Занятие «Развитие вербального интеллекта»
Технологическая карта пробного урока коррекционно-развивающего занятия ТЕМА. Развитие вербального интеллекта |
Цели урока: Задачи обучения. Личностные: - формировать мотивацию к обучению; - учить рефлексии настроения. Метапредметные:
- учить ставить цель и задачи занятия;
3. коммуникативные: Предметные: |
|
Составила студентка СГПК им. И.А.Куратова Кулиш Валерия Николаевна
|
||
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
Этап. Установление эмоционального контакта. |
||
Здравствуте, ребята! Меня зовут Валерия Николаевна, и это занятие мы проведем вместе. |
- формировать мотивацию к обучению(Л) |
|
Здравствуй, солнце золотое! |
Слушают. |
|
Чтобы нам начать занятие, давайте узнаем с каким настроением вы нришли на занятие.Ребята, у вас на столах лежат смайлики, поднимите тот, который описывает ваше настроение. Каким оним словом вы можете описать свое настроение? |
Бодрое, веселое, хорошее, отличное. |
|
Здорово! У меня сегодня тоже отличное настроение, потому что я сегодня познакомилась с тобой. |
||
Надеюсь, что наше веселое бодрое настроение сохранится в течение нашего занятия. |
||
Этап. Постановка темы и задач урока. |
||
Предположите, о чем будет наше общение? |
||
Я дам вам подсказку. Сейчас вы закроете глаза и я включу песню, вы её внимательно послушайте и подумайте: о чём она, о чем мы будем говорить на уроке? |
- показать значимость грамотной и понятной речи(Л) |
|
Итак, ребята, открывайте глаза и скажите о чем эта песня? |
Эта песня о сказках. |
|
Песня называется «Сказки гуляют по свету», музыку написал Евгений Птичкин, а стихи сочинил Михаил Пляцовский. |
||
Имена каких сказочных персонажей вы услышала в песне? |
Принц, Белоснежка, Кощей, Золушка, Фея, Змей-Горыныч. |
|
Что объединяет всех этих персонажей? |
Они герои сказок, которые сочинил писатель. |
|
А вы сама была когда-то в роли писателя? |
Нет. |
|
Сегодня мы с вами будем писателями и попробуем составить собственную сказку! |
||
Давайте подумаем, а какие качества необходимы для писателя и как они развиты у вас. Я сейчас буду перечислять качества. Вы внимательно слушайте, и если среди них есть то, которое вы можете отнести к себе – хлопните в ладоши 1 раз. хороший словарный запас; умение грамотно, последовательно, логично излагать свои мысли; уметь фантазировать; знание правил русского языка, например, знать, как проверить проверяемую безударную гласную в корне. |
||
Сколько раз вы хлопнула в ладоши? |
Ни одного раза. |
|
Почему? |
У нас пока не развиты эти качества. |
|
Попробуем развить главное качество, инструмент писателя – слово! |
||
Как вы думаешь, чему будет посвящено наше занятие? |
Мы будем учиться грамотно строить свою речь. |
|
- И мы с вами попытаемся пройти маленькое испытание, проверить, можем ли мы быть писателем. |
||
Ребята, а кто мне может сказать, почему важно уметь красиво, грамотно, понятно говорить? |
Чтобы другие люди понимали, какую мысль мы хотим донести до них. |
|
По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован и начитан. Ребята, если вы готовы начать развивать в себе эти качества, то подарите мне свою красивую улыбку. |
||
3 этап. Основная часть занятия. |
||
Ой-ой, что за шум?!( играет веселая музыка) Да это же мой старый друг! |
||
К нам на занятие пришел Умник! Он все знает и многое умеет! Ребята, а он хочет вам что-то сказать. Сейчас я его прочту для вас . |
||
Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы хочете стать настоящими писателями! Это просто чудесно! Ведь я сам недавно прошел школу юного писателя и с удовольствием помогу вам! Но для того, чтобы написать сказку, нужно, для начала, потренироваться и только потом начать составлять ее. Работа эта очень сложная! Но я вам помогу и буду давать задания. Вы готова начать? |
Да |
|
Ребята, представьте себе, как выглядит Чистоговорий-ка? |
Наверное, он ходит в костюме, носит очки! |
|
А ещё с ним всегда есть книга «Русский язык», он всегда к ней обращается за помощью. |
||
Умник подготовил для вас пословицу. Только слова в ней перепутались. Он нас с тобой просит о помощи. Сейчас я тебе буду перечислять слова из пословицы, а вы попробуйте их расставить в таком порядке, чтобы мы смогли понять мысль, которая кроится в этой пословице |
||
Сказка, да в ней, ложь, намек. |
Сказка – ложь, да в ней намек. |
|
Что значит «сказка - ложь»? |
Т.е. сказка – это вымысел, неправда. |
|
Как вы понимаете значение слова «намек»? |
Это указание на что-то. |
|
Намек – это неявное указание на какой-то факт или мысль. |
||
Как вы думаете, что означает эта пословица? |
Сказка нас чему-то учит! |
|
Любая сказка-это вымысел, небылица, но в каждой сказке есть поучение, совет, намёк на то, чего делать не следует и стоит запомнить, как чужую ошибку. |
||
Значит, что должно быть в любой сказке? |
Какая-то мысль, то чему нас учит сказка. |
|
- Договоримся, что наша сказка будет учить следующему: благодаря упорному труду и терпению мы можем достичь поставленных целей. |
||
Кто может сказать, из каких частей состоит любой текст? |
Начало, основная часть, заключение. |
|
Ребята, давайте подумаем, какого персонажа мы не встречали в сказках? Лиса Медведь Жираф Волк |
Жираф. |
|
Значит, о ком будет наша сказка? |
Наша сказка будет о жирафе. |
|
Я начну составлять сказку. (вкл. музыка) |
|
|
- Давным – давно на свете была страна Чудландия! Её населяли очень необычные жители: маленькие феички с блестящими крылышками, умные гномы, которые всегда приходили на помощь, сильные муравьи-строители, розовые слоны, которые умели летать Все горожане жили в удивительных домиках, похожих на деревья. Но на планете был отдельный дом. В нем жила кошка, которая очень любила тюльпаны! |
|
|
Давайте подумаем, какой она может быть? Большой или маленькой? |
Она маленькая. |
|
Какого цвета кошечка? |
Белая |
|
Каким по характеру будет герой? Добрым или злым? Ленивым или трудолюбивым? |
Она будет доброй и трудолюбивой. |
|
Давай дадим такое имя динозаврику, чтобы в нем было сказано, что он любит розы. |
Мася. |
|
- Составь предложения про Масю. |
Мася маленька. Очень добрая и трудолюбивая. |
|
- Могли бы у Маси быть друзья? |
Да. |
|
- Кто мог бы бть ее другом? |
Бельчонок. |
|
- Попробуй рассказать начало сказки. |
- Давным – давно на свете была страна Чудландия! Её населяли очень необычные жители: маленькие феички с блестящими крылышками, умные гномы, которые всегда приходили на помощь, сильные муравьи-строители, розовые слоны, которые умели летать Все горожане жили в удивительных домиках, похожих на деревья. Но на планете был отдельный дом. В нем жила кошка, которая очень любила тюльпаны! Звали ее Муся. Она была очень красивого белого цвета. Кошка очень добрая и трудолюбивая. И был у Маси друг бельчонок. |
|
Теперь мы перейдем к основной части. О чем мы должны здесь сказать? |
В основной части мы должны раскрыть основную мысль текста. |
|
Повтори, какую мысль мы должны донести до слушателей. |
-Благодаря упорному труду и терпению мы можем достичь поставленных целей. |
|
Давай представим, чем любил заниматься Мася? Какое было у нее с белочкой увлечение? Они любила рисовать или танцевать? |
Танцевать. |
|
Самым любимым танцем у Маси и белочки был вальс! Ребята, а вы знаете что-то про вальс? |
Нет. |
|
Вальс - молодой танец. Это один из самых нежных танцев. Очень популярен среди людей. Его танцуют на балах. Музыку вальса всегда можно отличить ощущением легкого кружения, быстрого или медленного. |
||
Составьте предложение, в котором вы скажете, что Мася и бельчонок любят танцевать вальс. |
Больше всего Мася и ее друг бельчонок любили танцевать вальс! |
|
Однажды, когда Мася шла в гости к бельчонку, она увидели объявление «Внимание! Состоится большой конкурс среди танцоров. Победитель получит главный приз: шоколадно-ореховый кубок и звание лучшего танцора всех планет!» |
|
|
Предположи, что могла подумать Мася. |
Вот это да! Мы с бельчонком обязаны выиграть конкурс и взять первое место. |
|
Мася пришла к белочке и рассказала ей он конкурсе. Белочке понравилась эта идея. |
||
Как в думаете, что ответил бельчонок? |
Здорово, но мы должны тогда сейчас же начать тренироваться, иначе у нас ничего не получится. |
|
Что же начали делать Мася и бельчонок? |
Готовиться к конкурсу |
|
Пока друзья тренировались к ним подходили жители страны и спрашивали, что же они такое интересное делают. Что ответили ребята? |
Мы готовимся к конкурсу. |
|
|
Мася и бельчонок очень переживали и постоянно усердо повторяли вальс. |
|
И вот настал тот момнет, когда друзьям предоставилась возможность выступить. |
|
|
Давай выберем вариант развития сюжета: Им удалось покорить жюри своим мастерством исполнения танца, и они заняли почетное первое место! Жюри не впечатлило то, как друзья исполнили свой номер. |
- Им удалось покорить жюри своим мастерством исполнения танца, и занял почетное первое место!
|
|
Какие эмоции испытывали Мася и бельчонок, когда получил шоколадно - ореховый кубок? |
Мася и бельчонок были безумно рады и счастливы! У них все получилось! |
|
Как мы закончим нашу сказку? Начни со слов: Мася поблагодарила всех и сказала… |
- Если бы не мой друг бельчонок, с которым мы упорно тренировались, то у нас бы ничего не получилось. Мы поддерживали друг друга и все получилось. |
|
Ребята, чему наша сказка может научить? |
- Тому, что друзья всегда поддержат и помогут. |
|
Какой персонаж из сказки тебе понравился и почему? |
Объясняет. |
|
Попробуй рассказать нашу сказку. |
- Давным – давно на свете была страна Чудландия! Её населяли очень необычные жители: маленькие феички с блестящими крылышками, умные гномы, которые всегда приходили на помощь, сильные муравьи-строители, розовые слоны, которые умели летать Все горожане жили в удивительных домиках, похожих на деревья. Но на планете был отдельный дом. В нем жила кошка, которая очень любила тюльпаны! Звали ее Муся. Она была очень красивого белого цвета. Кошка очень добрая и трудолюбивая. И был у Маси дуг бельчонок. Больше всего Мася и ее друг любили танцевать вальс! Однажды, когда Мася шла в гости к бельчонку, она увидели объявление «Внимание! Состоится большой конкурс среди танцоров. Победитель получит главный приз: шоколадно-ореховый кубок и звание лучшего танцора всех планет!» ."Вот это да! Мы с бельчонком обязаны выиграть конкурс и взять первое место" - подумала кошечка. Мася пришла к белочке и рассказала ей он конкурсе. Белочке понравилась эта идея." Здорово, но мы должны тогда сейчас же начать тренироваться, иначе у нас ничего не получится" - сказал бельчонок. Друзья начали тщательную подготовку к конкурсу. Пока друзья тренировались к ним подходили жители страны и спрашивали, что же они такое интересное делают. Мася и белочка несколько дней тренировались. И вот наконец наступил день конкурса. Они очень переживали и волновались. Но им удалось покорить жюри своим мастерством исполнения танца, и занял почетное первое место!Друзья были безумно рады, у них все получилось! Мася поблагодарила всех и сказала: - Если бы не мой друг бельчонок, с которым мы упорно тренировались, то у нас бы ничего не получилось. Мы поддерживали друг друга и все получилось. |
|
5 этап. Итог занятия. |
||
Итак, ребята. Какую задачу мы ставили перед собой? |
Составить сказку. |
|
Получилось ли у нас это? |
Да. |
|
Я тоже считаю, что у нас получилась хорошая сказка. |
||
А для чего мы пробовали сочинить рассказ? |
Чтобы развивать свою речь. Ведь человек, который говорит грамотно, красиво, считается приятным в общении. |
|
Кто хочет попробовать составить порядок сочинения сказки? Чтобы вы его запомнили и пользовались им, когда захочется составить другие произведения. |
|
|
Итак, что нужно сделать сначала? |
Нужно выбрать тему, и то, о чем будет говориться в сказке |
|
Так, мы выбрали тему, основную мысль. Что необходимо сделать потом? |
Надо продумать персонажей. |
|
Что мы должны для этого сделать? |
Надо дать имена, подумать, как они будут выглядеть, какой у них характер. |
|
Что сделаем потом? |
Придумываем начало сказки. |
|
Дальше мы сталкиваем героя с какой-либо проблемой. Следовательно, что должно быть дальше? |
Герой решает проблему. |
|
И какой будет последний шаг? |
Развязка. |
|
Т.е. герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение. |
|
|
Попробуйте рассказать наш алгоритм составления сказки. |
Выбрать тему. Определить основную мысль. Придумать персонажей:дать имена, продумать, как они будут выглядеть, какой характер. Сочиняем начало сказки. Сталкиваем героя с проблемой. Герой решает проблему. Развязка: герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение. |
|
Я думаю, что наше занятие прошло с пользой и для нас! Надеюсь, что вы обязательно будете продолжать писать сказки. |
|
|
6 этап. Рефлексия. |
||
В начале урока у вас было … настроение. А с каким настроением вы сейчас? |
- учить рефлексии настроения(Л) |
|
Ребята, у меня тоже … настроение. Я очень рада, что наш настрой не поменялся. |
|
|
Наше занятие подошло к концу. Мне очень приятно было с вами работать! Я желаю вам больших успехов, всегда улыбайтесь и радуйтесь жизни. |
|
|
До свидания! |
|