Выступление на педагогическом совете по теме «От успеха к уроку»
Выступление на педагогическом совете по теме:
«От урока к предмету, от предмета к науке и практике. Открытия, изобретения, новые технологии»
Подготовила -
заместитель директора по УВР
Бойко А.П.
Октябрь 2018 год
Учитель — непосредственный творец образовательного процесса, создатель неисчислимого множества учебных и воспитательных ситуаций, через которые проходит ученик в школе. Именно порождаемый учителем учебно-воспитательный процесс становится объектом изучения педагогической науки. В свою очередь, педагог-практик опирается на плоды усилий многих людей - авторов учебных материалов, пособий, рекомендаций и т.п. Самостоятельно мыслящий учитель не оставляет без внимания и широкий круг теоретических педагогических знаний, пользуясь в своей работе теми средствами, которые создаются и совершенствуются наукой. Поэтому вопрос об отношении деятельности учителя к педагогической науке неразрывно связан с другим важным вопросом — об источниках педагогического творчества учителя и области его осуществления. Одна из функций педагогики - помогать учителю, обосновывая и разрабатывая «сценарий» его работы: рекомендации, методические разработки, пособия разного рода и т.п.
В педагогических «сценариях» воплощены разум и опыт многих педагогов - теоретиков и практиков, в них отражаются результаты фактически всех отраслей науки. Учитель не может быть только «реализатором», исполнителем. Его дело - по мере необходимости использовать эти результаты в работе с живыми, а не «абстрагированными» учениками. Многолетний опыт показывает, что сколь основательно ни были бы составлены материалы для учителя, они останутся мертвым грузом в сознании педагога и в самом образовательном процессе, если сам он не воспринимает цели образования как личностно значимые, не способен проникнуть во внутренний мир школьника. Невозможно успешно работать по самым лучшим пособиям и руководствам без надлежащей подготовки по общей дидактике и методике, педагогической психологии. Знание теории помогает учителю намечать логику и последовательность своих педагогических действий, предвидеть их результаты, приводить их в систему.
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему - именно этот процесс является инновацией.
Любому учителю приходится сложно, творческому учителю – особенно. Потому что творческому учителю приходится не просто послушно следовать инструкциям, спущенным сверху, с методического Олимпа, а самостоятельно переворачивать груды научной, методической, публицистической литературы, чтобы, перемешав эту информацию с собственным (и чужим) опытом, найти точные приёмы и технологии, которые эффективно сработают при педагогическом общении именно с данным классом, с данным ребёнком.
Почему инновационный подход к обучению стал обязательной составляющей профессионализма современного учителя?
По очевидной причине: современные дети так быстро меняются, что учить их по-старому просто не получится. Повседневная школьная жизнь вынуждает искать и находить новые приёмы, технологии, методики, чтобы быть понятым и принятым современными школьниками.
Учителю стало просто не выжить без участия в инновациях.
4.Сл. Значит ли это, что надо ограничить или отбросить традиционные методы ведения уроков?
Применением одной-единственной технологии многого не добьешься. Нельзя забывать и о живом слове учителя, ярком эмоциональном рассказе, привлечении учебника, использовании всего учебно-методического комплекса. Очевидно, что нужно учитывать и индивидуальные различия ребят.
Современный учитель имеет право действовать самостоятельно, применяя новое сочетание уже имеющихся средств в новых ситуациях или же новые средства в типичных, повторяющихся педагогических ситуациях. Инструкции, педагогические «рецепты» — предпосылка развертывания его творческой деятельности. Для осознания же этой деятельности, без которого также невозможно педагогическое творчество, учителю нужны научные знания, в первую очередь те, которые педагогическая наука получает, осуществляя свою научно-теоретическую функцию. Это те же знания о закономерностях обучения и воспитания, которые были использованы составителями учебных материалов.
Теперь становится ясным и ответ на вопрос, поставленный вначале, — нужно ли знание педагогической теории творческому учителю, и на другой вопрос — нужны ли ему какие-либо педагогические нормы.
Если учитель воспринимает рекомендации и разработки не как простой исполнитель, а как самостоятельно мыслящий профессионал, они не только не сковывают его творчество, но, напротив, открывают для него простор, помогают ему. В нормативном знании отражаются в научно переосмысленном виде результаты творческого опыта многих педагогов и поэтому противостоять ему не могут. В любом случае знание правил, профессиональная грамотность не могут помешать делу. Вряд ли А. С. Пушкин был бы светочем русской литературы, каким мы его знаем, если бы не умел читать и писать, не знал бы грамматики русского языка.
В своей книге « Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов (в результате своих исследований) установил, что среднее время активной устной речи каждого ученика в течение 6 уроков составляет всего лишь 2 минуты, следовательно, необходимо применять те педагогические технологии, которые смогли бы заставить говорить учащихся, помогли бы им преодолеть в себе психологический барьер неуверенности.
Работа в сфере образования требует большой отдачи как физических, так и психологических ресурсов. Учителю важно уметь отдыхать, находить баланс между работой и отдыхом, не допуская перевеса в какую-либо сторону, иначе пострадает учебный процесс.
Некоторые педагоги не способны расслабиться даже после прихода домой. Чтобы этого избежать, можно, к примеру, найти интересное хобби, завести ритуал вечерних прогулок на свежем воздухе или заняться спортом.
Главный критерий актуальности творческого, инновационного подхода к обучению – это успех. Нет успеха – и любая инновация оказывается мыльным пузырём.
· Личностно- ориентированное обучение
Применяются на уроках русского языка, литературы, биологии, химии, географии, иностранного языка, технологии, истории, МХК, литература.
· Информационно- коммуникационные технологии
Математика, иностранный язык, биология, химия, технология, история, информатика, МХК, окружающий мир, чтение.
· Проектно - исследовательская технология
Иностранный язык, химия, технология, биология, география, информатика, начальные классы.
· Здоровьесберегающие технологии
На всех уроках.
· Блочно – модульная технология
Биология, иностранный язык, физика, история, обществознание, матаматика.
· Игровые технологии
На всех уроках в начальной школе.
"Введение электронного журнала и безбумажных технологий"
Урок в электронном журнале фиксируется в реальном режиме - тема, оценки, отсутствие учащихся, домашнее задание. Благодаря электронному журналу сводится к минимуму субъективный момент в выставлении итоговых оценок. Благодаря электронному журналу оперативно принимаются и анализируются данные об отсутствующих учащихся и мобильно принимаются необходимые меры. ЭЖ помогает увидеть, почему не растет качество знаний….
Решение педсовета
1. Отметить положительный опыт учителей за эффективное применение современных технологий и пропаганду опыта работы через систему своих уроков, выступлений на заседаниях ШМК, педсоветах.
2. Систематизировать опыт учителей школы с целью создания банка идей и единого образовательного пространства, использования инноваций
3. Руководителям ШМК создать технологическую карту, использования инноваций учителями-предметниками.
4. Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках творческого отчета ШМО в апреле 2019 г.
5. Разработать тематику выступлений учителей на следующий учебный год и провести научно-методическую конференцию учителей с целью активизации учебной деятельности, методической, практической работы по данной теме.