Современные педагогические технологии на уроках биологии как фактор повышения эффективности образовательного процесса
Статья
«Современные педагогические технологии на уроках биологии
как фактор повышения эффективности образовательного процесса»
Яранцева Татьяна Ивановна, учитель биологии и географии высшей квалификационной категории « МОУ Суслонгерская СОШ»
ФГОС предъявляет совершенно конкретные требования к личностным качествам обучающегося. В настоящее время важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Однако изменения в сознании детей, обусловленные огромным количеством информации, заставляют нас искать новые подходы к обучению. Современные дети рациональны, они хотят понимать, зачем им нужно то или иное знание. Искушённые в различного рода развлечениях, они хотят, чтобы и на уроках было интересно.
Методика обучения изменяется в связи с изменениями целей образования, усовершенствованием ФГОС. В базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, но не сокращается программный минимум, создавая перегрузки. Совокупность всех этих обстоятельств требует поиска инновационных средств обучения и воспитания, которые бы давали возможность повышать качество образования, более эффективно используя учебное время, снижать долю репродуктивной деятельности учащихся, развивать их творческие и интеллектуальные способности.
Биология - один из самых интересных и в то же время трудных для понимания целостной картины мира предметов школьного курса.
Многим детям тяжело даются сложные тексты учебника, изобилующие терминами, им трудно выявить главное, пересказать изучаемый материал. Для меня, как для учителя главное, чтобы каждый ребенок, научился четко определить цели и задачи, анализировать, делать выводы, применять полученную информацию для решения новых задач.
Для достижения этих целей и задач я использую различные типы уроков, формы контроля, групповую деятельность, коллективные творческие дела (учебные проекты). В связи с этим весьма актуальным становится использование на уроках новых форм и методов обучения. Одним из них является метод кейс-технологий. СЛАЙД
На уроках биологии мне кажется целесообразным применение метода ситуационного анализа. Это самый распространенный метод, т.к. педагогу легко его освоить. Суть метода: ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. Для выполнения данной задачи в кейсе ребенка должны быть усвоенные основные понятия по теме, полученные ранее.
Продемонстрирую кейс-технологию на примере фрагмента урока биологии в 9м классе «Экосистемы и присущие им закономерности». Основные понятия кейса: экосистема, биотические взаимоотношения, пищевые цепи, интенсивность воздействия факторов среды.
Предложена ситуация: «В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крепкие молодые деревья стали повреждаться вредителями».
Вопросы к тексту: 1) В чем заключается проблема? 2) Какие причины ее возникновения указаны в тексте? 3) Как вы можете объяснить возникшую ситуацию? 4) Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие. Ученики в процессе дискуссии приходят к правильному решению, отметая нерациональные идеи.
Разбирая кейс, учащиеся фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» учащихся проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.
Урок завершается презентацией результатов аналитической работы (учащиеся могут сравнить несколько вариантов решений одной проблемы); учитель подытоживает результат работы и проводит анализ ситуации с научной точки зрения.
Оценивание проводится по следующим критериям: практическое обоснование, самостоятельность решения, грамотный язык, предложение нетрадиционного и перспективного решения проблем.
Регулярное использование кейс-технологий развивает умение устанавливать логические связи, создавать целостную картину мира, находить практическое применение полученным знаниям и, в конечном итоге, повышает мотивацию к изучению биологии.