Педагогический совет «Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся»
Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). 34.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию; Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования © Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/99/607175842/ZAP2ES63JP/?of=copy-80145e4c1a
Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). 35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования © Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/99/607175848/ZAP27P43DU/?of=copy-eb0095cdba
«Технологические основы формирования функциональной грамотности обучающихся» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г. Песталоцци
Цель педагогического совета: совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения. Задачи: 1.Раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность». 2. Рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся. 3. Выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности школьников.
Приоритетная цель современного образования полноценное формирование и развитие способностей адаптация в обществе организация учебной деятельности умение учиться Учитель-организатор познавательной деятельности учащихся Ученик:
Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".
личность функциони-ровать грамот-ность Записать личностные качества, используя каждую букву слова Записать слова синонимы Дайте определение этого слова
Любознательность Инициативность Человечность Нестандартность Ответственность Cамостоятельность Tворчество
синонимы к слову "функционировать". - Работать, действовать, внедрять, применять...
Дайте определение слову "грамотность".
Опираясь на наши результаты работы, можно формулировать понятие "функционально грамотная личность"
"Функционально грамотная личность" – человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач.
Банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые- педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».
Функциональная грамотность : «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Актуальность – исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении – способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества; грамотность в математике – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину; грамотность в области естествознания – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.
Таким образом, обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для полезного участия в жизни общества способствует формированию функциональной грамотности, выступает ведущим направлением модернизации системы образования. Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Читательская грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление
Подготовка к ОГЭ с элементами формирования читательской и математической грамотности
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться». «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться». Э.Тоффлер Главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного . Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность.
понимание прочитанного рефлексия использование информации читательская грамотность
Приемы формирования читательской грамотности при подготовке к ГИА Приём «Работа с вопросником» Приём «Тонкие и толстые вопросы» Приём «Логическая цепочка» Приём «Лови ошибку». Приём «Верные-неверные утверждения». Приём «Написание творческих работ» Приём «Уголки» Приём «Мозговой штурм» Конспектирование Кластер
Читательские умения Рефлексия информации Оценка информации Осмысление информации Нахождение информации Извлечение информации Интеграция информации Интерпретация информации Понимание информации Обработка информации
Виды чтения Просмотровое (общее представление об информации+структура текста) Ознакомительное (беглое прочтение, как этап для изучающего) Изучающее (точное понимание текста, главной и второстепенной информации) Поисковое умение находить элементы информации для выполнения конкретной задачи)
Задачи по формированию читательской грамотности 8 класс Задачи с сайта http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost
Математическая грамотность – это способность обучающегося проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира Математическая грамотность – это способность обучающегося проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира
Во-первых, успешное выполнение математических заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской компетентности. Если для работы предлагается объемный текст, учащиеся не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Во-первых, успешное выполнение математических заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской компетентности. Если для работы предлагается объемный текст, учащиеся не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Во-вторых, трудность для школьников представляют задания, в которых нужно учитывать много условий. Если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети теряются и лишь около 30% обучающихся справляются с такими заданиями. Непривычность и необычность формулировок пугает учащихся. В-третьих, учащиеся испытывают проблемы при работе с интегрированными заданиями, в которых нужно применять знаний из нескольких учебных предметов. Они показывают неплохие результаты в заданиях, где нужно проявить знания и предметные умения, и не справляются с заданиями, в которых эти знания нужно применить.
Математическая грамотность
Без читательской грамотности невозможно формировать математическую грамотность Учащемуся необходимо уметь:
Задачи по формированию математической грамотности 8 класс Задачи с сайта http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost