12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новаковская Виктория Сергеевна491
Россия, Саха (Якутия) респ., Нерюнгри
4

Занятие ««Я люблю» как средство развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»

ЗАНЯТИЕ «Я ЛЮБЛЮ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Новаковская В.С.

педагог-психолог

Центра психолого-педагогической помощи детям

г. Нерюнгри, Республика Саха


Аннотация. Успешное формирование социально значимых личностных качеств требует учета знаний ребенка о себе, о своих близких, о месте жительства, о чувствах и эмоциях в определенный момент. Это влияет на успешность адаптации к новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, приоритетной задачей дошкольного образования становится охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Так, в пункте 2.6. ФГОС ДО при определении направлений социально-коммуникативного развития отмечается важность «развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками» [3].

Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере «на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям» [3].

В 6 лет и старше социальный интеллект носит более высокий характер развития - влияние на партнера, умение вводить в заблуждение для того чтобы использовать скрытые возможности коммуникации.  К пониманию социальной причинности дети приходят в 5-7 лет.  

Обучение социальному интеллекту происходит в повседневной жизни. Решая межличностные проблемы, ребенок извлекает из памяти один или несколько способов и помещает их в «рабочее пространство» для разработки и выполнения. Чтобы стратегия была извлечена, она  уже должна быть в когнитивном репертуаре личности.  Новые стратегии создаются путем переработки уже существующих. Если факторы среды нестандартны, то выбор становиться осознанным. Каждая стратегия последовательно оценивается с учетом  возможности ее осуществления и потенциальной эффективности.  

Данное занятие является 16-ым в комплексной психолого-педагогической программе развития социального интеллекта "Большой мир маленького человека".

Цель занятия: развитие рефлексии своего окружающего мира и внутреннего мира ребенка.

Задачи:

- развитие самоуважения через осознания того, что они любят делать;

- развитие доверительных отношений в группе;

- повышение уверенности в себе

- обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;

- развитие умений позитивного восприятия себя.

Ход занятия

1.Ритуал приветствия

Дети рассаживаются на стульчики по кругу. Приветствуя их, психолог предлагает поздороваться с помощью игры «Кто в домике живет?». Дети «забираются в домики» - для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Педагог-психолог подходит к каждому из них со словами: «Кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя и здоровается.

2. Этюд «Я все люблю»

Инструкция: психолог читает стихотворение А. Костецкого:

Я все люблю, что есть на свете:
Цветы и липу у ворот,
И почтальона дядю Петю,
Весну и лето, Новый год.
Люблю я очень маму с папой,
Люблю печенье с молоком,
Люблю здороваться за лапу
С соседским косолапым псом.
Люблю лететь на карусели
И сны смотреть, когда я сплю,
И так, немножко, еле-еле,
Вот столечко - себя люблю

Психолог просит детей определить эмоциональный настрой мальчика в отношении окружающего мира и себя и ответить на вопрос: чем он обусловлен?

3. Изотерапия «Что я люблю делать?»

Инструкция. Каждому ребенку необходимо подготовить бумагу, карандаши или мелки. Психолог спрашивает у детей: «Вы можете мне перечислить вещи, которые вы вообще не любите делать? А что вы делаете с большой неохотой? А можете ли вы назвать мне несколько занятий, которые вам на самом деле нравятся?

А теперь нарисуйте картину, глядя на которую, сразу станет понятно, что ты делаешь что-то, что тебе действительно очень нравится. Покажи на рисунке, где ты при этом находишься, один ли ты или с тобой есть еще кто-то…(10 минут)».

По окончании упражнения каждый ребенок представляет свой рисунок.

Далее психолог проводит анализ упражнения:

- Что ты чувствуешь, делая то, что изображено на рисунке?

- С каких пор ты любишь это делать?

- Что тебе особенно нравилось делать, когда ты был совсем маленьким?

- Есть ли еще в нашей группе дети, которые очень любят делать то же самое?

- Кто с удовольствием делает то, чего ты сам не любишь делать?

4. Упражнение «Музыкальные пальчики»

Инструкция. Психолог спрашивает у детей: «Хочет ли кто-нибудь из вас, чтобы его немножко побаловали? Отлично, Ваня, ложись, пожалуйста на спину на одеяло. Теперь мне нужны дети, которые готовы немного побаловать Ваню. Присядьте на колени вокруг Вани - с одной стороны, с другой стороны и в изголовье. Я сейчас включу плавную музыку. А вы пока положите легонько свои пальчики Ване на лоб, плечи, руки и ноги. Ваня, ты можешь закрыть глаза и очень спокойно так лежать. Когда начнется музыка, начинайте постукивать очень нежно кончиками пальцев по Ване. Пожалуйста, ничего не говорите при этом, а вот если у Вани возникает какое-нибудь желание, он может сказать о нем. Может быть, он захочет, чтобы вы постукивали по-другому или перестали это делать… (1-2 минуты). Теперь уберите руки. Ваня, ты можешь снова открыть глаза».

Психолог подает лежащему ребенку руку и провожает его в какое либо укромное место в группе, чтобы он смог лучше пережить полученный опыт.

Далее психолог проводит анализ упражнения:

- Как ты чувствовал себя, когда тебя баловали?

- А когда ты сам баловал других?

5. Упражнение «Щепки на реке» Инструкция. Дети встают в два длинных ряда, один напротив другого.

Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Психолог говорит: «Представьте себе, что вы все вместе – вода одной реки. По реке сейчас «поплывут» Щепки.

Один ребенок отправился сейчас в путь по реке как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, Щепка «поплывет» не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, то она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая Щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. И так, неспешно, Река будет блуждать по группе, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки. Все ли понятно?».

Далее психолог проводит анализ упражнения:

- Что ты чувствовал, когда был Щепкой?

- Что ты чувствовал, когда был Рекой?

6. Игра «Липучки»

Инструкция. Дети передвигаются по комнате. Двое водящих, держась за руки, пытаются поймать игроков. При этом они приговаривают: «Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя к своей «липучей» компании, и вместе ловят остальных.

7. Рефлексия

Инструкция. Дети садятся в общий круг. Играет музыка. Тот, к кому попадет мяч, когда музыка прекращает звучать, должен сказать: «Мне понравилось занятие. потому что...»

Примечание. В ходе выполнения упражнения необходимо проследить, чтобы каждый ребенок получил мяч и сказал, чем ему запомнилось занятие.

8. Ритуал прощания

Ритуал прощания «Спасибо за прекрасный день!»

Инструкция. Дети встают в круг, улыбаются друг другу и хором произносят: «Спасибо за прекрасный день!»

Список литературы:

1. Ивашова А. Программа социального тренинга с дошкольниками и младшими школьниками «Сотрудничество» // Газета «Школьный психолог», № 28, 2003.

2. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации работы в детском саду // газета «Школьный психолог», №25, 2000.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html

4.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000. – 160 с.

5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. - 176 с.

6.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 384 с.







Опубликовано


Комментарии (1)

Пригоровская Светлана Валериевна, 30.01.18 в 09:16 0Ответить Пожаловаться
Рабочее занятие с хорошо продуманной структурой и интересными упражнениями.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.