Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
Государственное Казенное Учреждение Республики Саха (Якутия) «Алданский Социально-реабилитационный центр несовершеннолетних
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Директор ГКУ РС (Я) «АСРЦН» протокол №_____________ ______________ О.В. Морозова
от «____»________ 201__ г. «____»______________201___г.
Приказ №___________________
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
«С чего начинается Родина»
Возраст воспитанников 4 – 7 лет
Срок реализации программы календарный год
Автор (Составитель):
Рудых Екатерина Александровна
Педагог I категории
г. Алдан 2017 год
Пояснительная записка
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание— как одно из направлений социально-личностного развития детей— я считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Старалась каждый день ребенка в центре наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большому— детский сад, родное село, страна. Собирая и рассматривая фотографии семейного альбома, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Направленность программы
Программа гражданско-патриотическое воспитание детей «С чего начинается Родина разработана в рамках инвариантной части учебного плана основной общеобразовательной программы детского сада, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011) и направлена на непрерывный процесс формирования гражданско- патриотического сознания старших дошкольников.
Программа предназначена для реализации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в социально-реабилитационного центра, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.
В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно- ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.
Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся по данному направлению, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.
Актуальность
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. На подмену им приходят детская агрессия, часто причиной которой является неправильная информация, поступающая к детям («неправильные» мультфильмы, где доминирует зло, насилие, компьютерные игры; потеря семейных ценностей. Зачастую дети трактуют понятия «воин, защитник Родины» как человека с оружием, разрушающего, а не созидающего, несущего спокойствие. А где дворовые игры? Их уже не знает большее поколение родителей.
Многие современные родители не знают, как возродить традиции семьи, как донести до ребенка чувство любви к родному дому, Родине, к истории своего Отечества, что уж говорить о нашем родительском контингенте…
А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»
Чувство патриотизма не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от его родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям также входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально - культурным традициям. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его только надо взрастить и усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
В основу патриотического воспитания должна быть положена любовь к близким, к своему родному краю, к своей малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка мира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.
Педагогическая целесообразность
Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день. Дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедью А. С. Макаренко пользуюсь при работе с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение, особенно в наших непростых семьях, где приходится работать еще над гражданско-патриотическом воспитании самих родителей.
Цель и задачи программы
Цель: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свою семью, край, город, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Обучающие:
Расширять имеющиеся представления о своем городе, республике, стране;
Познакомить с государственной символикой (флаг, герб, гимн);
Формировать знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, выдающиеся люди, достижения;
Формировать представление о России, как о родной стране, о Москве как о столице России, о Якутии как о малой Родине.
Развивающие:
Развивать интерес и углублять знания об истории и культуре родного края, промыслов и традиций;
Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; чувств стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
Воспитательные:
Формировать духовно-нравственное отношение, чувство сопричастности и любви к семье, дому, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
Воспитывать чувство гордости, ответственности за достижения своей страны, республики;
Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей с их традициями.
Коррекционные:
Подготовка к самостоятельной жизни детей адекватное вхождение воспитанников в систему социальных отношений.
Принципы в организации воспитательного процесса
1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей воспитанников и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в общественной сфере.
2. Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.
3. Принцип тематического планирования материала - подача изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна.
3. Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
4. Принцип последовательности - последовательное планирование изучаемого познавательного материала (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
5. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у них желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
6. Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениями (музей, библиотека).
7. Принцип интегративности - включение содержания Программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Отличительные особенности программы
Пребывание ребенка с нашем реабилитационном центре носит временный характер, с продолжительностью пребывания от трех месяцев до одного года. Поэтому программа рассчитана на один календарный год и в ней выделены несколько разделов, цели и задачи, которых могут реализовываться автономно, независимо от других направлений, предусмотренных программой.
Данная программа рассчитана на детей с 4 до 7лет, без деления по возрастам, т.к. все дети центра находятся в одной группе.
Так как мы проживаем в Якутии, то в нашем реабилитационном центре находятся не только дети русской национальности, но и малых народов, населяющих Якутию, которые могут сами рассказать о традициях нашей малой родины, поделиться своим опытом проживания в кочевых семьях, бытом народов Саха.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей. дворец культуры, экскурсии по памятным местам. Практическая направленность программы позволяет детям усваивать материал в деятельности.
Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, шефство над проживающими людьми дома-интерната п. Ленинский и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и презентаций помогает в создании ярких художественных образов.
Проводится много праздников и развлечений с привлечением родителей воспитанников. Родители активно поддерживают идею проведения таких праздников, с удовольствием участвуют в них. Такие мероприятия не только благотворно влияют на взаимодействие нашего учреждения и семьи, но и улучшают отношения в семье, воспитывают в детях нравственные качества, которые перерастают в чувство патриотизма. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на детей, находящихся на реабилитации в Алданском социально-реабилитационном центре в возрасте от 4 до 7 лет.
При написании программы учитывали психологические особенности
детей 3-4 и 5-7 лет, так как этот возраст наиболее благоприятен для воспитания патриотизма. Дети достаточно впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим.
Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, к ним относится формирование
нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Поэтому работа
должна планироваться и осуществляться в определённой системе, а
аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом
возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Набор в группу –свободный, вид детской группы – профильный. В группе 8-15 человек.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год – 48 часов, в связи с тем, что дети в нашем центре находятся круглогодично, то и работа по гражданско-патриотическому воспитанию продолжается и в летний период времени.
Этапы реализации
Аналитический этап – Проведение обследования детей с целью выявления их знаний в области гражданско–патриотического воспитания и желания, гражданской позиции.
Этап организации и планирования – Подбор методической литературы, наглядных пособий. Формулировка целей и задач. Составление годового плана.
Практический этап – Проведение занятий с детьми с использованием различных форм и методов, экскурсии, мероприятий. Сотрудничество со специалистами нашего социально-реабилитационного центра (психологом, социальным работником, педагогом дополнительного образования). Приобретение методической и художественной литературы.
Диагностический этап – Проведение диагностики при поступлении ребёнка в центр и при его выбытии.
Режим занятий
Занятия проводятся
1 раз в неделю по 20 - 30 минут, что является нормой для детей дошкольного возраста.
Формы проведения занятий:
тематические беседы;
викторины, конкурсы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы, членами «Юнармиии»;
празднование Дней воинской славы;
митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;
выпуск газет и поздравительных открыток, изготовление подарков;
конкурсы плакатов и рисунков;
Постановка театральных постановок, пьес гражданско-патриотического содержания.
Утренники, досуги, спортивные состязания, музыкально-спортивные праздники.
показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
Экскурсии, целевые прогулки (по поселку Н-Куранах, городу Алдану, району).
Для реализации программы предлагаем следующие методы:
Наглядный:
показ сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
Словесный:
чтение литературных произведений воспитателем;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
сообщение дополнительного материала воспитателем;
загадывание загадок;
рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
проведение викторин.
Практический:
организация продуктивной деятельности;
проведение игр различного рода (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
проведение экскурсий различного направления;
организация спортивных, музыкальных и спортивно-музыкальных досугов совместно с родителями;
изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.
Формы и методы работы с родителями
Направление | Цели | Форма общения |
Информационно- аналитическое | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. | анкетирование; интервьюирование; |
Познавательное | Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | родительские собрания; семинары-практикумы |
Наглядно- информационное | Ознакомление родителей с работой Центра, особенности воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. | использование СМИ для освещения деятельности Центра по формированию гражданско- патриотических чувств у детей; открытый просмотр занятий и других видов деятельности выпуск бюллетеней, информационных листков; информация на стендах |
Досуговое | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. | совместное проведение досугов, праздников; семейные вечера; семейные спортивные соревнования; Выставки семейных творческих работ; Экскурсии; Природоохраняемые акции: «Чистый город», «Посади цветок», «Изготовление кормушки» |
Ожидаемые результаты
Сформируются чувства привязанности к своему дому, друзьям, близким;
Расширятся представления и знания об истории своего района, города в целом, его исторических и памятных местах, достопримечательностях, символике, выдающихся людей. Будут знать: название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;
Расширятся знания об истории своей республики, страны. Познакомятся с государственной символикой, (флаг, герб, гимн);
Познакомятся с культурой родного края, промыслами и традициями;
Будут иметь представления о традициях и обычаях других народов, населяющих территорию страны, края, города;
Сформируются представления о России как о родной стране, истории Отечества, о Москве как о столице нашей Родины, о Якутии как о малой Родине;
Сформируется чувство гордости, ответственности за достижения своей страны, республики;
Разовьется толерантное отношение к представителям других национальностей с их традициями.
Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Способы проверки ожидаемых результатов
Педагогическое наблюдение;
Педагогический анализ результатов анкетирования, опросов, выполнения детьми диагностических заданий;
Участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера и т.д.
Мониторинг.
Формы подведений итогов
Выставки рисунков и поделок;
Концерт к «Дню России»;
Военно-спортивная игра «Зарница»;
Выступление в интернате для инвалидов и одиноких граждан п. Ленинский.
Итоговые конкурсно - игровые занятия; награждение отличившихся детей.
Учебно-тематический план
№ | Перечень разделов, тем | Теория часы | Практика часы | Всего часы |
1. | «Я и моя семья, наш реабилитационный центр». | 7 | 4 | 11 |
2. | «Моя малая родина. Мой город» | 4 | 5 | 9 |
3. | «Родная страна, ее столица, символика» | 11 | 17 | 28 |
| | Итого: 22 | Итого: 26 | Итого: 48 |
Содержание программы
Программа состоит из трех разделов, работа над которыми ведется параллельно в течении всего года.
Раздел «Я и моя семья, наш реабилитационный центр».
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества.
Не менее важным условием гражданско-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствуют бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, она требует большого такта и терпения от педагога, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещения с родителями отдельных предприятий и учреждений. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
Дети проводят в нашем учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в Центре есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и ее помещения, познакомить с помещениями Центра и их назначением. Детей необходимо учить называть работников Центра по имени и отчеству. Знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми рассматривать красочное оформление Центра, формировать у них чувство сопричастности к жизни учреждения. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений Центра.
Раздел «Родной город, моя малая родина»
Основная задача педагога — показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Внимание детей дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их назначении.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняется, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняется, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех населенных пунктах, больших и маленьких, есть много общего:
— повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
— везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
— повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
— люди берегут и охраняют природу;
— есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Саха(Якутии). Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Раздел «Родная страна, ее столица, символика»
На занятиях этого раздела дети получают географические сведения о территории России, дети 3-4 знакомятся с государственными символами России: гербом, флагом, гимном. А дети старшего дошкольного возраста расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ.
Дети знакомятся со столицей нашей Родины — Москвой, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия — многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Дошкольники узнают о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, знакомятся с некоторыми родами войск. Расширяют представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников войны, их фронтовых и трудовых подвигах). Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
Календарно-тематический план
№ | Раздел | Тема | Формы и методы | Цель |
Сентябрь | ||||
1 | Я и моя семья | Я и моя семья | Рассматривание семейных альбомов, Беседы с детьми о членах их семей, об их профессиях, обязанностях по дому. Чтение стихотворение Я. Акима "Моя родня" | Поговорить о том, что взрослые работают, чтобы содержать свой дом, детей, поэтому необходимо оказывать им посильную помощь. Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье. Формировать в детях чувство любви к своим близким. |
2 | Я и моя семья | Имя твое – птица в руке… | Беседа «Для чего человеку имя?» "Полное" и "неполное" имя (игра). Этюд "Назови ласково". Воспитатель и дети | Довести до сознания ребёнка, что каждый гражданин своей страны имеет право на имя, развивать представления о многообразии имён, их значении в жизни человека и растолковании, осознания своей индивидуальности, особенности, неповторимости. Учить уважительно обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться. |
3 | Моя малая родина | «История возникновения города Алдан | Беседа. Рассматривание открыток, старых фотографий города. | Учить называть родной город. Закрепить знания детей о родном городе, познакомить с историей возникновения родного города и его названия. Развивать у детей память, умение анализировать, делать простые выводы; приучать слушать друг друга. Воспитывать интерес к истории города. Формировать патриотические чувства, представление детей о городе, в котором они живут. |
4 | Я и моя семья | Наш любимый центр.
| Игра – беседа «Наши отношения». Экскурсия по центру, рабочим местам всех сотрудников. | Закрепить представления о сотрудниках центра (воспитатель, психолог, дежурный по режиму, прачка, повар, медсестра и др.), о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в реабилитационном центре; воспитывать уважительное отношение и желание оказывать посильную помощь. Уточнить адрес центра. Учить детей культуре общения девочек и мальчиков. |
Октябрь | ||||
5 | Родная страна | (Международный день пожилых людей 1 октября) | Акция в доме-интернате п. Ленинский. Выступление, раздача, собственноручно приготовленных подарочков. | Учить детей проявлять любовь, заботу к людям старшего возраста. Развивать музыкально-творческие способности воспитанников. Укреплять связь между поколениями. Разнообразить монотонную жизнь людей преклонного возраста в интернате. Воспитывать у молодого поколения чувства любви, заботы, уважения к старшему поколению. |
6 | Родная страна | Всемирная неделя космоса | Беседа, презентация. Лепка - Звезды и кометы | Уточнить знания детей о космосе. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со заездами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения (скручивание и свивание удлиненных жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах) |
7 | Я и моя семья | Семейные традиции | Беседа, составление рассказов. | Побуждать детей рассказывать о своей семье, о том какие традиции соблюдаются в семье. Воспитывать чувство уважения к многонациональным традициям. |
8 | Родная страна | Россия – моя Родина | Беседа, рассматривание иллюстраций с изображением государственных символов. Прослушивание гимна России. Аппликация «Российский флаг». | Формировать представления детей о государственные символики России, значением герба РФ, цветов флага. Сформировать уважительное отношение к символике России. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к ее традициям и историческому наследию. |
Ноябрь | ||||
9 | Родная страна | День народного единства | Познавательно-развлекательное мероприятие с презентацией, народными играми. Просмотр мультфильма из серии «Гора самоцветов» | Познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения. Расширять представления детей о национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России. Демонстрировать детям значение сплоченности в жизни человека и целого народа. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к народным героям. |
10 | Родная страна | Все мы разные, но все мы равные | Беседа. Просмотр фотографий людей разных рас, профессий, возрастов, физических возможностей, социального статуса. | Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Учить выделять характерные особенности внешности человека. Воспитывать у детей уважение, терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков. Воспитывать уважение к детям и взрослым. |
11 | Родная страна | День рождение Деда Мороза | Познавательно-развлекательное мероприятие. Просмотр видео обращения от Деда Мороза из Великого Устюга. Игры со снеговиками и Снежинками. Написание письма Деду Морозу. | Познакомить с новой традицией празднования дня рождения Деда Мороза, историей его возникновения. Дать представление, о том где живет Дед Мороз. Развивать познавательный интерес, фантазию, память и речь, кругозор. Воспитывать уважительное отношение к традициям народа, потребность поздравлять друзей и дарить подарки; Создать эмоционально праздничную атмосферу. |
12 | Я и моя семья | День матери | Праздничное мероприятие. Изготовление подарков для мам. | Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Развивать эмоциональную сферу, выразительность речи, артистизм детей, культуру поведения на общественном мероприятии. Воспитать чувство уважения, любви к матерям |
Декабрь | ||||
13 | Родная страна | «Они нуждаются в защите» (дети-сироты, инвалиды, беженцы). Международный день инвалида – 3 декабря | Беседа. Презентация. Просмотр фильма с людьми ОВЗ. | Сформировать представление об "особом ребенке". Познакомить с некоторыми проблемами детей инвалидов. Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни. |
14 | Моя малая родина | Русские и якутские народные игры | Спортивно-развлекательное мероприятие | Познакомить с русскими и якутскими народными играми. Закрепить знания детей о России. Развивать координацию движений, меткость и глазомер, умение считать. Ознакомить с жизнью предков. Воспитывать у детей чувства ответственности, самостоятельности, чувство сопереживания. |
15 | Моя малая родина | Сделаем бабушке нарядные унты | Аппликация. Беседа. Просмотр репродукций и натуральных унтов и др. обуви народов севера. | Воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народовСаха. Познакомить детей с некоторыми видами орнамента, которыми якуты украшают свою обувь. Продолжать воспитывать чувство семейной сплоченности, желание порадовать каким – то подарком своих близких. |
16 | Родная страна | Новый год у ворот | Беседа. Рассматривание альбома «Новый год в других странах». Чтение стихотворений о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме. Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, разучивание стихов, песен, танцев | Познакомить детей с историей Новогоднего праздника на Руси, с традициями украшения новогодней елочки. Систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес. Развивать мышление, воображение, память, связанную речь. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к народам разных стран. |
Январь | ||||
17 | Родная страна | Рождество Христово | Праздничное мероприятие. Беседа. Поездка в Храм. | Закрепить знания о евангельских событиях Рождества Христова. Знакомить детей с традицией празднования Рождества - главного и любимого для детей праздника года. Расширить духовный мир ребенка. Создать атмосферу радости, гордости и уважения к культуре своего народа. Воспитывать интерес к традициям России. |
18 | Родная страна | Русские народные промыслы Тряпичные куклы, русская матрешка. | Беседа, презентация. Рассматривание русской матрёшки. Изготовление тряпичной куклы-пеленашки | Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах: хохлома, гжель, дымковская и каргапольская игрушка. Формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Познакомить с русской матрешкой и историей создания тряпичных кукол. Научить самостоятельно делать куклу – пеленашку. |
19 | Моя семья | Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений | Беседа-диалог. | Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи. Развивать познавательную активность. Воспитывать потребность помогать родителям по дому. |
20 | Моя малая родина | «В гости к северному оленю» | (коллективная работа) -аппликация | Активизировать интерес детей к познанию родного края. Расширять знания о жизнедеятельности народов Саха. Обогащать знания и представления детей о северном олене. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать любовь и привязанность к родному краю, толерантное отношение к культуре, быту и традициям народов Севера. Закрепить навык наклеивания деталей. Воспитывать аккуратность, приучать доводить до конца начатую работу. |
Февраль | ||||
21 | Родная страна | «История олимпийских игр в России» | Беседа, показ презентации, Спортивное развлечение | Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны» Объяснить детям, что значит слово «патриот». Дать понятие об Олимпийских играх. Создать атмосферу радости и эмоционального благополучия. Прививать любовь к спорту и физкультуре. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки. |
22 | Моя семья | «Мой папа» | Беседа | Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении. Рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье. Воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье. |
23 | Родная страна | Наша Армия | Рассказ, показ репродукций и фильма о военной армии | Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.). Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, стимулировать речевую активность детей. Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. |
24 | Родная страна | Богатырские потешки | Праздник, посвященный 23 февраля слушание песни «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова, постановка к ней танца. | Обобщить знания детей об истории возникновения Руси. Познакомить с жанром – былина, с русскими былинными богатырями – Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и Микулой Селяниновичем, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям. |
Март | ||||
25 | Моя семья | Мамы всякие нужны! | Беседа. Разучивание стихов, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибутов для украшения музыкального зала. Рисование «Портрет мамы». | Развивать у детей желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой. Учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения, замечать некоторые трудовые действия: мама шьёт, стирает, гладит, готовит обед и т. д. Побуждать детей оказывать посильную помощь маме в работе по дому. |
26 | Моя семья | 8 марта | Утренник для мам и бабушек | Продолжать знакомить детей с общественным праздником - Днем 8 Марта. |
27 | Родная страна | Как жили славяне | Беседа с презентацией. Чтение русских былин, пословиц и поговорки о Родине. Русский народный костюм. | Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. Расширять представления об одежде славян, продолжать знакомить с русским народным костюмом. Познакомить с назначением одежды: будничная, праздничная, свадебная. |
28 | Родная страна | Проводы зимы | Праздничные гуляния. Заучивание закличек, знакомство с народными приметами | Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа встречи весны; учить ценить прошлое; |
Апрель | ||||
29 | Родная страна | Москва – главный город страны | Беседа. Просмотр видеофильма о достопримечательностях Москвы, фотографий. Прослушивание стихов, литературных произведений о Москве, рассказы детей, которые побывали в Москве. | Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее истерическим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства |
30 | Родная страна | День космонавтики | Беседа, рассматривание портрета первого космонавта, первого спутника Земли, ракеты, портреты других космонавтов. Игра «Собери звезды» | Закрепить знания детей о том, что 12 апреля –день Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полёт человека в космос – это плод труда многих людей: учёных- конструкторов, механиков, врачей. Формировать понятия: космос, космическое пространство, солнечная система. Продолжать уточнять детские представления о летающих объектах (космическая ракета, летающая «тарелка», спутник) Воспитывать гордость за свою страну, уважение к трудной и опасной профессии космонавта. |
31 | Родная страна | Христово воскресение | Православный праздник. Беседа о традициях. Посещение храма. Термо-аппликации на яйца. | Продолжать знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством. Расширять знания о религиозном празднике: Христово воскресение (Пасха). Воспитывать интерес и уважение к русским праздникам. |
32 | Малая родина | Что такое музей?» | Посещение краеведческого музея | Дать знания о краеведческом музее родного города. Закреплять знания о нашем крае. Продолжать знакомить детей с промыслами народов Якутии, животным миром. Формировать представление о малой Родине. Воспитывать чувство гордости за город, республику. |
Май | ||||
33 | Родная страна | День Победы | Беседа, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ, чтение книг о подвигах русских людей. Презентация «Дети войны». Изготовление георгиевской ленты из бумаги | Закрепить знания о том, что 9 мая день победы, что страну защищали не только армия, но и партизаны среди которых были и дети. Воспитывать чувство гордости за свой народ уважение к ветеранам великой Отечественной войны. |
34 | Родная страна | 9 мая – день Победы | Праздничное мероприятие. Встреча с детьми войны. | Расширять знания детей о Великой Отечественной войне. Помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина - освободителя, воина - защитника. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны. |
35 | Малая родина | 9 мая | Акция в доме-интернате п. Ленинский. Постановка мини-спектакля. Разучивание песен и стихов на военную тематику. Изготовление памятных сувениров. | Учить детей проявлять любовь, заботу к людям старшего возраста. Развивать музыкально-творческие способности воспитанников. Укреплять связь между поколениями. Разнообразить жизнь людей преклонного возраста в интернате. Воспитывать у молодого поколения чувства любви, заботы, уважения к старшему поколению. |
36 | Малая родина | Достопримеча-тельности города Алдана | Целевая прогулка по городу, его достопримечательностям - экскурсия | Продолжать знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. Уточнить виды транспорта. Повторить правила дорожного движения в городе. Воспитывать любовь к своей малой родине. |
Июнь | ||||
37 | Родная страна | «День защиты детей» | Игровая-развлекательная программа, Выезд на городское мероприятие | Обогащение знаний детей о традициях праздника 1 июня. Воспитание партнерских отношений между сверстниками. Развитие коммуникативных способностей детей, их творческого мышления, ловкости, сноровки, смекалки детей. Вовлекать родителей в непосредственную организацию и проведение праздника для гармонизации детско-родительских отношений. |
38 | Родная страна | «День России» (12 июня) | Праздничное мероприятие с песнями танцами и играми. | Познакомить детей с государственным праздником «День России». Способствовать развитию творческих способностей детей. Познакомить с песнями, загадками и стихами о родине. |
39 | Родная страна | Зарница | Спортивная игра на местности | Познакомить детей с патриотической игрой «Зарница». Развивать психофизические качества детей: выносливость, скорость, меткость, быстроту реакции, координацию движений. Воспитывать у детей чувство взаимовыручки, товарищеской поддержки, самостоятельность, дисциплину, чувство гордости за свою армию, желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. |
40 | Родная страна | День памяти и скорби | Участие в городском митинге. Возложение венка и цветов к мемориалу победы. Прослушивание песенного репертуара на военную тематику. | Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Воспитание и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающим у них эмоциональные переживания; развитие интеллектуальной компетенции ребенка, коммуникативной функции речи. |
Июль | ||||
41 | Моя семья | День семьи, любви и верности | Беседа. Празднично-игровая программа. | Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Во время праздника создать атмосферу эмоционального комфорта. Воспитывать осознание доли собственного участия в создании тёплых семейных отношений. Воспитывать желание заботиться о близких людях. |
42 | Родная страна | Государственная символика России | Конкурсная программа | В игровой форме проверить знания детей по Государственные символики России. Способствовать расширению кругозора детей и проявлению умения работать в коллективе. Воспитывать чувство долга перед Родиной. |
43 | Родная страна | «Один день из жизни солдата» | Зарядка солдата. Поход. Полевой обед. Преодоление полосы препятствий. | Воспитывать у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине. Создать атмосферу веселья, доброжелательности, В игровой форме донести до детей информационный познавательный материал о вооруженной мощи страны, оружии и защитниках отечества. Развивать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки, находчивость. |
44 | Малая родина | Поход в часть МЧС | Рассматривание альбома «труд работников МЧС», чтение рассказов о пожарных. экскурсия | Познакомить со службой МЧС. Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с трудом «Защитников» службы МЧС. Повторить привила пожарной безопасности. Воспитывать чувство уважения к людям данной профессии. |
Август | ||||
45 | Моя семья | «Маленькие помощники» | Беседа, моделирование ситуации, обсуждение проблемной ситуации, чтение, ситуация-оценка, игровое упражнение. Дидактическая игра | Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях, домашнем уюте и ее истории. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. Формировать адекватную оценку принадлежности предмета ролевой игры с акцентом на половое различие. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку. |
46 | Малая родина | «Чистый город» | Беседа. Акция | Формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города. |
47 | Малая родина | Красная книга Якутии | Рассматривание иллюстраций, чтение книг. Экскурсия в детскую библиотеку. | Познакомить с представителями заповедных мест родного края. Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных и растений. Закрепить умение классифицировать животных. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Развивать наблюдательность. Закрепить названия местных растений. Воспитывать бережное отношение к природе. Охранять редкие виды животных и растений. |
48 | Малая родина | «Культура и быт народов Севера». | Посещение выставки национальной одежды, сувениров из бисера, меха, бересты в краеведческом музее. Чтение сказок народов Севера. Разучивание стихотворений о Севере. Рассматривание фотографий «Коренные жители Севера». | Познакомить с бытом и устоями жизни коренного населения; любить и уважать традиции родного края. |
Методическое обеспечение программы:
Программа гражданско-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста «С чего начинается Родина» разработана в рамках инвариантной части учебного плана основной общеобразовательной программы детского сада, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011)
Программа разработана в соответствии с «Законом об образовании в
Российской Федерации», Федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного образования и ориентирована на реализацию основных положений государственной «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», где подчеркивается, что патриотизм должен стать консолидации общества и укрепления государства.
Разработана на основе пособий:
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»;
Зеленова Н.Г., ОсиповаЛ.Е. «Мы живем в России»;
Сапрыкина А.Р. «Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири».
Материально – техническое обеспечение
спортивный зал,
спортивная площадка,
Компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;
Интернет ресурсы;
Электронная почта.
Методические материалы и средства обучения и воспитания
Куклы в народных костюмах Якутии
Амулеты
Украшения из бисера
Народная посуда
Колыбель
Макет чума
Символика города Алдана и Саха(Якутии)
Российские и Якутские флаги, флажки;
Видеофильмы о городе и округе
Карта города и округа
Фотоматериал: наборы открыток с видами Алдана и достопримечательностями города
Альбомы: «Работник старательской артели», «Природа края», «Якутская одежда»
Литературные произведения якутских авторов
Подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;
Картотека дидактических, сюжетно-ролевых, творческих, развивающих, подвижных игр, игр-драматизаций: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России" и т.д.;
В холле оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город";
Список использованной литературы
1. Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.
2. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург, 2015.
3. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М„ «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
4. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М., 2004,
5. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М., 2001.
6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985
7. Зеленова Н. Г., Л. Е. Осипова Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012.
8. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2003.
9. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2003
10.Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
11. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
12. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
13. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.
14. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.
15. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2004.
16. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2001.
17. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
18. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
М., 2003.
19. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо- туристкой деятельности. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2003.
20. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002.
21. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. М., 1998.
22. Сапрыкина А.Р. «Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири». Екатеринбург, 2003.