Презентация «Развитие эмоционального и социального интеллекта дошкольников»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Родничок» Ярославского муниципального района Развитие эмоционального и социального интеллекта дошкольников Педагог-психолог Воеводина И.А. 2016 год
ФГОС ДО В ФГОС ДО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального и социального интеллекта. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Л. Выготский
“Эмоциональный интеллект” Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как“способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.
Пять главных составляющих эмоционального интеллекта самосознание самоконтроль эмпатия навыки отношений мотивация
Этапы развития эмоционального интеллекта: Идентификация эмоций; Использование эмоций для повышения эффективности мышления; Понимание эмоций; Управление эмоциями
I Этап развития эмоционального интеллекта: идентификация эмоций Знакомить детей с эмоциями: радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением «Выбери девочку» Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения. Описание игры: Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто: Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.
II этап развития эмоционального интеллекта: использование эмоций для повышения эффективности мышления «Прочитай письмо» Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом. Описание игры: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Например: Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.
III этап развития эмоционального интеллекта: понимание эмоций «Найди лишнее» Цель: понимание эмоций Описание игры: Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее. Объясни свой выбор. грустно, печально, тоскливо, радостно радостно, весело, забавно, нечаянно хорошо, замечательно, отлично, долго
IV этап развития эмоционального интеллекта: управление эмоциями «Повтори фразу» Цель: развитие выразительности речи. Описание игры: педагог называет фразу (например: «У меня есть котенок»), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью
«Назови эмоцию»
«Назови эмоцию»
«Назови эмоцию»
«Назови эмоцию»
Социальный интеллект способность выделять существенные характеристики коммуникативной ситуации и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на коммуникативные намерения партнеров по взаимодействию в игре, общении, совместной деятельности для достижения своих или общих предметных или коммуникативных целей. Сущностной характеристикой социального интеллекта являются умственные способности в единстве с эмоциональным компонентом. И.Ю. Исаева
Критериями социального интеллекта являются: эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии, децентрации; мотивация коммуникации и взаимодействия); когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению); поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).