Педагогические технологии запуска самоорганизующихся процессов. Анализ фактор-импульсов

2
0
Материал опубликован 21 September 2019 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

"Государственный гуманитарно-технологический университет"

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ





Итоговая практико-значимая работа

"Педагогические технологии "запуска" самоорганизующихся процессов. Анализ фактор-импульсов".





Выполнил слушатель курсов ПК

по программе

"Содержание воспитывающей деятельности

педагогов образовательных организаций в рамках

реализации Стратегии развития воспитания

в Российской Федерации до 2015 г."

Моткова Юлия Юрьевна



Руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Мирошкина Марина Руслановна





Орехово- Зуево

2019 г.

Самоорганизация – процесс упорядочения элементов за счет внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия. Это наиболее общее определение термина, которое, во многом, послужит и нам. Ведь его можно перенести и в самообразование, при котором учебный процесс или отдельные его части нужно уметь организовать самостоятельно, исходя из индивидуальных целей, наличия времени, специфики образовательного материала. Это не отдельная задача, стоящая перед каждым, кто задается вопросами самообучения, а ценный навык современного человека. И далее в этом уроке мы опишем этапы формирования и его составляющие; создания собственного алгоритма, помогающего следовать плану  обучения.

"Запуск" самоорганизации начинается с постановки цели и задачи перед обучающимся. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?  

 Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

        Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.

        Вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

        С первого класса необходимо учить детей соблюдать режим дня, дежурить в классе и столовой, вовлекать ребят в практическую деятельность и стараются развивать у них интерес к этой деятельности.

        Каждый ученик имеет поручение, постепенно эти поручения усложняются. Пребывание детей в школе не возможно без труда по самообслуживанию, тесно связано с усвоением санитарно-гигиенических навыков и развитием общей культуры школьников.

        В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности у ребенка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются и способствуют формированию у учащихся самоорганизации.

        Важно постоянно учить детей строить отношения друг с другом на основе знаний: умению объяснять, рассказывать, слушать других, оказывать помощь.

        Со второго класса надо приучать заполнять дневник и записывать другие задания. Ведение дневника способствует формированию самоорганизации, чувства ответственности, выработке самоконтроля.

        Во время самоподготовки детям не нужно напоминать, какую страницу открыть, об этом им расскажет дневник. Если дети выполняют домашнее задание по русскому языку, воспитатель предлагает им: «правила самоподготовки по русскому языку». Когда прочитали задание, повторили правило, пройденное на уроке, надо напомнить, что им нужна та памятка, которой они пользовались на уроке.

Главные задачи по отношению к ученикам:

• развивать веру в успех;

• считать ошибки нормальным и нужным явлением;

• обращать внимание на прошлые успехи;

• сделать процесс обучения ощутимым;

• признавать и видеть достижения каждого;

• учить детей управлять собственной деятельностью.

        Самостоятельная работа является средством формирования у детей активности и самоорганизации, развития их умственных способностей получения глубоких знаний.

        Особенность мотивации самостоятельной работы – это активная мыслительная деятельность. Особое место в процессе формирования самостоятельности занимает начальная школа.

        Самостоятельные работы могут проводиться как в письменной, так и в устной форме. Например, если второклассник плохо читает, не воспринимает предъявляемую ему задачу, придётся учить его вдумываться в смысл задания, тренировать в пересказе того, что нужно сделать, в расчленении задания на составные части.

        Если уровень подготовки разных учащихся значительно различается, необходимо обеспечить дифференцированную работу по предмету.

        Учитель определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приёмам умственного труда, инструктирует учащихся перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы. Своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализирует и оценивает результаты каждой работы.

Виды воспроизводящих самостоятельных работ могут быть различными:

    самостоятельное чтение учебника или других источников, нахождение ответов на вопросы учителя;

    наглядное оформление изучаемого в виде плана, примеров, таблиц, схем;

    наблюдения и опыты над материалом в соответствии с определенным заданием;

    упражнения в подведении фактов языка под изучаемые понятия и правила;

    составление программы действий по применению правила;

    изложение материала в соответствии с различными вариантами заданий (развернутое, сжатое, выборочное);

    рецензирование устного или письменного ответа товарища.

        Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.

        Например, учащиеся получили задание: определить правильное написание слов. Вопрос, над которым я предложу подумать: почему важно не ошибиться в написании данных слов, к чему может привести орфографическая ошибка? Далее конкретизируются учебные задачи:

какие правила нужно применить в первом и втором случае? Следующий шаг – выбор соответствующего способа решения задач.

        Обязательно проводится контроль правильности решения включением данных слов в словосочетание или предложение.

Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:

1. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.

2. Ученики в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).

        Пример: работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.

3. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в ситуациях, которые повторяются, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизацией).

        Можно применять приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников. Они помогают развивать активные самостоятельные действия учащихся в учебном процессе. Это ситуации, в которых ученик проявляет следующие  умения:

- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;

- защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;

- задает вопросы, выясняя не понятное для себя понятие;

- помогает другим учащимся при затруднениях;

- ищет несколько решений поставленной задачи;

- выбирает задания из поисковых и творческих задач;

- осуществляет самопроверку, анализ познавательных и практических действий.

Самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров. Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция.

Каждый день учитель начинает с организационных моментов: подготавливает обучающихся к учебной деятельности, настраивает на рабочий лад. На уроках у младших школьников это обычно стихотворения или сообщение радостного события таких как: награждение грамотой отличившегося ученика. Пример, как известно, заразителен.

Далее учитель ставит перед учениками проблему и проводится анализ ситуации. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у ученика уже есть, а над какими необходимо работать. Младшим школьникам это особенно трудно, на помощь приходит педагог.

Следующий этап– планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Этот этап обычно проходится коллективно - активные ученики помогают выстроить план работы, когда быстро справляются с работой начинают подбадривать товарищей, делятся методами и способами достижения цели.

Разумеется, ничего не получится без желания самого ученика без его волевой регуляции и самокоррекции. Способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов, желаний, лени и т.д. является важной частью развития навыка самоорганизации. К сожалению, в настоящее время в классах общеобразовательной организации преобладает число гиперактивных обучающихся, которые обладают слабой саморегуляцией поведения. Им тяжело сконцентрироваться на одной задаче и довести ее до логического завершения. В таком случае учитель прибегает к разным методам стимулирования: на кого - то действует похвала его личных маленьких побед, кому - то интересно соперничать с одноклассником. Обучающиеся очень любят командные игры и задания в парах. Им важно не подвести друга.

Активно практикуются задания с ограниченным интервалом времени с установкой таймера. Сигнал таймера добавляет интереса. Кто успел радуются триумфу, а опоздавшие ребята осознают свой проигрыш и огорчаются. Установка дополнительного времени (вполовину меньше ранее заданного) подталкивает их доделать задание быстрее- так увеличивается их личный темп выполнения задания. С каждым разом количество успевших вовремя выполнить задание увеличивается. Дети учатся чувствовать время, знают сколько успеют за две - три минуты, обучаются тайм - менеджменту.

Правильно обустроенное рабочее место повышает продуктивность работы. Это же утверждение будет справедливым и в случае с образованием – очень хорошо иметь в доме уголок, который бы предназначался для нужд обучения. Первая заповедь его организации – максимальное удобство и стимулирование процесса, исключение отвлечения. На парте оставляем только то, чем будем пользоваться на данном уроке.

Еще одна технология для "запуска" и поддержания самоорганизации и самомотивации это так называемый "журнал успеха". «Журнал успеха» — это очень эффективное средство для того чтобы мотивировать себя. Он представляет собой своеобразный дневник, в который записываются все свои достижения. Даже самые незначительные. Заполняется этот дневник каждый день, ведь любой день наполнен множеством событий, среди которых непременно найдутся хорошие. Наглядное отображение всех успехов и достижений придает обучающимся новый позитивный заряд и силы продолжать действовать. В классе можно установить доску успеха и самые яркие успехи фиксировать.

Создание портфолио, где аккуратно сложены полученные обучающимися грамоты, также поддерживают ученика в трудную для него минуту.

Построение в конце урока лестницы успеха в качестве рефлексии дает хороший толчок на более активную работу дома или на следующем уроке в школе.

Контроль самооценки обучающегося учителем и одноклассниками позволяют развить адекватную самооценку.

Благодаря различным психологическим исследованиям уже доподлинно известно, что постоянная работа над каким-то одним делом имеет свойство утомлять и наскучивать. Если долго заниматься только чем-то одним, то состояние усталости наступает значительно быстрее, нежели в ситуациях, когда занимаешься разными делами. Если педагог чувствует, что обучающиеся начинают уставать от того, что делают, то он переключает внимание на что-то другое, например, проводит физическую разминку.

Учитель начальных классов всегда старается поддержать своих учеников. Обсудив все ошибки и выполнив работу над ними, учитель старается подбодрить слабых и невнимательных учеников. Мудрый педагог поясняет им, что абсолютно все успехи, достижения, неудачи и поражения являются результатом наших действий. Как говорится, на ошибках нужно учиться. Поэтому, относиться нужно к поражениям как к учителям. Именно это является той самой лакмусовой бумажкой, которая покажет, насколько грамотно и эффективно они действуют. Если что-то не так, нужно пересмотреть план действий и продумать новую стратегию.

Педагог в своей работе с обучающими выстраивает систему отношений и определенный режим, вырабатывает привычки. Так младшим школьникам легче ориентироваться, они начинают вникать в образовательный процесс и все действия доводятся до автоматизма: подготовиться к конкретному учебному предмету, достать все необходимое, выполнить задание учителя, подчеркнуть орфограммы карандашом, начертить чертеж по линейке, запомнить алгоритм/правило и т.п.

Компьютерные (информационные) технологии обучения позволяют разнообразить процесс обучения. Обучающимся нравятся яркие презентации, выскакивающие элементы, спецэффекты, заводная музыка. Помимо обучающих презентаций можно показать учебные фильмы или клип про самих обучающихся, который они могут создать сами и принести на информационном носителе. В современных школах есть всевозможные камеры и ноутбуки для самих обучающихся. Ученики начальной школы легко осваивают работу с этими средствами обучения, поскольку у многих ноутбук есть дома. Ученикам нравится работать со "взрослой" аппаратурой, они ощущают свою значимость, стараются лучше выполнить задание.

В настоящее время очень активно применяются он-лайн олимпиады в виде тестовых заданий, на которые нужно выбрать правильный ответ. Обучающиеся сразу видят свой результат. Когда они работают в классе теряется значимость получения бумажной грамоты, на первый план выходит непосредственно сам результат тестирования. А ведь, чтобы результат был высоким, нужно обладать определенным набором знаний! Вот и снова повышается мотивацию к обучению!

Учитель, применяющий в конце урока или после каждого этапа урока рефлексию, помогает обучающимся сформировать адекватную самооценку, осознать сразу свои "слабые" места, дают понять над чем стоит поработать дома, как организовать свое время после уроков. Доброжелательная атмосфера в течение всего урока положительно сказывается на взаимоотношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Во время рефлексии учитель деликатно дает оценку работе каждого ученика на уроке, дает рекомендации, ученик ощущает эту поддержку. Оценку может дать и товарищ.

Интерактивные технологии вводят новые краски в однообразный учебный процесс. Современных детей все труднее удивить: распечатанный рисунок, прикрепленный на доске могут даже не заметить, яркий плакат надоедает. На помощь приходят ИКТ. Яркие презентации, позволяющие одно и то же правило представить в разных вариациях исполнения для закрепления воспринимаются как нечто новое и интересное, заслуживающее их внимания.

Приложения - тренажеры обучающиеся выполняют с удовольствием, играя. Тогда как обычные распечатанные тесты в черно-белой печати сдаются все разрисованные или перечеркнутыми, в общем, современный ученик всеми возможными способами покажет, то ему этот вид работы не интересен.

Нестандартная форма урока в виде нестандартного расположения парт также оживляют интерес детей к обучению. Уроки-викторины, олимпиадные задания, жажда грамоты за успешное выполнение отлично мотивируют обучающихся.

Характер самостоятельной работы обучающихся на уроке стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся проявляют больше энтузиазма. Отвечать любят даже слабые дети, опытный педагог всегда найдет возможность ответить каждому ученику, чтобы он поверил в свои силы, а не "опустил руки".

        Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:

- умение определять цель учебного задания;

- умение планировать учебное задание;

- умение целесообразно выполнять учебное задание;

- умение контролировать ход и результаты учебного задания;

-умение оценивать ход и результаты учебного задания.

Для успешного "запуска" самоорганизации необходимо создать условия для появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту; для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»).

Интерес развивает мотивацию. Разнообразные педагогические технологии с успехом позволяют развить самоорганизацию. Рассмотрим некоторые из них.

Проектно-исследовательская технология тяжело воспринимается первоклассниками, а вот со второго класса обучающиеся вполне могут самостоятельно провести исследовательскую работу. Родители помогают только оформить итоговую работу. Примерные темы исследовательских работ: "Мыловарение", "Помощь в куроразведении", "Использование вторичного сырья: поделки из бутылок, картона"

Игровые технологии позволяют педагог развивать навыки самоорганизации ненавязчиво, играючи.

Проблемное обучение активно применяется во всех классах. С первого класса учителя учат обучающихся сформулировать проблему, которую они будут решать на протяжении урока или в течение прохождения раздела. Также обучающиеся самостоятельно пытаются найти пути решения данной проблемы.

На уроках реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. А. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности – это значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у него умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».

Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя. Этот метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой совместный поиск неизвестного учащимися. При этом обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, понимание других людей, самого себя. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Организация учебного процесса на разных уроках может выстраиваться по-разному. Например, на уроках технологии ребята, быстро выполнившие работу, могут выступать в роли наставника и корректировщика: они подходят к ребятам, испытывающим затруднения и помогают им выполнить задание учителя, доделать поделку. На уроках математики или русского языка чаще всего преуспевающие ученики получают более трудные дополнительные задания, но в старших классах они также могут выступать в роли координатора и помощника. Других ребят это не раздражает, а, наоборот, они охотнее обращаются за помощью к однокласснику- товарищу, а вот учителя о многом стесняются спросить.

Дисциплина на уроке тоже становится более спокойной и доброжелательной, поскольку учитель больше не нервничает, что не успеет подойти к каждого слабому ученику и больше времени может уделить "трудным" случаям. Как ни странно, эффективность обучения при этом не падает, а лишь возрастает в связи с тем, что каждый ученик старается выполнить задание правильно и быстро, чтобы стать координатором. Всем нравится это превосходство над другими. В первом же классе, такую тактику использовать решилась только в конце года, когда коллектив был уже сформирован, хотя все равно воспринялось это очень эмоционально: как со стороны помощников (старались громко, играя на публику, объяснять), так и со стороны неуспевающих ребят (обижались, что ровесники ими командуют/умничают), но скорее, это было не раздражение, а зависть, что они так еще не могут.

Работа в группах позволяет компенсировать недостающие знания у слабых обучающихся. Имея пробелы в знаниях в связи с многочисленными пропусками из-за болезни или по иным причинам, работая в группах они испытывают гордость за занятое их коллективом место в игре по командам, за общий результат. Зачастую при таких видах работы происходит так называемое эксперсс-обучение по всему пропущенному материалу.

Ученики начальной школы любят быть первыми. В нашу школу приходят обучающиеся с высокой самооценкой. Главная задача педагога - не потерять интерес ребенка к обучения и к себе, не позволить ему замкнуться в себе.

Для этого нужно лишь дать задание и посмотреть, как ученик себя проявит при его выполнении.

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.

На занятиях учитель знакомит детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

И напоследок хочется добавить о работе учителя с родителями. Ведь часто именно они мешают развитию самоорганизации своих детей. На собрании и в индивидуальных беседах, а также наглядный материал на информационной стенде или на сайте класса можно использовать вот такую памятку для родителей:

1. Не балуй меня, ведь я знаю, что ты не обязана исполнять каждое мое желание.

2. Не бойся быть со мной прямолинейной.

3. Не давай мне привыкать к плохим привычкам. Отвыкать от них мне будет ещё тяжелее.

4. Не заставляй меня чувствовать себя так, будто моё мнение не имеет значения. В такие моменты я начинаю вести себя ещё хуже. Ты должна знать об этом.

5. Не поправляй меня в присутствии других людей. Я лучше воспринимаю информацию, когда ты делаешь замечание с глазу на глаз.

6. Не заставляй меня чувствовать себя так, будто мои ошибки – это страшные преступления.

7. Не защищай меня всё время от последствий моих поступков. Я должен научиться понимать, что у действий бывает противодействия.

8. Не обращай внимания на мои мелкие придирки, иногда мне просто хочется пообщаться с тобой.

9. Не расстраивайся слишком сильно, когда я говорю, что ненавижу тебя, – я не ненавижу тебя, а бунтую против твоей власти.

10. Не повторяй всё по сто раз, а иначе я буду делать вид, будто оглох.

11. Не давай опрометчивых обещаний. Я расстроюсь, если ты их не выполнишь.

12. Не забывай, что пока я ещё не могу вдумчиво объяснить то, что чувствую.

13. Не требуй от меня правды, когда сердишься. От страха я могу случайно обмануть тебя.

14. Не будь непостоянной, меня это сильно портит.

15. Не оставляй мои вопросы без ответов. Я всё равно пойду искать ответы, но в другом месте.

16. Не говори, что мои страхи – неважные. Они очень важные, совсем не мелкие, и мне становится ещё страшнее, когда ты этого не понимаешь.

17. Не притворяйся совершенной и не совершающей ошибок. Я расстроюсь, когда пойму, что это не так.

18. Не думай, что извиниться передо мной – ниже твоего достоинства. Когда извиняешься, если не права, ты учишь меня поступать так же.

19. Не забывай, что я быстро расту. Тебе придётся перестраиваться очень часто.

20. Не запрещай мне экспериментировать. Без этого я не могу развиваться. Так уж, пожалуйста, делай на это скидку.

21. И последнее – помни, что я не могу вырасти счастливым человеком, если меня не любят дома сильно-сильно. Но ты это знаешь и так!






Вывод

Все меняется, меняются и требования к тем результатам, которые ребенок должен получить по окончанию обучения в начальной школы и педагогическому управлению, как фактором к повышению уровня общеучебных умений самоорганизации. Умением учиться является цель современного обучения и воспитания, именно это и есть главная направленность, которую мы формируем на этапе начального обучения в школе, общеучебные навыки и способности к самоорганизации в собственной деятельности помогают решению многих учебных задач.

Учеником становятся не сразу, да, получают этот статус первого сентября первого класса, но потребуется неопределенное для каждого ребенка время, чтобы он полностью осознал свой статус, принял его и начал стремиться к тому, чтобы поддерживать его всегда на высоте, с хорошими результатами в обучении. В первом классе все время уделяется деятельности учебной, мы направляем ребенка к овладению ею, как основным видом деятельности. Помогаем ученику поставить цель, к которой непрерывно будет он стремиться, перед этим необходимо помочь ему четко понять цель, которую перед собой ставит он, потом её принять, т.е. сделать своей на определенном промежутке времени.

После целеполагания, надо создать такие условия, которые придадут ученику уверенности в том направлении, в котором он должен стремиться самостоятельно выполнять определенный план работы, которая в последствии приведет к решению цели и задач, поставленным учителем перед работой с определенным классом учащихся.








Список литературы

    Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Минск: Выш. шк., 2002.

    Классному руководителю: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

    Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Минск: Выс. шк., 1987.
    Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

    Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.

    https://blogklassa2014.blogspot.com/p/blog-page_30.html

    https://4brain.ru/samoobrazovanie/samoorganizacija.php#3

    http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/675-pedagogicheskij-potentsial-samoorganizatsii.pdf

    http://be5.biz/ekonomika1/r2014/3556.htm

    https://narodirossii.ru/?p=15610

    http://av.disus.ru/dissertatciya/722799-1-razvitie-umeniya-samoorganizacii-uchebnoy-deyatelnosti-tehnologicheskom-obrazovanii-shkolnikov.php

    https://multiurok.ru/files/formirovaniie-samoorghanizatsii-uchashchikhsia.html

    https://infourok.ru/formirovanie-navikov-samoorganizacii-i-taymmenedzhmenta-u-mladshih-shkolnikov-pri-adaptacii-k-shkole-252305.html

    https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2017/05/14/osobennosti-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.