«Моя педагогическая философия»
Для чего учитель приходит в школу?
« Учить» - ответите вы и будете правы. Но чему учить и, как учить? Вот в чём проблема. Не смотря на то, что ответ, казалось бы, лежит на поверхности, всё не так просто. На ум просятся слова поэта: «Сейте разумное, доброе, вечное…». Но только тот, кто хорошо знает современную школу, поймёт, как это непросто сейчас.
Бывает, что души некоторых детей закрыты для добра, справедливости и знаний. Не секрет, что в современном мире интерес к учёбе падает, исчезает мотивация к получению знаний. Но самое сложное – это то, что перед нами совершенно иное поколение. Порою нам совсем не понятны их идеалы, образ жизни, их поведение, наконец.
Порой кажется, что невозможно найти общий язык с детьми, которые напоминаю пришельцев с других планет. На мой взгляд, задача любого педагога, независимо от того, какой предмет он ведёт, математику или литературу, химию или историю, найти общий язык с современным поколением детей, обнаружить секретный код к их сердцам, найти ключик, который открывает дверь в их внутренний мир.
Согласна, что каждая культура, даже если она кажется нам необычной, неприемлемой, имеет право на существование. Нужно просто понять, что это культура нового поколения, поколения, которое идёт за нами и, что вполне естественно, порой отрицает нашу культуру, культуру предыдущего поколения. Проблема отцов и детей стара как мир.
Так вот, я считаю, что задача педагога заключается в том, чтобы построить мостик между двумя этими мирами, двумя культурами. Ведь обидно, если ничего из того, чем мы дорожили, что ценили и берегли, не достанется им, тем, кто идёт за нами. И так ли уж мы стары, чтобы не понять их, нашу смену? И так ли уж они далеки от нас?
Итак, я строю этот мостик. Каждый день, понемногу, иногда с потерями, иногда с успехом. Но самое главное в этом процессе это вера в то, что он будет построен. Хочется сказать, что этот мост состоит из терпения и понимания, доброжелательности и интереса, искреннего желания понять и помочь.
Свою помощь ученику я вижу, прежде всего в том, чтобы помочь преодолеть ему бездействие на уроке, вызвать состояние дефицита знаний.
Ребёнок с рождения любопытен и любознателен.
Почему икру не даёт коза?
Почему зимой не колосится рожь
И на маму с папой Петя не похож?
Моя задача- поддержать и развить эту любознательность, данную ребёнку природой.
Ведь самым хорошим стимулом для учения является интерес.
Моя задача- вывести ученика на такой уровень развития познавательного интереса, когда у него не только есть стремление проникнуть за пределы видимого, но и стремление решить проблемный вопрос, а также стремление познать закономерности теоретических основ и применение их на практике.
На современном этапе развития обществу необходимы не только образованные, культурные люди, но- люди, способные быстро ориентироваться в окружающей обстановке, умеющие слушать и слышать, понять правоту других, отстаивать свою точку зрения, принять правильное решение и взять ответственность на себя. И эти качества можно сформировать уже в школе, если в результате решения триединой задачи, переводить ученика со ступени на ступень в развитии его познавательных интересов. Эти задачи позволяет решить организация работы в парах постоянного и сменного состава, когда у каждого говорящего есть слушатель- партнёр, готовый поддержать, помочь решить ту или иную задачу.
Такая форма раскрепощает детей, снимает страх, способствует формированию как учебных умений, так и человеческих качеств.
Да, я помню, что одна из моих задач это высокое качество знаний, высокий результат обучения моему предмету - биологии, который я так люблю. Но каждый день, входя в класс, я начинаю свой труд, по чуть- чуть, понемногу строить мостик, включаясь в кипучий водоворот школьных событий. И, знаете, мне это удаётся! Им я передаю свои знания и опыт, опыт моей культуры, развивая их интерес к познанию. Я невольно вкладываю в них частичку себя, прививая любовь к миру живой природы и ответственность «за тех, кого мы приручили». Общаясь с ними, такими юными и энергичными, мобильными и лёгкими на подъём, я получаю заряд энергии, раскрываю для себя их новые качества и достоинства, начинаю понимать их мир, и они в ответ раскрывают свои сердца. И мы вместе, сообща творим, выдумываем, пробуем соединить два берега реки одним нашим общим мостом. И у нас это получается. Об этом свидетельствуют улыбки моих учеников, открытые и бесхитростные, тот интерес, который у них появляется именно ко мне, а значит, к моему миру, моей культуре.
В какой- то мере все мои ученики - это мои творения. Поэтому я не вправе быть с ними неискренней, слабой или разочарованной потому, что считаю себя в ответе за тех, кому сумела привить чувство любви и сострадания ко всему живому, в ком смогла пробудить интерес к жизни, кому помогла сформировать активную жизненную позицию. Я считаю, что жизнь прожита не напрасно, если мои бывшие ученики- уже состоявшиеся врачи, ветеринары, учителя, воспитатели, психологи и просто хорошие люди, продолжающие меня, моё «Я», передающие, как эстафету любовь ко всему живому на Земле. Мои ученики химико- биологического профиля- студенты медицинского, аграрного, педагогического университетов. Мои нынешние ученики с радостью идут на мои уроки и в результате обучения их уровень познавательного интереса растёт. Значит, все мои старания не напрасны, все бессонные ночи, взлёты и падения, неудачи и победы, бесконечные искания и поиски оправданы. Открывается дверца в их внутренний мир. Нужно только очень- очень постараться, чтобы эта дверца не захлопнулась! И так каждый день, я иду в школу, вот уже много лет…
Не спрашивайте: «Зачем?» Я строю мост из прошлого в будущее!
Кушнарева Татьяна Николаевна
Вышинская Нина Ивановна
Белкина Надежда Владимировна