Педагогический проект «Reverso Context или навигатор педагогического успеха»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г.НАДЫМА)
Утверждаю:
заведующий МДОУ
«Детский сад «Улыбка
Приказ № 184 от 28.08.2020г.
Принято:
Педагогическим советом МДОУ
«Детский сад «Улыбка»
протокол № 1 от 30.08.2020г.
Педагогический проект
«Reverso Context или навигатор педагогического успеха»
Разработчик: О.А.Колесникова, зам.зав. по УВР, О.В.Федорова, методист МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»
г. Надым, 2020г.
Содержание
| Паспорт проекта | 3 |
| Введение | 5 |
1. | Цель и задачи проекта | 5 |
1.2. | Характеристики методической службы | 7 |
1.3. | Деятельность методической службы | 7 |
1.4. | Компоненты методической службы | 9 |
2. | Сроки и этапы реализации проекта | 10 |
2.1. | Механизм и план реализации проекта | 11 |
3. | Ресурсное обеспечение проекта | 15 |
4. | Риски | 15 |
| Заключение | 15 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | Педагогический проект «Reverso Context или навигатор педагогического успеха» |
Заказчик проекта | МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
Основания для разработки программы | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями); Письмо МО и науки Краснодарского края от 20.03.2014 «О комментариях к ФГОС ДО», письмо МО и науки РФ от 28.02.2014 «Комментарии к ФГОС ДО»; Письмо Минобразования от 12.07.2000г. № 22-06.778 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с воспитанниками и работниками образовательных учреждений» |
Разработчик проекта | Колесникова Ольга Алексеевна, заместитель заведующего по УВР, Федорова Оксана Владимировна, методист |
Цель проекта | создание действующей модели методической службы ориентированной на развитие компетентного, творческого, конкурентоспособного, ответственного педагогического работника, готового к непрерывному профессиональному росту, мобильности, обеспечивающего качество и эффективность образовательной деятельности ДОУ |
Задачи проекта | Анализ затруднений педагогических работников. Разработать комплекс мероприятий по оказанию адресной, точечной помощи педагогическим работникам, способствующий удовлетворению образовательных потребностей, непрерывному саморазвитию и самообразованию. Организовывать всестороннюю поддержку педагогических работников в решении задач профессиональной деятельности. Разработать диагностический инструментарий и изучить результативность деятельности методической службы по развитию профессионализма педагогических работников Разработать методические рекомендации по развитию профессионализма педагогических работников в условиях методической службы. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2020- май 2022 |
Ожидаемые результаты реализации проекта | - повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей; -повышение эффективности:оздоровительной работы, знаний пожарной безопасности у воспитанников 5-7 лет, педагогической компетентности родителей и педагогов по данному направлению,имиджа конкурентоспособности ДОУ; -формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью и безопасности как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни; - повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы ЗОЖ с воспитанниками МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надым»; - налаженная система работы с родителями и социальными партнерами, с общественными организациями города, заинтересованными в развитии ДОУ; - продуктивное функционирование клуба родительского общения «Коротко о главном». |
Введение
Во всем мире растет заинтересованность в подготовке квалифицированных педагогических кадров, смотивированных к условиям труда. Однако построение правильной политики работы с педагогическими работниками, которая обеспечивала бы приход в каждый детский сад компетентного, пользующегося поддержкой и мотивированного педагога, остается проблемой. Решением данной проблемы выступает именно педагогический стандарт, который позволяет устранить затруднения в профессиональной деятельности педагога, расширить поле понимания им процессов, происходящих в образовании.
Одной из приоритетных задач при определении стратегии развития системы образования России на период до 2020 г. является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, обеспечивающей развитие профессиональных компетенций педагогов.
Вместе с тем на первостепенный план выходит такая проблема как соответствие уровня реальной готовности педагога к профессиональной деятельности и требований к профессиональной деятельности, предъявляемых современным образованием. Для ее решения необходима организация методического сопровождения профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями, выдвигаемыми ФГОС и профессиональными стандартами.
Для достижения нового качества образования деятельность Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» прежде всего, зависит от обеспечения высококвалифицированными кадрами, владеющими современными технологиями развивающего образования, способностью «видеть» многообразие воспитанников, учитывать в образовательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей.
Встает вопрос, как обеспечить ОУ высоквалифицированными кадрами? Решение проблемы лежит на поверхности - создать модель методической службы, механизм которой направлен в первую очередь на повышение квалификации педагогов, закрепление профессиональных навыков и умений, развитие профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.
Сегодня необходимо построение системы методической работы, направленной на оказание адресной, ориентированной методической помощи для конкретного педагога, учитывающей его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.
1. Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание действующей модели методической службы ориентированной на развитие компетентного, творческого, конкурентоспособного, ответственного педагогического работника, готового к непрерывному профессиональному росту, мобильности, обеспечивающего качество и эффективность образовательной деятельности ДОУ.
Задачи проекта:
Анализ затруднений педагогических работников
Разработка комплекса мероприятий по оказанию адресной, точечной помощи педагогическим работникам, способствующего удовлетворению образовательных потребностей, непрерывному саморазвитию и самообразованию.
Организация всесторонней поддержки педагогических работников в решении задач профессиональной деятельности.
Разработать диагностический инструментарий и изучить результативность деятельности МС по развитию профессионализма педагогических работников
Разработка методических рекомендации по развитию профессионализма педагогических работников в условиях методической службы.
Для достижения нового качества образования деятельность Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» г.Надыма» прежде всего зависит от обеспечения высококвалифицированными кадрами, владеющими современными технологиями развивающего образования, способностью «видеть» многообразие воспитанников, учитывать в образовательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей.
В системе работы методической службы ДОУ был выделен ряд проблем, разрешение которых будет способствовать не только ее развитию, но и развитию кадрового потенциала в целом:
создание модели методической службы системного характера, отличающейся от прежней: целенаправленностью, целостностью, полиструктурностью, управляемостью, критериальностью и др.;
саморазвитие и самообразование педагога, его желание творить, создавать образовательный продукт - есть первостепенная задача методической службы;
переход на активные формы повышения квалификации педагогов;
развитие методической системы ДОУ в соответствии с государственной политикой и уровнем профессиональной компетентности;
отход от стереотипов и заимствования;
научно обоснованный выбор оптимального варианта содержания и форм;
практическая реализация компетентностного и системно-деятельностного подходов, использование современных образовательных технологий и средств.
Изменения в содержании и организации методической системы, позволит дошкольного образования, наличие вариативных программ, инновационная и экспериментальная деятельность – все это потребовало от методической работы ДОУ адаптации к изменениям, что повлекло за собой определение новых целей и задач.
1.2. Характеристики методической службы
Новой миссией методической службы МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» является содействие комплексному развитию образовательного учреждения, оказание реальной адресной помощи педагогам в развитии их профессионального мастерства, повышении творческого потенциала, посредством системы непрерывного образования.
Методическая служба МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» имеет следующие черты:
предоставляем возможность выбора воспитателем содержания, форм и методов методической работы, способствующих его профессиональному росту;
организовывает распространение новаций и реальных достижений воспитателей, педагогических коллективов и их руководителей и др.
Выстраивая работу с педагогическим коллективом в области инновационного развития, в качестве приоритетных направлений деятельности мы выделяем следующие:
развитие инновационной, стажировочной деятельности;
научно-методическое обеспечение содержания образования;
внедрение новых форм взаимодействия участников образовательного процесса и демонстрации педагогического мастерства;
формирование профессиональных компетенций и повышения квалификации педагогических работников.
1.3. Деятельность методической службы
Деятельность институциональной методической службы МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» развивается в ключе современных тенденций, т.е. содействует развитию инновационного потенциала образовательного учреждения, созданию эффективных механизмов и условий для развития профессиональной компетентности педагогических кадров.
Структурными компонентами модели обновленной институциональной методической службы являются:
- целевой компонент, отражающий многообразие целей и задач деятельности методической службы;
- содержательно-технологический, представленный различными направлениями деятельности службы и разнообразием форм, методов и технологий по развитию кадрового потенциала и повышению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров;
- результативный, отражающий ожидаемые эффекты от внедрения обновленной модели методической службы.
Выше названные компоненты представлены на всех этапах реализации методической службы: диагностико-мотивационном, организационно-деятельностном и рефлексивно-аналитическом.
Комплексное моделирование и проектирование деятельности институциональной методической службы МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» строится на диагностической основе с учетом принципов личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Диагностика позволяет выявить потребности педагогических кадров в получении профессионально значимой информации, выявить проблемное поле, наметить точки роста и разработать индивидуальную траекторию развития каждого педагога, а также определить вектор инновационного развития учреждения.
Новизна. Работа методической службы делится на две составляющие: инвариантный блок и вариативный.
Инвариантный блок представляет собой постоянно действующие структурные единицы по своей организационной форме (по содержанию деятельности они вариантны):
Методическое объединение (МО) – решение определенной части задач, нацеленных на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методического и профессионального мастерства, выработку единых путей решения по единой методической теме.
Творческая лаборатория - это добровольное объединение педагогов, созданное для решения наиболее актуальных и важных проблем профессиональной деятельности. Деятельность лаборатории носит научно-методический характер и направлена на разработку и внедрение в практику работы педагогов новых подходов (системно-деятельностный подход, синергетический подход коммуникационно-диалогический подход, культурологический подход, личностно-ориентированный подход), технологий (здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, технология портфолио дошкольника и воспитателя, игровая технология, технология «ТРИЗ» и др.) в учебно - воспитательном процессе.
Педагогическая мастерская—форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями других— коррекция своей деятельности — новый продукт и т.д.
Методический дуэт - объединение молодых педагогов и педагогов – наставников, направленный на формирование у молодого педагога мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации.
Вариативный блок - представляет собой непостоянные структурные единицы для решения конкретных педагогических задач. Длительность работы данной единицы зависит от степени сложности решаемых проблем, от степени эффективности предлагаемых решений.
Тематический модуль практик и проб - сотрудничество педагогов ДОУ направленное на решение проблем, выявленных в результате внутреннего мониторинга
Реализация модели методической службы МДОУ заключается в реальной помощи и поддержке педагогов ДОУ, в достижении максимально эффективных результатов повышения качества образовательного процесса.
Методическая служба МДОУ создает оптимальные условия для модернизации имеющегося кадрового потенциала путем создания и совершенствования системы повышения квалификации отвечающей на конкретные запросы и вызовы времени. Строится по принципу от «повышения квалификации для всех» к принципу «конкретные знания и компетентности конкретному педагогу».
1.4. Компоненты методической службы
Разработанная нами модель методической службы, способствует непрерывному повышению квалификации педагогов в ДОУ включает в себя следующие компоненты: целевой, функциональный, оценочно-результативный.
Целевой компонент предполагает непрерывное повышение квалификации для подготовки педагога к реализации ФГОС. Ввиду этого необходимо создать оптимальные организационно-управленческие условия, соответствующие требованиям инновационных процессов современного ДОУ:
оснащение образовательного процесса современным оборудованием и программным обеспечением;
обновление учебного- методического фонда в соответствии с ФГОС;
обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов;
обеспечение условий профессионального роста с учётом профессиональной компетентности и интересов и потребностей самого педагога;
активнoe вовлeчeниe педагогов в перспективы рaзвития ДОУ;
оказание мeтoдичeскoй пoмoщи, oргaнизaция внутрисадового сoпрoвoждения;
повышениe мотивации педагогов к использованию мeтодик и тeхнологий на основе системно-дeятельностного подхода;
обeспeчение вoзмoжностей для публичнoгo прeдставления пeдагoгами свoих достижений.
На первом этапе реализации проекта необходимо изучить профессиональные трудности, выявить проблемы в деятельности педагогов; выявить педагогов, активно применяющих инновационные технологии в обучении; составить индивидуальные карты профессионального роста педагогов.
Три модуля предполагающие рост профессионализма педагогов ДОУ
-внесадовое ПК,
-внутрисадовое ПК,
-сетевое ПК на базе ДОУ (за счет ресурсов и возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы ОУ).
Оценочно-результативный компонент. Предполагаемый результат реализации модели: Повышение профессиональной компетентности, как следствие рост качества воспитательно - образовательного процесса.
Инструментарий оценки результативности инновационной модели:
Повышение качества образовательных услуг по итогам внутреннего и внешнего контроля.
Самоанализ педагога.
Результативность участия в педагогических конкурсах.
Увеличение уровня инновационной активности педагогов.
2. Сроки и этапы реализации проекта
1 этап – Организационный, сентябрь 2020г. Анализ ресурсных возможностей педагогов ДОУ. Создание организационно-управленческих условий для реализации проекта.
2 этап – Основной, октябрь 2020г. – апрель 2022г. Проведение мероприятий по достижению целей проекта. Развитие комплексной системы мониторинга. Корректировка проекта. Результативность - доля педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием, составит 100% от общего числа педагогических работников ОУ;
3 этап – Заключительный, май 2022г. Оценка эффективности введения новой модели методической службы МДОУ, посредством МС. Диссеминация опыта.
.
2.1. Механизм и план реализации проекта
№ | Этап реализации | Задачи этапа | Мероприятия | Показатели эффективности | Результат |
1 | 1 этап – Организационный | Создание необходимых условий для эффективной реализации проекта | Обеспечение функционирования имеющейся в МДОУ компьютерной, интерактивной техники | Действующее оборудование | Обеспечение необходимой технической поддержки для реализации проекта |
Совместная разработка нормативно-правовой базы. Выработка единых тем, подходов к работе по оказанию методической помощи | Наличие нормативно – правовой документации | Выработаны единые подходы, методы применяемые к каждой методической единице | |||
Подборка научно – методической литературы для реализации проекта | Методический банк | Наличие методических изданий, описание передового опыта, литературы для реализации проекта | |||
Оценка качества условий, обеспечивающих реализацию проекта | Материально- техническая база | Наличие помещений для работы с педагогами | |||
Разработка мониторинга компетентности педагогов Проведение опроса, анкетирования потенциальных участников проекта | Диагностический пакет | Оценка уровня развития компетентности педагогических кадров ДОУ | |||
Информирование о реализации каждого этапа проекта на Сайте ДОУ, создание информационно – просветительского сообщества в сети Интернет. | Информационные ресурсы | Освещение реализации проекта в сети Интернет, СМИ, форумах, сообществах. | |||
Распределение функционала действий | Разработка плана мероприятий ивариативного и вариативного блока | Методические «комплекты»: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами | |||
2 | 2 этап – Основной | Активное применение инновационных технологии в обучении педагогов; составление индивидуальных карт профессионального роста педагогов. | Реализация плана мероприятий каждой единицы модели методической службы | Видео банк результативности применения инновационных технологий и продуктов | Индивидуальные карты профессионального роста педагогов. Презентационные мультимедийные видео итоговых «продуктов» методических единиц. |
Внесение изменений в план мероприятий проекта | Внедрение изменений в деятельность | Повышение эффективности реализации проектных мероприятий | |||
Проведение диагностики педагогических компетенций Проведение опроса о значимости работы методической службы в новом ключе Проведение анкетирования с педагогами о результатах реализации проекта | Мониторинги результатов Оценка реализации | Обработка результатов Отслеживание динами результатов всех категорий участников образовательного процесса | |||
Включение педагогов в творческий поиск | Количественная динамика результатов | Консультативные материалы, банк видео консультаций и игр в домашних условиях с использованием нетрадиционных, инновационных технологий, видео мастер – классы. Результативное участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, активное участие в мероприятиях плана реализации проекта. Повышение уровня квалификации педагогов. | |||
| | | Сопровождение и методическая поддержка реализации проекта | Высокий уровень эффективности руководства проектом; Методическое сопровождение педагогов, оказание точечной, адресной помощи в проблемных вопросах. Организация профилактики стрессов, утомляемости, психологического выгорания педагогов. | Результативное участие в конкурсном движении. Обобщение позитивного опыта по реализации проекта. Формирование рекомендаций для педагогов по использованию инновационных технологий в своей деятельности. |
3 | 3 этап – Заключительный | Самооценка эффективности введения модели повышения квалификации педагогов МДОУ, посредством методической службы.Диссеминация опыта. | Анализ реализации проекта | Сравнение мониторинговых исследований. Выявление «точек роста». Прогноз перспектив развития проекта. Рефлексия деятельности. | Отчет о результатах работы по проекту. Публикация итогово – аналитических, методических материалов проекта. |
3. Ресурсное обеспечение проекта
материально-технические ресурсы: наличие средств ИКТ, помещений для организации мероприятий методической службы, видео, мультимедиа пособий;
кадровые ресурсы: руководитель проекта, кураторы проекта, реализаторы проекта (педагоги ДОУ);
информационные: доступ к сети Интернет, наличие сайта, «обратной связи», взаимодействие со СМИ.
4. Риски
Необходимо выделить следующие риски:
непредсказуемость педагогического результата, которая может повлечь за собой изменение или корректировку самой стратегии;
кадровые перестановки;
прямое и косвенное влияние изменяющейся социальной среды;
различная специфика финансового регулирования и т.д.
Заключение
В проекте представлена модель развития методической службы ДОУ, представлены направления, содержание и формы осуществления методической работы в режиме развития. Проект носит практико-ориентированный характер: в нем сочетаются аналитическое описание опыта с конкретными рекомендациями прикладного характера.
Реализация данного проекта, позволяет сделать вывод о том, что основными источниками деятельности методической службы должны стать: наука, практический опыт и творчество педагогических работников.
Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания методистов, заместителей заведующего по учебно- воспитательной работе, старших воспитателей в качестве методического пособия.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.
12