Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся

2
0
Материал опубликован 9 February 2022

Педагогический поиск: теория и практика организации проектной
и исследовательской деятельности учащихся


Автор работы:

Дьяченко Людмила Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 3 имени В.Н. Щеголева

городского округа ЗАТО Светлый»


Практическая часть работы основывалась на описании эффективных механизмов и методов организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов на уровне начального общего образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени В.Н. Щеголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области».

Целью является осуществление организационно-методического сопровождения проектно-исследовательской деятельности в ОУ как фактора успешности личного становления обучающихся.

В соответствии с поставленной целью научная лаборатория решает следующие задачи:

апробация и (или) внедрение результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов на уровне начального общего образования;

мониторинг эффективности научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов, коррекционная работа;

подготовка материалов, отражающих результаты проводимых исследований.

Подготовительный этап (сентябрь) включал разработку программы опытно-поисковой работы, реализация которой была направлена на активизацию методической работы школы:

- Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность научной лаборатории.

- Выбор педагогами темы самообразования.

- Апробация технологических карт уроков и занятий по внеурочной деятельности.

- Разработка системы критериев и показателей уровня сформированности универсальных учебных действий, оценка уровня школьной мотивации обучения школьников, удовлетворенности учащихся и их родителей образованием, социализированности личности учащегося.

- Составление таблиц обработки результатов диагностики по классу и индивидуальной карты развития УУД для каждого ученика.

Условия реализации программы научной лаборатории, выявленные нами на основе теоретического анализа научных исследований по данной проблеме, изучения инновационного опыта методической работы школы и осмысления некоторых закономерностей:

Готовность педагогов к реализации программы научной лаборатории, к повышению профессиональной компетентности.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе учащихся и педагогов.

Сочетание инновационных педагогических технологий, методов и средств обучения.

Структура урока и занятия по внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.

Достижение планируемых результатов обучения младших школьников в условиях использования системы учебников УМК «Школа России».

Основной (практический) этап (октябрь-май) включал практическую реализацию программы на уровне начального общего образования:

Моделирование занятий по урочной и внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.

Реализация проектной технологии с использованием традиционных и инновационных высокотехнологичных средств обучения на базе компьютерной техники Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий», «Электронный микроскоп», автоматизированное рабочее место (АРМ) учителя и ученика) в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.

Создание на каждом занятии по урочной и внеурочной деятельности условий для формирования УУД.

Отслеживание промежуточных результатов.

На аналитическом этапе (май-июнь) в рамках научно-методической работы были представлены результаты опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной организации, на семинарах, конференциях более высокого уровня, между педагогами происходил обмен опытом проектно-исследовательской деятельности в различных учебно-педагогических ситуациях в учебной и внеурочной деятельности.

Характеристика технологии

Учебный эксперимент в школьном курсе окружающего мира в начальной школе — это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей. Сформированные в ходе проведения экспериментов умения являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико-ориентированную деятельность. В школьной практике эксперимент, экспериментальный метод и экспериментальная деятельность учащихся реализуются в основном при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемно-поисковом и исследовательском методах обучения. Большое количество наблюдений и демонстраций не обеспечивают формирование умений учащихся самостоятельно и целостно проводить исследование. Именно лабораторный эксперимент, в котором школьники имеют возможность самостоятельно выполнять лабораторные и практические работы вызывает наибольший интерес обучающихся и наиболее эффективен с педагогической точки зрения. Системно-деятельностный подход, положенный в основу разработки федерального государственного стандарта общего образования находит свое отражение и в практико-ориентированной деятельности обучающихся. Уже в начальной школе материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения для освоения доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)


В целом, в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:


• наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
• описывать результаты наблюдений;
• выдвигать гипотезы ;
• отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;
• выполнять измерения ;
• вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
• представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
• интерпретировать результаты экспериментов;
• делать выводы;
• обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.


Все эти умения формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы, к которым относится модульная система экспериментов PROLog.

Модульная система экспериментов PROLog — это комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающий сбор и обработку данных экспериментов в области различных дисциплин естественно-научного цикла начальной, основной и средней школы. PROLog — часть комплекса средств обучения, предназначенная для практико-ориентированной деятельности обучающихся. Система способствует формированию навыков цифрового измерения результатов экспериментов предметной области «Обществознание и Естествознание (Окружающий мир)» в начальной школе и «Естественно-научные предметы» в основной и старшей школе. Система PROLog основана на автономных цифровых измерительных модулях (ЦИМ),
каждый из которых может быть рассмотрен как самостоятельный регистратор данных, позволяющий записывать и хранить значения измеряемых величин независимо друг от друга. В состав системы могут входить устройства считывания информации:


• персональный компьютер;
• модуль отображения информации графический — МОИ-Г;
• модуль отображения информации числовой — МОИ-Ч.


У каждого ЦИМ есть микропроцессор, который измеряет и записывает измеренные значения (например, температуру, силу тока, напряжение) в собственную память, независимо от других модулей и устройства считывания информации. Для работы системы в комплекте с ПК применяется программное обеспечение PROLog.

Лабораторные работы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и «Примерной программе по окружающему миру», определяя содержание планируемых результатов деятельности обучающихся:


Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
здоровьесберегающего поведения;
учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
навыки сотрудничества в учебной ситуации.


Метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на
познание окружающего мира;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в
классе;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.


Предметные результаты (указаны в каждой работе).


Все лабораторные работы имеют одинаковую структуру, определяя единый алгоритм к их организации и проведению. Содержание лабораторных работ нацелено на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):


1. Познавательные информационные УУД в разделе «Обработка информации (определение основной и второстепенной информации)». В начале работы обучающимся предлагается ознакомиться с текстом по теме работы и выполнить задание по содержанию текста;

В разделе «Сбор информации». Перед проведением работы обучающиеся
заранее готовят в рабочих тетрадях сетку отчетной таблицы. В ходе работы

обучающиеся будут извлекать необходимую информацию при помощи измерительного модуля и ПО PROLog и заполнять таблицу полученными данными.


2. Познавательные логические УУД: анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Эти УУД формируются в ходе анализа данных таблицы после проведения
исследования.


3. Коммуникативные УУД в разделе «Планирование учебного сотрудничества». Для проведения работы обучающимся предлагается организоваться в пары или группы по 3–5 человек (в зависимости от наличия оборудования). При этом происходит формирование УУД, а именно:


задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Если работа проводится в паре, обучающиеся должны сами определить
степень участия каждого. Если работа проводится в группе из трех и более человек, для организованного проведения работы в каждой группе определяется консультант. Обучающиеся должны выбрать консультанта самостоятельно. Педагог сопровождает этот процесс, предлагая, например, следующие критерии выбора: ответственность, аккуратность, успешность в освоении предмета, авторитет среди других членов группы и др.


4. Регулятивные УУД в разделе «Оценка». В конце работы обучающимся предлагается провести рефлексию собственной деятельности для формирования регулятивных УУД, а именно:


выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.


Системный характер отслеживания результатов реализации программы

В МОУ «СОШ № 3 имени В.Н. Щеголева» система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения ООП НОО по следующим критериям:

Оценка планируемых предметных результатов.

Оценка планируемых метапредметных результатов:

- с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (сборник: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова);

- УМК «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных УУД в 1ых – 4ых классах / под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой.

Оценка планируемых личностных результатов (портфолио учащегося).

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию (результаты мониторинга качества образования по предметам: математика, русский язык, окружающий мир).

Заключение

Анализ инновационной деятельности МОУ «СОШ № 3 имени В.Н. Щеголева» на уровне начального общего образования при реализации программы научной лаборатории показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития школы, что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность.

При этом проведенная работа не претендует на полную разработку избранной проблемы и исчерпывающее научное описание всех аспектов сложного и многогранного процесса, которым является проектно-исследовательская деятельность в условиях школы. Возникает проблема преемственности, находящая отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы и имеющая следующие причины:

недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Перспективным направлением дальнейшей работы может стать прикладной аспект, в частности, определение планируемых результатов на каждой ступени – для выбора адекватных методов обучения, которые позволят обучающимся быстро адаптироваться к новым условиям и успешно включиться в учебную деятельность более сложного уровня.

































ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров»

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров»

М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС

Педагогический проект как средство конкурентноспособности учителя,

Горшкова Т.Б., методист методического центра образовательных

проектов и программ Горшкова Т.Б., ГАОУ ДПО СарИПКиПРО

Сущность и специфика инноваций в образовании, Мигунова Е.А.,

ГАОУ ДПО СарИПКиПРО

Опытно-экспериментальная деятельность образовательного

учреждения, Старший преподаватель кафедры педагогики Мигунова Е.А., ГАОУ ДПО СарИПКиПРО


Для обучающихся:

Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров»

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература Интернет - ресурсы

А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС


ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

Федеральный государственный образовательный стандарт -

http://standart.edu.ru

Социальная сеть работников образования nsportal.ru,

http://nsportal.ru/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации