Занятие на тему «Учимся формировать бюджет» (8–11 класс)

1
0
Материал опубликован 19 November 2018 в группе

Занятие на тему: «Учимся формировать бюджет».

Целевая аудитория – воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель: дать представление о том, что такое бюджет и из чего он складывается.

Задачи:

познакомить с доходами и расходами, которые составляют бюджет;

формировать умение распоряжаться определенной суммой наличных средств (денег) на примере личного и семейного «расходного» и «доходного» бюджета;

познакомить с обязательствами заемщика перед займодавцем;

формировать навык ассертивного поведения.

Оборудование: листы формата А 4 с утверждениями, тетрадь участника, карточка с заданием, флипчарт, 2 маркера разного цвета.

Словарь:

Бюджет – план доходов и расходов. Доходный бюджет – доходы превышают расходы. Расходный бюджет – расходы превышают расходы.

Доход – это наличные или безналичные денежные средства, которые человек получает за определенный период времени.

Расходы – это денежные средства (наличные и безналичные), которые человек тратит на приобретение товаров и услуг, за определенный период времени.

Долг – деньги, которые вы или вам должны отдать по вашему обязательству (письменному или устному) в определенный в обязательстве срок.

Заемщик – тот, кто берет деньги в долг.

Займодавец – тот, кто дает деньги в долг.

Структура занятия:

Этап

Содержание

Время

Оборудование

Приветствие

 

5 мин

 

Вводная часть

Упражнение «Я выбираю»

5 мин

Три листа

А 4 с утверждениями

Основная часть

   

Тетрадь, карточки с заданиями

Заключительная

часть

Подведение итогов участниками и ведущим

5 мин

Флипчарт, 2 маркера разного цвета.

Вводная часть.

Упражнение «Я выбираю».

Цель: актуализировать знания, полученные на прошлом занятии.

В трех углах кабинета, где проходит занятие ведущий раскладывает три листа формата А 4. На первом листе надпись «Согласен», на втором «Не согласен», на третьем – «Н знаю». После того, как ведущий произносит утверждения, участникам группы нужно будет подумать и встать в том углу, где лежит/висит лист с нужным утверждением. Ведущий может задавать вопросы участникам «почему согласились?», или «почему вы не согласились?».

Инструкция для участников: «Вспомните прошлые занятия и ответьте на вопросы необычным способом: если вы согласны с тем, что я говорю, вам нужно перейти в угол, в котором находится лист «Согласен», если нет – в «Не согласен», если вы не знаете, встаньте рядом с листом «Не знаю».

Утверждения:

Я отвечаю за то, сколько зарабатываю и сколько трачу.

В России государственной валютой является доллар.

Деньги – это товар.

Деньги нужны, чтобы их тратить.

Мне решать: экономить на покупках или больше работать, чтобы больше получать.

Основная часть.

Мини-лекция.

Ведущий. На этом занятии мы будем учиться составлять бюджет. Составлять бюджет – это значит планировать свои доходы и расходы. Вы знаете, что тот, кто не планирует, тому труднее добиваться целей. Вы хотите купить стиральную машину или компьютер? Вам нужно спланировать эту покупку. Это значит, что вы должны подумать: есть ли у вас достаточно денег, чтобы купить вещь сразу и при этом жить так, как вы живете обычно (не ограничивать себя в чем то), или вам нужно копить деньги, чтобы через некоторое время сделать покупку, или вы можете взять эту вещь в кредит и выплачивать определенную сумму денег каждый месяц. Вот сколько вариантов планирования покупки какой-нибудь крупной вещи существует! На этом занятии мы так же будем говорить об ответственности. Планировать или нет – это выбор каждого, но если вы занимаете у кого то денег в долг, будь то ваши близкие друзья или банк, где вы взяли кредит, вы несете гражданскую и уголовную ответственность. Если у вас просят денег, то вы выбираете: давать или нет, но вы должны понимать и предвидеть последствия этого шага.

Задание «Доходы и расходы».

Ведущий предлагает участникам продолжить список доходов, записав их в тетрадь.

Доход – это зарплата, стипендия… (пенсия, пособия, проценты, полученные в банке с суммы, которую вы туда положили и т.д.)

Расход – деньги, затраченные на… (питание, квартплату, одежду, предметы домашнего обихода, развлечения и т.д.)

Задание «Мои финансы поют романсы?»

Инструкция для участников: «Напишите ваши доходы и расходы сейчас».

Таблица 1. /возможный вариант заполнения таблицы/

Доходы

Расходы

Стипендия

Канцтовары

Квартальные

Сладости

Деньги, которые дают родственники

Косметика

Деньги, которые занимаю у друзей

Подарки близким

Пенсия по потере кормильца/инвалидности

Оплата мобильного телефона

Всего доходов:

Всего расходов:


 

Инструкция для участников: «Напишите ваши доходы и расходы в первый год самостоятельной жизни»

Таблица 2. /возможный вариант заполнения таблицы/

Доходы

Расходы

Стипендия

Питание

Зарплата

Одежда

Пенсия по потере кормильца/

Инвалидности

Квартплата

Государственная соц. помощь

Транспорт

Подъёмные

Моющие-чистящие средства, средства гигиены

Проценты со сбережений

Оплата телефона

 

Покупка необходимых в быту вещей (кухонные принадлежности, полотенца, посуда и т.д.)

 

Развлечения

 

Специальные расходы (лекарства, спорт)

 

Непредвиденные расходы («на черный день»)

Всего доходов:

Всего расходов:


 

Групповое обсуждение задания «Мои финансы поют романсы?»

Как соотносятся доходы и расходы в таблице 1 (т.е. участникам нужно подсчитать сумму доходов и сумму расходов и сравнить получившиеся суммы)?

Как соотносятся доходы и расходы в таблице 2?

Какие статьи дохода останутся такими же, когда вы будите жить самостоятельно? Какие статьи дохода могут суммироваться, т.е. вы можете получать доход из нескольких источников?

Какие статьи расхода такими же в вашей самостоятельной жизни? Будут ли они основными статьями расхода?

Какие статьи расхода вы считаете основным?

На каких статьях расхода можно экономить? Как это можно делать?

Ролевая игра «Долг»

Цель: формировать ответственное отношение к планированию денег.

Задачи:

Вспомнить с участниками правила уверенного отказа (проговорить фразы отказа со всеми участниками)

Вспомнить антиманипулятивные техники (в ходе игры наверняка будет иметь место манипуляция)

Показать, что неразумное планирование денег ведет к образованию долгов, что в свою очередь ведет к незапланированным последствиям.

Способствовать осознанию того, что любое планирование – это шаг к самостоятельности свободе.

Ведущий предлагает трем участникам – добровольцам разыграть следующую ситуацию. Задание участникам дается на карточках.

Карточка 1.

Ваша задача «разжалобить» другого участника. Вы можете рассказывать о том, что вам не на что жить, что вам нечем платить за квартиру, что по закону, если вы не заплатите, вас выселят. Ваша задача – взять денег в долг.

Карточка 2.

Ваша задача отказаться дать денег в долг. Вы можете рассказывать, как вы собираетесь потратить эти деньги.

Карточка 3.

Ваша задача состоит в том, чтобы помогать одному из участников взять деньги в долг. Когда второй участник даст денег в долг, вы выступите в роли юриста, который знает законы и расскажет, ссылаясь на статьи 810 и 811 Гражданского кодекса РФ, о том, что долг:

должен быть возвращен в то время, о котором договаривались, когда давали в долг;

должен быть возвращен в течение 30 дней с момента, когда тот, кто давал деньги (займодавец) попросит заемщика о возврате денег, если срок возврата не был предварительно определен;

возвращается с процентами (если не было договоренности о том, что долг будет возвращаться без процентов).

Один человек – выпускник, которому дали подъёмные деньги (98000 рублей), другой участник – выпускник, который потратил свои «подъёмные» и теперь ему нужны деньги. Третий участник – провокатор, который, помогая взять деньги в долг одному из участников, после этого говорит об обязательствах заемщика перед займодавцем.

Групповое обсуждение игры «Долг»

- Какие чувства испытал участник, который «раскручивал» другого участника занять ему денег?

- Какие чувства испытал участник, которого «раскручивали»?

- Что было трудно сделать для первого и второго участника?

- Какие чувства испытали оба участника, когда третий участник рассказывал об обязательствах заемщика перед займодавцев?

- Справились ли участники со своими зданиями?

- Как бы другие участники группы спланировали свои «подъёмные»?

Упражнение «Результат».

Цель: формировать умение предвидеть последствия разных своих поступков.

На трех листах флипчарта напишите три фразы. Предложите участникам по очереди продолжить эти фразы, предложив положительный и отрицательный результат. Запишите разными маркерами две колонки «+» и «-« те предложения, которые сказали участники. После выполнения задания прикрепите листы флипчарта отдельно, так, чтобы информация, которая на них содержится была наглядна. В заключительной части занятия эти листы могут служить опорой для подведения итогов.

Инструкция для участников: «По очереди продолжите фразу, записанную на флипчарте».

«Я буду брать деньги в долг, в результате…»

Возможные продолжения:

«+» «У меня всегда будут деньги на жизнь»

«-« «Мне придется экономить на себе в следующем месяце, чтобы вернуть долг»

«Я не буду планировать бюджет на месяц, в результате…»

Возможные продолжения:

«+» «Я сэкономлю время»

«-« «Я могу потратить больше, чем думал, в результате мне придется брать деньги в долг».

«Я не буду экономить деньги, в результате…»

Возможные продолжения:

«+» «Я смогу купить все, что мне хочется и сразу»

«-« «У меня не будет сбережений, которые понадобятся мне и моим близким в экстремальной ситуации, например, если кто-нибудь заболеет».

Заключительная часть.

Подведение итогов участниками:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что вам на занятии запомнилось больше всего?

Подведение итогов ведущим: «На этом занятии мы учились планировать бюджет, я старалась вооружить вас знаниями в сфере финансов и некоторым опытом, чтобы при выпуске из нашего центра вы чувствовали себя увереннее и не совершали ошибок, учились предвидеть и планировать последствия разных своих поступков.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.