12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аниса Сафина358
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
1

Статья «Игровые и интерактивные педагогические технологии как средство достижения новых образовательных результатов»

А.М. Сафина  ИГРОВЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация. Введение Федерального государственного образовательного стандарта заставило современное педагогическое сообщество задуматься над повышением эффективности обучения. В погоне за новыми требованиями создаются новые книги, учебники становятся такими насыщенными, что педагоги хватаются за голову. А что же делать? Искать новые технологии, которые позволят учащимся получать знания в игровой и интерактивной форме в короткий промежуток времени.

Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к уроку, к школе. Проводя такие уроки, учителя стараются выйти за пределы обычного урока, и в этом плюс. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. Это уроки для души. Это праздник для учащихся. Такие уроки обогащают опыт учителя в разнообразном построении методической структуры урока.

Ключевые слова: игровые педагогические технологии, интерактивные педагогические технологии, нестандартные уроки, кейс-метод, квест.

Keywords: Playing pedagogical technologies, interactive pedagogical technologies, non-standard lessons, case study, quest.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) заставило современное педагогическое сообщество задуматься над повышением эффективности обучения. В погоне за новыми требованиями создаются новые УМК, учебники становятся такими насыщенными, что педагоги хватаются за голову. А что же делать? Искать новые технологии, которые позволят учащимся получать знания в игровой и интерактивной форме в короткий промежуток времени.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

«Все новое – это хорошо забытое старое». А ведь так и есть! Работая 36 лет по традиционной системе, мне всегда хотелось внедрить в свою практику инновационные технологии, которые будут способствовать формированию ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников. И уже тогда, в далекие 80-е годы, я стала внедрять в свои уроки новые педагогические технологии. Для умелого и осознанного выбора педагогических технологий, именно тех, которые позволяют достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании, необходимо понимать трактовку понятия «педагогическая технология».

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Ядро любой технологии: цель – средства - результат. Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить результативно?» Проанализировав существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

Почему и для чего? - определение целей обучения;

Что? – отбор и структура содержания;

Как? – оптимальная организация учебного процесса;

С помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;

Кто? – учет необходимого реального уровня квалификации педагога;

Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Таким образом, «педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

В начале своей педагогической карьеры я была учителем начальных классов и мне хотелось, чтобы мои уроки были интересными. Для этого я стала применять игровые технологии. Игры таят в себе колоссальные обучающие возможности.

Игра - активизирует деятельность обучаемого,

- представляет его главным действующим лицом в учебном процессе,

- стимулирует познавательный процесс,

- учит работать в команде,

- развивает личность ребенка в целом, с учетом его чувств и эмоций,

- создает комфортные условия для обучения.

Таким образом, игровые педагогические технологии помимо предметных результатов позволяют формировать универсальные учебные действия. Следовательно, игра является современной образовательной технологией.

Уроки с игровыми ситуациями я стала использовать часто. Дети были в восторге. Уроки проходили с интересом. В дальнейшем игровая технология легла в основу нестандартных уроков. Что же это за уроки?

Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к уроку, к школе. Проводя такие уроки, учителя стараются выйти за пределы обычного урока, и в этом плюс. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. Это уроки для души. Это праздник для учащихся. Такие уроки обогащают опыт учителя в разнообразном построении методической структуры урока.

В своей практике я использую урок – путешествие, урок – экскурсию, театрализованный урок, интегрированный урок, модульный урок.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на уроке. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков развить у учащихся интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить. На таких уроках учащиеся не просто рассказывают, а пытаются донести до слушателя с помощью газет, ТВ, презентаций, игровых моментов основной материал урока. Урок проходит интересно и поучительно.

Накопленный годами опыт в проведении уроков с игровыми технологиями позволил мне создать в 2016 году методическое пособие для учителей: «Нестандартные уроки. 5-11 классы». Пособие содержит подробные разработки нестандартных уроков по русскому языку в 5 – 11 классах по основным темам школьного курса. Формы уроков разнообразны.

В 2016 году я взяла 5 класс и приступила к обучению по ФГОС, который в корне отличается от традиционного подхода. Изучив образовательную программу по ФГОС, сравнивая с традиционной программой, пришла к выводу, что нужно изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. И в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний, умений и навыков, но я должна развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе. Я поняла, работать так, как работала 36 лет, уже не получится, надо учиться работать в соответствии с новыми целями образования.

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Одним из средств, содержащих в себе реальные возможности осуществления обеих этих важных задач, является игра.

Так вот оно, забытое старое, и возвращаемся мы к истокам педагогических технологий. И здесь у нас появляется интерактивная педагогическая технология или групповая педагогическая технология – это обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, деловая игра, игровое моделирование и т.д. Эти формы обучения важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.

Развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами. Такая форма обучения психологически привлекательна для обучающихся, она помогает выработать навыки сотрудничества, коллективного творчества. Обучающиеся не являются наблюдателями, а сами решают трудовые вопросы. Каждая группа находит интересные аргументы в защиту своей точки зрения.

В контексте интерактивного обучения разработана технология, которая получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становятся мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и в виде домашнего задания. Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы,  научная информация, экспозиции музеев, опыт обучающихся.

Обучение на основе кейс- метода - это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, - обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах - выработке навыков принятия решений. Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

На данный момент я понимаю, что поистине «залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать». Это нужно развивать в учащихся, но в первую очередь этим должен овладеть учитель.

Что на сегодняшний день должен понимать каждый из нас? Мы учимся и учим не для школы, а для жизни…характерные и существенные свойства жизни – разнообразие и изменчивость. ФГОС – это разнообразие и изменчивость, это адаптация к современным условиям жизни.

Отличительной особенностью ФГОС является его направленность на стратегию социального проектирования и конструирования, переход от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

С приходом ФГОС в моей работе появились уроки - квесты, но как оказалось, работаю я с такими уроками давно, только раньше это были уроки-путешествия, уроки – приключения. А теперь разберемся, что же такое квест?

Наверное, большинство ответит, что это разновидность компьютерной игры. Но если рассматривать перевод слова «квест» с исторической точки зрения, то квест - это поиски приключений. Следовательно, это и есть уроки - приключения. Во время квеста учащиеся выполняют различные задания интеллектуального характера, связанные с русским языком. В процессе урока ученики определяют пути, решают промежуточные задачи, которые являются частью основного задания. Такие уроки достаточно быстро привлекают внимание детей, и они начинают действовать.

Игровые и интерактивные педагогические технологии развивают способности разрабатывать проблемы и находить их решения, учиться работать с информацией в необычной форме. Игровых и интерактивных педагогических технологий огромное множество, здесь каждый решает, какую использовать в работе с учениками. Учитель всегда должен помнить о цели и назначении игровой деятельности. Нельзя забывать, что за любой игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью. Использование современных педагогических технологий должно быть системным, с постепенным усложнением и внедрением разнообразных форм взаимодействия для поддержания стабильного процесса и, соответственно, лучших результатов обучения.

Результативность

Эффективность использования игровой педагогической технологии можно подтвердить следующими данными. В экспериментальную группу в 2016-2018 учебном году я взяла учащихся 5 класса и стала систематически использовать игровые технологии.

Обычно при переходе класса из начальной школы в основную качество знаний по русскому языку падает. В данном случае – наоборот, к концу 5 класса повысилось на 2%, а к первому полугодию 6 класса повышение уровня качества знаний составило уже 5% (от уровня 4 класса).

Таблица 1. Результаты эффективности

использования игровой педагогической технологии

на уроках русского языка


 

В параллельном классе, где игровые технологии использовались лишь время от времени, действительно, к концу 5 класса наблюдалось снижение уровня качества знаний (на 6%), а к первому полугодию еще на 2% (итого — 8%).

Также было замечено повышение уровня познавательной активности учащихся экспериментального класса. Если в 4 классе выразили желание участвовать в предметных олимпиадах по русскому языку только 3 человека из 17 (18%), то в 5 классе – 5 (30%), в 6 – 7 человек (41%).

В обычном классе познавательная активность осталась на прежнем уровне (в 4 классе – 2, в 5 – 2 уч-ся, в 6 – 2 уч-ся).

Таким образом, с помощью современных педагогических технологий любой учитель сможет сделать обучение интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность, как требуют того новые ФГОС. Следовательно, игра продолжает оставаться одной из самых эффективных и востребованных технологий на современном этапе развития образования.

Библиографический список

1. Олифер В, Олифер Н. Новые технологии в обучении. Санкт-Петербург, 2000г.

2. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006г.

3. Сафина А.М. Нестандартные уроки. Методическое пособие для учителя. Челябинск, 2016.

4. Финогенов А. В. Игровые технологии в начальной школе. Учебно – методическое пособие. Красноярск, 2001г.

5. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение,2012.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.