12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Муртазина Айсылу Радиковна92
10 лет работала учителем начальных классов, вот уже как 5 лет работаю логопедом. Простая в душе, добрая, люблю детей!
Россия, Башкирская респ., Нефтекамск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Сказка»

Педагогическое исследование

Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

с детьми дошкольного возраста

Муртазина Айсылу Радиковна

учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 29

г. Нефтекамск

2018 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

  1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель, задачи, технологии и принципы………….………………………………………………………….5

    Организация здоровьесберегающей деятельности учителя-логопеда…….7

Глава 2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда………………………………………………………14

2.1 Традиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда……….14

2.2 Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. Известно, что в дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие органов и становление всех функциональных систем организма. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

В процессе коррекционной работы учителя-логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только сохраняла бы здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

В связи с этим в нашем дошкольном образовательном учреждении получило широкое применение здоровьесберегающая деятельность в работе с воспитанниками. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, применяемые в специальной педагогике и помогающие достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания в детском саду.

Предмет исследования: здоровьесбережение воспитанников ДОУ.

Цель исследования: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья дошкольников на логопедических занятиях.
2. Проанализировать принципы сохранения здоровья дошкольников в коррекционно-педагогическом процессе.

3. Описать профилактическую и коррекционную работу учителя-логопеда на занятиях и методику применения нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе.
4. Разработать методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях. 

Ожидаемые результаты:

правильное речевое дыхание у детей;

сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

отсутствие напряжения и скованности у детей;

улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;

использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

ГЛАВА I. Внедрение здоровьесберегающих технологий в коррекционную работу с целью оптимизации сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОУ

1.1 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: понятие, цель, задачи, технологии и принципы

Здоровье – основа формирования личности. Здоровье по праву является одной из основных ценностей человека. Оно представляет собой важную составляющую счастья. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Технология – пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата.  Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по ФГОС:


• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

 
• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребёнка; 
• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребёнка в детском саду.

Технологии здоровьесбережения:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

принцип «Не навреди!»;

принцип сознательности и активности;

принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности и индивидуальности;

принцип всестороннего и гармонического развития личности;

принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

  1. Организация здоровьесберегающей деятельности учителя-логопеда

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы со здоровьем. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя традиционные приёмы здоровьесбережения: упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, точечный массаж, психогимнастику, пальчиковую гимнастику, зрительная гимнастика, фонетическая ритмика, физкультминутки.

К нетрадиционным приёмам здоровьесбережения в работе учителя-логопеда относятся: биоэнергопластика, гидрогимнастика, мнемотехника, релаксация, кинезиология («Гимнастика мозга»), Су Джок терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, смехотерапия, ароматерапия, литотерапия.

Глава 2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

2.1 Традиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребёнка. В подготовке к школе существенная роль принадлежит развитию высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление. Поэтому учитель-логопед включает в коррекционную работу упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

Комплекс упражнений прилагается (приложение 1)

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика – это комплекс дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.

Цель дыхательных упражнений – увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Комплекс дыхательной гимнастики прилагается (приложение 2)

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины).

Комплекс артикуляционной гимнастики прилагается (приложение 3)

Логопедический массаж.

Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если массажные приёмы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект.

Приёмы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Таким образом, массаж благоприятно влияет на все функции организма, способствуя их развитию, побуждает к своевременному возникновению двигательных и речевых навыков и их совершенствованию.

Точечный массаж.

Точечный массаж зародился около пяти тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Были обнаружены локальные области, биологически активные точки – БАТ. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при иглоукалывании, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцем или кистью. При углублённом изучении БАТ было установлено, что воздействие на точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. Массаж возможен только при отсутствии противопоказаний. В коррекционной педагогике используют точечный массаж БАТ с детьми, состояние и поведение которых обусловлено остаточными явлениями органического поражения головного мозга. Их характеризуют повышенная утомляемость, истощаемость нервной системы, плохая переключаемость, неравномерная работоспособность, рассеянность, неусидчивость, драчливость или же пассивность, депрессивное состояние, плаксивость. Точечный массаж используется только на первых этапах. Затем детей обучают элементам самомассажа.

Психогимнастика

Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.

Задачи психогимнастики:

опора на естественные механизмы в развитии ребенка;

преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

создание возможности для самовыражения;

развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя)

Пальчиковая гимнастика.

С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

8. Зрительная гимнастика.

Зрительная гимнастика — это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. 

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

  • Фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

    Эффективным методическим приёмом для работы над звуками является фонетическая ритмика. Занятия фонетической ритмикой включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры, помогающие обрести раскованность и непринуждённость.

Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают  слишком напряжены. Они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот, расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

  • Физкультминутки.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий.

 

2.2 Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в тёплой воде различных предметов, например, резиновый мяч, массажёров, маленьких фигурок и т.д.

Мнемотехника - это  система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Основной принцип заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.

Релаксация – глубокое мышеч­ное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достиг­нутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Кинезиология («Гимнастика мозга») - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность.

В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. С помощью шариков («ёжиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыкотерапия  – это лекарство, которое слушают. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Песочная терапия - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

Литотерапия лечение с помощью натуральных камней. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и др.) с целью воздействия на организм человека.

Заключение

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.

Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребёнка с нарушениями речи. 
Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что логопедическая работа способствует не только коррекции речевых расстройств, но и развитию личности детей в целом.


 

     

Список литературы

Приложение 1

Упражнения на развитие высших психических функций

(внимания, памяти, мышления)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ

Упражнение на развитие способности к переключению внимания

 а) Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.

б) В следующий раз можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.

в) Потом можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.

2.Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

В первом задании ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия (подберите картинки).

Во втором задании ребёнку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия (подберите картинки).

В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

По всем трём заданиям оценивается результативность - число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных. 

3.Упражнение на развитие произвольного внимания

 Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники". Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.

Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

 4. Упражнение на развитие объёма внимания

Для проведения этого упражнения необходима тетрадь в крупную клетку, где вы заранее подготовите аналогичные таблицы с пустыми клетками. На рисунке в 8 квадратах определённым образом расставлены точки. Ребёнка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в тетради в пустом квадрате.

Время показа одной карточки - 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребёнку отводится не более 15 секунд.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ

1.Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти: "Каскад слов"

Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.

ОГОНЬ

ДОМ, МОЛОКО

КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА

ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ

КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА

КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ

ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН

ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД

МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ

ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК

Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами - 1 секунда). Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова.

Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

2.Упражнение на развитие зрительной памяти

 Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же.

 Усложнить это упражнение  можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

3.Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова

Покажите ребёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.

     6  2

     2  8  3

     3  7  1  4

     6  3  9  1  5

     8  1  4  9  2  6

     7  4  1  8  3  9  2

 

Далее предложите ребёнку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором - слуховую.)

В третьей серии попробуйте научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то - с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.

Продолжите подобную тренировку, но пусть ребёнок сам пытается найти какие-либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

Тот же самый приём можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учите ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЛЕНИЕ

1. Упражнение на развитие мыслительной операции: "Сравнение предметов"

Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:

МУХА И БАБОЧКА ДОМ И ИЗБУШКА

СТОЛ И СТУЛЬЯ КНИГА И ТЕТРАДЬ

ВОДА И МОЛОКО ТОПОР И МОЛОТОК

ПИАНИНО И СКРИПКА ШАЛОСТЬ И ДРАКА

ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: "Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?

Обычно дети затрудняются в нахождении сходства.

Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

2. Упражнение: "Соотношение понятий"

Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки - от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.

Разложите перед ребёнком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

Если для ребёнка это задание является трудным, начните с более лёгкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.

Или ещё вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке - от самого большого до самого маленького.

По аналогии придумайте ещё упражнения, которые развивают у ребёнка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

3. Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления

 Используется кубик-рубик. Предполагается, что ребёнок с ним знаком.

 Ребёнку предлагают разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.

 Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трёх квадратов одного цвета.

 Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.

 Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного  цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.

Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.

4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

 4.1. "Найди лишнее слово"

 Читаете ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

 Предложите ребёнку определить слово, которое является "лишним".

СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ

ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ

БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА

КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН 

 4.2 "Найди лишнюю картинку"

 Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртая - лишняя.

 Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: "Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?"

Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребёнку трудно даётся эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребёнка игровой формой занятия.

5. Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите ребёнку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Назови слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина...).

Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...).

Назови слова, обозначающие зверей.

Назови слова, обозначающие домашних животных.

Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

Назови слова, обозначающие водный транспорт.

Назови слова, относящиеся к искусству.

Назови слова, обозначающие овощи.

Назови слова, обозначающие фрукты. 

6. Упражнения на развитие словесно-логического мышления

6.1 "Определи понятие"

Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

Самолёт, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. 

 Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: "Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?"

 Перед тем, как ребёнок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: "Знаешь ли ты это слово?", или: "Понимаешь ли ты смысл этого слова?"

Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому. 

6.2 "Найди похожее слово"

Используется тот же набор слов.

Прочитайте ребёнку первое слово из первого ряда - "велосипед", и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, определяемую одним понятием). Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребёнку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребёнок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному. Например, если он ранее услышал слово "велосипед", то из второго ряда выбирает слово "самолёт", составляющее с первым понятие "виды транспорта" или "средства передвижения". Далее последовательно из следующих наборов он выбирает слова "автомобиль", "автобус" и "мотоцикл".

Если ребёнок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд ещё раз, но в несколько более быстром темпе. Если же ребёнок делает неправильные выборы, объясните ему ещё раз задание и приведите более простые примеры.

Как только для поиска нужных слов ребёнку прочитаны все четыре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребёнок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящих ко всем словам из первого ряда.

Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мышления у ребёнка придумайте аналогичные ряды слов.


 


 


 


 

Приложение 2


 

Дыхательная гимнастика


 

Упражнения для развития речевого дыхания

«Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щёки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

 «Подуть через трубочку»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать её на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щёки не надувались.
«Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края широкого языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щёки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть, чтобы воздушная струя была узкая, а нерассеянная.

 «Сдуть снежинку»

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую посередине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щёки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

 «Буря в стакане»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю посередине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались, губы были неподвижны.

«Вырастим большими»

На счёт «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счёт «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперёд — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

«Дровосек»
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперёд, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

«Гуси шипят»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперёд и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

«Косарь»
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперёд, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.

«Пилим дрова»

Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперёд, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе.

«Паровоз»
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.

«Надуй шар»

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счёт «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счёт «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

«Спускай воздух»

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накаченную воздухом резиновую камеру. На счёт «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

«Подуй на свечку»

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счёт «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.


 

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Также детям можно предложить такие полезные игры:

Воздушный футбол

Берём мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Рисунок на окне

Ребёнок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты или бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитке. Предложить ребёнку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на неё, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду лёгкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.


 

Упражнения по дифференциации носового и ротового дыхания

Комплекс 1.  Формирование фиксированного выдоха.

Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м……).

Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).

Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…..).

Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…..).

Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха.

Вдох – носом, выдох через нос толчками.

Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)

Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).

Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).

Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!)

Комплекс 3.  Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.

Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф…ф! ф!).

Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф…).

Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, удлинённый выдох через «трубочку» с усилением в конце (у…у! у!).

Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у…).

Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м…м! м!).

Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м…).

Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (сс! с! ).

Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с…).


 

Дыхательная гимнастика в стихах

КОМПЛЕКС № 1

Часики

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.

1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);

2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

Петушок

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

И.п. – о.с.

1 – поднять руки в стороны (вдох);

2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Насос

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

1 -  наклон туловища в правую сторону (вдох);

2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

Семафор

Самый главный на дороге,

Не бывает с ним тревоги.

И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.

1 – поднимание рук в стороны (вдох);

2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с» (выдох).

Дыхание

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы своё услышим.

И.п. – о.с.

1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный  выдох через нос.

Дыхание

Подыши одной ноздрёй,

И придёт к тебе покой.

И.п. – о.с.

1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

КОМПЛЕКС № 2

Гуси летят

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

И.п. – о.с.

1 – руки поднять в стороны (вдох);

2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох)

Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

И.п. – о.с.

1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;

2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

Регулировщик

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);

2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)

Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнём сначала.

И.п. – руки на поясе (вдох).

1 – наклон вправо (выдох);

2 – и.п. (вдох);

3 – наклон влево (выдох);

4 - и.п. (вдох).

Выдох со звуком «т-у-у-х».

Вырасти большой

Вырасти хочу скорей,

Добро делать для людей.

И.п. – о.с.

1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);

2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).

Произносить звук «у-х-х».

КОМПЛЕКС № 3

Крылья

Крылья вместо рук у нас,

Так летим – мы высший класс.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);

2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

Поднимемся на носочки

Хорошо нам наверху!

Как же вы без нас внизу?

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперёд и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

Покачивание

Покачаемся слегка,

Ведь под нами облака.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – наклон вправо – «кач» (вдох);

2 – наклон влево – «кач» (выдох).

Поворот

Надо посмотреть вокруг.

Рядом ли летит мой друг?

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 – повернуться вправо (вдох);

2 – и.п. (выдох);

3 – повернуться влево (вдох);

4 - и.п. (выдох).

Хлопок

Солнце мы хлопком все встретим,

Так полёт свой мы отметим.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – поднять руки вверх (вдох);

2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох);

3 – развести руки в стороны (вдох);

4 – и.п. (выдох).

Пчёлы

Мы представим, что мы пчёлы,

Мы ведь в небе – новосёлы.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – развести руки в стороны (вдох);

2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

Приземление

Приземляться нам пора!

Завтра в сад нам, детвора!

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.

1 – руки поднять вверх (вдох);

2 – наклон вперёд с одновременным опусканием

КОМПЛЕКС № 4

Ушки

Ушки слышать все хотят

 Про ребят и про зверят.

И.п. – о.с.

1 – наклон головы вправо – глубокий вдох;

2 - наклон головы влево – произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево ушки должны быть как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось.

Задувание свечи

(энергетизированное дыхание)

Нужно глубоко вдохнуть,

Чтобы свечку нам задуть.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно;

2 - губы сложить «трубочкой», сделать 3 коротких выдоха, условно стараясь

задуть горящую свечу – «фу-фу-фу». Во время упражнениия корпус держать прямо.

Губы трубкой

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И.п. – о.с.

1 – полный вдох через нос, втягивая живот;
2 – губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив ими лёгкие до отказа;

3 – сделать глотательное движение, как бы глотать воздух;

4 – пауза в течение 2-3 сек., затем поднять голову, вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Воздушный шар поднимается вверх

Ты, как шарик, полети,

Сверху землю огляди.

И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.

1 – поднять плечи и ключицы (вдох);
2 – опустить плечи и ключицы (выдох).

Очищающее дыхание – «ха»

Друг за друга мы - горой,

Посмеёмся над бедой.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх;

2 – задержать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперёд («ха»);

3 – медленно выпрямиться и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.

Шипящее стимулирующее дыхание

Друг на друга пошипим,

Язычок мы укрепим.

И.п. – о.с.

1 – вдох через нос в естественном темпе;

2 – выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как бы при произнесении звука «с». Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху.

Ветер

Сильный ветер вдруг подул,

Слёзки с ваших щёк сдул.

И.п. – о.с. сделать полный вдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, впячивая живот и рёбра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сквозь сжатые губы  с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

КОМПЛЕКС № 5

Удивимся

Удивляться чему есть –

В мире всех чудес не счесть.

И.п. – о.с., сделать спокойный вдох;

1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох;

2 – и.п.

Плечи

Поработаем плечами,

Пусть танцуют они сами.

И.п. – о.с.

1 – плечи вперёд. Медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;

2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая.

Поворот

Вправо, влево повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

И.п. – о.с.

1 – сделать вдох;

2-3 – на выдохе повернуться, одна рука – за спину, другая – вперёд;

4 – и.п.

То же, выполнять в другую сторону.      

Язык трубкой

«Трубкой» язычок сверни,

  Головой слегка кивни.

И.п. – о.с, губы сложены «трубочкой», как при произнесении звука «о», язык высунуть и тоже сложить «трубочкой».

1 – медленно втягивая воздух через «трубочку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки;

2 – закончить вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 сек;

3 – поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Покачаемся

Чтобы правильно дышать,

Себя нужно раскачать.

И.п. – о.с.   

1 – медленно наклониться вперёд, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох;

2 – медленно распрямиться, прогнуться назад, делая выдох.

Погладь бочок

Мы погладим свой  бочок

От плеча до самых ног.

И.п. – о.с.

1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);

2–опустить руку и плечо (выдох).
То же, выполнить в другую сторону.

КОМПЛЕКС № 6

Гудок парохода

Прогудел наш пароход,

В море всех он нас зовёт.

И.п. – о.с.

1 – через нос с шумом набрать воздух;

2 – задержать дыхание на 1-2 сек;

3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинён).

Носик

Мы немного помычим

И по носу постучим.

И.п. – о.с.

1 – сделать вдох через нос;

2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.

Курносик

Очень любим мы свой нос.

А за что? Вот в чем вопрос!

И.п. – о.с.

1 – погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);

2 – на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.

Барабанщик

Мы слегка побарабаним

И сильнее сразу станем.

И.п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе.

1 – присесть, похлопать по коленям (выдох);

2 – и.п. со звуком «бам-бам-бам» (вдох).

Трубач

За собой трубач зовёт,

Он здоровье нам даёт.

И.п. – ноги вместе, руки перед грудью сжаты в кулаки, губы сложены «трубочкой».

1 – вдох;

2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пф».

Самолёт

Полетим на самолёте,

Будем сильными в полёте.

 И.п. – лежа на животе, опора на предплечья.

1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);

4 – и.п. (выдох).

Прыжки

Прыгнем влево, прыгнем вправо,

А потом начнём сначала.

И.п. – руки на поясе.  1–4 –подпрыгивания на двух ногах на месте с поворотом вправо – влево.  Чередовать с ходьбой. 2 раза по 20 подпрыгиваний.

Дышим тихо, спокойно, плавно

Все мы медленно подышим,

Тишину вокруг услышим.

И.п. – о.с.  медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос.


 


 


 


 


 

Приложение 3

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

[С], [С’], [З], [З’], [Ц]

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.

«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.

«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все врёмя, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твёрдый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Повторить 4-5 р.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

[Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.

«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.

«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

«Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».

«Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.

«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.

«Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.

«Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, высунуть язык изо рта, подняв кончик и боковые края языка, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 4-5 р.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Р], [Р’]

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.

«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.

«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

«Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».

«Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.

«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.

«Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.

«Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.

«Дятел» – рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить широким кончиком зыка по верхней десне: д-д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер чёткого удара, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. 

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’]

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.

«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.

«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

«Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».

«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.

«Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.

«Индюк» - рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как индюк «болбочет»).

«Парус» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка за верхними зубами в форме «паруса». Удерживать под счёт до 5-10 раз.

«Пароход гудит» - губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка зажать между зубами, длительно произносим звук ы.

Приложение 4

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Пальчиковая гимнастика в театрализованной деятельности как средство профилактики речевых нарушений

Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Работа учителя-логопеда, в частности и воспитателей, заключается не только в преоделении, т.е. коррекции речевых нарушений, но и в предупреждении нарушений речи до их возникновения, т.е. в профилактики.

Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний, строится на устранении причин, которые могут приводить к возникновению таких нарушений. К сожалению, иногда всё же не удаётся предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся.

Для более успешного предупреждения у детей нарушений речи необходимо найти такие пути, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одним из них является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность пользуются у дошкольников неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно.

Исследованиями учёных (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все учёные, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Именно поэтому, я решила более подробно рассказать вам о пальчиковой гимнастике.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Театр в руке

Цель: позволяет повысить общий тонус, развивает внимание, память и снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка»- сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев).

«Сказка» - детям предлагается разыгрывать сказку, в которой каждый палец- какой- либо персонаж.

«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

«Осьминожки»- правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы- пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Дети учатся играть с пальцами с первой младшей группы во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

В средней и старшей группах пальчиковую гимнастику включают в режим дня.

Утром с небольшой группой детей или индивидуально.

С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)

Вы проснулись? ( «Смотрим в бинокль».)

С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушам.)

С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)

С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)

Во время утренней гимнастики.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например, передавая мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?». (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули (руки тянутся в стороны),

Покрутили (круговые движение пальцев от себя),

Постучали (основание ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

На физкультминутках (три-четыре упражнения)

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые

движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с характерных движений - сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением ( «Пальчики здороваются» или «Коготки» ), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки ( «Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха.

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используется пальчиковые кинезиологические упражнения –из серии « гимнастики мозга».

На физкультурных занятиях.

Пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. С целью формирования у детей элементарных представлений о своём организме и практических умений по уходу за ним используются движение пальцев кисти в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного, «здороваются» с большим пальцем),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребёнка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок).

Которые сами

В грязи утонули ( движение, имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак; затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются злые собаки ( руки вперёд,правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда вообще не растут (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живёшь?».

Как живёшь?

- Вот так! ( Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак.)

А плывёшь?

-Вот так! (Руками изображают движение пловца.)

Как бежишь?

-Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища.)

Вдаль глядишь?

-Вот так! (Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу.)

Машешь вслед?

-Вот так! (Энергичные движения кистями рук.)

Ночью спишь?

-Вот так! (Ладони под голову.)

А шалишь?

-Вот так! ( Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)

На музыкальных занятиях.

Провести любую пальчиковую гимнастику под музыку.

Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.

Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зелёные, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движением рук и пальцев).

Сказка «Курочка Ряба»

Жили-были дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

и баба (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба

(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),

Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое, а золотое. Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку»)

не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку»)

не разбила. Мышка бежала  (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),

Хвостиком махнула  (помашите указательным пальцем)

яичко упало и разбилось  (уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет  (закройте лицо руками). Баба плачет (закройте лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики)

другое, не золотое, а простое.

На прогулке в тёплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

«Гусь»

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

«Зайчик - кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко.

А колечко непростое-

Блестит, словно золотое.

В зачине подвижной игры или в ходе игры.

Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча).

Быстро плавают дельфины (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).

Не пугает их волна, Рядом плещется она (рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).

В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев ребёнок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх - « обезьянка дразнится»).

Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно, способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.