Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа НОУ «Французский язык как второй иностранный»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»
г. Лысьва, Пермского края.
РАССМОТРЕНА: методическим советом ДДЮТ протокол № 10 от « 22 » октября 2016 года председатель методического совета ДДЮТ _________________Бурилло Т.Н. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор Дворца детского (юношеского) творчества ______________Н.И Шатова « ___ » ___________ 20___ г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
НОУ «Французский язык как второй иностранный»
Возраст обучающихся 12 - 18 лет
Продолжительность обучения 4 года
Составитель программы:
педагог дополнительного образования
Оборина Наталья Анатольевна
г. Лысьва, 2016 г.
Паспорт программы
Официальное название образовательной организации |
МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» |
Сведения об авторе программы |
Оборина Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования |
Название программы |
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Французский язык как второй иностранный» |
Классификационная характеристика программы |
модифицированная, базовый уровень освоения, интегрированная научно исследовательская |
Направленность |
естественнонаучная |
Срок реализации ДООП |
4 года |
Возраст обучающихся |
14 - 18 лет |
Год разработки ДООП |
2016 год |
Цели и задачи программы |
Цель программы: создание условий для повышения конкурентоспособности выпускников и формирование их коммуникативных и социальных навыков через исследовательскую и проектную деятельность посредством французского языка. Задачи программы: ознакомить с элементарными лингвистическими представлениями, доступными для учащихся и необходимыми для овладения устной и письменной речью на французском языке на начальном этапе обучения, развивать навыки всех видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование), расширять и углублять лексические и грамматические знания по французскому языку, развивать речевые умения, языковую догадку, языковую наблюдательность, развивать языковые, интеллектуальные, аналитические и познавательные способности, учить методам и приемам работы с информацией, развивать речемыслительные процессы разных видов: память, внимание, мышление, воображение, развивать исследовательские и проектные умения, привлекать внимание учащихся к культурному наследию региона, формировать чувство сопричастности к решению этих проблем, формировать чувство любви к родному краю, сознательное отношение к окружающему миру, гордость за свою «малую» родину, создавать атмосферу психологического комфорта на учебных занятиях. |
Новизна ДООП |
Эффективное соединение таких видов деятельности как французский язык, исследовательская и проектная технологии и краеведение. Именно это триединство дает возможность гуманитарного развития и культуроведческого образования учащихся, которое в свою очередь является основополагающим принципом обновления содержания образования. |
Формы занятий |
Групповые, Индивидуальные. Максимальное количество учащихся в группе – 8. |
Режим занятий |
3-4 год об. - 3 раза в неделю по 2 часа |
Ожидаемые результаты |
По окончанию обучения учащиеся получат следующие знания, умения и навыки: владения разными видами чтения текста, владения лексикой в пределах лексических тем программы, применения на практике лексико-грамматических знаний (словообразование и сочетаемость слов, употребление частей речи, антонимы, синонимы, идиоматические выражения, пользование словарем, толкование слов), ведения диалога и построения монологического высказывания в пределах пройденных тем, основных грамматических правил, умения писать тексты разных стилей: письма, статьи в газеты и журналы, доклады, сочинения. владение культурой общения в иноязычной среде, написания научно-исследовательских работ, проектных работ, работы с лингвострановедческими материалами, уметь работать с различного вида информацией, уметь извлекать и трансформировать необходимую информацию, решать информационные проблемы (находить, систематизировать, обрабатывать необходимую информацию, владеть различными способами её презентации), использовать французский язык для реализации индивидуальных и групповых проектов. |
Формы подведения итогов реализации ДООП |
Результативность усвоения учебного материала отслеживается посредством: начального, промежуточного и итогового тестирования, подготовкой презентаций по изученным темам для определения языкового уровня учащихся, участием в лингвистических конкурсах и олимпиадах, защитой исследовательских работ, |
Основные технологии, методы, педагогические приемы, на которых основывается реализация программы |
Обучение ведется по традиционной технологии обучения иностранному языку. В процессе обучения применяются следующие современные образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, проектная технология, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технологии АМО, игровые технологии, информационные и компьютерные технологии. |
Введение
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.
В настоящее время иностранный язык востребован государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей детей, их общеобразовательного потенциала.
Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования учащихся, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Все это повышает значимость изучения иностранного языка.
Кроме этого наше развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, - нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать её.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «НОУ. Французский язык как второй иностранный» модифицированная, за основу программы взяты учебник французского языка для общеобразовательных учреждений «Синяя птица» (Береговская Э.М., Тусен М.), Rencontres. Niveau 1. Méthode de français (Селиванова Н.А, Шашурина А.Ю.), Rencontres. Niveau 2 (Селиванова Н.А.).Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Французский язык как второй иностранный» предусматривает обучение французскому как второму иностранному языку на старшем этапе обучения (10 –11 классы).
Программа была разработана по социальному запросу «Нового Образовательного Центра» для старшеклассников, открытого на базе МБОУ СОШ №3. Востребованность программы обусловлена необходимостью создания дополнительных программ, позволяющих не только углубить чисто языковые знания старшеклассников, но и ознакомить их с иноязычной культурой, сформировать готовность к пониманию ментальности носителей изучаемого языка, облегчить диалог культур.
Программа предназначена для учащихся, желающих изучать французский как второй иностранный язык. Возраст детей участвующих в реализации программы 14-18 лет. Освоение программы построено с учетом возрастных и психологических особенностей данного возраста.
Программа рассчитана на 4 года обучения (первый и второй год обучения – по 144 часа, третий и четвертый год обучения – по 216 часов). Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (первый и второй год обучения) и три раза в неделю по два часа (третий и четвертый год обучения).
Программа естественнонаучной направленности ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности учащихся, способствует формированию интереса к научно-исследовательской и проектной деятельности.
Актуальность программы состоит в том, что возросла необходимость в знании иностранного языка, причем не одного языка, а нескольких. Поэтому программа дает возможность изучать французский язык как второй иностранный. Существуют различные уровни владения иностранным языком, изучая французский язык в течение двух лет, учащиеся получат базовый объем знаний, который даст возможность дальше изучать французский язык на продвинутом уровне (3и 4 год обучения).
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Программа построена на системном использовании межпредметных и интегративных связей, поскольку именно они позволяют учащимся получить наиболее полное представление о картине мира, дают им более широкие возможности для самоопределения. Взаимосвязи французского языка с другими предметными дисциплинами разнообразны и многофункциональны, включают в себя знания из разных областей: географии, истории, литературы, русского языка, информатики, музыки, изобразительного искусства и т.п.
В основу программы заложен страноведческий подход при обучении иностранному языку, соответствует современным направлениям в педагогической теории и практике, применяемым для развития творческой и самообразовательной деятельности учащихся.
Правильный выбор страноведческого материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку.
Новизна программы состоит в эффективном соединении таких видов деятельности как французский язык, исследовательская и проектная технологии и краеведение. Именно это триединство дает возможность гуманитарного развития и культуроведческого образования учащихся, которое в свою очередь является основополагающим принципом обновления содержания образования.
Особенностью программы является наличие индивидуальных форм работы педагога и обучающегося, то есть выстраивание обучения в соответствии со склонностями и способностями конкретного обучаемого на основе ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) для одаренных детей, для детей с ОВЗ.
Организация работы строится по следующим принципам:
интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности школьников, когда опыт и навыки, полученные на занятиях в кружке, используются на уроках и содействуют повышению психологической сферы,
погружения – обучение предполагает знание предмета и широкую эрудицию в разных областях с использованием навыка исследовательской деятельности.
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
на информационном уровне – получение учащимися новых знаний,
на эмоциональном уровне – через радость творчества, более глубокое восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности,
на нравственно-психологическом уровне – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.
Овладение французским языком происходит при непрерывном взаимодействии с первым иностранным языком. Этот процесс имеет свои особенности, главной из которых является опора на положительный опыт учащихся, приобретенный ими при изучении родного и первого иностранного языков. Положительный перенос знаний, умений и навыков, полученных при изучении первого иностранного языка, в область изучения второго иностранного позволяет дальнейшему развитию способности учащихся к межкультурному общению. К этому следует прибавить имеющийся опыт учебной деятельности, повышающий мотивацию, творческие возможности учащегося, активизирующий его речемыслительную деятельность облегчающий процесс обучения.
Тематика исследовательских работ по лингвистике подбирается на стыке разных наук: лингвистика, краеведение, русский язык, французский, и английский языки, темы на сопоставительном страноведении, чтобы учащиеся, имея только базовый уровень владения французским языком, могли успешно включиться в исследовательскую и проектную деятельность.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального и социокультурного развития, стимулирует творчество и самостоятельность, сочетает коллективное и индивидуальное творчество, реализует принципы сотрудничества, открывает возможность формирования жизненного опыта, развивает личность учащегося.
При максимальном расширении содержания и форм практической деятельности детей, создаются условия для самостоятельной продуктивной работы, в которой проявляются творческие способности учащихся, формируются умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Обучение в программе дифференцировано и зависит от уровня подготовленности учащихся и от степени усвоения учебного материала, реализующегося через использование материала различного уровня сложности, разного объёма знаний учащихся по теме и разные формы контроля.
Цель программы: создание условий для повышения конкурентоспособности выпускников и формирование их коммуникативных и социальных навыков через исследовательскую и проектную деятельность посредством французского языка.
Задачи программы:
ознакомить с элементарными лингвистическими представлениями, доступными для учащихся и необходимыми для овладения устной и письменной речью на французском языке на начальном этапе обучения,
развивать навыки всех видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование),
расширять и углублять лексические и грамматические знания по французскому языку,
развивать речевые умения, языковую догадку, языковую наблюдательность,
развивать языковые, интеллектуальные, аналитические и познавательные способности,
учить методам и приемам работы с информацией,
развивать речемыслительные процессы разных видов: память, внимание, мышление, воображение,
развивать исследовательские и проектные умения,
привлекать внимание учащихся к культурному наследию региона, формировать чувство сопричастности к решению этих проблем,
формировать чувство любви к родному краю, сознательное отношение к окружающему миру, гордость за свою «малую» родину,
создавать атмосферу психологического комфорта на учебных занятиях.
Планируемые результаты. По окончанию обучения учащиеся получат следующие знания, умения и навыки:
владения разными видами чтения текста в соответствии с программой,
владения лексикой в пределах лексических тем программы,
применения на практике лексико-грамматических знаний в соответствии с программой (словообразование и сочетаемость слов, употребление частей речи, антонимы, синонимы, идиоматические выражения, пользование словарем, толкование слов),
ведения диалога и построения монологического высказывания в пределах пройденных тем,
основных грамматических правил,
умения писать тексты разных стилей: письма, статьи в газеты и журналы, доклады, сочинения.
владение культурой общения в иноязычной среде,
написания научно-исследовательских работ, проектных работ,
работы с лингвострановедческими материалами,
уметь работать с различного вида информацией, уметь извлекать и трансформировать необходимую информацию, решать информационные проблемы (находить, систематизировать, обрабатывать необходимую информацию, владеть различными способами её презентации),
использовать французский язык для реализации индивидуальных и групповых проектов.
Формы контроля. Контроль осуществляется постоянно, параллельно с изучением материала. Основным объектом контроля является коммуникативная компетенция обучающихся в устной речи, аудировании, чтении, письме, усвоении лексико-грамматического материала.
Тестирование по итогам изученного материала осуществляется в разных формах в зависимости от характера материала.
Контроль усвоения грамматического материала проводится в форме письменного теста, а лексического материала в форме презентации.
Одна из основных форм контроля усвоения страноведческого и лингвистического материала – результативное участие в научно-практических конференциях исследовательских работ и лингвистических конкурсах от институционального уровня до всероссийского уровня.
Формы определения результативности образовательного процесса
Виды контроля
Время проведения |
Цель проведения |
Вид контроля |
Начальный контроль |
||
Начало учебного года |
определение уровня развития обучающегося, его готовности к усвоению программы |
Беседа, опрос, тестирование. |
Текущий контроль |
||
В течение учебного года |
Уровень усвоения учебного материала |
Наблюдение. Тестирование |
Промежуточный контроль |
||
По окончании учебного года |
Определение степени усвоения учащимися учебного материала. |
Тестирование, творческая работа |
Итоговый контроль |
||
В конце обучения этапа. |
Определение результатов освоения программы. Определение изменения уровня развития индивидуальных способностей. |
Анализ качества индивидуальной работы каждого обучающегося, тестирование. |
Мониторинг результатов освоения программы
Спектр способов и форм выявления результатов |
Спектр способов и форм фиксации результатов |
Спектр способов и форм предъявления результатов |
опрос наблюдение тестирование рейтинг достижений на конкурсах разного уровня |
Личный рейтинг каждого обучающегося Грамоты Дипломы Проекты НИР |
НПК Конкурсы проектов Олимпиады Конкурсы Поступление выпускников в высшие учебные заведения |
Учебно-тематический план
(первый год обучения)
Цель: создание условий для овладения элементарной грамматикой французского языка и небольшим словарным запасом, необходимым для общения.
По окончанию первого года обучения учащиеся будут владеть необходимым словарным запасом и знаниями по грамматике французского языка, общаться на основные темы повседневной и деловой жизни, читать несложные тексты, воспринимать на слух французскую речь.
п/п |
Темы занятий |
Всего часов |
В том числе: |
Форма контроля |
|
теории |
практики |
||||
1 |
Вводное занятие.
|
2 |
1 |
1 |
Анкетирование. Тест. |
2 |
Вводный курс |
24 |
12 |
12 |
Тест «Говорю, пишу, считаю» |
3 |
Моя семья и я |
12 |
6 |
6 |
Монолог по теме |
4 |
Портрет моего друга. |
12 |
6 |
6 |
Монолог по теме |
5 |
Мой дом – моя крепость |
12 |
6 |
6 |
Презентация «Дом моей мечты» |
6 |
Мой день (учеба и досуг, увлечения) |
12 |
6 |
6 |
Расписание занятий на французском языке. Презентация «Мои увлечения» |
7 |
Праздники, каникулы |
12 |
6 |
6 |
Монолог по теме |
8 |
Времена года |
12 |
6 |
6 |
Презентация «Мое любимое время года» |
9 |
Путешествия |
12 |
6 |
6 |
Монолог по теме |
10 |
Покупки. Магазин. Мода и я. |
12 |
6 |
6 |
Презентация «Я и мода» |
11 |
Французско-русские соответствия |
12 |
6 |
6 |
Тест |
12 |
Конкурс знатоков французского языка |
8 |
2 |
6 |
Игра «Что? Где? Когда» тема, викторина по страноведению «Знатоки Франции» |
13 |
Итоговое занятие
|
2 |
1 |
1 |
Итоговый лексико-грамматический тест. |
|
Итого: |
144 |
70 |
74 |
|
Содержание образовательной программы
Первый год обучения.
1. Вводное занятие. Содержание образовательной программы «ФРАНКВИ»: цели и задачи, предполагаемые результаты, инструктаж по технике безопасности.
Практика: анкетирование. Начальная диагностика.
2. Вводный курс (12 занятий)
Занятие 1.
Теория: ознакомление с французским алфавитом и произносительными нормами французского языка.
Практика: фонетические упражнения, рифмовки.
Занятие 2.
Теория: ознакомление с правилами чтения.
Практика: упражнения для чтения.
Занятие 3.
Теория: речевые клише приветствия и знакомства.
Практика: диалог: «Давайте познакомимся».
Занятие 4.
Теория: вопросительные слова.
Практика: диалог-расспрос.
Занятие 5.
Теория: счет до 100
Практика: считалочка «Контрасты»
Занятие 6.
Теория: речевые клише для самопрезентации.
Практика: мини-монологи.
Занятие 7.
Теория: речевые клише для представления друга.
Практика: диалог «Супер вежливость»
Занятие 8.
Теория: речевые клише для представления своей семьи.
Практика: диалог-расспрос.
Занятие 9.
Теория: речевые клише для личной карты идентификации.
Практика: заполнение личной карты идентификации.
Занятие 10.
Теория: речевые клише для описания погоды.
Практика: названия месяцев и времен года.
Занятие 11.
Теория: понятия времени.
Практика: названия дней недели, части дня, часы.
Занятие 12.
Теория: контроль ЗУНов вводного курса
Практика: тест «Говорю, пишу, считаю»
3. Моя семья и я
Теория: ознакомление с лексикой по теме. Модельные фразы и речевые клише по теме. Тексты по теме. Работа с текстами.
Практика: монолог «Моя семья и я» с разным объемом лексики, диалоги по теме. Диктанты по теме.
4. Мои друзья. Портрет моего друга.
Теория: Ознакомление с различными способами самопредставления, представление своих друзей, семьи. Внешние и физические данные человека. Качественные характеристики человека.
Практика: диалог-расспрос по теме, монолог.
5. Мой дом – моя крепость (квартира, комната)
Теория: работа с тематическим словарем. Диалоговые формы работы (все виды диалогов). Работа с текстами.
Практика: Автоматизация усвоения лексики. Монолог по теме «Дом моей мечты».
6. Мой день (учеба и досуг, увлечения)
Теория: работа с тематическим словарем. Виды досуга. Время для досуга. Учебный день.
Практика: диалоги «А мне нравится!», «Мой день расписан по минутам».
7. Праздники, каникулы
Теория: Работа с лексикой по теме. Семейные праздники. Народные праздники. Национальные праздники. Светские праздники.
Практика: текст «Французское рождество».
8. Времена года
Теория: работа с тематическим словарем. Диалоговые формы работы (все формы диалогов).
Практика: сочинение «Мое любимое время года»
9. Путешествия
Теория: Работа с лексикой по теме. Все виды путешествия. Текст «Франция туристическая». Виртуальное путешествие по замкам Луары.
Практика: текст песни «Voyage», монолог: Путешествие, которое я совершил»
10. Мода и стиль. Покупки.
Теория: работа с тематическим словарем. Текст «Франция – законодательница моды».
Практика: монолог по теме, презентация: «Я и мода»
11. Французско-русские соответствия
Теория: речевые клише, выражающие различные коммуникативные намерения: одобрение, сожаление, совет и др.
Практика: автоматизация употребления речевых клише в диалогах.
12. Конкурс знатоков французского языка
Теория: подготовка викторины, всех ее этапов.
Практика: викторина для знатоков французского языка и Франции.
13. Итоговое занятие. Итоговый лексико-грамматический тест.
Учебно-тематический план
(второй год обучения)
Учебно-тематический план второго года обучения состоит 12 тем, построенных на базе лексического материала первого года обучения. На каждую тему отводится 12 учебных часов, 6 часов, из которых предусматривается на введение нового текста с объяснением и тренировкой новой лексики, а остальные часы на различные формы и стадии закрепления учебного материала и контроля. Распределение часов внутри каждой темы может регламентироваться и определяться педагогом в зависимости от уровня и подготовки группы, а также сложности изучаемого материала.
пп |
Темы занятий |
Всего часов |
В том числе: |
Форма контроля |
|
теории |
практики |
||||
1 |
Вводное занятие. |
2 |
1 |
1 |
Анкетирование. Тест. |
2 |
Здравствуй, Франция! |
12 |
6 |
6 |
Монолог по теме. Кроссворд «Города Франции» |
3 |
Природа Франции |
12 |
6 |
6 |
Викторина «Природа Франции» |
4 |
Прогулки по Парижу |
12 |
6 |
6 |
Презентация «Прогулка по Парижу» |
5 |
Листая календарь |
12 |
6 |
6 |
Презентация «Праздники Франции» |
6 |
Вслед за героями книг |
12 |
6 |
6 |
Викторина «Знаешь ли ты литературных героев?» |
7 |
Французские пословицы |
12 |
6 |
6 |
Интеллектуальная игра «Угадай пословицу» |
8 |
Французские провинции |
12 |
6 |
6 |
Монолог по теме
|
9 |
Замки в долине Луары |
12 |
6 |
6 |
Презентация «Замки Луары» |
10 |
Французская кухня |
12 |
6 |
6 |
Составление рецептов своего любимого блюда на французском языке |
11 |
Французская живопись |
12 |
6 |
6 |
Презентация «Художники-импрессионисты» |
12 |
Франция и ее песня |
12 |
6 |
6 |
Монолог по теме |
13 |
Занимательный французский |
8 |
4 |
4 |
Разгадывание кроссвордов, ребусов и шарад |
14 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Итоговый лексико-грамматический тест. Тест по страноведению Франции. |
|
Итого: |
144 |
72 |
72 |
|
Содержание образовательной программы
Второй год обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: Содержание образовательной программы «ФРАНКВИ» на второй год обучения: цели и задачи, предполагаемые результаты, инструктаж по технике безопасности.
2. Здравствуй, Франция!
Теория: Географическое положение Франции. Страны, граничащие с Францией, крупные города и провинции Франции. Введение названий на французском языке, их автоматизация.
Практика: Закрепление лексического материала, работа с картой. Составление диалогов о географическом положении Франции, ее городах и регионах. Подготовка мини-рассказов о географическом положении Франции. Составление и разгадывание кроссвордов «Франция, ее города и провинции».
3. Природа Франции.
Теория: Природа и ландшафты Франции. Горы и реки Франции, растения и животные. Работа с картой, введение названий на французском языке, их автоматизация.
Практика: Мини-сообщения учащихся о природе Франции, викторина по картинкам «Природа Франции».
4. Прогулки по Парижу.
Теория: Париж – столица Франции. Наиболее известные достопримечательности, новая лексика. Показ достопримечательностей на плане Парижа, просмотр открыток и буклетов, введение названий на французском языке.
Практика: Составление собственного рассказа о столице Франции, ее достопримечательностях.
5. Листая календарь (народные праздники).
Теория: Народные праздники – история и современность (Праздник королей, Праздник ландышей, Праздник матерей и т д.). Как празднуют Рождество во Франции.
Практика: Написание поздравительных открыток, выпуск праздничной газеты. Чтение и разучивание стихов.
6. Вслед за героями книг.
Теория: Знакомство с французскими писателями. Чтение и перевод отрывков из произведений. Знакомство с лексикой, ее автоматизация.
Практика: Составление вопросов к викторине «Знаешь ли литературных героев?».
7. Мудрость народа в пословицах и поговорках.
Теория: Знакомство с французскими пословицами, поговорками и загадками. Русские эквиваленты французских пословиц и загадок.
Практика: Разучивание французских пословиц и поговорок. Составление словаря пословиц.
8. Французские провинции (история и культура).
Теория: Провинции Франции (местонахождение, история), столицы, замки и монастыри.
Практика: Знакомство учащихся с работой в сети Интернет для получения информации о природе, исторических и культурных достопримечательностях французских провинций.
9. Замки в долине Луары.
Теория: Замки Луары – архитектурные и культурные памятники Средневековья.
Практика: Работа с информацией о замках Луары. Мини-сообщения учащихся о замках в долине Луары.
10. Французская национальная кухня.
Теория: Французские национальные блюда, региональная кухня. Русская и французская кухня.
Практика: Знакомство с рецептами французской кухни, их переводы. Составление рецепта своего любимого блюда. Чтение и перевод аутентичных текстов об особенностях национальной кухни.
11. Французская живопись (импрессионисты).
Теория: Импрессионизм. Французские художники – импрессионисты.
Практика: Составление устных и письменных рассказов о понравившейся картине.
12. Франция и ее песня.
Теория: Французские певцы: Эдит Пиаф, Ив Монтан, Шарль Азнавур и др. Современные певцы.
Практика: Разучивание французских песен.
13. Занимательный французский язык.
Теория: Обучение составлению кроссвордов и ребусов на французском языке.
Практика: Разгадывание кроссвордов, ребусов и шарад из французских источников.
14. Итоговое занятие. Итоговый лексико-грамматический тест. Тест по страноведению Франции.
Учебно-тематический план
(третий год обучения)
Цели и задачи:
ознакомить учащихся с основными понятиями языкознания и лингвострановедения как науки,
расширить практические знания учащихся в области культуры и истории Франции,
развивать межкультурные компетенции,
стимулировать познавательную, творческую и коммуникативную активность учащихся,
уметь критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним,
научиться использовать соответствующую справочную литературу и словари,
читать объемные текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой, исходя из собственного интереса при выборе текста,
знать и понимать реалии (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и уметь употреблять их, а также фоновую лексику (антропонимы, зоонимы, топонимы), фразеологизмы, пословицы, афоризмы как источник национально-культурной информации,
развивать учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал.
пп |
Темы занятий |
Всего часов |
В том числе: |
Форма контроля |
|
теории |
практики |
||||
1 |
Вводное занятие
|
2 |
1 |
1 |
Анкетирование. Тест. |
2 |
Здравствуй, Франция! |
6 |
2 |
4 |
Презентация по теме |
3 |
Французская региональная кухня. |
6 |
2 |
4 |
Викторина «Гурман или гурмэ?» |
4 |
Французская литература |
6 |
2 |
4 |
Презентация по теме |
5 |
История Франции. |
6 |
2 |
4 |
Доклад «Знаменитые личности в истории Франции» |
6 |
Кино Франции |
6 |
2 |
4 |
Презентация по теме |
7 |
Образование во Франции |
6 |
2 |
4 |
Монолог по теме |
8 |
Путешествие, отдых, спорт |
6 |
2 |
4 |
Презентация по теме |
9 |
Исследовательская деятельность |
108 |
54 |
56 |
Написание исследовательских работ и их представление на конкурсах НОУ |
10 |
Проектная деятельность |
36 |
14 |
20 |
Разработка проектов и их представление на конкурсах |
11 |
Конкурсная деятельность |
26 |
8 |
18 |
Участие в лингвистических конкурсах |
12 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Презентация по теме |
|
Итого: |
216 |
92 |
124 |
Итоговый лексико-грамматический тест. Тест по страноведению Франции. |
Содержание образовательной программы
Третий год обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: Содержание образовательной программы «ФРАНКВИ» на второй год обучения: цели и задачи, предполагаемые результаты, инструктаж по технике безопасности.
2. Здравствуй, Франция!
Теория. Курорты Франции. Природные достопримечательности. Провинциальные города и деревни.
Практика. Презентация по выбранной провинции или города.
3. Французская региональная кухня.
Теория. Гастрономические путешествия. Сырная карта Франции. Хлебная карта Франции.
Практика. Презентация рецептуры регионального блюда.
4. Французская литература.
Теория. Писатели 19-20 веков.
Практика. Презентация о французском писателе.
5. История Франции.
Теория. Французские короли. Французская революция. Наполеон Бонапарт.
Практика. Презентация об исторической личности Франции.
6. Кино Франции.
Теория. Знаменитые актеры.
Практика. Презентация о любимом французском кино и о любимом актёре или актрисе.
7. Образование во Франции.
Теория. Схема образования. Сопоставление систем образования в России и Франции.
Практика. Презентация о ВУЗах Франции. Сорбонна.
8. Путешествие, отдых, спорт.
Теория. Летние и зимние виды спорта. Предпочитаемые виды спорта во Франции.
Практика. Презентация о любимом виде отдыха и о путешествии, которое хотелось бы совершить.
9. Исследовательская деятельность. Девять тем по 12 часов.
Что такое научно-исследовательская работа, технология организации исследования. Общее ознакомление учащихся с этапами, содержанием, целями, задачами научно-исследовательской деятельности. Значение опыта творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности в формировании фундаментальных знаний, профессиональных умений и компетенций. Анкетирование по организации и формам проектно-исследовательской деятельности учащихся. Знакомство литературными источниками.
Основных аспектов НОУ. Структура, содержание и технология написания исследовательской работы. Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. Структура исследовательской творческой работы учащегося. Требования к написанию исследовательской работы.
Направления исследовательской деятельности. Методология научных исследований. Этапы, структура исследования. Составление плана, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования. Актуальность исследования, тема, цель, задачи, новизна, практическая значимость исследования. Проведение социологического исследования, тестирования. Обработка полученных результатов. Сбор и обработка материалов по теме исследования, создание собственного текста, редактирование текста. Выбор направления, темы исследования. Правила оформления научных работ.
Классификация источников. Альтернативные источники информации. Правила работы с источниками. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) Использование электронных ресурсов сети Интернет. Особенности поиска информации в рамках научного исследования. Правила оформления выписок из различных видов письменных источников. Правила составления списка использованной литературы.
Работа над темой исследования, сбор информации, оформление исследовательской работы. Выделение главного и второстепенного. Анализ и синтез. Выводы. Подготовка доклада и презентации. Источники исследовательской работы: сбор, отбор и изучение информации.
Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ. Оформление материалов (рисунки, схемы, таблицы, список литературы) Подготовка собственных материалов.
Сбор исследовательского материала. Эксперимент. Обзор литературных данных. Представление данных исследования. Анализ результатов, выводы. Набор текста исследования. Интернет и авторское право. Информационные материалы. Подведение итогов по исследовательской деятельности.
Представление исследовательской работы. Публичный доклад. Обратная связь с аудиторией. Основные виды публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), этические нормы и правила ведения диалога (диспута). Основные требования к наглядному представлению исследовательских работ и сопровождению выступлений с помощью компьютерных технологий (слайдовая презентация).
Подготовка к работе в новом учебном году. Выбор темы исследований. Составление плана исследований. Определение литературных источников.
10. Проектная деятельность. Девять тем по 4 часа.
1. Понятие проекта. Роль и место проектов в познавательной и профессиональной деятельности. Цель и задачи проектной деятельности.
2. Основные характеристики проекта и его планирование. Определение темы проекта. Определение объекта проектирования и его значения. Обоснование актуальности проекта. Определение источников информации. Поиск информации об объекте проектирования. Анализ ситуации проектирования, постановка проблемы и цели. Определение практической значимости проекта. Постановка задач проекта и составление плана деятельности по его реализации. Выбор критериев оценки результатов. Оформление плана проекта. Подготовка аннотации на проект.
3. Теоретические основы объекта проектирования. Библиография проекта. Извлечение информации из литературных источников, Интернета. Теоретический анализ: переработка информации на основе способов умственных действий (анализ, сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация и др.), формулировка выводов об объекте проектирования. Варианты альтернатив. Выбор оптимального варианта проекта. Опросы и анкетирования. Объект проектирования.
4. Моделирование и конструирование практической части проекта. Техника безопасности при проведении выполнении проекта. Проведение необходимых экскурсий. Проведение необходимых опросов и анкетирования. Проведения необходимых измерений, исследований. Выводы, обобщение собранного материала. Выполнение проекта: описание, модель объекта проектирования, схемы, расчеты, составление финансового плана. Наглядное представление хода и результатов проекта.
5. Заключения и выводы по проекту. Рекомендации по теме проектирования. Общее заключение о выполненном проекте.
6. Самопрезентация проекта. Подготовка научного доклада о проведенном проектировании и его результатах. Подготовка к публичной защите проекта: тема, ее актуальность, цель и задачи, концептуальные положения, разработанные модели, таблицы результатов как средство их описания, сметы, бизнес-план и пр. Оформление презентации для демонстрации.
Отработка навыков публичного выступления с презентацией.
7. Рефлексия проведенной научно-исследовательской работы. Анализ всей деятельности: фиксация затруднений, описание путей и средств их реализации.
Тема 11. Конкурсная деятельность. Пять тем по 6 часов.
1.Общая характеристика лингвистических конкурсов. Конкурсы переводов.
Конкурсы сочинений на иностранном языке.
2. Олимпиады. Олимпиады в тестовой форме.
3. Тематические конкурсы, приуроченные к определенным датам, годам (год Франции в России, год экологии).
4. Творческие внепредметные конкурсы. Викторины.
5. Онлайн-конкурсы.
12. Итоговое занятие. Итоговый лексико-грамматический тест. Тест по страноведению Франции.
Учебно-тематический план
(четвертый год обучения)
Цель:
развивать исследовательскую компетентность учащихся посредством освоения умений учебно-исследовательской и проектной деятельности,
развивать исследовательские способности: к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, классификации материалов и дополнительной литературы по проблеме исследования,
отрабатывать навыки работы с различными источниками информации,
отрабатывать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией,
организовать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую и проектную деятельность детей.
Пп |
Темы занятий |
Всего часов |
В том числе: |
Форма контроля |
|
теории |
практики |
||||
1 |
Вводное занятие.
|
2 |
1 |
1 |
Анкетирование. Тест. |
2 |
Франция и Франкофония |
6 |
2 |
4 |
Презентация «Виртуальное путешествие по Франкофонии» |
3 |
Введение в языкознание |
6 |
2 |
4 |
Работа со словарями и составление ЛСГ |
4 |
Морфология |
6 |
2 |
4 |
Создание буклета-инструкции по системе прошедших времен |
5 |
Синтаксис и пунктуация |
6 |
2 |
4 |
Презентация «Точка, точка, запятая» |
6 |
Словообразование |
6 |
2 |
4 |
Презентации по теме |
7 |
Фонетика и орфография |
6 |
2 |
4 |
Презентация «Большое значение маленькой буквы» |
8 |
Латинский и французский языки |
6 |
2 |
4 |
Конкурс «Кто знает больше латинских сентенций» |
9 |
Исследовательская деятельность |
108 |
54 |
56 |
Написание исследовательских работ и их представление на конкурсах НОУ |
10 |
Проектная деятельность |
36 |
14 |
20 |
Разработка проектов и их представление на конкурсах |
11 |
Конкурсная деятельность |
26 |
8 |
18 |
Участие в лингвистических конкурсах |
12 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Презентация по теме |
|
Итого: |
216 |
92 |
124 |
|
Содержание образовательной программы
Четвертый год обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: Содержание образовательной программы «ФРАНКВИ» на второй год обучения: цели и задачи, предполагаемые результаты, инструктаж по технике безопасности.
2. Франция и Франкофония.
Теория. Территории Д.О.М. Т.О.М. Французский язык в Европе, Африке и Америке.
Практика. Презентация «Виртуальное путешествие по Франкофонии».
3. Введение в языкознание.
Теория. Ознакомление с понятиями языкознания, такими как «идиома», «концепт», «реалия», «лексико-семантическая группа» (ЛСГ).
Практика. Работа со словарями и составление ЛСГ.
4. Морфология.
Теория. Именные части речи. Наречие. Глаголы. Система французских времен. Предлоги. Союзы.
Практика. Создание буклета «Прошедшее сложное время – не сложное».
5. Синтаксис и пунктуация.
Теория. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Обратный порядок слов в вопросительных предложениях.
Практика. Презентация «Точка, точка, запятая».
6. Словообразование.
Теория. Фразеология. Способы образования новых слов. Верлен и ларгонжи.
Практика. Составление буклета «Французские суффиксы», презентация «Французское арго молодежи».
7. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография.
Теория. Культура речи. Произносительные нормы языка. Графическая система.
Практика. Презентация «Большое значение маленькой буквы»8. Латинский и французский языки.
Теория. Происхождение французского языка. Особенности французского языка. Латинские корни.
Практика. Изучение латинских сентенций.
9. Исследовательская деятельность. Девять тем по 12 часов.
1. Что такое научно-исследовательская работа, технология организации исследования. Общее ознакомление учащихся с этапами, содержанием, целями, задачами научно-исследовательской деятельности. Значение опыта творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности в формировании фундаментальных знаний, профессиональных умений и компетенций. Анкетирование по организации и формам проектно-исследовательской деятельности учащихся. Знакомство литературными источниками.
2. Основных аспектов НОУ. Структура, содержание и технология написания исследовательской работы. Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ. Структура исследовательской творческой работы учащегося. Требования к написанию исследовательской работы.
3. Направления исследовательской деятельности. Методология научных исследований. Этапы, структура исследования. Составление плана, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования. Актуальность исследования, тема, цель, задачи, новизна, практическая значимость исследования. Проведение социологического исследования, тестирования. Обработка полученных результатов. Сбор и обработка материалов по теме исследования, создание собственного текста, редактирование текста. Выбор направления, темы исследования. Правила оформления научных работ.
4. Классификация источников. Альтернативные источники информации. Правила работы с источниками. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) Использование электронных ресурсов сети Интернет. Особенности поиска информации в рамках научного исследования. Правила оформления выписок из различных видов письменных источников. Правила составления списка использованной литературы.
5. Работа над темой исследования, сбор информации, оформление исследовательской работы. Выделение главного и второстепенного. Анализ и синтез. Выводы. Подготовка доклада и презентации. Источники исследовательской работы: сбор, отбор и изучение информации.
6. Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ. Оформление материалов (рисунки, схемы, таблицы, список литературы) Подготовка собственных материалов.
7. Сбор исследовательского материала. Эксперимент. Обзор литературных данных. Представление данных исследования. Анализ результатов, выводы. Набор текста исследования. Интернет и авторское право. Информационные материалы. Подведение итогов по исследовательской деятельности.
8. Представление исследовательской работы. Публичный доклад. Обратная связь с аудиторией. Основные виды публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), этические нормы и правила ведения диалога (диспута). Основные требования к наглядному представлению исследовательских работ и сопровождению выступлений с помощью компьютерных технологий (слайдовая презентация).
9. Подготовка к работе в новом учебном году. Выбор темы исследований. Составление плана исследований. Определение литературных источников.
10. Проектная деятельность. Двенадцать тем по 3 часа.
1. Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Виды проектов. Основы проектного мышления: от проблемы к идее проекта.
2. Структура проекта. Типология проектов. Схемы проектирования. Персональные или групповые проекты. Классификация проектов. Классификация проектов по доминирующей деятельности. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.
3. Ключевые параметры проекта. Проблема, цель, задачи, целевая группа, ожидаемый результат. Планирование и проектирование. Угрозы и риски в проекте.
4. Этапы работы над проектом. Определение тематик проектов. Формирование целей. Портфолио.
5. Методы исследования. Виды презентаций проектов.
6. Основные правила делового общения.
7. Создание рабочей папки материалов проекта.
8. Использование Интернет-ресурсов в проектной деятельности. Использование электронных энциклопедий в проектной деятельности. Интернет и авторское право.
9. Составление списков информационных ресурсов для проекта. Поиск и обработка информации. Аналитическая работа.
10. Визитная карточка проекта. Защита проектных работ. Презентация проекта. Защита проектов. Подведение итогов.
11. Ресурсное обеспечение и финансовое обоснование проекта. Бюджет проекта.
12. Медиапродвижение проекта. Сетевые проекты. Интернет-проекты.
11. Конкурсная деятельность. Пять тем по 6 часов.
1.Общая характеристика лингвистических конкурсов. Конкурсы переводов.
Конкурсы сочинений на иностранном языке.
2. Олимпиады. Олимпиады в тестовой форме.
3. Тематические конкурсы, приуроченные к определенным датам, годам (год Франции в России, год экологии).
4. Творческие внепредметные конкурсы. Викторины.
5. Онлайн-конкурсы
12. Итоговое занятие. Итоговый лексико-грамматический тест. Тест по страноведению Франции.
Условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимы:
1. Материально-технические условия: кабинет французского языка, оборудованный мебелью на 8 человек, компьютер для педагога, ноутбуки для учащихся, проектор, экран, аудио- и видеоаппаратура, школьная доска, шкаф для хранения методической литературы и дидактических материалов. Наличие выхода в Интернет.
2. Методическое обеспечение программы.
Технологии обучения. Обучение ведется по традиционной технологии обучения иностранному языку. В процессе обучения применяются следующие современные технологии: технология исследовательской деятельности, проектная технология, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технологии АМО, игровые технологии, информационные и компьютерные технологии.
Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, игра (деловая, ролевая), праздник, виртуальное путешествие, экскурсия, защита проектов, дискуссия, конкурс, конференция, интегрированные занятия, проектные занятия, творческие мастерские и др.
Приёмы и методы организации образовательного процесса:
словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.),
наглядный (показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций, работа по образцу и др.),
практический (упражнения, тесты, контрольные работы и др.),
объяснительно-иллюстративный (тематические тексты для чтения),
репродуктивный (чтение по образцу, грамматические упражнения),
частично-поисковый (решение олимпиадных заданий, викторин),
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся при подготовке материалов по учебным темам,
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися,
коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми при работе над проектами,
в парах - организация работы по парам, диалоговые упражнения,
индивидуальный - индивидуальные задания,
метод контроля
Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, открытое занятие, конкурс, олимпиада, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, участие в конкурсных мероприятиях, итоговое занятие, защита проектов, выступление на конференции, презентация творческих работ, игра-испытание (квест), итоговое эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ и др.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебным планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями обучающихся, уровнем их развития и способностями.
Дидактические материалы: наглядные пособия для индивидуального и коллективного использования, в которых представлены фонетический и грамматический материал, подборки грамматических таблиц по базовому курсу грамматики, учебные пособия по французскому языку, тематические наборы картинок, дидактические игры, лексические темы, грамматические упражнения и тесты, обучающие аудио и видеоматериалы программы на CDдисках, художественные книги в оригинале, различные виды словарей, энциклопедии, учебники, учебные пособия, научная и специальная литература. Методические разработки для организации индивидуальной работы с учащимися.
Список литературы
Алиева С.К. Грамматика французского языка в таблицах и схемах. – М.: «Лист», 2006. 92 с.
Береговская Э.М. Французский язык – учебное пособие для III класса с углубленным изучением французского языка. - Москва: Просвещение, 1989г.
Береговская Э.М. Французско-русский иллюстрированный словарь для малышей. Москва: Просвещение, 1998г.
Гаршина Е.А. Школьный французско-русский страноведческий словарь. – Москва: Дрофа, 2001г.
Гаршина Е.А. Франция. Первое знакомство. Пособие по страноведению. – Москва: Просвещение, 1992г.
Горлинская В. Елизарова Ю. Обучающий календарь. Литературно-познавательный сборник текстов и материалов. Пермь: «Пресс-центр», 2001г.
Грядченко А.Д., Понятин Э.Ю. Русско-французский разговорник. – Н. Новгород: НГПИИЯ, 1992г.
Дьяконов О. В. Французский – это не страшно. Грамматика или секреты Полишинеля. Москва: Восток – Запад, 2006 г.
Зуева Н.А., Сироткин В.Г. Памятники Парижа. Книга для чтения. – Москва: Просвещение, 1991г.
Корзина С.А. Французский язык. Речевые клише в диалогической речи. – Москва: Высшая школа, 1991г.
Критская О. В. Французские пословицы и поговорки. – М.: государственное издательство «Высшая школа». – 2003г.
Левицкая Г.К., Козлова Г.А. Занимательная орфография. Пособие для учащихся. – Москва: Просвещение, 1989г.
Мартино Е.С. Хрестоматия по географии Франции. – Москва: Высшая школа, 1991г.
Попова И.Н., Казакова Ж. А. Грамматика французского языка. Практический курс: - Учебник для институтов и факультетов иностранных языков. – 7-е изд., стереотипное. – М., 2000. – 480 с
Рапанович А.Н. Фонетика французского языка. – Москва: Высшая школа, 1983г.
Сатова Н.Н., Сатова-Ковачевич С.Н. От игры к знанию. Книга для чтения. – Москва: Просвещение, 1986г.
Соколова С.Н., Северская Н.В. Французский язык. Деловая поездка за рубеж. Учебное пособие. – Москва: Высшая школа, 1988г.