Эссе «Рецепт учительского успеха»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование
учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность
в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.
Лев Николаевич Толстой
«Рецепт учительского успеха».
Школа – это то место, где нельзя быть равнодушным, работать по часам, иметь черствое сердце и не любить свою профессию. Приходя домой, опять продумываешь каждое сказанное слово детям, каждую минуту прошедшего и будущего уроков. Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Здесь работают большие энтузиасты своего дела. Ведь воспитать человека с современным мышлением, способного найти себя в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.
Призвание учителя – открывать мир. В этом процессе учитель и ученик дополняют и учат друг друга. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука ребёнка – это не только сигнал учителю, что «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.
Я выбрал профессию учителя, потому что, взяв ребенка за руку, могу увести его в интересный и увлекательный мир познания. Я испытываю чувство удовлетворения от своей работы. Каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.
Трудно представить, сколько сил, терпения и души вкладываем мы в своих учеников! Пусть дети порой даже не замечают и не осознают этого сначала, но позже они всегда проникаются благодарностью.
Для меня моя работа-это смысл жизни. Ученики - это как цветочки, каждый со своим цветом настроения, привычками, поступками.
Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. А составляющие моего рецепта: Доброта, Честь, Искренность, Справедливость, Достоинство, Профессионализм. Я знаю, что дети испытывают врождённую потребность в заботе и ласке. Ребёнок тянется к доброму человеку, отвечает на привязанность привязанностью. Обмануть его трудно - настоящее чувство он отличает от неискреннего безошибочно. Лгун не может научить правдолюбию, недобрый - гуманности, беспринципный - принципиальности.
За годы работы я хорошо понял: «Научить ученика нельзя - он может только научиться, нельзя его воспитать - он может только воспитать себя». Глубокая вера в ребёнка, в его возможности быть хорошим человеком, любовь к детям составляют единую основу моего педагогического оптимизма.
Учитель! Он всегда в дороге —
В заботах, поисках, тревоге -
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Да, профессия учителя не из лёгких. Но лёгких профессий вообще не бывает! Каждая работа имеет свои плюсы и минусы – без этого не обходится. Но чем мне нравится моя профессия? Так это тем, что я нужен. Нужен своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту… Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, задавать вопросы. Нужен коллегам, у которых часто спрашиваю совет, просто делюсь наболевшим. Вот в этом и заключается смысл моей работы – любимой работы!
Учительскую дорогу я выбрал сам. Выбрал, хотя понимал, что она не очень легка. Но я нашел свой путь – быть с детьми. Да, порой, это и бессонные ночи, и бесконечные переживания, и нескончаемые ученические тетрадки, а ещё планы, конспекты, отчёты, педсоветы, конференции… Но это и величайшая возможность наполнить добротой и любовью каждое мгновение жизни детей. «В добром учительском сердце, которое распахнуто настежь, может находиться целая вселенная…»
- Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы.
Учиться и учить – вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны жизни, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать и сочувствовать, сопереживать. Учиться не на ошибках, опираясь на знания и веру в удачу. Идти вперед…..
Идти рука об руку или, если нужно, вести за собой. Воспитывать человека доброго, чуткого, порядочного, общительного, уверенного, самостоятельного и целеустремленного. Учиться у детей открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Учиться у коллег, но помнить! Скопировать и повторить чужой путь нельзя, нужно искать свой путь и свою истину. И я ищу свой путь и свою истину…..
Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования, такие как: универсальная образованность, эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, прогрессивность, давать интересные задания. Нельзя обойти вниманием внешний вид и стиль учителя.
Очень распространенная и типичная ошибка учителей - неумение разглядеть особенность каждого ученика. Уникальность его характера и специфику его восприятия, талант к тем или иным предметам и огорчение от непонимания сложных дисциплин. Абсолютно неправильно оценивать ребенка по каким-то усредненным, внешним показателям. Педагог должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым и понимающим детей.
В современном мире, в век информационных технологий к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться. Заложить базу и донести мысль, что дальнейшее образование и самообразование- это залог успеха в современном обществе.
В наше время учитель – это одна из самых нужных, но в то же время самых сложных профессий. Я считаю, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Ведь учитель живет тем, что каждый день идет в школу для того, чтобы научить, помочь найти себя в этом сложном мире каждому ребенку.
Я думаю, что Учитель должен быть умным, добрым, строгим, открытым, понимающим......
Хочу завершить свое эссе словами Б.Пастернака. Пусть они помогут всем нам задуматься и устремиться в будущее:
Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем…
Егорова Альбина Григорьевна
ФЕДОРОВА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА
Трофимова Зоя Павловна
Андреев Валерий Васильевич