Педагогическое эссе на тему «Мой хоровод»
Начал хоровод,
танцуй его до конца.
(русская народная пословица)
Вот и началось… Снова первый класс. На меня вопросительно и настороженно глядят глаза новых моих учеников. И представляете, мне снова страшно. Так же страшно было, когда я первый раз стояла на сцене. Мне было 10 лет. И первый танец, с которым я выступала публично, был русский народный хоровод.
Сейчас мне уже не 10. И я не стала танцовщицей. Я стала учителем.
Что есть профессия «учитель»? И почему, когда я думаю про свой рабочий день,
Кто и когда придумал хоровод, за давностью лет доподлинно не известно. А это был обряд, который означал поклонение языческому богу солнца Яриле.
Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. "Новая школа". И в этой школе - учитель XXI века, человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений. Без этого будущее немыслимо.
Василий Александрович Сухомлинский, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Надежда Константиновна Крупская, Станислав Теофилович Шацкий, Шалва Александрович Амонашвили. Хоровод великих имен, красивых идей, которые сложились в уникальную практику отечественной российской школы. В хороводе.
Итак, хоровод – это священное действие. Разве урок или любое совместное дело во внеурочной деятельности это не священно? Ведь это сложно и ответственно. Дети встают с тобой в хоровод, доверяя свои мечты. Поэтому не всякий человек может стать учителем. В эту профессию может войти человек, способный любить, понимать, ценить детей, их чувства и мысли. И всегда испытывать чувства надежды в их счастливое будущее. Как когда-то наши предки обращались со своими желаниями, танцуя хоровод и поклоняясь солнцу.
В психотерапии есть понятие «визуализация мечты». Хоровод – и есть олицетворение моего места в профессии. Вместе, держась за руки с детьми друг напротив друга, образуя не только круг, но и целостность мыслей и действий.
Учитель должен визуализировать не красивый итог, а собственные действия. Именно это помогает привести в порядок мысли и поставить себе ряд четких задач. Для меня важно, чтобы на каждом уроке мы совместно с детьми определяли тему урока, учебную задачу, формулировали проблемные вопросы и предлагали план действий по их решению.
Я думаю, что организация совместной деятельности является одним из возможных путей формирования человека, который будет жить в активно-коммуникативной, корпоративной, информационно насыщенной среде – в обществе 21 века – «в хороводе».
И еще я должна своих детей научить жить в демократическом обществе. Для меня хоровод и есть символ демократии – нашей, российской. В хороводе все равны. Все обладают равными правами и возможностями. Именно это я должна предложить, нет, предоставить каждому ребенку – «всех учить одинаково» вредно. В хороводе глаз, лиц, мнений, суждений, мыслей, целей и желаний моих детей я должна найти путь для каждого.
Я читала о том, что в древности на Руси хороводом даже лечили больных. И если нужна адаптированная программа для обучающихся с ограниченными возможностями,
- значит она будет.
- Значит только дифференцированный,
- значит только индивидуальный подход.
- Значит поэтому осваиваю технологию формирующего оценивания вместе с детьми и родителями.
Считаю, что это не просто требование Стандартов второго поколения: уметь оценить себя и на основании своей оценки выработать план действий по достижению целей. Это требование к человеку 21 века. А как остаться и в хороводе, и личностью?
Какой должна быть личность моего ученика, выпускника, который поверил в меня – в своего первого учителя?
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
-выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.
Согласитесь, это тоже хоровод качеств, действий, чувств, мыслей. И как в хороводе одно без другого существовать не может.
Мне нравится работать в школе потому, что, на мой взгляд, образование является самым динамичным социальным институтом общества. Сегодня система российского образования находится в постоянном развитии. Этот инновационный процесс сохраняет традиционные ценности отечественной школы. Мне это нравится! А еще нравится то, что люди, работающие в сфере образования, способны и готовы к переменам.
Хоровод может быть не только по кругу. Наши предки водили хоровод не только «по солнцу», но и против него. Хоровод может быть фигурным. И раз я решила с детьми быть в совместном танце, значит я должна быть готова к экспериментам, инновациям, которые могут даже противоречить моей предыдущей практике и опыту.
Я, как человек, который много станцевал русских народных танцев, могу сказать, что люди, танцующие в хороводе, должны быть готовы к смене направлений и позиций. Это важно и для учителя.
Учитель – это профессия, которой человек должен обучаться бесконечно. Чему? Миропониманию. Доброте. Милосердию. Знанию. Действию. Анализу.
Когда я вышла на сцену, танцуя свой первый хоровод, я думала, что упаду от страха. Я не упала. Так же, как и не упала от страха на своем первом уроке.
Я выбрала профессию учителя – на мой взгляд, самую невозможную и нужную.
Невозможную, потому что трудно представить, ЧТО ТЫ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ. А значит надо не только Учить, но и всегда Учиться.
Нужную, потому что без моей профессии не возможно будущее моего ученика, моего города, моей страны – хоровода.
Я дотанцую свой хоровод до конца.
Я до сих пор уверена в правильности выбора своего жизненного пути.
Я иду каждый день на работу в ожидании танца в хороводе с детьми, родителями, коллегами.
Начал хоровод, танцуй его до конца…