Педагогические технологии в системе преподавания учебного предмета «Французский язык. Второй иностранный язык»

3
0
Материал опубликован 21 September 2020

Педагогические технологии в системе преподавания учебного предмета «Французский язык. Второй иностранный язык».

Учитывая основную задачу ФГОС ОО – развитие личности ученика, в современном образовательном процессе осуществляется переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, что влечет за собой и изменения в деятельности педагога, реализующего новый стандарт. В соответствии с этим меняются и технологии обучения. Как отмечают методисты, «внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении». Отсюда и ставится задача – развитие личности ребенка.

 Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

 Под педагогической технологией я понимаю «Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса». 

Основной целью обучения французскому как второму иностранному языку является дальнейшее развитие у учащихся способности к межкультурному общению, что предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении первого иностранного языка (английского, немецкого, испанского) в область изучения второго иностранного языка. Особое звучание приобретает способность понимать различия и общность своей культуры, культуры народов, чей язык изучался первым, и культуры франкоязычных стран.

Основные задачи, решаемые в курсе обучения французскому языку на начальном этапе, направлены на формирование и развитие у учащихся следующих навыков и умений:

Навык правильного, нормативного произношения, четкой артикуляции всех звуков французского языка;

Навык и умение правильного чтения букв и буквосочетаний в отдельном изолированном слове, словосочетаниях, предложениях и сверхфразовых единствах;

Умение объясняться (устно и письменно) с носителями языка в ограниченном числе стандартных и наиболее типичных для подростков 13-16 лет ситуаций общения;

Умение воспринимать на слух и зрительно несложные тексты и понимать с разной степенью глубины заложенную в них информацию;

Умение соотносить задачи общения с социокультурным контекстом, что предполагает усвоение учащимися некоторых поведенческих характеристик и овладение определенным объемом страноведческих фоновых знаний, которыми располагают представители страны изучаемого языка.

Согласно ФГОС ООО второй иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком, литературой и первым иностранным языком входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника. Обучение французскому языку, как второму иностранному в 7 классе проводится по учебнику «Встречи» авторы Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина, издательство «Просвещение» 2019 первый год обучения. УМК предназначен для обучения учащихся 13-14 лет, изучающих французский язык как второй иностранный. Основным подходом при обучении второму иностранному языку является сравнительно-сопоставительный подход на сознательной основе, что, безусловно, служит интенсификации процесса обучения, развитию чувства языка у учащихся. На изучение французского языка в 7 классе отводится 2 часа в неделю.

 В условиях реализации требований ФГОС ООО в образовательном процессе по учебному предмету «Французский язык. Второй иностранный язык» использую следующие педагогические технологии:

1.     Информационно – коммуникационная технология

2.     Проектная технология

3.     Здоровьесберегающие технологии 

4.     Технология проблемного обучения

5.     Игровые технологии

 

Информационно – коммуникационная технология

 

 В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

 Метод применения информационно-коммуникативной технологии заключается в анализе образовательной программы, анализе тематического планирования, выборе тем, выборе типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа. Кроме этого, этот метод диктует использование готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего).

 

2. Проектная технология

 

    Цель технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

      Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

 На сегодняшний день одной из первостепенных задач, стоящих перед учителем является выявление потенциала научного творчества школьников; рассмотрение конкретных форм реализации научного потенциала учащихся; изучение форм руководства поисково-исследовательской деятельностью школьников. Поэтому важное место в моей педагогической деятельности занимает организация исследовательской работы. Учеба в очной аспирантуре БГУ Улан-Удэ (научный руководитель: доктор, проф. Е.И. Целикова) и защита диссертации (БГУ, Улан-Удэ, 2010) поспособствовали этому направлению моей деятельности. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися востребована, результативна и носит системный характер. Одной из эффективных форм такой работы является введение элементов поисково-исследовательской деятельности на уроках, участие в различных научно-практических конференциях.

Замечено, что в процессе исследования обеспечивается творчество, продуктивная деятельность. Как видим, системный характер поисково-исследовательской деятельности на моих уроках виден в результатах участия школьников на конференциях различного уровня:

 

Учебный год

Название

Уровень

Результат

1.

2011 г.

«По следам трех мушкетеров». НПК «First Step».

 

Школьный

Призер

(Базарова Яна)

2.

2012 г.

«Философская проблематика произведений А. де Сент-Экзюпери». НПК «First Step».

Школьный

Призер

(Пакулева Евгения)

3.

2013 г.

«Экзистенциальное восприятие мира в повести А. Камю «Посторонний». НПК «First Step».

Школьный

Призер (Пакулева Евгения)

4.

2014 г.

«Экзистенциальное восприятие мира в повести А. Камю «Посторонний». XXI научно-практическая конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».

 

Городской

Участница

(Пакулева Евгения)

5.

2014 г.

«Авторский стиль и язык произведений Ж. Сименона на примере фразеологических единиц в романе «Мегрэ у министра». НПК «First Step».

 

Школьный

Призер (Пакулева Евгения)

6.

2015 г.

«Авторский стиль и язык произведений Ж. Сименона на примере фразеологических единиц в романе «Мегрэ у министра». XXII научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее».

 

Городской

Победитель (Пакулева Евгения)

7.

2015 г.

Пакулева Евгения «Авторский стиль и язык произведений Ж. Сименона на примере фразеологических единиц в романе «Мегрэ у министра». XVI Республиканская научно-практическая конференции учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна».

 

Республиканский

Призер (Пакулева Евгения)

8.

2015 г.

«Особенности индивидуально-авторского стиля Ж. Превера на примере стихотворений «Утренний завтрак», «Семейное» и «Лентяй». НПК «First Step».

 

Школьный

Победитель (Цыбикова Арюна)

 

 

 

 

 

Учебный год

Название

Уровень

Результат

1.

2016 г.

«Особенности индивидуально-авторского стиля Ж. Превера на примере стихотворений «Утренний завтрак», «Семейное» и «Лентяй». XXIII НПК молодых исследователей «Шаг в будущее».

Городской

Цыбикова Арюна (Победитель)

2.

2016 г.

«Роль синтаксических фигур в поэтических текстах Мориса Карема «Пузырек чернил», «Вы видали?» и др. НПК «First Step» 20 декабря 2016 г.

 

Школьный

Победитель (Цыбикова Арюна)

3.

2017 г.

«Роль синтаксических фигур в поэтических текстах Мориса Карема». XXIV НПК «Шаг в будущее».

 

Городской

III место (Цыбикова Арюна)

4.

2017 г.

«Роль синтаксических фигур в поэтических текстах Мориса Карема». XVIII НПК учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна».

 

Республиканский

Призер (Цыбикова Арюна)

5.

2017 г.

 

«Художественные функции фразеологизмов на материале романа Пьера Алексис Понсон дю Террайль «Похождения трефового валета». НПК «First step» в номинации «Французский язык».

 

Школьный

Призер (Данилова Алина)

7.

2017 г.

«Соотношение сюрреалистических и традиционных приемов в поэзии Робера Десноса». НПК «First step» в номинации «Французский язык».

 

Школьный

Победитель (Цыбикова Арюна)

8.

2017 г.

«Особенности сюрреалистической поэтики Поля Элюара на материале стихотворений «Корова», «Думай», «Долг и время». НПК «First step» в номинации «Французский язык».

 

Школьный

Призер (Найданова Саша)

9.

2017 г.

«Особенности авторской техники письма Пьера Алексис Понсон дю Террайль». НПК «First step» в номинации «Французский язык».

 

Школьный

Победитель (Чиркова Виктория)

10.

2018 г.

«Соотношение сюрреалистических и традиционных приемов в поэзии Робера Десноса». НПК «Шаг в будущее».

 

Городской

Призер (Цыбикова Арюна)

11.

2018 г.

«Соотношение сюрреалистических и традиционных приемов в поэзии Робера Десноса». НПК молодых исследователей «Шаг в будущее».

 

Республиканский

Участие (Цыбикова Арюна)

12.

2018 г.

«Особенности ндивидуально-авторского стиля Ж. Превера на примере стихотворений «Утренний завтрак», «Семейное» и «Лентяй». XIX НПК учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна».

 

Республиканский

Призер (Цыбикова Арюна)

13.

2019 г.

«Особенности авторской техники Пьера Алексис Понсон дю Террайль на материале романов «Похождения трефового валета» и «Приключения Рокамболя». НПК «First step» в номинации «Французский язык».

 

Школьный

Победитель (Чиркова Виктория0

14.

2019 г.

«Особенности cюрреалистической поэтики Поля Элюара на материале стихотворений «Корова», «Думай», «Долг и время». НПК «First step» в номинации «Французский язык».

 

Школьный

Призер (Найданова Александра)

15.

2019 г.

«Особенности авторской техники Пьера Алексис Понсон дю Террайль на материале романов «Похождения трефового валета» и «Приключения Рокамболя». XXVI НПК молодых исследователей «Шаг в будущее».

Городской

III место (Чиркова Виктория)

16.

2019 г.

«Особенности авторской техники Пьера Алексис Понсон дю Террайль на материале романов «Похождения трефового валета» и «Приключения Рокамболя». НПК молодых исследователей «Шаг в будущее».

 

Республиканский

Участие (Чиркова Виктория)

17.

2019 г.

«Особенности авторской техники Пьера Алексис Понсон дю Террайль на материале романов «Похождения трефового валета» и «Приключения Рокамболя». XIX НПК учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна».

 

Республиканский

Участие (Чиркова Виктория)

18.

2020.

«Наиболее распространенные стереотипы о Франции и французах». НПК «Шаг в будущее».

Городской

IIместо (Ханхалаев Максим)

 

 

 

 

Этапы работы над проектом

 

Этапы

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога 

Организационно-подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.  

Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.

Рефлексия 

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»        

Оценивание каждого участника проекта.

 

 

 На своих занятиях предпочтение отдаю методам и приемам, побуждающим мыслить,

рассуждать, искать. Одним из главных методов является самостоятельная работа учащихся над источниками. Творческий характер изучению источников придают проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа материала, его оценки. Отсюда совершенствование умения аргументировать свою точку зрения, начать собственное исследование, воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности, что способствует повышению доли их самостоятельности.

 

3. Здоровьесберегающие технологии

Организация учебной деятельности по учебному предмету «Французский язык. Второй иностранный язык» проходит с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

 · соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

 · рациональная плотность урока/занятия (время, затраченное школьниками на учебную работу) составляет не менее 60 % и не более 75-80 %;

 · четкая организация учебного труда;

 · строгая дозировка учебной нагрузки;

 · смена видов деятельности;

  · место и длительность применения ТСО;

 · включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

 · построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

 · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

 · благоприятный психологический климат;

 · профилактика стрессов:

 · работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

 · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

 · целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части. 

 Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

 

4. Технология проблемного обучения

 Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие, личностно значимые качества.

В 9 классе в УМК «Встречи» разделе «История. Французские короли» обучающимся предлагаются проблемные задания, выступающие в качестве учебных задач, вопросов, практических заданий. Технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они, при непосредственном участии учителя или самостоятельно, исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

      По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

      Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Технологии проблемного обучения способствуют не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивают интерес к учебному предмету.

 

5. Игровые технологии

 В процессе преподавания французского языка использую также и игровые технологии, которые являются одними их основных видов деятельности человека.

Согласно специфике предмета на занятия использую следующие виды игр: Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, творческие, развивающие; сюжетные, ролевые, имитационные, драматизация.

Игровые технологии  стимулируют познавательную деятельность, активизируют мыслительную деятельность, самопроизвольно запоминается информация,  формируется ассоциативное запоминание, усиливается мотивация к изучению предмета.

Освоение современных технологий является приоритетным направлением в методике преподавания. Оптимизация педагогического процесса с помощью совершенствования методов и средств является в настоящее время необходимым условием. Педагогические технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания, с повышением качества и сокращением времени учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.