Приемы активизации связной речи на уроках швейного дела

11
3
Материал опубликован 30 March 2016 в группе

Е.К. Паксянова

учитель трудового обучения (швейное дело)
ГБОУ СО «Школа АОП №1 г. Саратова»

«Приемы активизации связной речи на уроках швейного дела»

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучение детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, то есть быть ориентированным на формирование социально значимых умений, овладение которыми позволит выпускнику школы максимально реализоваться во взрослой жизни.

Таким образом, от школьных занятий, преподавания учебных предметов требуется максимальная практическая направленность.

Из различных видов практической деятельности наиболее эффективным при определенных условиях может явиться труд, включающий в себя ручные операции. Процесс трудовой деятельности характеризуется тем, что в нем участвуют различные анализаторы. Это повышает активность мыслительных процессов, обеспечивает правильное сочетание слова, конкретного образа и практических действий.

Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что трудовое обучение занимает большое место в учебном плане и по существу является центральным, определяющим предметом в общей системе подготовки учащихся к практической деятельности.

В своем выступлении я ознакомлю вас с приемами активизации речи учащихся на уроках швейного дела на различных его этапах.

Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначения изделия, материала, необходимого для его изготовления.

После общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных узлов. Обычно от учащихся трудно добиться полного и самостоятельного описания изделия, поэтому начинаем с того, что они дают характеристику изделия, отвечая на вопросы учителя. Следует требовать от учащихся полных, развернутых ответов на поставленные вопросы.

Начинать эту работу необходимо с первого года обучения, когда изучаемые изделия просты по конструкции и технологии изготовления. Организуемые таким образом мыслительные процессы обеспечивают переход от общего восприятия задания к более дифференцированному его усвоению. Попутно решается и задача развития речи учащихся: организация в форме вопросов учителя связного и полного высказывания на основе предварительной формулировки его элементов. В некоторых случаях изучение образца можно проводить на основе сравнения его с изделием, изготовленным ранее.

На каждое изделие, в беседе с учащимися, с опорой на технологическую или пооперационно-технологическую карту, составляется план пошива. Учащимся предлагается рассмотреть пооперационную карту и обсудить последовательность обработки той или иной детали, при этом нужно следить, чтобы учащиеся использовали профессиональные термины при назывании операций и деталей.

Для более эффективного усвоения предстоящего задания, необходимо, чтобы учащиеся были активны – принимали непосредственное участие в планировании, усваивали задания в процессе посильной самостоятельной работы, требующей мыслительной и речевой деятельности.

Работа с технологическими картами может быть достаточно разнообразна. Например, технологические операции можно разместить в логической последовательности, а учащимся предложить расставить названия операций в правильном порядке.

Или я, иногда, использую такой вид групповой работы – предлагаю детям несложное изделие-образец и карточки с названиями операций по его изготовлению. В совместной беседе с учащимися, с помощью наводящих вопросов: (Например – Как вы думаете, что сначала обработано – боковые срезы сорочки или нижний срез?) мы определяем последовательность изготовления изделия. Если в высказываниях учащихся обнаруживаются неточные или неправильно построенные высказывания, они тут же уточняются с привлечением к этому самих детей.

Такое руководство работой учащихся способствует развитию их речи: читая названия операции, а затем, отвечая на вопросы учителя, они усваивают специфические обороты и терминологию. По окончании обсуждения полученный таким образом план работы вывешивается на стенд, и используется как инструкционная карта.

Так же пооперационная карта незаменима при индивидуальной работе со слабыми учениками, или если при выполнении какой-либо операции допущена ошибка.

При организации словарной работы учитываю следующее.

Вначале слово произносит учитель, одновременно показывая его написание (на доске, на карточке или экране). Затем проговаривают ученики и записывают слово в тетрадь.

С новыми терминами надо знакомить, давая их не изолированно, а в словосочетаниях. (Например – приметать карман).

Учитель должен создавать такую учебную ситуацию, чтобы учащиеся как можно чаще употребляли нужные термины.

В процессе сообщения нового материала учитель обращается к новым словам, объясняет их значение. Учитель предупреждает, что в конце урока проверит, как учащиеся усвоили новый материал. Это мобилизует внимание учеников.

Во время практической работы провожу выборочный опрос учащихся:

- С чего ты начнешь работу?

- Как нужно сложить детали?

- Какой ширины должен быть шов?

- Какую операцию ты будешь выполнять сейчас?

- Для чего мы расправляем шов?

Ответы учащихся должны быть полные, с использованием терминологии.

(Например – Я буду гладить шов. – Неправильно.

- Сейчас я буду разутюживать припуски шва. – Правильно.)

В процессе выполнения практической работы я, по мере необходимости, осуществляю дополнительный индивидуальный инструктаж. К инструктированию тех, кто задержался на первоначальных операциях, стараюсь привлекать девочек, уже выполнивших эти операции. При этом необходимо следить за ходом инструктажа, оказывая при необходимости помощь.

В отдельных случаях учащимся предлагается сопровождать свои действия объяснением вслух. Этот прием особенно необходим в тех случаях, когда процесс деятельности учащихся неустойчив, часто подвергается нарушению. Александр Романович Лурия подчеркивает, что если «речь ребенка сопровождает его двигательные реакции, то она упорядочивает последние, преодолевает их диффузный импульсивный характер, делает их более организованными, дифференцированными».

По окончании практической работы, анализ качества выполненного изделия проводится путем сравнения его с образцом.

Кроме того на заключительном этапе урока я вывешиваю карту проверки качества изделия в которой перечислено на что необходимо обратить внимание при оценке выполненной работы. С помощью карты проверки качества изделия на этапе подведения итогов работы учащимися проводится проверка или взаимная проверка качества изготовленного изделия. Проверяющему предлагается внимательно рассмотреть работу, указать на ее достоинства и недочеты, а также дать совет, как исправить дефекты.

Итак, все этапы трудовой деятельности учащихся можно с успехом использовать для совершенствования их речи. Целенаправленная речь учащихся возбуждает процессы их умственной деятельности – процесс осмысливания и регуляции осуществляемых моторных актов.

Разнообразие форм занятий и способов организации речевой деятельности способствует выработке у учащихся умения практически использовать навыки разговорной речи в различных условиях, в разнообразных сочетаниях учебной и трудовой деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Для обучающихся в коррекционной школе очень важно развивать речь и пополнять словарный запас.

30 March 2016

Спасибо за материал!

2 April 2016

Интересный материал. Спасибо!

16 April 2017