Педагогический проект «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта через внедрение метода сотрудничества на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида»

0
0
Материал опубликован 29 November 2017

 Казенное специальное (коррекционное) учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Ханты- Мансийская школа для обучающихся с овз»


 

2015 г.

Проект

Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта через внедрение метода сотрудничества на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида

 


 


 

Меленчук Любовь Фёдоровна –

учитель швейного дела

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.Краткая аннотация проекта…………………………………3

2.Обоснование необходимости проекта………………………4

3.Цели и задачи проекта………………………………………..6

4.Основное содержание проекта……………………………. 8

4.1 Особенности связной речи старшеклассников с нарушением интеллекта…………………………………………………………. 8

4.2 Методы и приёмы развития связной речи на уроках трудового обучения……………………………………………… 9

4.3 Метод обучения в сотрудничестве……………………….11

4.4 Технология организации обучения по методике сотрудничества……………………………………………………14

4.5 Исследование связной речи на уроках швейного дела…………………………………………………………………16

5. Ресурсы……………………………………………………………26

6. Партнёры………………………………………………………27

7. Целевая аудитория……………………………………………27

8. План реализации проекта……………………………………27

9. Ожидаемые результаты……………………………………...28

10. Перспективы дальнейшего развития проекта…………..28

Литература………………………………………………………..29

Приложения………………………………………………………..30

 

« Речь – это канал развития интеллекта.

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче

и полнее будут усвоены знания »

Введение Н.И.Жинкин

Поиск новых форм и приёмов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое, поскольку в условиях гуманизации образования существующая теория и технология обучения должны быть направлены на формирование сильной личности, чтобы жить и работать в непрерывно меняющемся мире. Социальная адаптация и трудовая реабилитация учащихся с нарушением интеллекта является одним из ведущих направлений в коррекционной педагогике. Важную роль в решении данных задач играют уроки трудового обучения, которые призваны обеспечить формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания программного материала и адаптации к жизни в обществе. Учитывая интеллектуальные, возрастные, индивидуальные возможности учащихся с нарушением интеллекта, следует создавать ситуации, направленные на поиск некоторых самостоятельных решений, при которых ученицы будут активно участвовать в познавательном процессе. Под воздействием специального обучения, имеющего коррекционную направленность, в соотношении речи и деятельности учащихся коррекционных школ, происходят положительные сдвиги.

Краткая аннотация проекта

Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию речи.

Задача данного проекта показать, как формируется связная речь детей с нарушением интеллекта по мере их обучения швейному делу с использованием метода сотрудничества. К решению поставленной задачи мы подходим двумя путями. Во – первых, путём обобщения результатов, ранее полученных многими дефектологами. Во – вторых, используя активные методы обучения, материалы вновь проведённых нами исследований.

Данный проект будет интересен учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. Развитие связной речи является одной из актуальных проблем в обучении старшеклассников с нарушением интеллекта.

 

Обоснование необходимости проекта

Формирование речи у детей с нарушением интеллекта резко отстаёт от нормы. Наблюдая за умственно отсталыми детьми, нетрудно обнаружить, что между их практической и речевой деятельностью нет согласованности. Умственно отсталые учащиеся не всегда могут достаточно полно и правильно рассказать о своих действиях, правильно назвать швейные операции, выполнением которых заняты в данный момент, а также не всегда могут организовать свою деятельность в соответствии с речевыми инструкциями. Сказывается недоразвитие связной речи и при ответах на экзаменах. На основе изложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы: развитие у данной категории учащихся средств речевого общения и умения практического их использования на уроках швейного дела.

Идея обучения в сотрудничестве развивается усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути, и, следовательно – педагогична. Нужно предоставить ученицам возможность дополнительной практики, пока они не овладеют знанием в достаточной мере. Говоря о новых педагогических технологиях, надо всё время иметь в виду, что применять их следует творчески « Помогая другим, учимся сами».

. Необходимость коррекционной работы над речью в старших классах, выдвигаемой самой практикой обучения в специальных (коррекционных) школах, поиски особых путей решения задач в связи с развитием речевой деятельности учащихся, послужили основанием для поиска основных направлений работы по коррекции речевых навыков и умений учащихся на уроках трудового обучения. Необходимо создать условия, в которых обучающийся может проявить интеллектуальную, познавательную активность и личную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. С этой целью в проекте используется метод сотрудничества, который состоит из совокупности приёмов, объединённых общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся.

Главное направление деятельности на уроке трудового обучения – общение в ходе познавательной совместной творческой деятельности.

А, следовательно, нашей педагогической целью является обучение учащихся шаг за шагом:

- взаимодействие в группе с любым партнёром;

- работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию;

- вежливо и доброжелательно обращаться с партнёром;

- испытывать чувство ответственности не только за собственные

успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

Регуляция трудовой деятельности с помощью речи придаёт труду качественно новые свойства: трудовые навыки, умения приобретают обобщённый характер, легко переносятся в новые условия.

Проблема проекта:

Необходимость формирования связной речи учащихся с нарушением интеллекта, как неотъемлемого компонента любой формы деятельности.

3. Цель проекта:

Развитие связной речи учащихся с нарушением интеллекта через внедрение метода сотрудничества на уроках швейного дела.

Задачи проекта:

1.Формирование связной речи учащихся с нарушением интеллекта через применение метода сотрудничества на уроках швейного посредством включения в целостный педагогический процесс

2.Определить условия повышения эффективности развития связной речи учащихся с нарушением интеллекта посредством использования метода сотрудничества.

3.Создать условия организации технологии обучения в сотрудничестве

4. Разработать конспекты уроков швейного дела с использованием фрагментов метода сотрудничества. Включить в содержание учебного материала игровые моменты, проблемные ситуации и т. д.

5.Проанализировать опыт использования метода сотрудничества на уроках швейного дела с целью развития связной речи.

Методы достижения поставленной цели.

Исследование И.Г. Ерёменко (1972) показало, что основная масса учащихся всех классов коррекционной школы могут воспринимать речь в первую половину урока, в течение примерно 20 минут, отдельные школьники – не более 5 – 10 минут, поэтому урок необходимо строить так, чтобы использовать активные методы обучения. Чтобы у учащихся было желание работать на уроке, необходимо сделать урок современным и увлекательным. Урок современный, если современно его содержание и эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс.

Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя:

- создавать ситуации для общения;

- помочь ученицам осознать, зачем нужно то или иное умение;

- помочь понять из чего это умение состоит;

- организовать практику;

- отслеживать выполнение задания;

- стимулировать работу учениц.

Объект исследования – собственная педагогическая практика по развитию связной речи на уроках трудового обучения.

Субъект исследования – учащиеся 7 класса ХМС(к) ОШ VIII вида

Предмет исследования – процесс осуществления развития связной речи через использование метода обучения в сотрудничестве на уроках швейного дела.

Гипотеза:

Результативность развития связной речи старшеклассников с нарушением интеллекта, может быть обеспечено за счёт создания специальных психолого - педагогических условий и организации общения учащихся на уроках трудового обучения с использованием метода обучения в сотрудничестве.

4. Основное содержание проекта

4.1 Особенности связной речи учащихся с нарушением интеллекта.

Наиболее доступным для ребёнка видом речи является устная речь. Формирование устной речи у детей с рушением интеллекта осуществляется замедленно и весьма своеобразно. В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «связная». Под определение « связная» попадает даже такая единица языка, как предложение, на основании того, что все слова в предложении связаны друг с другом. Речь учащихся школы VIII вида характеризуется системным недоразвитием, крайней бедностью словаря, однотипными грамматическими структурами. Они затрудняются пересказывать, составлять план изготовления изделия, не всегда могут достаточно полно и правильно рассказать о своих действиях.

С.Л. Рубинштейн, развивая учение о связной речи, и в первую очередь отмечает, что строится она на умении раскрыть мысль в связном речевом построении.

Нарушение речи у умственно отсталых школьников вторичны, связаны с недоразвитием познавательной деятельности. У них в той или иной степени не формируются все операции речевой деятельности. В. Г. Петрова указывает на проблему понимания и употребления в собственной речи умственно отсталыми школьниками смысловых развёрнутых высказываний (логически сочетающихся предложений) [3].

В данном контексте проблема развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта приобретает особую актуальность, так как связная речь является средством речевого оформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя, выполняет главную её функцию – коммуникативную. Поэтому проблема развития связной речи является неотъемлемым компонентом обучения и воспитания умственно отсталого школьника, в том числе в процессе трудового обучения. Этому могут способствовать разные формы и методы обучения.

4.2 Методы и приёмы развития связной речи на уроках трудового обучения.

Понятие метод можно определить как совокупность приёмов деятельности учителя и учащегося. Среди приёмов, используемых в процессе трудового обучения, есть универсальны, т. е. применяемые при обучении любому учебному предмету. Например, постановка вопросов (наводящих, проблемных, побуждающих и др.) может применяться в объяснении, беседе, при выполнении различных упражнений, при устном контроле. Вместе с тем в профессионально – трудовом обучении могут применяться специфические методические приёмы (работа с технологическими, предметными картами).

Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседа, иногда применяется рассказ учителя. Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.

Объяснение. В большинстве случаев сочетается с показом учителем трудовых действий¸ наглядных пособий. Учитель обращается с вопросами к ученикам, просит повторить приведённые им доказательства. Объяснение¸а также показ действий с одновременным объяснением иногда следует повторить.

Рассказ. Для него характерна образность, эмоциональность, стройность.

Побуждая детей к активному слушанию, учитель обращается к ним с вопросами, делает начало рассказа интригующим, т. е. прибегает к приёмам, активизирующим внимание учащихся.

Беседа. Во время беседы учащимся приходится обдумывать вопросы учителя, следить за высказываниями товарищей и готовить свои ответы – такая активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке является главным достоинством беседы. Проводя беседы систематически, учитель приучает школьников к свободному, достаточно аргументированному высказыванию своих мыслей по обсуждаемым вопросам.

Наглядный метод. На уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: образцы, инструкционные карты, модели. Работа с наглядными пособиями носит активный характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней. Пособия, с которыми работа закончена и которые не потребуются на последующих этапах урока, убираются с доски.

Наблюдение. На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действиями учителя при показе им трудовых приёмов, за технологическим процессом. Учитель постоянно поддерживает внимание учащихся. Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показать логический ход мыслей.

Практические методы. Из практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения. Как показывает опыт, процесс усвоения идёт успешнее, если первичное ознакомление с новыми приёмами выполнения тех или иных операций осуществляется изолированно от конкретных практических работ путём проведения специальных упражнений. Упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приёмов. При выполнении этих упражнений особое значение приобретает умение учащихся ориентироваться в задании, планировать работу, рационально её организовывать и контролировать.

Трудовое обучение в коррекционной школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, практические уроки, ведётся кружковая работа.

Из большого разнообразия методов обучения подбирают такие, которые в данных условиях дадут найбольший эффект в усвоении знаний и овладении умениями и навыками. Известно, что один и тот же материал можно изучать разными методами. Поэтому учителю очень важно знать, какие из методов в данном случае будут найболее эффективны. Обучение труду необходимо использовать для целенаправленной коррекционной работы – активизация словаря, усвоения терминологической лексики, совершенствования лексико – грамматического строя речи, связных высказываний.

Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей учащихся с нарушением интеллекта с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни.

4.3 Метод обучения в сотрудничестве.

Современная ориентация коррекционно- развивающего образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить интеллектуальную, познавательную активность и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Обеспечение такой позиции становится возможным при использовании активных методов обучения.

Обучение в сотрудничестве – это метод, состоящий из совокупности приёмов, объединённых общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, в котором реализуются принципы личностно – ориентированного подхода. [2]

Идея обучения в сотрудничестве развиваются усилиями многих педагогов во всём мире. Чтобы понять эту идею, авторы метода советуют к определению слова « ошибка» добавить фразу: « что указывает на необходимость дополнительной практики и большой тренировки. Чтобы овладеть необходимым умением и знанием». Следовательно, нам нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причём в таком объёме, пока они не овладеют знанием в достаточной мере.

Если учитель не может одновременно помочь каждому ученику в классе, то эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами. Они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. Хорошо, когда рядом товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередного задания. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Выделяют следующие варианты метода сотрудничества.

Обучение в команде.

Принципы обучения в команде:

а) «награды» команда/группа получает одну на всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на её достижение;

б) индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала.

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают ,что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путём улучшения своих собственных результатов. Сравнение проводится с ранее достигнутыми результатами. Необходимо, чтобы у учащихся была серьёзная заинтересованность в успехе друг друга, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.

Варианты работы в команде.

1.Обучение в сотрудничестве в малых группах.

Класс делится на группы, состоящие из четырёх человек. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученицам в группах его закрепить. Группам даётся определённое задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям( каждая ученица занята своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующей ученицей, начинать может либо сильной ученицы, либо слабой. При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Когда учитель убеждается, то материал усвоен всеми ученицами, он даёт тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданием теста девочки трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учениц. Оценка за индивидуальную работу (тест) суммируется в группе, и объявляется общая оценка.

2. Индивидуальная работа в команде.

Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведённого ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу. Разные команды могут выполнять разные задания. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий. Поскольку ученицы самостоятельно следят за успешностью усвоения материала каждой ученицы группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными ученицами.

4.Командно – игровая деятельность.

Учитель объясняет новый материал, организует работу в группах. Предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются « турнирные столы» по 3 ученицы за столом, равные по уровню обученности (слабые – со слабыми, сильные – с сильными). Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов. Это значит, что слабые ученицы, соревнуются с равными им по силам ученицами.

4.4 Технология организации обучения в малых группах по методике сотрудничества.

1.Организация обучения в малых группах: размещение рабочих мест детей, должно быть так, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, конечно, видеть лица друг друга. На уроках швейного дела девочки сидят за большим столом, что очень удобно для общения. А, следовательно, возможно:

- взаимодействие в группе с любым партнёром или партнёрами; - работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию; - вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами; - испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи всего класса;

2.При подготовке к уроку выделить одно – два задания, которые потребуют определённых действий. Но задание должно быть одно на группу. Например, на уроке ученицы можно разбить на пары и дать обеим парам задание на составление предложений с опорными словами (уровнять срезы, сметать, стачать). Ученицы составляют предложения и проговаривают их вслух.

3.Можно разбить класс на группы по 2 – 3 человека. Предоставить ученицам возможность самим определить функцию каждого при выполнении задания.

4. Если задание предполагает ответы на вопросы по новому материалу, можно сформулировать два – три вопроса каждой ученице группы, причём найболее сложный – сильной, пусть она ответит первой. Оценка ставится одна на всю группу.

5. Работу в группах можно интегрировать в любой обычный урок самыми разными способами: дать возможность спрашивать новый или домашний материал в парах прежде, чем предложить индивидуальное задание, а затем совместное, которое будет оцениваться, проверят задание друг друга.

6. Перед началом работы и перед работой в группах необходимо чётко сообщать цель, причём не только познавательную, но и социальную. Настраивать учениц на работу с такими словами: « Я надеюсь, что каждая из вас будет внимательна на уроке, говорить чётко и правильно высказывать свои мысли. Каждая из вас внесёт вклад в общее дело».

7. На протяжении всей работы необходимо следить за активностью учениц и помогать любой группе, если потребуется. При этом надо всегда оставаться доброжелательной, говорить тихо, приучая и учениц во время групповой работы вести обсуждение, не повышая голоса.

Все возможные варианты обучения в сотрудничестве можно начать с небольших фрагментов урока.

Девиз обучения в сотрудничестве: « Помогая другим, учимся сами».

4.5 Исследование связной речи на уроках швейного дела в коррекционной школе.


 

В соответствии с выдвинутой целью, задачами и гипотезой практическая часть проекта включает в себя следующие этапы:

1 этап. Диагностирование уровня развития связной речи у учащихся 7 класса с нарушениями интеллекта.

2 этап. Разработка содержания педагогической работы по развитию и коррекции связной речи у старшеклассников с нарушениями интеллекта (использование на уроках швейного дела методов и приёмов технологии сотрудничества, способствующих активизации речевой деятельности учащихся) и ее апробация.

3 этап. Проведение контрольно-измерительного среза.


 

1 этап. С целью определения уровня развития связной речи у учащихся старших классов с умственной отсталостью использовались:

– тест обследования устной речи Н.Н. Акишиной (Приложение 1). (Выполняется устно)

Цель методики: выявление специфических нарушений устной речи у школьников. Были использованы задания:

обследование словарного запаса;

обследование связной речи;

обследование речеслуховой памяти;

обследование техники чтения;

– методика на определение техники чтения Воронковой В.В..

Цель методики: определение скорости чтения за 1мин. (норма 85-90 сл.)

Обработав данные, полученные при проведении обследования речи у учащихся 7 класса на начало учебного года (сентябрь 2012) мы выявили:

низкий уровень развития словарного запаса. Так, у 66,6% обследуемых школьников установлен низкий уровень развития словаря (терминология), что свидетельствует о бедности речи. Только 33,3% обследованных учеников показали средний уровень развития словаря;

низкий уровень развития связной речи. Из таблицы 1 видно, что у 83,3 % учащихся наблюдается слабый уровень развития связной речи. Это свидетельствует о трудностях употребления синтаксических конструкций умственно отсталыми школьниками;

речеслуховая память 66,6 % - низкий уровень;

4) техника чтения 50% - низкий уровень, 50% - средний, большинство слов читается по слогам, а часть сразу, но с предварительным чтением про себя.

Таким образом, результаты обследования показали несформированость связной речи у учащихся, участвующих в проекте.


 

Таблица 1. Диагностика развития речи учащихся 7 класса (сентябрь)

Имя

Словарный запас

норма 50сл.

Уровень

Связная

речь 3 задания

Уровень

Рече-слуховая память

22слова

Уровень

Техника

чтения, норма 90 слов

Уровень

1

Аня О

25слов

ср

помощь

ср

11

ср

82

ср

2

Люда С

20слов

н/ср

помощь

н/ср

8

н/ср

70

ср

3

Женя Д

20слов

н/ср

помощь

н/ср

12

ср

64

н/ср

4

Надя Т

28слов

н/ср

помощь

н/ср

10

н/ср

80

ср

5

Катя Ж

18слов

н/ср

помощь

н/ср

5

н/ср

30

н/ср

6

Катя С

25слов

ср

помощь

н/ср

10

н/ср

60

н/ср

Словарный запас (терминология) норма – 50 слов

Речеслуховая память норма -22 слова

Техника чтения (норма) 7 класс - 85 слов (на начало года)

Низкий (н)-15слов

Ниже среднего (н /ср)-20слов

Средний(ср) – 25 слов

Выше среднего (в/ср)- 35 слов

Высокий (в)- 50 слов

С целью определения уровня развития связной речи у учащихся с нарушением интеллекта на уроках швейного дела посредством использования метода сотрудничества проводилась диагностика на конец учебного года (март). (Приложение 1)


 

Таблица 2.

Диагностика развития речи учащихся 7 класса (март 2013)

Имя

Словарный запас

норма 70сл.

Уровень

Связная

речь

3 задания

Уровень

Рече-слуховая память

22слова

Уровень

Техника

чтения, норма 90 слов

Уровень

1

Аня О

40слов

ср

2 задания

ср

20сл

в/ср

92

в/ср

2

Люда С

35слов

н/ср

2 задания

ср

11сл

ср

90

ср

3

Женя Д

40слов

ср

2 задания

ср

12сл

ср

86

ср

4

Надя Т

35слов

ср

1 задания

н/ср

15сл

ср

87

ср

5

Катя Ж

25слов

н/ср

1 задание

н/ср

8сл

н/ср

35

н/ср

6

Катя С

40слов

ср

2 задания

ср

11сл

ср

66

н/ср


 

Словарный запас (терминология) – 70 слов

Техника чтения (норма) 7 класс – 90 слов

Обработав данные, полученные при проведении обследования речи у учащихся 7 класса на конец учебного года (март 2013) мы выявили:

66,6% обследуемых школьников установили средний уровень развития словарного запаса (терминологии), 33,3% низкий уровень, это говорит о том, что показатели стали лучше, словарный запас увеличился.

Из таблицы 2 видно, что 66,6% учащихся показали средний уровень развития связной речи, 33,3% ниже среднего. Это говорит о том, что у детей появился интерес и желание отвечать.

Речеслуховая память: 16,6% выше среднего,66,6% средний и 16,6% учащихся показали низкий уровень. Исследования показали, что обучение в сотрудничестве стимулирует познавательную деятельность учащихся

16,6% выше среднего, 50% средний уровень, 33,3% ниже среднего.

Качество техники чтения улучшилось.

Таким образом, результаты обследования показали, что использование метода сотрудничества на уроках швейного дела повышает познавательный интерес, способствует развитию связной речи.

Проанализировав работы детей, мы разработали систему приемов по развитию связной речи на уроках швейного дела.

Цель формирующих мероприятий: создать условия для активизации речевой деятельности старшеклассников на уроках швейного дела. Для достижения этой цели использование групповых, индивидуальных форм работы на уроке, работа в парах; применение заданий нешаблонного характера; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий с элементами игры.

2 этап. Всевозможные варианты обучения в сотрудничестве на уроках швейного дела можно начинать с небольших фрагментов урока. Эффективность урока значительно возрастёт, если учитель формирует не только элементарные умения и навыки, но и более сложные речемыслительные процессы, которые постепенно начинают играть ведущую роль в развитии учащихся. На уроках швейного дела учитель имеет возможность использовать, например, такие задания:

использовать специальные речевые опорные схемы в качестве необходимой помощи при грамматическом оформлении высказывания;

построение кратких схематических планов;

использование словесной инструкции при выполнении заданий;

использование предметных карт.

организация диалога, непринуждённо протекающего в беседе;

использование пословиц;

Например, учащимся групп (в каждой группе по 3 человека) даётся задание описать последовательность изготовления изделия (ночная сорочка). Выполняя задание по группам, учащиеся общаются между собой, каждый ученик аргументирует своё решение. На протяжении всей работы необходимо следить за активностью учеников и помогать любой группе. В речи в это время отрабатываются средства межфразовой связи, слова типа дальше, затем, после этого, с помощью которых определяется последовательность выполнения операций.

Также для помощи в полном высказывании учащихся рекомендуется использовать предметные карты. Это обусловлено тем, что планирование предстоящей работы на уроках швейного дела является высшей формой словесной регуляции поведения. Планирование предполагает достаточно высокий уровень развития практического опыта и речи. Построение кратких схематических планов для учениц старших классов не представляет сложной задачи. Это обусловлено тем, что ученицы многократно выполняют однотипные изделия. Однако, составление плана новой работы, которая прежде никогда не выполнялась, представляет собой объективно более сложную задачу [1]. Благодаря использованию предметной карты на уроке, составление плана работы над изделием и рассказывание, положительно сказывается на развитии речи у учащихся с отклонениями в развитии.

Особое внимание уделяется отчёту о проделанной работе. Работая в группах, учащиеся помогают друг другу, используют усвоенные слова, технологические термины, переходят к связному самостоятельному высказыванию. Оценка ставится одна на всю группу. На такие упражнения не должно уходить много времени; вместе с тем они необходимы, так как даже при правильном понимании значения слов у учащихся обнаруживается неумение строить высказывание последовательно и логически правильно рассказывать о своей работе. Обучая этому, прибегаем к вопросам, которые заставляют осмыслить технологический процесс в целом.

Если задание предполагает ответы на вопросы, то каждой ученице в группе даётся вопрос:

Какой материал использовали в изделии?

Какие швы применяли при пошиве изделия?

Какими инструментами и приспособлениями пользовались?

Каждая ученица готовит ответ на свой вопрос. Она может обратиться за помощью к девочкам своей группы. На уроках учащиеся учатся слушать ответы своих товарищей, поправлять их, помогают, если нужно. Вслушиваясь в слова товарища и оценивая их, девочки работают над улучшением собственной речи.

Важно подчеркнуть, что переход к составлению связного высказывания не труден, если работа ведётся в этом направлении планомерно и систематически. Учитель правильно организует работу в группах, где каждый отвечает за свою работу и вносит вклад в общее дело. Необходимо каждый раз подчёркивать, что задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Это работа в сотрудничестве, групповая работа, где успех всех зависит от успеха каждого. Этому способствует доброжелательная обстановка, создаваемая учителем в классе. Ученицы не ответившие на вопрос правильно, не должны теряться, испытывать чувство неуверенности, ведь идёт учёба –процесс узнавания, постепенного приобретения знаний. Обучение в сотрудничестве даёт возможность научиться помогать друг другу, задавать вопросы, отвечать громко, чётко.

Большое значение для старшеклассников с нарушением интеллекта при развитии речи, имеет диалог. Диалог, который ведётся на уроке, направлен на то, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность учениц, они легче справляются с практическим заданием, осознанней относятся к собственным действиям и бывают более способны оказать помощь друг другу. Диалог проводится в течение нескольких минут. Стимулом для диалога служит желание что – то узнать о способах изготовления изделия, о его назначении и т.д. Поскольку для данной категории детей характерна низкая речевая активность, то для возникновения диалога необходим сильный собеседник, роль которого выполняет учитель или успевающий ученик. Следует создать такие ситуации, которые побуждали бы ученика к беседе, высказываниям.

Оживляя урок, учитель может дать группам загадки или пословицы . Класс разбивается на пары. Каждой паре учениц предлагается начало пословицы. Конец пословицы даётся в двух вариантах. Девочки выбирают один из них, объясняют, почему этот вариант они считают верным.

Например:

большие всходы дают.

Талант и трудолюбие ……………. всходов не дают.

Делай работу так,………………… чтобы не переделывать.

чтобы можно переделать.

Сильные ученицы помогают своим партнёрам исправлять ошибки. В случае, если пары не справляются на помощь приходит учитель. Таким образом, девочки знакомятся с народной мудростью, им сообщается поучительная мысль, которая заключается в лаконичную, отточенную форму. « Семь раз отмерь, один раз отрежь» - учит пословица; действуй обдуманно, сориентируйся в задании, прежде чем начать работу. Интерес к работе и обстановка товарищества способствуют активности общения друг с другом и учителем.

В результате работы по развитию речи ученицы старших классов без посторонней помощи справляются с составлением плана пошива изделия, возрастает уровень ориентировки и самостоятельности, повышается качество выполнения трудового задания. Об этом свидетельствуют результаты самостоятельных работ. Ученицы вполне осознанно отвечают на вопросы, дают оценку своей работе, речь чёткая и эмоциональная.

Таким образом, успешное развитие речи у старшеклассников может быть обеспечено на основе материала по швейному делу с использованием метода сотрудничества. ( Приложение 2)


 

3 этап. На третьем этапе нашего исследования был проведён контрольно-измерительный срез. Цель контрольно-измерительного среза: выявление уровня речевой активности учащихся на уроках швейного дела с использованием метода сотрудничества после проведённой педагогической работы.

Для контрольного среза брался фрагмент традиционного урока швейного дела (10 минут). Каждую минуту отмечалась речевая активность учащихся.

Для сравнения брался фрагмент урока с использованием метода сотрудничества (10 минут). Учащиеся работали в группах. Каждую минуту урока отмечалась речевая активность детей.

Обработав данные, полученные при проведении уроков, получили следующие результаты:

- традиционный урок (речевая активность ниже среднего уровня из 6 учеников 4 являются активными, в работу включаются медленно, без интереса, на 7 минуте речевая активность резко подает).

- урок с использованием метода сотрудничества (речевая активность учащихся 7 класса возрастает, из 6 человек все проявляют речевую активность, спад активности идёт медленно. Это значит, что интерес к заданию сохраняется.


 

На диаграмме 3 данные выглядят так:


 

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании метода сотрудничества на уроке швейного дела, речевая активность учащихся возрастает, так как каждый ученик уверен, что за работу он получит оценку или поощрение учителя. Оценка ставится одна на всю группу, поэтому успех группы зависит от каждого ученика.


 

Заключение

Формирование и развитие связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно – педагогического воздействия путём комплексной и систематической работы. В настоящее время проблема развития связной устной речи у данной категории учащихся, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ.

В процессе обследования связной речи учащихся с нарушением интеллекта было замечено, что эти дети испытывают затруднения в овладении связной речью. В ходе работы над проблемой развития связной речи у старшеклассников, было установлено, что необходимо применять такие методы обучения, которые будут стимулировать речевую деятельность учащихся, вовлекать каждого в работу. На основе данного проекта определились учебные возможности по формированию связной речи на уроках швейного дела, которые могут повлиять на результативность обучения. Следует максимально использовать активные, развивающие методы в педагогическом процессе, расширяя дидактические рамки традиционного урока.

деятельности, а также повысит уровень общего развития.

Для внедрения проекта в учебно – образовательный процесс необходимо следующее:

Ресурсы: проект является долговременным – продолжительность зависит от уровня развития связной речи, чёткости взаимодействия учителей и специалистов.

Информационные ресурсы – знание и владение участниками образовательного процесса швейной терминологией, знание особенностей психического развития детей.

Экспертные ресурсы: - уметь анализировать, делать выводы о проделанной работе на основе проведённых диагностик, тестовых заданий.

Человеческие ресурсы: - это педагоги, владеющие современными образовательными технологиями, способами и приёмами коррекционного обучения учащихся, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Организационный (административный ресурс) – администрация коррекционных учреждений, заинтересованная в результате внедрения проекта в образовательный процесс, создающая условия для успешной реализации проекта.

Материально – технический курс – наличие швейной мастерской, оснащённой необходимым оборудованием для проведения уроков; наглядные и методические пособия; методическая и специализированная литература; компьютер.

Финансовые ресурсы – для внедрения проекта в педагогическую деятельность следует заложить денежные средства на приобретение ткани, фурнитуры.

Партнёрами для внедрения проекта могут выступать: учителя трудового обучения, учителя – предметники, администрация школы.

Целевая аудитория, на которую рассчитан проект – учащиеся среднего и старшего возраста с нарушением интеллекта. Возраст участников проекта: учащиеся 14 -15 лет (7 класс).

Этапы реализации проекта: Изучение научных и теоретических основ

2008 – 2009 год проблемы.

Разработка модели: Создание «банка» тестовых заданий,

2009 – 2010год конспектов уроков с элементами

сотрудничества.

Апробация модели: Внедрение передового опыта в учебный

2011 – 2012год процесс.

Обобщение опыта: Подведение итогов, анализ результатов

2012 – 2013год и достижений в реализации проекта.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

предусматривает наличие: разработать методический и дидактический материал, который позволит учителю построить урок с использованием метода сотрудничества, а также совершенствовать трудовые навыки и умения учащихся. Предоставить ученикам дополнительную практику, пока ученик не овладеет умением связно рассказывать, правильно строить предложение, приходить на помощь своему товарищу, быть ответственным.

Учащиеся могут успешно сдать выпускные экзамены и в дальнейшем обучаться в колледже.

Перспективы дальнейшего развития

Значительному повышению уровня сформированности связной речи у учащихся с нарушением интеллекта позволяет использование метода сотрудничества, как одного из актуальных методов, способствующих развитию умений: анализировать, сравнивать, давать адекватную самооценку, быть ответственным и самостоятельным.

Литература

1.Кириллова, А. Г. Система работы по развитию речи на уроках трудового обучения // Дефектология. – 1996.- №2. – С. 27 – 33.

2. Педагогические технологии в системе коррекционно – развивающего обучения: учебно – методическое пособие для учителей и специалистов коррекционно – развивающего обучения / сост. Беткер, Л., О. В. Булатова. Ханты – Мансийск: РИО ИРО, 2011.- 96с.

3.Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.

4.Шишкова, М. И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников // Дефектология. – 1999. - №6. – С. 27 – 33.

5.Акишина Н. Н. Диагностика устной речи // Педагогическая диагностика. – 2012. - №2. С. 41 – 4

6.Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: Просвещение. - 1985.

Приложение1.

Диагностика развития речи. Н.Н. Акишина

Обследование словарного запаса и грамматического строя речи (Выполняется устно.)

1.Обобщение ( Подобрать, обобщающее понятие)

Рукав, манжета, воротник, карман – это………..

Ножницы, игла, лекало, линейка – это ………...

Кнопки , пуговицы, крючки, замки – это……….

2. Исключение (Выбрать лишнее слово, объяснить свой выбор)

Обтачать, застрочить, прочитать, сметать, втачать.

Хлопок, лён, резина, ситец,джерси.

Ножницы, лекало, молоток, игла, мел.

Словообразование

Стежок - ……………….(смёточный )

Срез -……………………(поперечный, косой, долевой)

Обтачка - ……………….(косая, поперечная, долевая)

Юбка - ………………….(прямая, клиньевая)

Игла - …………………...(машинная)

Обследование связной речи

Составление рассказа по ассоциации( подобрать подходящее слово и закончить предложение).

В комплект постельного белья входит ….. …… ……

Неполадки в швейной машине могут быть из – за ……. …… ……

Окантовочным швом обрабатывают ….. ….. ……

Описание изделия по плану ( фартук на поясе, юбка).

Пересказ прочитанного текста.

Обследование речеслуховой памяти

( Запомнить и повторить слова с одного прочтения.)

- Повторить 5 слов : тесьма, штопка, игла, юбка, фурнитура

- Повторить 7 слов : тесьма, штопка, игла, юбка, фурнитура, выточка, закрепка

- Повторить 10 слов : тесьма, штопка, игла, юбка, фурнитура, выточка, закрепка, стежок, линейка, шерсть.

- Повторить предложение с одного прочтения

Застёжка в юбке может быть спереди, сзади или в боковом шве.

При пошиве постельного белья применяют швы: соединительные, бельевые.

Приложение2.

Уроки швейного дела в 7 классе по теме « Прямая юбка».

Урок 1.

Тема: Прямая юбка.

Цель: Познакомить с изделием (прямая юбка),её назначением.

Создать ситуации в которых ученицы обязательно добьются

положительных результатов.

Развивать зрительное восприятие, связную речь с использованием

метода сотрудничества.

Коррекция связной речи на основе упражнений в составлении

описания изделия (прямая юбка), мыслительных операций

посредством выполнения упражнения « Лишнее – общее».

Воспитание эстетического вкуса, ответственности и товарищества.

Словарь: прямая юбка,

Оборудование: образцы юбок, коллекция тканей, словарные слова, карточки.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверить готовность к уроку. Настроить учениц на работу с такими словами: « Я надеюсь, что каждый будет внимателен на уроке, отвечать чётко и правильно высказывать свои мысли».

Коррекционное упражнение.

Задание. Найди неподходящее слово и скажи, как можно назвать остальные.

Блуза, брюки, халат, сапоги, жилет

Юбка, фартук, брюки, платье, шорты.

Обтачать, застрочить, прочитать, сметать, втачать.

Тема урока. Прямая юбка.

1.Беседа

Слайд 1. На слайде представлены юбки разных моделей.

Задание. Показать прямые юбки.

Чем отличается прямая юбка от других моделей?

На какие мероприятия можно надеть прямую юбку?

2.Работа с учебником с. 116 – 117, читать

Задание. Найдите ответ на вопрос: От чего зависит выбор ткани для пошива прямой юбки?

( Выбор ткани для прямой юбки зависит от её назначения.)

3.Работа в группах (10 минут).Класс делится на 2 группы.

Ученицы должны видеть друг друга, чтобы общаться в процессе совместной деятельности.

Задание 1 группе. Подобрать ткань для прямой юбки (коллекция тканей) и объяснить назначение изделия.

Каждая ученица выбирает ткань для своей юбки и готовится к ответу. Девочки могут общаться между собой, помогать друг другу в выборе ткани для юбки.

Ответы учениц.

- Для прямой юбки я выбрала ткань в клетку. Юбку из такой ткани можно носить в школу, на работу.

- Для прямой юбки я выбрала плотную ткань в клетку. Такую юбку можно использовать для повседневной носки.

Ученицы второй группы могут задавать вопросы, если они возникнут

Задание 2 группе. Описать изделие (прямая юбка).

Схема описания изделия.

1. Название изделия.

2. Назначение изделия.

3. Название ткани для пошива.

4. Украшающие элементы.

Каждая ученица получает образец прямой юбки, готовит свой ответ. Учитель старается стимулировать учениц в том, чтобы они помогали друг другу, работали активно и серьёзно.

Ученица. Прямая юбка из шерстяной гладкокрашеной ткани для повседневной носки. Верхний срез обработан притачным поясом. Юбка украшена аппликацией.

Отвечает каждая участница группы.

После выполнения задания все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают ничего.

4.Практическая работа.

Составить коллекцию образцов тканей для прямых юбок и оформить в альбом.

Итог урока.

Вопросы: 1. От чего зависит выбор ткани для пошива прямой юбки?

2. Из какой ткани можно пошить прямую юбку?

3. К юбке из какой ткани легче подобрать блузку?

Д/з: Выполнить рисунок изделия (прямая юбка).

На уроке учитель использует специальные опорные схемы, организует диалог с использованием метода сотрудничества. Формирует не только элементарные знания и умения, но и более сложные речемыслительные процессы, которые способствуют совершенствованию речи, повышая уровень общего развития учащихся.

Выполняя задание в группах у учащихся появляется чувство уверенности в себе, в своих возможностях, возрастает уровень самостоятельности в выполнении трудового задания. В процессе работы девочки вступают в диалог друг с другом, закрепляют полученные знания, развивают речь.

 

Урок 2. Тема: Обработка низа прямой юбки.

Цель: Познакомить со способами обработки низа прямой юбки.

Коррекция и развитие словесно – логического мышления

через понимание пословиц, развитие связной речи.

Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль.

Словарь: крестообразные стежки, потайные стежки.

Оборудование: образцы готовых прямых юбок, образцы машинных и ручных строчек, словарные слова.

Ход урока.

I.Организационный момент ( общая организация учащихся).

II.Коррекционно – развивающее упражнение.

Класс делится на 2 группы .

Работа в группах (5 минут).

Задание 1группе. Составить и объяснить пословицу.

за дело- Взялся его выполняй смело

(Взялся за дело – выполняй его смело).

Перефразируйте пословицу. Выполняй смело, если взялся за дело.

Задание 2 группе. Составить и объяснить пословицу.

трудиться в жизни Привычка пригодится

(Привычка трудиться в жизни пригодится).

Перефразируйте пословицу. В жизни пригодится привычка трудиться.

Учащиеся работают в группах: выстраивают слова в нужной последовательности, объясняют значение пословицы, перефразируют пословицу. Отвечает 1 ученик, другие могут дополнить ответ.

III. Тема урока. Обработка низа юбки.

Работа в парах.

Класс делится на пары, каждая из которых получает образец прямой юбки.

Задание выносится на доску.

Задание. Определить способ обработки низа прямой юбки.

Учащиеся работают самостоятельно, учитель помогает тем учащимся,

которые затрудняются в определении способа обработки. Вся работа в парах осуществляется под контролем учителя.

После совместной работы 1 ученица отвечает, её ответ внимательно выслушивают и дополняют. Ответы должны быть полными, чёткими.

После выполнения задания делают вывод, что низ прямой юбки можно обработать несколькими способами (крестообразными стежками, швом вподгибку, тесьмой, зигзагообразной строчкой). Оценка ставится каждой паре одна.

IV. Закрепление. Работа с учебником 7 класс.

Задание. Самостоятельно прочитать все способы обработки нижнего среза юбки.

Вопросы: Какими швами можно обработать нижний срез прямой юбки?

От чего зависит способ обработки низа юбки?

V.Практическая работа. Игра « Магазин».

Учащиеся пришли в магазин, чтобы выбрать ткань для прямой юбки:

- для торжественного случая;

- для повседневной носки;

- для школы.

Почему вы выбрали такую ткань?

Как надо обработать низ прямой юбки?

Ответ ученицы. Для пошива юбки я выбрала плотную ткань для повседневной носки. Нижний срез юбки буду обрабатывать крестообразными стежками.

V. Итог урока. Купить ткань для пошива прямой юбки.

Для речевого развития учитель использовал пословицы, проблемные вопросы, ответ на которые требует развёрнутого высказывания. Создавал условия, в которых обучающиеся проявляли инициативу, познавательную активность и личную социальную позицию.

Урок 3. Тема: Обработка нижнего среза детали краевым швом вподгибку с закрытым срезом и прикрепление подгиба строчкой потайных стежков.

Цель: Обучать приёмам обработки подгиба подшивочной строчкой

потайных стежков.

Развивать связную речи при описании способов обработки нижнего

среза юбки, зрительное внимание на основе выполнения подгиба

потайными стежками.

Коррекция речи при работе в группах, мелкой моторики рук на

основе упражнений в выполнении ручных стежков.

Воспитание чувства товарищества,взаимопомощи.

Словарь: потайные стежки.

Оборудование: швейные инструменты, ткань для образцов, образцы изделий.

Ход урока.

Организационный момент. Проверить готовность к уроку.

Коррекционно – развивающее упражнение.

Игра « Что изменилось».

Слайд. На доске ромашка из цветной ткани. Учитель меняет лепестки цветка, при этом дети закрывают глаза. По сигналу учителя учащиеся находят перемены в цветке. Игру повторяют 2 – 3 раза.

Повторение.

Работа в группах.

Класс делится на 2 группы. Учащиеся получают индивидуальное задание (карточки) и далее работают в собственном темпе, выполняя собственную работу. Члены команды помогают друг другу при выполнении индивидуальных заданий.

Карточка - задание. На деталях кроя определить линии чертежа ( линия талии, линия бёдер, линия низа и т.д.) и определить назначение каждой линии..

Индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует всех членов группы следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу. Учащиеся должны последовательно и правильно составить словосочетания и определить назначение каждой линии. Оценка за работу ставится одна всей группе.

Тема урока.

Объяснение учителя.Во время подшивания, изделие должно лежать на столе в таком положении, чтобы нижний край был обращён к работающему. Потайные стежки выполняют справа налево тонкими х/б или шёлковыми нитками в цвет ткани. Частота стежков - 3 - 4 стежка на 10 мм подгиба. Стежки не затягивать. Показ учителя.

Самостоятельная работа. Повторить правила ТБ.

Работа в парах.

Каждая ученица выполняет на образце потайные стежки. Во времяработы девочки вступают в диалог, помогают друг другу. Учитель в это время помогает слабым и контролирует работу в группах. Только в таком случае учащиеся участвуют в познавательном процессе, стараются заслужить одобрение учителя.

Проверка качества работы. Учащиеся меняются работами и оценивают работу друг друга.

Ученица. Люда С. Выполнила подгибку качественно. Потайные стежки незаметны с лицевой стороны, ширина шва вподгибку одинаковая по всей линии обработки. Оценивают все работы.

Итог урока.

Отметить работу в парах.

Приложение 3.

Пример диалога учащихся по выполнению двойного шва.

Класс делится на 2 группы. Первая группа задаёт вопросы, вторая группа отвечает.

Где применяется двойной шов?

При изготовлении (пошиве) наволочек, сумок, сорочек.

Как нужно сложить детали?

Детали складывают изнаночной стороной внутрь.

Какой ширины должен быть первый шов?

Первый шов должен быть шириной 3-5 мм.

Что нужно сделать перед тем, как шить?

Перед тем, как шить нужно определить лицевую и изнаночную сторону ткани.

Что нужно сделать с деталями?

Детали нужно сметать, затем стачать.

Что нужно сделать с нитками смётывания и швом?

Нитки смётывания удалить, шов приутюжить.

Что нужно сделать дальше?

Дальше нужно вывернуть шов на изнанку и выметать.

На каком расстоянии прокладывается вторая строчка?

Ширина второй строчки 5-7мм.

Что нужно сделать со швом?

Шов нужно приутюжить и удалить нитки вымётывания.

Приложение 4

Работа в парах. Определить способ обработки края рюша.

Учащимся предлагается задание:

Рассмотрите свой образец ещё раз и определите способ обработки края рюша. Каждая пара выбирает своего представителя и защищает своё решение. Вы можете не согласится с ответом пары. Но тогда должны обосновать свой вариант ответа.

Девочки работают в парах, обсуждают решение и составляют ответ на вопрос. Затем одна из работающих в паре учениц объясняет другой паре, почему ими выбрано данное решение. Ученицы пытаются доказать свою правоту

Учитель контролирует ход рассуждений учащихся, при необходимости оказывает дозированную помощь.

По результатам работы, учитель подводит краткий итог данного этапа урока.

- Ваши ответы правильные. Действительно, у первой пары был образец, на котором рюш обработан швом вподгибку с закрытым срезом. Вторая пара определила, что рюш обработан швом вподгибку с открытым срезом. Все молодцы!

Меленчук Л.Ф.

Статья.

Данная статья будет интересна учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. Развитие связной речи является одной из актуальных проблем в обучении детей с нарушением интеллекта.

Развитие устной речи старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения(швейное дело).

Социальная адаптация и трудовая реабилитация учащихся с нарушением интеллекта является одним из ведущих направлений коррекционной педагогики.

Важную роль в решении этих задач играют уроки трудового обучения, которые призваны обеспечить формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания программного материала, адаптацию к жизни в обществе. Работа педагогического коллектива школы для детей с нарушением интеллекта направлена на коррекцию недостатков речи учащихся и тех особенностей (дефектов моторики и развитие психических процессов), которые мешают социальной адаптации школьников. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь сотрудничать, дать адекватную оценку, быть ответственным, самостоятельным – вот с чем ученику с нарушением интеллекта необходимо войти в социум. Необходимо так строить свой педагогический процесс, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить мыслить в силу своих психофизиологических возможностей.

Этому могут способствовать разные формы и методы обучения. Понятие метод можно определить как совокупность приёмов деятельности учителя и учащихся. Среди приёмов, используемых в процессе трудового обучения, есть универсальные, т.е. применяемые при обучении любому предмету. Например, постановка вопросов может применяться в объяснении, беседе, при выполнении различных упражнений, при устном контроле. Успешность овладения общетрудовыми и профессионально – трудовыми умениями и навыками, может быть обеспечено за счёт использования метода обучения в сотрудничестве. Внедрение данного метода в обучение было направлено на развитие устной речи учащихся на уроках трудового обучения. Для того, чтобы ученики активно участвовали в познавательном процессе, необходимо разбить их на небольшие группы. Работая в небольших группах и отвечая за успехи каждого¸ учащиеся учатся помогать друг другу. Хорошо, когда можно спросить, если что – то непонятно, или обсудить решение очередного задания. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарища.

Уроки труда, при определённых условиях, могут служить не только обучению трудовым навыкам, но и развитию речи, причём непосредственные задачи этих уроков осуществляются успешнее, если старшеклассники работают под девизом « Помогая другим, учимся сами». Эффективность уроков значительно возрастёт, если учитель формирует у старшеклассников с нарушением интеллекта не только элементарные умения и навыки, но и более сложные речемыслительные процессы, которые постепенно начинают играть ведущую роль в развитии учащихся. Совершенствование устной речи и её коммуникативной функции имеет целью повышение уровня общего развития учащихся. Большое значение имеет выработка у учащихся с нарушением интеллекта умения спрашивать, отвечать, выслушивать советы. Необходимо направить свои усилия на создание ситуаций, при которых старшеклассники будут с интересом общаться, обмениваться своими мыслями и впечатлениями, т.к. работа по развитию речи в старших классах используется недостаточно.

Между тем социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.

Несформированность и недоразвитие связной речи отрицательно влияют на социализацию подростков. Поэтому проблема развитие связной речи актуальна тем, что является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Следовательно, нужно предоставить учащимся возможность дополнительной практики, причём в таком объёме, пока они не овладеют знанием в достаточной мере. Чтобы работа по формированию связной речи была интересной,можно использовать метод обучения в сотрудничестве. Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Можно предложить несколько постепенных шагов в обучении этому умению:

- помочь ученикам осознать зачем нужно то или иное умение, навык;

- организовать практику;

- стимулировать учащихся в том, чтобы они помогали друг другу;

- создавать ситуации, в которых ученики обязательно добьются

положительных результатов.

Поощрения:

- балльная оценка;

- похвала учителя;

- поощрения группы.

Все возможные варианты обучения в сотрудничестве можно начинать с небольших фрагментов урока.

Например, учащимся групп (в каждой по 3 человека) даётся задание описать последовательность изготовления изделия (ночная сорочка).

Выполняя задание по группам, учащиеся общаются между собой, каждый ученик аргументирует своё решение. На протяжении всей работы необходимо следить за активностью учеников и помогать любой группе.

В речи в это время отрабатываются средства межфразовой связи, слова типа дальше, затем, после этого, с помощью которых определяется последовательность выполнения операций.

Планирование предстоящей работы на уроках швейного дела является высшей формой словесной регуляции поведения человека. Планирование предполагает достаточно высокий уровень развития практического опыта и речи. Построение кратких схематических планов для учениц старших классов не представляет сложной задачи. Это обусловлено тем, что ученицы многократно выполняют довольно однотипные изделия. Составление плана новой работы, которая прежде никогда не выполнялась, представляет собой объективно более сложную задачу.Благодаряиспользование предметной карты на уроке составление плана работы над изделием и рассказывание положительно сказывается на развитии речи у учениц с отклонениями в развитии. После составления плана, учитель переходит к закреплению.

Класс делится на группы, каждая получает задание на составление плана по пошиву прямой юбки. На доске даны опорные слова: срез¸ сметать, стачать, застёжка, обработать. После составления плана, один представитель от группы говорит план работы. Причём важно, чтобы отвечающий аргументировал свой ответ. Ошибка исправляется после того, как ученица поймёт причину допущенной ошибки.

Особое внимание уделяется отчёту о проделанной работе. Работая в группах, учащиеся помогают друг другу, используют усвоенные слова, технические термины, переходят к связному самостоятельному высказыванию. Оценка ставится одна на всю группу.

На такие упражнения не должно уходить много времени; вместе с тем они необходимы, так как даже при правильном понимании значения слов у учащихся обнаруживается неумение строить высказывание последовательно и логически правильно рассказывать о своей работе.

Умению устанавливать последовательность выполняемых действий и рассказывать о них придаётся большое значение. Обучая этому, прибегаем к вопросам, которые заставляют осмыслить технологический процесс в целом.

Если задание предполагает ответы на вопросы, то каждой ученице в группе даётся вопрос:

Какой материал ты использовала в изделии?

Какие швы применяла при пошиве изделия?

Какими инструментами и приспособлениями пользовалась?

Для чего служит это изделие?

Каждая ученица готовит ответ на свой вопрос. Она может обратиться за помощью ученицам своей группы. На уроке девочки учатся слушать ответы своих товарищей, поправлять, помогать, если это нужно. Вслушиваясь в слова товарища и оценивая их, девочки работают над улучшением собственной речи.

Важно подчеркнуть, что переход к составлению связного высказывания не труден, если работа ведётся в этом направлении планомерно и систематически. Учитель правильно организует работу в группах, где каждый отвечает за свою работу и вносит вклад в общее дело. Необходимо каждый раз подчёркивать, что задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Это работа в сотрудничестве, групповая работа, где успех всех зависит от успеха каждого. Этому способствует доброжелательная обстановка, создаваемая учителем в классе. Ученицы, не ответившие на вопрос правильно, не должны теряться, испытывать чувство неуверенности, ведь идёт учёба – процесс узнавания, постепенного приобретения знаний. Обучение в сотрудничестве даёт возможность научиться помогать друг другу, задавать вопросы, отвечать громко, чётко. У девочек появляется чувство уверенности в себе, в своих возможностях, возрастает уровень самостоятельности в выполнении трудового задания, повышается качество его выполнения.

Большое значение для старшеклассников с нарушением интеллекта при развитии речи, имеет диалог.Диалог, который ведётся на уроке, направлен на то, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность учениц, они легче справляются с практическим заданием, осознанней относятся к собственным действиям и бывают более способны оказать помощь друг другу. Диалог проводится в течение нескольких минут. Стимулом для диалога служит желание что – то узнать о способах изготовления изделия, о его назначении и т. д. Поскольку для данной категории детей характерна низкая речевая активность, то для возникновения диалога им необходим сильный собеседник, роль которого выполняет учитель или успевающий ученик. Следует создать такие ситуации, которые побуждали бы ученицу к беседе, высказываниям. Особое внимание обращается на формирование умения отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии других, слушать окружающих.

Например, каждой группе даётся задание на составление нескольких вопросов к прочитанному тексту. Группы составляют свои вопросы и задают их друг другу, отвечающие отстаивают свою точку зрения.

На другом этапе урока вопросы каждой группе задаёт учитель. Он предлагает свой вариант ответа на него, а учащиеся либо соглашаются с высказанным мнением, либо опровергают его.

Ученицы охотно вступают в диалог с учителем, пытаясь доказать свою правоту. Оживляя урок, учитель может задать группам загадки или пословицы.

Класс разбивается на пары. Каждой паре учениц предлагается начало пословицы. Конец пословицы даётся в двух вариантах. Девочки выбирают один из них, объясняют, почему этот вариант они считают верным.

Например:

что хорошо кончается.

Всё хорошо......

что плохо кончается.

большие всходы дают.

Талант и трудолюбие.........

всходов не дают.

чтобы не переделывать.

Делай работу так,……

чтобы можно переделать.

Сильные ученицы помогают своим партнёрам исправить ошибки. В случае, если пары не справляются на помощь приходит учитель. Таким образом девочки знакомятся с народной мудростью, им сообщается поучительная мысль, которая заключается в лаконичную, отточенную форму.

« Семь раз отмерь, один раз отрежь» - учит пословица; действуй обдуманно, сориентируйся в задании, прежде чем начать работу. Интерес к работе и обстановка товарищества способствуют активности речевого общения друг с другом и учителем.

Можно создать много ситуаций, которые побудили бы учениц высказываться, задавать вопросы, вступать в диалог друг с другом.

Вопрос парам.

Может ли складка заменить вытачку на изделии?

Почему срезы швов необходимо обрабатывать?

Какие виды отделки применяют в швейных изделиях?

Для детей с нарушением интеллекта очень важно, чтобы вопросы были чёткими, направленными на выявление различных признаков изделия.

В результате работы по развитию речи ученицы старших классов без посторонней помощи справляются с составлением плана пошива изделия, возрастает уровень ориентировки и самостоятельности, повышается качество выполнения трудового задания. Об этом свидетельствуют результаты самостоятельных работ. Сказывается работа по развитию речи при экзаменационных работах. Ученицы вполне осознанно отвечают на вопросы, дают оценку своей работе, речь чёткая и эмоциональная.

Успешное развитие речи у старшеклассников может быть обеспечено на основе материала по швейному делу с использованием метода сотрудничества.

Литература:

Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., « Педагогика», 1977

Беткер, Л. М. Педагогические технологии в системе коррекционно – развивающего обучения. -

Кирилова, А. Г. Дефектология. - // Система работы по развитию речи на уроках трудового обучения. – С.- Петербург, 1996

Шишкова, М. И. Дефектология. - // Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников. – М., 1999Педагогический проект

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.