени абстрактный и логичный. Стремлюсь показать её красоту, её поэзию. Пытаюсь открыть, что математика – это воля и труд, особая философия, мировоззрение. Стараюсь научить математике, науке из наук, искусству из искусств. Вместе с ними, поднимаясь по лестнице знаний, наблюдаю, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствую свое умение я. Испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше.
В этом и состоит счастье педагога, когда его ученик становится для него учителем, показывая и доказывая, что превзошёл тебя в тех знаниях и умениях, что ты щедро, не скупясь, отдавал ему. Лена, кандидат химических наук, старший преподаватель кафедры химии института математики и естественных наук СКФУ. Меня переполняет гордость за ее успех! Еще десять лет назад, готовясь к ЕГЭ, мой ученик Михаил увидел интересную закономерность в решении некоторых заданий на нахождении наименьшего и наибольшего значения функций, он догадался, что это задание можно решать устно. А сейчас на всех просторах интернета об этом пишут, как об одном математическом лайфхаке ЕГЭ. Здоровый азарт, чувство собственного удовлетворения движет детьми, а вместе сними ликую и радуюсь я.
Жизненный опыт помог понять: в творчестве учителя и отдых, и радость, и обновление. Самые благие начинания сойдут на нет, если попадут в зону равнодушия. Может ли учитель подарить счастье ученику, если он погружён в рутину и лицемерие? Помогут ли здесь стандарты, программы, концепции, приоритетные направления? Думаю, что нет! Помимо знаний в математике я стараюсь дарить своим ученикам любовь, понимание, доверие, веру в свои силы, простое человеческое общение... И это работает! Ведь основным критерием в отношении учителя и ученика является именно доверительное доброе отношение друг другу. Аня. Моя Анечка из детского дома. Она недавно появилась в нашем классе. До этого жила в городском приюте. Ребята долго присматривались к ней. Недоверчивая, очень ранимая, с непростой детской судьбой, она не сразу поняла, что попала в настоящую дружную семью. У меня с девочкой сложились прекрасные отношения. Она доверяет мне секреты, делится историями из прошлой жизни. «Чем я это заслужила?»- спрашиваю я себя. Оказывается, формула проста – делай добро и не жди ничего взамен. Многого можно добиться лишь кропотливым трудом. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.
В последнее время много споров о востребованности и престижности профессии учителя. Эти споры нескончаемы. Но я знаю точно, что труд учителя не проходит бесследно. И когда спустя много лет твои ученики пишут тебе слова признательности и благодарности, я в очередной раз убеждаюсь в правильности выбранного пути. Я горжусь тем, что я – учитель!
Мустакаева Гульнур Рашидовна