Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

2
0
Материал опубликован 27 September 2020

Государственное Казенное Учреждение Республики Саха (Якутия) «Алданский Социально-реабилитационный центр несовершеннолетних




ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом Директор ГКУ РС (Я) «АСРЦН» протокол №_____________ ______________ О.В. Морозова

от «____»________ 201__ г. «____»______________201___г.

Приказ №___________________






Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

«С чего начинается Родина»


Возраст воспитанников 4 – 7 лет

Срок реализации программы календарный год






Автор (Составитель):

Рудых Екатерина Александровна

Педагог I категории











г. Алдан 2017 год

Пояснительная записка


Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский


«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский


Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание— как одно из направлений социально-личностного развития детей— я считаю важной частью своей педагогической деятельности.

Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Старалась каждый день ребенка в центре наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большому— детский сад, родное село, страна. Собирая и рассматривая фотографии семейного альбома, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.



Направленность программы


Программа гражданско-патриотическое воспитание детей «С чего начинается Родина разработана в рамках инвариантной части учебного плана основной общеобразовательной программы детского сада, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011) и направлена на непрерывный процесс формирования гражданско- патриотического сознания старших дошкольников.

Программа предназначена для реализации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.


Новизна программы

    Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в социально-реабилитационного центра, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.

     В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно- ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.

Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся по данному направлению, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.


Актуальность

   

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

     Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. На подмену им приходят детская агрессия, часто причиной которой является неправильная информация, поступающая к детям («неправильные» мультфильмы, где доминирует зло, насилие, компьютерные игры; потеря семейных ценностей. Зачастую дети трактуют понятия «воин, защитник Родины» как человека с оружием, разрушающего, а не созидающего, несущего спокойствие. А где дворовые игры? Их уже не знает большее поколение родителей.

Многие современные родители не знают, как возродить традиции семьи, как донести до ребенка чувство любви к родному дому, Родине, к истории своего Отечества, что уж говорить о нашем родительском контингенте…

А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»

Чувство патриотизма не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от его родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям также входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально - культурным традициям. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его только надо взрастить и усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

В основу патриотического воспитания должна быть положена любовь к близким, к своему родному краю, к своей малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка мира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.


Педагогическая целесообразность


        Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день. Дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.  

       "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.  Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедью А. С. Макаренко пользуюсь при работе с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение, особенно в наших непростых семьях, где приходится работать еще над гражданско-патриотическом воспитании самих родителей.


Цель и задачи программы


Цель: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свою семью, край, город, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

Обучающие:

Расширять имеющиеся представления о своем городе, республике, стране;

Познакомить с государственной символикой (флаг, герб, гимн);

Формировать знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, выдающиеся люди, достижения;

Формировать представление о России, как о родной стране, о Москве как о столице России, о Якутии как о малой Родине.

Развивающие:

Развивать интерес и углублять знания об истории и культуре родного края, промыслов и традиций;

Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; чувств стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;

Воспитательные:

Формировать духовно-нравственное отношение, чувство сопричастности и любви к семье, дому, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;

Воспитывать чувство гордости, ответственности за достижения своей страны, республики;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей с их традициями.

Коррекционные:

Подготовка к самостоятельной жизни детей адекватное вхождение воспитанников в систему социальных отношений.



Принципы в организации воспитательного процесса

1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей воспитанников и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в общественной сфере.

2. Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.

3. Принцип тематического планирования материала - подача изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна.

3. Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.

4. Принцип последовательности - последовательное планирование изучаемого познавательного материала (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

5. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у них желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

6. Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениями (музей, библиотека).

7. Принцип интегративности - включение содержания Программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.



Отличительные особенности программы

Пребывание ребенка с нашем реабилитационном центре носит временный характер, с продолжительностью пребывания от трех месяцев до одного года. Поэтому программа рассчитана на один календарный год и в ней выделены несколько разделов, цели и задачи, которых могут реализовываться автономно, независимо от других направлений, предусмотренных программой.

Данная программа рассчитана на детей с 4 до 7лет, без деления по возрастам, т.к. все дети центра находятся в одной группе.

Так как мы проживаем в Якутии, то в нашем реабилитационном центре находятся не только дети русской национальности, но и малых народов, населяющих Якутию, которые могут сами рассказать о традициях нашей малой родины, поделиться своим опытом проживания в кочевых семьях, бытом народов Саха.

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей. дворец культуры, экскурсии по памятным местам. Практическая направленность программы позволяет детям усваивать материал в деятельности.

Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, шефство над проживающими людьми дома-интерната п. Ленинский и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и презентаций помогает в создании ярких художественных образов. 

Проводится много праздников и развлечений с привлечением родителей воспитанников. Родители активно поддерживают идею проведения таких праздников, с удовольствием участвуют в них. Такие мероприятия не только благотворно влияют на взаимодействие нашего учреждения и семьи, но и улучшают отношения в семье, воспитывают в детях нравственные качества, которые перерастают в чувство патриотизма. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.



Возраст детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на детей, находящихся на реабилитации в Алданском социально-реабилитационном центре в возрасте от 4 до 7 лет.

При написании программы учитывали психологические особенности
детей 3-4 и 5-7 лет, так как этот возраст наиболее благоприятен для воспитания патриотизма. Дети достаточно впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим.
Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, к ним относится формирование
нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Поэтому работа
должна планироваться и осуществляться в определённой системе, а 
аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом
возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Набор в группу –свободный, вид детской группы – профильный. В группе 8-15 человек.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год – 48 часов, в связи с тем, что дети в нашем центре находятся круглогодично, то и работа по гражданско-патриотическому воспитанию продолжается и в летний период времени.

Этапы реализации

Аналитический этап – Проведение обследования детей с целью выявления их знаний в области гражданско–патриотического воспитания и желания, гражданской позиции.

Этап организации и планирования – Подбор методической литературы, наглядных пособий. Формулировка целей и задач. Составление годового плана.

Практический этап – Проведение занятий с детьми с использованием различных форм и методов, экскурсии, мероприятий. Сотрудничество со специалистами нашего социально-реабилитационного центра (психологом, социальным работником, педагогом дополнительного образования). Приобретение методической и художественной литературы.

Диагностический этап – Проведение диагностики при поступлении ребёнка в центр и при его выбытии.



Режим занятий

Занятия проводятся

1 раз в неделю по 20 - 30 минут, что является нормой для детей дошкольного возраста.

Формы проведения занятий:

тематические беседы;

викторины, конкурсы;

встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;

встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы, членами «Юнармиии»;

празднование Дней воинской славы;

митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;

выпуск газет и поздравительных открыток, изготовление подарков;

конкурсы плакатов и рисунков;

Постановка театральных постановок, пьес гражданско-патриотического содержания.

Утренники, досуги, спортивные состязания, музыкально-спортивные праздники.

показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных   фильмов на военно-исторические темы;

Экскурсии, целевые прогулки (по поселку Н-Куранах, городу Алдану, району).



Для реализации программы предлагаем следующие методы:

Наглядный:

показ сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

Словесный:

чтение литературных произведений воспитателем;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

сообщение дополнительного материала воспитателем;

загадывание загадок;

рассказы детей по схемам, иллюстрациям;

проведение викторин.

Практический:

организация продуктивной деятельности;

проведение игр различного рода (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;

проведение экскурсий различного направления;

организация спортивных, музыкальных и спортивно-музыкальных досугов совместно с родителями;

изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.



Формы и методы работы с родителями

Направление

Цели

Форма общения

Информационно- аналитическое

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

анкетирование;

интервьюирование;

Познавательное

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

родительские собрания;

семинары-практикумы

Наглядно- информационное

Ознакомление родителей с работой Центра, особенности воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

использование СМИ для освещения деятельности Центра по формированию гражданско- патриотических чувств у детей;

открытый просмотр занятий и других видов деятельности

выпуск бюллетеней, информационных листков;

информация на стендах

Досуговое

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

совместное проведение досугов, праздников;

семейные вечера;

семейные спортивные соревнования;

Выставки семейных творческих работ;

Экскурсии;

Природоохраняемые акции: «Чистый город», «Посади цветок», «Изготовление кормушки»



Ожидаемые результаты

Сформируются чувства привязанности к своему дому, друзьям, близким;

Расширятся представления и знания об истории своего района, города в целом, его исторических и памятных местах, достопримечательностях, символике, выдающихся людей. Будут знать: название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;

Расширятся знания об истории своей республики, страны. Познакомятся с государственной символикой, (флаг, герб, гимн);

Познакомятся с культурой родного края, промыслами и традициями;

Будут иметь представления о традициях и обычаях других народов, населяющих территорию страны, края, города;

Сформируются представления о России как о родной стране, истории Отечества, о Москве как о столице нашей Родины, о Якутии как о малой Родине;

Сформируется чувство гордости, ответственности за достижения своей страны, республики;

Разовьется толерантное отношение к представителям других национальностей с их традициями.

Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.


Способы проверки ожидаемых результатов


Педагогическое наблюдение;

Педагогический анализ результатов анкетирования, опросов, выполнения детьми диагностических заданий;

Участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера и т.д.

Мониторинг.


Формы подведений итогов


Выставки рисунков и поделок;

Концерт к «Дню России»;

Военно-спортивная игра «Зарница»;

Выступление в интернате для инвалидов и одиноких граждан п. Ленинский.

Итоговые конкурсно - игровые занятия; награждение отличившихся детей.



Учебно-тематический план


Перечень разделов, тем

Теория

часы

Практика

часы

Всего

часы

1.

«Я и моя семья, наш реабилитационный центр».

7

4

11

2.

«Моя малая родина. Мой город»

4

5

9

3.

«Родная страна, ее столица, символика»

11

17

28



Итого: 22

Итого: 26

Итого: 48



Содержание программы


Программа состоит из трех разделов, работа над которыми ведется параллельно в течении всего года.


Раздел «Я и моя семья, наш реабилитационный центр».


Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества.

Не менее важным условием гражданско-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствуют бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, она требует большого такта и терпения от педагога, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещения с родителями отдельных предприятий и учреждений. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Дети проводят в нашем учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в Центре есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и ее помещения, познакомить с помещениями Центра и их назначением. Детей необходимо учить называть работников Центра по имени и отчеству. Знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми рассматривать красочное оформление Центра, формировать у них чувство сопричастности к жизни учреждения. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений Центра.


Раздел «Родной город, моя малая родина»


Основная задача педагога — показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Внимание детей дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их назначении.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняется, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняется, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех населенных пунктах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Саха(Якутии). Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.


Раздел «Родная страна, ее столица, символика»


На занятиях этого раздела дети получают географические сведения о территории России, дети 3-4 знакомятся с государственными символами России: гербом, флагом, гимном. А дети старшего дошкольного возраста расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ.

Дети знакомятся со столицей нашей Родины — Москвой, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия — многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Дошкольники узнают о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, знакомятся с некоторыми родами войск. Расширяют представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников войны, их фронтовых и трудовых подвигах). Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.



Календарно-тематический план


Раздел

Тема

Формы и методы

Цель

Сентябрь

1

Я и моя семья

Я и моя семья

Рассматривание семейных альбомов, Беседы с детьми о членах их семей, об их профессиях, обязанностях по дому.

Чтение стихотворение Я. Акима "Моя родня"

Поговорить о том, что взрослые работают, чтобы содержать свой дом, детей, поэтому необходимо оказывать им посильную помощь. Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье. Формировать в детях чувство любви к своим близким.

2

Я и моя семья

Имя твое – птица в руке…

Беседа «Для чего человеку имя?» "Полное" и "неполное" имя (игра).

Этюд "Назови ласково". Воспитатель и дети

Довести до сознания ребёнка, что каждый гражданин своей страны имеет право на имя, развивать представления о многообразии имён, их значении в жизни человека и растолковании, осознания своей индивидуальности, особенности, неповторимости. Учить уважительно обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться.

3

Моя малая родина

«История возникновения города Алдан

Беседа. Рассматривание открыток, старых фотографий города.

Учить называть родной город. Закрепить знания детей о родном городе, познакомить с историей возникновения родного города и его названия. Развивать у детей память, умение анализировать, делать простые выводы; приучать слушать друг друга. Воспитывать интерес к истории города. Формировать патриотические чувства, представление детей о городе, в котором они живут.

4

Я и моя семья

Наш любимый центр.

Игра – беседа «Наши отношения».

Экскурсия по центру, рабочим местам всех сотрудников.

Закрепить представления о сотрудниках центра (воспитатель, психолог, дежурный по режиму, прачка, повар, медсестра и др.), о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в реабилитационном центре; воспитывать уважительное отношение и желание оказывать посильную помощь. Уточнить адрес центра. Учить детей культуре общения девочек и мальчиков.

Октябрь

5

Родная страна

(Международный день пожилых людей 1 октября)

Акция в доме-интернате п. Ленинский.

Выступление, раздача, собственноручно приготовленных подарочков.

Учить детей проявлять любовь, заботу к людям старшего возраста. Развивать музыкально-творческие способности воспитанников. Укреплять связь между поколениями. Разнообразить монотонную жизнь людей преклонного возраста в интернате.

Воспитывать у молодого поколения чувства любви, заботы, уважения к старшему поколению.

6

Родная страна

Всемирная неделя космоса

Беседа, презентация.

Лепка - Звезды и кометы

Уточнить знания детей о космосе.

Продолжать освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со заездами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения (скручивание и свивание удлиненных жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах)

7

Я и моя семья

Семейные традиции


Беседа, составление рассказов.

Побуждать детей рассказывать о своей семье, о том какие традиции соблюдаются в семье. Воспитывать чувство уважения к многонациональным традициям.

8

Родная страна

Россия – моя Родина

Беседа, рассматривание иллюстраций с изображением государственных символов. Прослушивание гимна России. Аппликация «Российский флаг».

Формировать представления детей о государственные символики России, значением герба РФ, цветов флага. Сформировать уважительное отношение к символике России. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к ее традициям и историческому наследию.

Ноябрь

9

Родная страна

День народного единства

Познавательно-развлекательное мероприятие с презентацией, народными играми.

Просмотр мультфильма из серии «Гора самоцветов»

Познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения. Расширять представления детей о национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России. Демонстрировать детям значение сплоченности в жизни человека и целого народа. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к народным героям.

10

Родная страна

Все мы разные, но все мы равные

Беседа. Просмотр фотографий людей разных рас, профессий, возрастов, физических возможностей, социального статуса.

Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Учить выделять характерные особенности внешности человека. Воспитывать у детей уважение, терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков. Воспитывать уважение к детям и взрослым.

11

Родная страна

День рождение Деда Мороза

Познавательно-развлекательное мероприятие.

Просмотр видео обращения от Деда Мороза из Великого Устюга.

Игры со снеговиками и Снежинками. Написание письма Деду Морозу.

Познакомить с новой традицией празднования дня рождения Деда Мороза, историей его возникновения.  Дать представление, о том где живет Дед Мороз. Развивать познавательный интерес, фантазию, память и речь, кругозор. Воспитывать уважительное отношение к традициям народа, потребность поздравлять друзей и дарить подарки;

Создать эмоционально праздничную атмосферу.

12

Я и моя семья

День матери

Праздничное мероприятие.

Изготовление подарков для мам.

Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Развивать эмоциональную сферу, выразительность речи, артистизм детей, культуру поведения на общественном мероприятии. Воспитать чувство уважения, любви к матерям

Декабрь

13

Родная страна

«Они нуждаются в защите» (дети-сироты, инвалиды, беженцы).

Международный день инвалида – 3 декабря

Беседа. Презентация. Просмотр фильма с людьми ОВЗ.

Сформировать представление об "особом ребенке". Познакомить с некоторыми проблемами детей инвалидов. Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

14

Моя малая родина

Русские и якутские народные игры

Спортивно-развлекательное мероприятие

Познакомить с русскими и якутскими народными играми. Закрепить знания детей о России. Развивать координацию движений, меткость и глазомер, умение считать. Ознакомить с жизнью предков. Воспитывать у детей чувства ответственности, самостоятельности, чувство сопереживания.

15

Моя малая родина

Сделаем бабушке нарядные унты

Аппликация. Беседа. Просмотр репродукций и натуральных унтов и др. обуви народов севера.


Воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народовСаха. Познакомить детей с некоторыми видами орнамента, которыми якуты украшают свою обувь. Продолжать воспитывать чувство семейной сплоченности, желание порадовать каким – то подарком своих близких.

16

Родная страна

Новый год у ворот

Беседа. Рассматривание альбома «Новый год в других странах».

Чтение стихотворений о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме. Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, разучивание стихов, песен, танцев

Познакомить детей с историей Новогоднего праздника на Руси, с традициями украшения новогодней елочки. Систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес. Развивать мышление, воображение, память, связанную речь. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к народам разных стран.

Январь

17

Родная страна

Рождество Христово

Праздничное мероприятие. Беседа. Поездка в Храм.

Закрепить знания о евангельских событиях Рождества Христова. Знакомить детей с традицией празднования Рождества - главного и любимого для детей праздника года. Расширить духовный мир ребенка. Создать атмосферу радости, гордости и уважения к культуре своего народа. Воспитывать интерес к традициям России.

18

Родная страна

Русские народные промыслы Тряпичные куклы, русская матрешка.

Беседа, презентация.

Рассматривание русской матрёшки.

Изготовление тряпичной куклы-пеленашки

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах: хохлома, гжель, дымковская и каргапольская игрушка. Формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Познакомить с русской матрешкой и историей создания тряпичных кукол. Научить самостоятельно делать куклу – пеленашку.

19

Моя семья

Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений

Беседа-диалог.

Игры «Подмети мусор», «Развесь белье».

Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи. Развивать познавательную активность. Воспитывать потребность помогать родителям по дому.


20

Моя малая родина

«В гости к северному оленю»

(коллективная работа) -аппликация

Активизировать интерес детей к познанию родного края. Расширять знания о жизнедеятельности народов Саха. Обогащать знания и представления детей о северном олене. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать любовь и привязанность к родному краю, толерантное отношение к культуре, быту и традициям народов Севера. Закрепить навык наклеивания деталей. Воспитывать аккуратность, приучать доводить до конца начатую работу.

Февраль

21

Родная страна

«История олимпийских игр в России»

Беседа, показ презентации,

Спортивное развлечение

Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны» Объяснить детям, что значит слово «патриот». Дать понятие об Олимпийских играх. Создать атмосферу радости и эмоционального благополучия. Прививать любовь к спорту и физкультуре. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки.

22

Моя семья

«Мой папа»

Беседа

Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении. Рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье. Воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье.

23

Родная страна

Наша Армия

Рассказ, показ репродукций и фильма о военной армии

Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.). Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, стимулировать речевую активность детей. Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

24

Родная страна


Богатырские потешки

Праздник, посвященный 23 февраля

слушание песни «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова, постановка к ней танца.

Обобщить знания детей об истории возникновения Руси. Познакомить с жанром – былина, с русскими былинными богатырями – Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и Микулой Селяниновичем, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.

Март

25

Моя семья

Мамы всякие нужны!

Беседа. Разучивание стихов, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибутов для украшения музыкального зала. Рисование «Портрет мамы».

Развивать у детей желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой. Учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения, замечать некоторые трудовые действия: мама шьёт, стирает, гладит, готовит обед и т. д. Побуждать детей оказывать посильную помощь маме в работе по дому.

26

Моя семья

8 марта

Утренник для мам и бабушек

Продолжать знакомить детей с общественным праздником - Днем 8 Марта.

27

Родная страна

Как жили славяне

Беседа с презентацией. Чтение русских былин, пословиц и поговорки о Родине.

Русский народный костюм.

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. Расширять представления об одежде славян, продолжать знакомить с русским народным костюмом. Познакомить с назначением одежды: будничная, праздничная, свадебная.

28

Родная страна

Проводы зимы

Праздничные гуляния.

Заучивание закличек, знакомство с народными приметами

Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа встречи весны;

учить ценить прошлое;


Апрель

29

Родная страна

Москва – главный город страны

Беседа. Просмотр видеофильма о достопримечательностях Москвы, фотографий. Прослушивание стихов, литературных произведений о Москве, рассказы детей, которые побывали в Москве.


Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее истерическим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства

30

Родная страна

День космонавтики

Беседа, рассматривание портрета первого космонавта, первого спутника Земли, ракеты, портреты других космонавтов.

Игра «Собери звезды»

Закрепить знания детей о том, что 12 апреля –день Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полёт человека в космос – это плод труда многих людей: учёных- конструкторов, механиков, врачей. Формировать понятия: космос, космическое пространство, солнечная система. Продолжать уточнять детские представления о летающих объектах (космическая ракета, летающая «тарелка», спутник) Воспитывать гордость за свою страну, уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

31

Родная страна

Христово воскресение

Православный праздник.

Беседа о традициях. Посещение храма.

Термо-аппликации на яйца.

Продолжать знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством. Расширять знания о религиозном празднике: Христово воскресение (Пасха). Воспитывать интерес и уважение к русским праздникам.

32

Малая родина

Что такое музей?»

Посещение краеведческого музея


Дать знания о краеведческом музее родного города. Закреплять знания о нашем крае. Продолжать знакомить детей с промыслами народов Якутии, животным миром. Формировать представление о малой Родине. Воспитывать чувство гордости за город, республику.

Май

33

Родная страна

День Победы

Беседа, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ, чтение книг о подвигах русских людей.

Презентация «Дети войны». Изготовление георгиевской ленты из бумаги

Закрепить знания о том, что 9 мая день победы, что страну защищали не только армия, но и партизаны среди которых были и дети. Воспитывать чувство гордости за свой народ уважение к ветеранам великой Отечественной войны.

34

Родная страна

9 мая – день Победы

Праздничное мероприятие. Встреча с детьми войны.

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне. Помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина - освободителя, воина - защитника. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны.

35

Малая родина

9 мая

Акция в доме-интернате п. Ленинский.

Постановка мини-спектакля.

Разучивание песен и стихов на военную тематику.

Изготовление памятных сувениров.

Учить детей проявлять любовь, заботу к людям старшего возраста. Развивать музыкально-творческие способности воспитанников. Укреплять связь между поколениями. Разнообразить жизнь людей преклонного возраста в интернате.

Воспитывать у молодого поколения чувства любви, заботы, уважения к старшему поколению.

36

Малая родина

Достопримеча-тельности города Алдана

Целевая прогулка по городу, его достопримечательностям - экскурсия

Продолжать знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. Уточнить виды транспорта. Повторить правила дорожного движения в городе. Воспитывать любовь к своей малой родине.

Июнь

37

Родная страна

«День защиты детей»

Игровая-развлекательная программа,

Выезд на городское мероприятие

 Обогащение знаний детей о традициях праздника 1 июня. Воспитание партнерских отношений между сверстниками. Развитие коммуникативных способностей детей, их творческого мышления, ловкости, сноровки, смекалки детей. Вовлекать родителей в непосредственную организацию и проведение праздника для гармонизации детско-родительских отношений.

38

Родная страна

«День России»

(12 июня)

Праздничное мероприятие с песнями танцами и играми.

Познакомить детей с государственным праздником «День России». Способствовать развитию творческих способностей детей.

Познакомить с песнями, загадками и стихами о родине.

39

Родная страна

Зарница

Спортивная игра на местности

Познакомить детей с патриотической игрой «Зарница». Развивать психофизические качества детей: выносливость, скорость, меткость, быстроту реакции, координацию движений.

Воспитывать у детей чувство взаимовыручки, товарищеской поддержки, самостоятельность, дисциплину, чувство гордости за свою армию, желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

40

Родная страна

День памяти и скорби

Участие в городском митинге.

Возложение венка и цветов к мемориалу победы.

Прослушивание песенного репертуара на военную тематику.

Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

Воспитание и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающим у них эмоциональные переживания;

развитие интеллектуальной компетенции ребенка, коммуникативной функции речи.

Июль

41

Моя семья

День семьи, любви и верности

Беседа. Празднично-игровая программа.

Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Во время праздника создать атмосферу эмоционального комфорта. Воспитывать осознание доли собственного участия в создании тёплых семейных отношений. Воспитывать желание заботиться о близких людях.    

42

Родная страна

Государственная символика России

Конкурсная программа

 В игровой форме проверить знания детей по Государственные символики России. Способствовать расширению кругозора детей и проявлению умения работать в коллективе.

 Воспитывать чувство долга перед Родиной.

43

Родная страна

«Один день из жизни солдата»

Зарядка солдата. Поход. Полевой обед. Преодоление полосы препятствий.

Воспитывать у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине. Создать атмосферу веселья, доброжелательности, В игровой форме донести до детей информационный познавательный материал о вооруженной мощи страны, оружии и защитниках отечества. Развивать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки, находчивость.

44

Малая родина

Поход в часть МЧС

Рассматривание альбома «труд работников МЧС», чтение рассказов о пожарных. экскурсия

Познакомить со службой МЧС. Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с трудом «Защитников» службы МЧС. Повторить привила пожарной безопасности. Воспитывать чувство уважения к людям данной профессии.

Август

45

Моя семья

«Маленькие помощники»

Беседа, моделирование ситуации, обсуждение проблемной ситуации, чтение, ситуация-оценка, игровое упражнение. Дидактическая игра

Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях, домашнем уюте и ее истории. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. Формировать адекватную оценку принадлежности предмета ролевой игры с акцентом на половое различие. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку.

46

Малая родина

«Чистый город»

Беседа. Акция

Формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города.

47

Малая родина

Красная книга Якутии

Рассматривание иллюстраций, чтение книг.

Экскурсия в детскую библиотеку.

Познакомить с представителями заповедных мест родного края. Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных и растений. Закрепить умение классифицировать животных. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Развивать наблюдательность. Закрепить названия местных растений. Воспитывать бережное отношение к природе. Охранять редкие виды животных и растений.

48

Малая родина

«Культура и быт народов Севера».

Посещение выставки национальной одежды, сувениров из бисера, меха, бересты в краеведческом музее. Чтение сказок народов Севера. Разучивание стихотворений о Севере.

Рассматривание фотографий «Коренные жители Севера».

Познакомить с бытом и устоями жизни коренного населения; любить и уважать традиции родного края.




Методическое обеспечение программы:


Программа гражданско-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста «
С чего начинается Родина» разработана в рамках инвариантной части учебного плана основной общеобразовательной программы детского сада, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011)

Программа разработана в соответствии с «Законом об образовании в 
Российской Федерации», Федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного образования и ориентирована на реализацию основных положений государственной «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», где подчеркивается, что патриотизм должен стать консолидации общества и укрепления государства.

Разработана на основе пособий:

Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»;

Зеленова Н.Г., ОсиповаЛ.Е. «Мы живем в России»;

Сапрыкина А.Р. «Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири».


Материально – техническое обеспечение


спортивный зал,

спортивная площадка,

Компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;

Интернет ресурсы;

Электронная почта.


Методические материалы и средства обучения и воспитания


Куклы в народных костюмах Якутии

Амулеты

Украшения из бисера

Народная посуда

Колыбель

Макет чума

Символика города Алдана и Саха(Якутии)

Российские и Якутские флаги, флажки;

Видеофильмы о городе и округе

Карта города и округа

Фотоматериал: наборы открыток с видами Алдана и достопримечательностями города

Альбомы: «Работник старательской артели», «Природа края», «Якутская одежда»

Литературные произведения якутских авторов

Подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;

Картотека дидактических, сюжетно-ролевых, творческих, развивающих, подвижных игр, игр-драматизаций: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России" и т.д.;



В холле оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город";


Список использованной литературы



1. Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.

2. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург, 2015.

3. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М„ «Дошкольное воспитание», 2001, №2.

4. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М., 2004,

5. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М., 2001.

6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985

7. Зеленова Н. Г., Л. Е. Осипова Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012.

8. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2003.

9. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2003

10.Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.

11. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

12. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.

13. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

14. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

15. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2004.

16. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2001.

17. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.

18. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

М., 2003.

19. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо- туристкой деятельности. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2003.

20. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002.

21. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. М., 1998.

22. Сапрыкина А.Р. «Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири». Екатеринбург, 2003.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.