Педагогический проект «Использование технологии деятельностного метода в повышении образовательных достижений учащихся»
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Педагогический проект на тему:
«Использование технологии деятельностного метода
в повышении образовательных достижений
учащихся»
Автор проекта: Пономаренко Людмила Анатольевна
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ СОШ № 9
г. Ноябрьск
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Краткая аннотация
Актуальность
Цель проекта
Задачи проекта
Основное содержание
Ресурсы
Партнеры
Целевая аудитория
План реализации проекта
Ожидаемый результат и социальный эффект
Перспективы дальнейшего развития проекта
Литература
« То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Л. Выготский
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности.
Учебная деятельность, как и любая другая, требует создания определенных условий для обеспечения ее эффективности. На помощь учителю приходят современные инновационные технологии обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, комфортности, инициативности обучения, развитию информационного мышления, снижению дидактических затруднений у учащихся.
Возникает вопрос: как грамотно использовать возможности современных информационных технологий?
Как педагог, я считаю своей главной задачей научить современных школьников пользоваться информацией, уметь применять ее в жизни, извлекать нужное и полезное. Осуществить это можно используя деятельностный подход в обучении. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
В условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей
На протяжении нескольких последних веков развитие научного знания происходит по экспоненциальному закону: за каждые 10 лет объем научной информации удваивается. А это значит, что сегодня усвоение учеником любого фиксированного объема знаний недостаточно для его успешной самореализации в жизни. Поэтому для современного ученика социально значимым является способность к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов действий. Этот заказ обусловлен быстрым изменением средств производства при постоянном их усложнении. Новые средства избавляют человека от физических нагрузок и автоматически выполняемых действий. Одновременно они требуют от него умения ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке и принимать решения, учитывающие как общие закономерности протекания некоторого процесса, так и особенности его протекания в конкретных условиях.
В сложившейся ситуации от выпускников образовательных учреждений требуются такие качества, как понимание, конструирование и оценка информации, ее анализ на основе системы теоретических знаний, принятие решений на основе проведенного анализа,(то есть выполнение научно обоснованного целеполагания), проектирование собственной деятельности в соответствии с поставленными целями и реализация построенного проекта, самоконтроль полученных результатов и коррекция выполняемой деятельности, ее самоанализ.
Значит, главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Практическая значимость
От парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. ФГОС нового поколения…
ПРОБЛЕМА
Пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
Гипотеза
Использование деятельностного подхода на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира повысит мотивацию и познавательную активность обучающихся
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Cоздание нового перспективного класса как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям на основе реализации технологии деятельностного метода.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Изучить и проанализировать проблему готовности ребенка к обучению.
2. Уточнить и конкретизировать понятия «технология деятельностного подхода», «качество образования».
3.Осуществить моделирование развития класса.
4. Формировать мышление школьников через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознано строить свою деятельность по достижению целей (самореализации) и адекватно оценивать свою деятельность и ее результаты (рефлексия).
5. Формирование системы культурных ценностей
6. Создание, проведение уроков различных типов деятельностной технологии.
7. Представление опыта работы
Тип проекта
Практико-ориентированный. Долгосрочный.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Смена целевых установок в политической, экономической, международной и других системах и произошедший в связи с этим коренной пересмотр целей образования не может не затронуть всей системы организации работы школы. И первым встает вопрос: как обучать в новых условиях? – поскольку именно учебный процесс является основным, базовым в системе образования как системе деятельности.
Очевидно, что реализовать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. И мне, как педагогу необходимо было овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка. И мне был необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого и приобретается опыт целепологания, достижение поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия – то есть формируются те «способности к самодеятельности», о которых говорил А.Дистервег и другие великие педагоги и психологи В.В.Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров «Развитие личности осуществляется в процессе ее деятельности, а именно : деятельность одним из продуктов, результатов развитие самого объекта. В нашем случае речь идет об учении как ведущем виде деятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности».
Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.
Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделением два основных компонента – личностный и деятельностный.
Основные понятия деятельностного подхода
Деятельность человека – это особая важная форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, то есть субъекта деятельности. Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В.В. Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности». Добавим: внешней или внутренней для человека. Естественно нельзя классифицировать в качестве деятельности такую форму активности, как мечты или фантазии. Многообразие типов деятельности (и это в первую очередь относится к внутренней деятельности и соответствующей категории) отражают такие понятия, как «духовная деятельность», «взаимодеятельность», «общение», «целеполагание как деятельность», «смыслообразующая деятельность», «жизнетворчество как деятельность». Деятельность педагога управляющего и организующего деятельность обучающихся, отражается категорией «метадеятельность», или «надпредметная деятельность». Необходимость ведения подобной категории обусловлена тем фактом, что педагог как бы поднимается над всеми доступными ему и его учениками видам и формами деятельности, усваивает их на профессиональном уровне с целью эффективного использования в интересах воспитания питомцев как субъектов в деятельности и жизнедеятельности в целом. Таким образом, воспитание предстает как деятельность по организации других видов деятельности, в которых не в меньшей степени воспитывается и сам педагог.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности всех ступеней общего образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся:
-личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)
-регулятивные (обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности).
-познавательные (включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем)
- коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми)
Сфера деятельности задается следующими параметрами:
Целевыми требованиями (что мы хотим достичь);
Информацией о состоянии исходного продукта (с чего начинаем, на чем базируемся);
Технологией базового процесса (каким способом мы это будем делать);
Условиями реализации нормы деятельности (как мы организуем процесс);
Средствами реализации нормы (с помощью каких средств мы будем достигать цель);
Средствами контроля соответствия результатов деятельности целевым требованиям (как определить, соответствует ли полученный результат поставленным целям);
Допусками соответствия результата деятельности целевым требованиям (каковы допустимые отклонения).
Применительно к системе образования
Первый параметр задается законодательно (ФГОС)
Это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Второй – описанием на каждом этапе актуального уровня способностей ученика, достаточного для включения в учебную деятельность.
1. Учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
2. Учитывают образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.
4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.
5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Третий - описанием технологии организации процесса обучения:
информационные и коммуникативные технологии;
технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);
технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.
Четвертый – описанием условий взаимодействия между учителем и учениками (системой дидактических принципов);
1)Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.
2)Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3) Принцип целостного представления о мире означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
4)Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
б) Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7) Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Пятый – средствами обучения (учебным содержанием, его методическим обеспечением). Средствами обучения обычно используются учебники, книги, наглядные пособия, технические средства, словари, справочники и так далее.
Шестой – средствами контроля:
.
Седьмой – описанием минимального и максимального уровней обучения.
Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС).
Минимальный уровень – устанавливается государственным стандартом и имеет правовой статус. Он отражает тот социально безопасный уровень, который должен иметь каждый выпускник общеобразовательной школы.
Максимальный уровень (или возможный уровень) определяется максимальными возможностями образовательной программы, используемой учителями
Реализация системно - деятельностного подхода к обучению опирается на методы:
активные
интерактивные
исследовательские
проектные
Таким образом, учителю сегодня необходимо дать конкретный понятийно обоснованный алгоритм по подготовке и проведению уроков деятельностной направленности, который был бы ему понятен и удобен, не разрушал его личный опыт и вписывался в имеющиеся у него представления о том, что хорошо для детей и что помогает ребенку стать успешным в его взрослой жизни.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре типа:
1)Урок открытия нового знания (ОНЗ)
2) Урок рефлексии (Р).
3) Урок развивающего контроля (РК).
4) Урок построения системы знаний (ПСЗ).
Опорная схема( на примере урока ОНЗ) помогает мне соотнести между собой различные типы уроков и выявить их общую методологическую основу – схему рефлексивной самоорганизации:
1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности
Рассмотрим последовательность деятельностных шагов .
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) -2минуты
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Рекомендации к проведению:
1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д.
2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности-4 минуты
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Рекомендации к проведению:
1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа.
2) Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д.
3) Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.
3. Постановка учебной задачи-4 минуты
На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные обучающимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
Рекомендации к проведению:
1)Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог.
2)Включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)-8 минут. На данном этапе предлагается выбор обучающимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
Рекомендации к проведению:
Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.
Использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи-8 минут
Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Рекомендации к проведению:
Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.
«Цепочки», соревнования, игровые ситуации и пр.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону-5 минут.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Рекомендации к проведению:
Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность. Индивидуальная деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение-5 минут.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Рекомендации к проведению:
Коммуникативное взаимодействие преимущественно в парах или группах. Возможность выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций и т.д.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)- 3минуты
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Рекомендации к проведению:
Беседа: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем отличие новой ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты класса? (мои собственные)? Кого можно похвалить? Над чем ещё надо поработать? Возможно использование специальных сигналов- цвет, знак, шкала и т.д., для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности. ( Если вы все поняли, то поднимите - зеленый, если вообще ничего не понял - красный; «гора успеха», «мишень»…)
Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
II Уроки рефлексии имеют следующую структуру:
этап мотивации к коррекционной деятельности;
этап актуализации и пробного учебного действия;
этап локализации индивидуальных затруднений;
этап построения проекта коррекции выполненных затруднений;
этап реализации построенного проекта;
этап обобщения затруднений во внешней речи;
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап включения в систему знаний и повторения;
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
На уроках рефлексии учащиеся должны знать, что такое эталон и уметь им пользоваться.
Учащиеся должны научиться при самопроверке своей самостоятельной работы пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее – по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки, и лишь на старших ступенях обучения – к самопроверке по эталону.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять свои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос.
В практике я использую специально разработанные сборники самостоятельных и контрольных работ по математике с эталонами самопроверки и электронные приложения под редакцией Л.Г. Петерсон, которые позволяют мне проводить индивидуальную диагностику успеваемости по всем ЗУН, проводить сравнительный анализ результатов ученика и класса, выявлять общие пробелы и достижения класса в целом и каждого ученика в отдельности, а так же динамику их развития в течение учебного года. Данные пособия обеспечивают учителя объективной и достоверной информацией, создающей условия для эффективного управления учебным процессом. (Приложение 1)
Нет необходимости доказывать, что единообразно оценивать и сравнивать результаты детей, пишущих разные по структуре и содержанию контрольные работы невозможно, поэтому мной разработаны контрольные и проверочные работы по русскому языку, включающие эталоны для самоконтроля. (Приложение 2)
4.Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:
этап мотивации (самоопределения) и контрольно-коррекционной деятельности;
этап актуализации и пробного учебного действия;
этап локализации индивидуальных затруднений;
этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
этап реализации построенного проекта;
этап обобщения затруднений во внешней речи;
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап реализации знаний творческого уровня;
этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ.
4. Уроки построения системы знаний призваны, во-первых, формировать у учащихся представление о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах реализации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки, являются надпредметными и проводятся вне рамок какого – либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Уроки общеметодологической направленности проводятся в начале и в конце изучения определенных разделов курса.
Системно-деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от традиционного обучения к инновационному:
Традиционное обучение | Инновационное обучение (СДП) |
Цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков | Цель школьного обучения – научить учиться |
Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета | Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач |
Ориентация на учебнопредметное содержание школьных предметов | Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов |
Стихийная учебная деятельность ученика | Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности |
Индивидуальная форма усвоения знаний | Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения |
Формы и методы
Игра. Проблемная ситуация. Обучение через деятельность. Групповая и парная работа. Проектная деятельность. «Оценочная» деятельность учащихся (результат)
РЕСУРСЫ
Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:
учебный кабинет соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя;
имеется компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
имеется выход в интернет;
в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по предметам для учащихся и учителей;
имеются электронные пособия по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение; обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися;
рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению для учащихся 1-4 классов;
методические разработки уроков и внеклассных занятий по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению включающие задания для самоподготовки, тестовые задания, проверочные и итоговые работы, творческие задания;
варианты контрольно-измерительных материалов: тестовые задания, проверочные, итоговые работы c эталонами для самоконтроля.
Включение информационных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга.
ПАРТНЕРЫ
Участниками проекта являются:
- учащиеся начальной школы, обучающиеся по федеральным государственным стандартам нового поколения.
- учителя средней ступени обучения, так как использование технологии деятельностного подхода приносит достаточно быстрый видимый результат – положительную динамику в уровне усвоения детьми знаний, развития их мышления, речи, познавательного интереса и качество знаний учащихся среднего звена;
- родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей их детей;
- учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам благоприятно отразится на статистических данных школы, создаст положительный имидж образовательного учреждения в городе;
- сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьет самостоятельность в добывании новых знаний.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Данный проект предназначен для обучающихся общеобразовательных школ.
Организация и реализация обучения в рамках системнодеятельностного подхода будет эффективной при создании предметноразвивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения. Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системнодеятельностного подхода.
Первый этап (подготовительный)- 2016-2017 учебный год
-Изучение Учебного Методического Комплекса.
-Изучение диагностического инструментария и проведение входной диагностики.
-Изучение авторской методики и технологии для организации учебной деятельности.
-Наличие механизма реализации проекта;
-Планирование в рабочих программах уроков с использованием технологий системно-деятельностного подхода.
Второй этап (реализация проекта)-2017-2018 уч. Год
- Пополнение банка уроков деятельностной технологии, дидактических и методических наработок;
- Психолого -педагогическая диагностика учащихся по определению готовности к школьному обучению (Приложение 3)
- Сотрудничество с педагогом – психологом с целью проведения диагностик и организации коррекционной деятельности.
- Консультации с научным руководителем школы.
- Диагностирование уровня сформированности регулятивных УУД
- Организация коррекционной работы по формированию регулятивных УУД на основе данных диагностик уровня сформированности регулятивных УУД.
Удовлетворенность родителей системой обучения в классе.
Психологическая комфортности в коллективе класса.
Результативность в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня
Повышение учебной мотивации детей
Третий этап (оценка и обобщение реализации проекта) - 2018-2020 уч.г.
Составление творческого отчета.
Систематизация результатов инновационного поиска в форме методических рекомендаций для коллег.
Разработка и проведение семинара для коллег.
Публикация статей в материалах научно-практической конференции.
Использование технологии деятельностного подхода в обучении обеспечивает:
Быстрое усвоение, закрепление и применение на практике учащимися знаний, умений и навыков.
Включение учащихся на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других.
Повышение качества знаний учащихся. (Приложение 4)
Умение учащихся находить, отбирать и использовать информацию из разных источников для решения стоящих перед ними задач.
Увеличение количества учащихся - победителей разного рода конкурсов и олимпиад. (Приложение 5)
Способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.
Достижение оптимального гармоничного развития каждого учащегося при сохранении их здоровья.
Получение достоверной информации создающей условия для эффективного управления учебным процессом.
Для каждого учителя открывается возможность включения своей «методической копилки» в общую систему организации учебной деятельности детей, поможет сделать уроки более эффективными.
Использование технологии деятельностного подхода позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Деятельностная технология дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний, применять эти знания в нестандартных условиях на основе проведенного анализа. Они смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях, таков социальный заказ на сегодняшний день.
Деятельностная технология позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства всё начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала».
ЛИТЕРАТУРА
Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе [Текст]: Серия «Новые образовательные стандарты»/ Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева.– М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная состема «Школа 2000…» [Текст]: Построение непрерывной сферы образования / Л.Г. Петерсон. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.- 448с.
Петерсон, Л.Г. Дидактические принципы развивающего обучения [Текст]: Математика для каждого/ Л.Г. Петерсон. - Вып.4-Москва, 2002.
Петерсон ,Л.Г. Интегративная технология развивающего обучения [Текст] : Математика для каждого/ Л.Г. Петерсон. -Вып.4-Москва, 2002.
Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения [Текст]: Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации/- Е.Л. Мельникова. - Вып.3-Москва, 1999.
Нефедова, Е.А. Справочное пособие по русскому языку [Текст] : пособие для учащихся начальной школы / Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. – К: ГИППВ, 2000. - 272с.
Синенко, В.Я. Об эффективности образовательной деятельности в современных условиях [Текст]: В.Я.Синенко, Т.В.Смолеусова, Д.А. Метелкин. - № 6 (54) ноябрь-декабрь 2007.
Образовательная система Школа 2100 [Электронный ресурс] school2100.ru - Загл. с экрана (дата обращения: 15.01.2014).