Педагогический совет «Функциональная грамотность: учимся формировать и оценивать»
Функциональная грамотность: учимся формировать и оценивать
Зачем нужна функциональная грамотность? Зачем нужна функциональная грамотность? Необходимость ее формирования связана с происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД на всех ступенях образования. Кроме этого данный комплекс компетенций и навыков необходим школьнику для жизни в мире будущего.
Функциональная грамотность - современное понимание Функциональная грамотность - современное понимание Приоритетная цель - формирование функциональной грамотности ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСА НА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века Личностные: Гражданская идентичность Саморазвитие Самоопределение Требования ФГОС Предметные: Освоение, преобразование и применение знаний на основе имеющихся знаний и познавательных учебных действий Метапредметные: Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы действий при решении широкого круга задач - обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались. Чтобы формировать функциональную грамотность у своих учеников, учителю нужно давать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности
Что делать? Что делать? Эффективное введение ФГОС : внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности реализация педагогических практик развивающего обучения
Особенность заданий на формирование функциональной грамотности Главная особенность — исходным базовым элементом ее содержания является практическая ситуация. Разрешение любой практической ситуации и в реальной жизни, и в учебном процессе требует привлечения самых разных знаний и умений. Задания носят интегративный характер. Задания являются комплексными. Контекстная задача — это задача, в условии которой известным или данным является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у решающего ее знаниями и опытом.
САЙТ: http://skiv.instrao.ru/
ФИОКО https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
Академия Министерства Просвещения России https://apkpro.ru/fmc/vebinary/
Сайт Единое содержание общего образования: https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
Функциональная грамотность Математическая Читательская Естественнонаучная Финансовая • Глобальные компетенции • Креативное мышление
Формирование и оценка читательской грамотности у школьников
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (PISA) Чтение – понимание текстовых сообщений Чтение – средство достижения жизненных целей Параметры инструментов для оценивания / формирования читательской грамотности: содержательная область – особенности текстов контекстная область – ситуации чтения компетентностная область – читательские умения
Особенности текстов художественный / «информационный» сплошной / несплошной / множественный Сплошные тексты – «тексты, не включающие визуальных изображений и образующие единое непрерывное сообщение. Иллюстрации в них могут быть, но они не являются источником информации, без которой текст неполон или непонятен» (Г.А.Цукерман) Несплошные тексты – «тексты, включающие визуальные изображения необходимые для понимания (графики, диаграммы, карты, каталоги и т.п.). Однако это могут быть и тексты без изображений, но организованные иначе, когда информационные единицы не образуют одну непрерывную цепочку (списки, словари, расписание движения поездов, анкеты и т.п.)» (Г.А.Цукерман) Множественные (составные) тексты «соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным» (Г.А.Цукерман)