Педагогический проект Эксперименты в преподавании физики
Педагогический проект: Эксперименты в преподавании физики ФИО автора: Самсонова Луиза Нефалимовна. Место работы автора: МБОУ «Янтиковская СОШ» имени Героя Советского Союза П.Х.Бухтулова. Преподаваемый предмет: Физика
Обоснование необходимости проекта. В основе своей физика — экспериментальная наука: все её законы и теории основываются и опираются на опытные данные. Однако зачастую именно новые теории являются причиной проведения экспериментов и, как результат, лежат в основе новых открытий. Эксперимент (опыт) — метод познания, при котором физическое явление воспроизводится и изучается в специально созданных условиях. В ходе эксперимента устанавливаются закономерности протекания явления и причинная связь между ними. В результате проведения эксперимента любого типа образуется новая информация.
Актуальность В настоящее время, мы все в том числе и ученики получают очень много информации из разных источников . В таком большом потоке ориентироваться очень трудно. Я считаю, что можно легче запомнить и переварить информацию, если ученики сами своими руками будут выполнять эксперименты, в ходе которых будут получать знания. Каждый эксперимент ставит перед учениками какую- то проблему. В ходе решения этой проблемы ученики не теряют интереса к работе. Опытно-экспериментальная деятельность объединяет все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, развивает наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения
Практико-ориентированная направленность: Этот проект имеет практико -ориентированную направленность. В ходе проекта ученики учатся выполнять исследования, эксперименты, анализировать результаты. Основным в этом проекте выступает практическая деятельность учащихся.
Цели и задачи проекта. Цель проекта Повышение интереса учащихся к изучению физики.
Задачи проекта Организация исследовательской деятельности учащихся Выполнение исследовательских экспериментов на уроках физики Организация исследовательских экспериментов с учащимися во внеурочной деятельности. Обмен опытом по данной теме на фестивалях уроков физики. Публикации в сети Интернет, распространение своего опыта работы.
Участники проекта Участниками проекта являются ученики 7-11 классов
Рабочий план реализации проекта Мероприятия Предполагаемое время 1.Выполнение исследовательских работ всеми учениками 7-9 классов Первое полугодие учебного года 2.Выполнение исследовательских работ всеми учениками 10 классов Второе полугодие учебного года 3.Использование на уроках исследовательских экспериментов учениками В течении всего учебного года 4.Использование исследовательских экспериментов учащимися во внеурочной деятельности В течении всего учебного года 5.Проведение открытых уроков на фестивале уроков физики По соответствующему плану 6.Публикация методических материалов. В течении всего учебного года
Описание проекта 1.Выполнение исследовательских работ всеми учениками 7-9 классов. Ученики 7-9 классов в конце учебного года получают задание. Они выбирают сами тему исследования. В ходе выполнения исследований получают консультации у учителя и могут пользоваться оборудованиями из лаборатории физики. Защищают работы во время второй четверти.
Описание проекта 2.Выполнение исследовательских работ всеми учениками 10 классов Так же получают задание в конце учебного года. Они выбирают сами тему исследования. В ходе выполнения исследований получают консультации у учителя и могут пользоваться оборудованиями из лаборатории физики. Защищают работы во время второго полугодия.
Описание проекта 3.Использование на уроках исследовательских экспериментов учениками. По мере возможности стараюсь использовать на уроках элементы исследований.
Описание проекта 4.Использование исследовательских экспериментов учащимися во внеурочной деятельности. Организовываю внеклассные мероприятия с учениками во время летнего лагеря, весенних каникул.
Внеклассное мероприяие «Знатоки физики» Участники игры в начале получают маршрутные листы, затем по своим маршрутам проходят станции. На каждой станции они выполняют практические эксперименты. Руководителями на каждой станции являются старшеклассники.
Задание на станции №1 Используя весы, мензурку, пузырек с жидкостью, пустой стакан, определить плотность жидкости. 1.Оформить отчет о работе. 2.Выразить плотность в г/см3 и в кг/м3. 3.Написать формулы плотности, массы и объема.
Задание на станции №2 Собрать цепь, состоящий из источника тока, двух ключей и двух лампочек так. Чтобы их можно было включать по отдельности. 1.Нарисовать схему цепи. 2.Напишите все формулы для силы тока, напряжения и сопротивления (для 8 классов)
Задание на станции №3 Используя рычаг, груз массой 100 грамм, определить массу неизвестного груза. 1.Оформить отчет о работе. 2.Запишите все формулы для давления, которые вы изучали.
Задание на станции №4 Используя наклонную плоскость, секундомер с датчиками определить среднюю скорость движения каретки по наклонной плоскости вниз. 1.Оформить отчет о работе. 2.Напишите формулы для определения скорости, пути и времени для равномерного движения.
Задание на станции №5 Используя линейку, карандаш, определить как можно точно диаметр проволоки. Оформить отчет о работе.
Задание на станции №6 Используя динамометр, определите коэффициент трения бруска по парте. Оформите отчет о работе. Напишите формулы для всех видов сил, которые вы изучали.
Внеклассное мероприяие во время летнего лагеря «Физические эксперименты» Изучаем реактивное движение
Внеклассное мероприяие во время летнего лагеря «Физические эксперименты» Изучаем тепловые явления
Внеклассное мероприяие во время летнего лагеря «Физические эксперименты» Изучаем атмосферное давление
Внеклассное мероприяие во время летнего лагеря «Физические эксперименты» Изучаем электрические явления
Описание проекта 5.Проведение открытых уроков на фестивале уроков физики . В ходе проекта были проведены открытые уроки на районном и на республиканском уровне. На уроках были использованы исследовательские, экспериментальные работы учеников.
Прогнозируемые результаты реализации проекта Над этим проектом я работаю с момента своей педагогической деятельности. Прогнозирую, что исследовательская и экспериментальная деятельность повысит интерес учеников к физике
Оценка эффективности реализации проекта Этот проект реализовывается эффективно. Так как, в школе имеется все оборудование для этого: Проекторы для проведения уроков. Оборудование, для проведения физических экспериментов и исследований
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния факторов риска Риски Нет интереса учеников к проведению экспериментов и исследований Меры Убеждаю, что физика – наука экспериментальная. Нахожу такие эксперименты, которые заинтересовали бы учеников.
Дальнейшее развитие проекта Планирую и в дальнейшем продолжить этот проект. Усовершенствовать конспекты уроков и внеклассных мероприятий по этой теме. Довести исследовательские работы учеников на более высокий уровень .