Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся
Педагогический поиск: теория и практика организации проектной
и исследовательской деятельности учащихся
Автор работы:
Дьяченко Людмила Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 3 имени В.Н. Щеголева
городского округа ЗАТО Светлый»
Практическая часть работы основывалась на описании эффективных механизмов и методов организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов на уровне начального общего образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени В.Н. Щеголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области».
Целью является осуществление организационно-методического сопровождения проектно-исследовательской деятельности в ОУ как фактора успешности личного становления обучающихся.
В соответствии с поставленной целью научная лаборатория решает следующие задачи:
апробация и (или) внедрение результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов на уровне начального общего образования;
мониторинг эффективности научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов, коррекционная работа;
подготовка материалов, отражающих результаты проводимых исследований.
Подготовительный этап (сентябрь) включал разработку программы опытно-поисковой работы, реализация которой была направлена на активизацию методической работы школы:
- Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность научной лаборатории.
- Выбор педагогами темы самообразования.
- Апробация технологических карт уроков и занятий по внеурочной деятельности.
- Разработка системы критериев и показателей уровня сформированности универсальных учебных действий, оценка уровня школьной мотивации обучения школьников, удовлетворенности учащихся и их родителей образованием, социализированности личности учащегося.
- Составление таблиц обработки результатов диагностики по классу и индивидуальной карты развития УУД для каждого ученика.
Условия реализации программы научной лаборатории, выявленные нами на основе теоретического анализа научных исследований по данной проблеме, изучения инновационного опыта методической работы школы и осмысления некоторых закономерностей:
Готовность педагогов к реализации программы научной лаборатории, к повышению профессиональной компетентности.
Создание благоприятного психологического климата в коллективе учащихся и педагогов.
Сочетание инновационных педагогических технологий, методов и средств обучения.
Структура урока и занятия по внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.
Достижение планируемых результатов обучения младших школьников в условиях использования системы учебников УМК «Школа России».
Основной (практический) этап (октябрь-май) включал практическую реализацию программы на уровне начального общего образования:
Моделирование занятий по урочной и внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.
Реализация проектной технологии с использованием традиционных и инновационных высокотехнологичных средств обучения на базе компьютерной техники («Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий», «Электронный микроскоп», автоматизированное рабочее место (АРМ) учителя и ученика) в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.
Создание на каждом занятии по урочной и внеурочной деятельности условий для формирования УУД.
Отслеживание промежуточных результатов.
На аналитическом этапе (май-июнь) в рамках научно-методической работы были представлены результаты опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной организации, на семинарах, конференциях более высокого уровня, между педагогами происходил обмен опытом проектно-исследовательской деятельности в различных учебно-педагогических ситуациях в учебной и внеурочной деятельности.
Характеристика технологии
Учебный эксперимент в школьном курсе окружающего мира в начальной школе — это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей. Сформированные в ходе проведения экспериментов умения являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико-ориентированную деятельность. В школьной практике эксперимент, экспериментальный метод и экспериментальная деятельность учащихся реализуются в основном при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемно-поисковом и исследовательском методах обучения. Большое количество наблюдений и демонстраций не обеспечивают формирование умений учащихся самостоятельно и целостно проводить исследование. Именно лабораторный эксперимент, в котором школьники имеют возможность самостоятельно выполнять лабораторные и практические работы вызывает наибольший интерес обучающихся и наиболее эффективен с педагогической точки зрения. Системно-деятельностный подход, положенный в основу разработки федерального государственного стандарта общего образования находит свое отражение и в практико-ориентированной деятельности обучающихся. Уже в начальной школе материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения для освоения доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)
В целом, в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
• наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
• описывать результаты наблюдений;
• выдвигать гипотезы ;
• отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;
• выполнять измерения ;
• вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
• представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
• интерпретировать результаты экспериментов;
• делать выводы;
• обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Все эти умения формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы, к которым относится модульная система экспериментов PROLog.
Модульная система экспериментов PROLog — это комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающий сбор и обработку данных экспериментов в области различных дисциплин естественно-научного цикла начальной, основной и средней школы. PROLog — часть комплекса средств обучения, предназначенная для практико-ориентированной деятельности обучающихся. Система способствует формированию навыков цифрового измерения результатов экспериментов предметной области «Обществознание и Естествознание (Окружающий мир)» в начальной школе и «Естественно-научные предметы» в основной и старшей школе. Система PROLog основана на автономных цифровых измерительных модулях (ЦИМ),
каждый из которых может быть рассмотрен как самостоятельный регистратор данных, позволяющий записывать и хранить значения измеряемых величин независимо друг от друга. В состав системы могут входить устройства считывания информации:
• персональный компьютер;
• модуль отображения информации графический — МОИ-Г;
• модуль отображения информации числовой — МОИ-Ч.
У каждого ЦИМ есть микропроцессор, который измеряет и записывает измеренные значения (например, температуру, силу тока, напряжение) в собственную память, независимо от других модулей и устройства считывания информации. Для работы системы в комплекте с ПК применяется программное обеспечение PROLog.
Лабораторные работы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и «Примерной программе по окружающему миру», определяя содержание планируемых результатов деятельности обучающихся:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
здоровьесберегающего поведения;
учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
навыки сотрудничества в учебной ситуации.
Метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на
познание окружающего мира;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в
классе;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты (указаны в каждой работе).
Все лабораторные работы имеют одинаковую структуру, определяя единый алгоритм к их организации и проведению. Содержание лабораторных работ нацелено на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):
1. Познавательные информационные УУД в разделе «Обработка информации (определение основной и второстепенной информации)». В начале работы обучающимся предлагается ознакомиться с текстом по теме работы и выполнить задание по содержанию текста;
В разделе «Сбор информации». Перед проведением работы обучающиеся
заранее готовят в рабочих тетрадях сетку отчетной таблицы. В ходе работы
обучающиеся будут извлекать необходимую информацию при помощи измерительного модуля и ПО PROLog и заполнять таблицу полученными данными.
2. Познавательные логические УУД: анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Эти УУД формируются в ходе анализа данных таблицы после проведения
исследования.
3. Коммуникативные УУД в разделе «Планирование учебного сотрудничества». Для проведения работы обучающимся предлагается организоваться в пары или группы по 3–5 человек (в зависимости от наличия оборудования). При этом происходит формирование УУД, а именно:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Если работа проводится в паре, обучающиеся должны сами определить
степень участия каждого. Если работа проводится в группе из трех и более человек, для организованного проведения работы в каждой группе определяется консультант. Обучающиеся должны выбрать консультанта самостоятельно. Педагог сопровождает этот процесс, предлагая, например, следующие критерии выбора: ответственность, аккуратность, успешность в освоении предмета, авторитет среди других членов группы и др.
4. Регулятивные УУД в разделе «Оценка». В конце работы обучающимся предлагается провести рефлексию собственной деятельности для формирования регулятивных УУД, а именно:
выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Системный характер отслеживания результатов реализации программы
В МОУ «СОШ № 3 имени В.Н. Щеголева» система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения ООП НОО по следующим критериям:
Оценка планируемых предметных результатов.
Оценка планируемых метапредметных результатов:
- с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (сборник: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова);
- УМК «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных УУД в 1ых – 4ых классах / под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой.
Оценка планируемых личностных результатов (портфолио учащегося).
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию (результаты мониторинга качества образования по предметам: математика, русский язык, окружающий мир).
Заключение
Анализ инновационной деятельности МОУ «СОШ № 3 имени В.Н. Щеголева» на уровне начального общего образования при реализации программы научной лаборатории показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития школы, что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность.
При этом проведенная работа не претендует на полную разработку избранной проблемы и исчерпывающее научное описание всех аспектов сложного и многогранного процесса, которым является проектно-исследовательская деятельность в условиях школы. Возникает проблема преемственности, находящая отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы и имеющая следующие причины:
• недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
• обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Перспективным направлением дальнейшей работы может стать прикладной аспект, в частности, определение планируемых результатов на каждой ступени – для выбора адекватных методов обучения, которые позволят обучающимся быстро адаптироваться к новым условиям и успешно включиться в учебную деятельность более сложного уровня.
Для учителя:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров»
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров»
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС
Педагогический проект как средство конкурентноспособности учителя,
Горшкова Т.Б., методист методического центра образовательных
проектов и программ Горшкова Т.Б., ГАОУ ДПО СарИПКиПРО
Сущность и специфика инноваций в образовании, Мигунова Е.А.,
ГАОУ ДПО СарИПКиПРО
Опытно-экспериментальная деятельность образовательного
учреждения, Старший преподаватель кафедры педагогики Мигунова Е.А., ГАОУ ДПО СарИПКиПРО
Для обучающихся:
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров»
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература Интернет - ресурсы
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
Федеральный государственный образовательный стандарт -
http://standart.edu.ru
Социальная сеть работников образования nsportal.ru,
http://nsportal.ru/