Урок обществознания на тему «Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты РФ» (10 класс)
Тема урока: Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты РФ.
Аладинская Марина Федоровна
Предмет: обществознание
Класс: 10
ЦЕЛЬ: повысить грамотность обучающихся в вопросах пенсионного законодательства и функционирования пенсионной системы Российской Федерации.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о пенсионных системах, их преимуществе и недостатках; систематизировать знания о структуре и видах пенсии в Российской Федерации; осознать возможности увеличения своей будущей пенсии;
Личностные: формировать ответственное отношение к жизни и своему будущему;
– воспитывать самостоятельность, инициативность, активность.
Метапредметные
регулятивные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
познавательные: умение выделять главное, сравнивать, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
коммуникативные: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, владеть приёмами монологической и диалогической речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация учителя, карты урока.
Проблема. «Наступление пенсионного возраста приговор?»
План урока:
Социальная система РФ.
Виды пенсионных систем.
Пенсионная система РФ.
Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения будущей пенсии.
Ход урока
Этап | Учитель | Ученик |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Звучит отрывок песни «Мои года – мое богатство». - Уважаемые будущие пенсионеры, какие мысли на вас навеяла эта песня? - Вы догадались, на какую тему мы сегодня будем с вами говорить? Тема урока «Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты РФ» | |
| Старение - естественный процесс любого живого организма. Мечта человечества найти «эликсир молодости», до сих пор остаётся мечтой. С приближением пенсионного возраста у человека возникают противоречивые чувства. - Представьте, что вам уже пора выходить на пенсию и скажите, какие ожидания возникают у человека с приближением старости. Класс делится на две части – первая формулирует позитивные ожидания, вторая – негативные (метод «мозговой штурм) | Правый сектор озвучивает позитивные ожидания, левый – негативные. Соревнование оптимистов и пессимистов. |
| - А теперь мне интересно ваше личное мнение, каким пенсионером вы себя представляете, как на 1-й фотографии или как на 2-й? Предлагаю обознаничить главный вопрос урока «Наступление пенсионного возраста приговор?» Обсудить | Отвечают Обсуждают развернуто |
| - Что вы рассчитываете узнать на уроке, чему научиться? | Узнать особенности системы пенсионного обеспечения в РФ. Сравнивать различные виды пенсионных систем. Определять возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. | Социальная система РФ. Во все времена, старшее поколение являлось источником мудрости и опыта. Отношение к старикам носило особый характер, их берегли, уважали, лелеяли. Но всё в мире движется и изменяется, меняется и общество. Старшее поколение утрачивает свою ценность для общества и зачастую становится обузой. Пожилые люди один на один остаются со своими проблемами, которых с годами все больше. Сейчас Вы молоды и еще не думаете о том, как будете жить в старости. Но ведь пенсионерами не рождаются, а становятся. | |
| - О стариках в нашей стране заботились всегда, но это была скорее добровольная помощь, благотворительная, не обязательная, в основном со стороны государя или церкви. - Система государственной обязательной заботы о нуждающихся начала складываться в России только со времен Петра I и называлась «система государственного призрения» - Обратите внимание на слово ПРИЗРЕНИЕ – что означает? | В русском языке обозначает дать приют и пропитание, позаботиться |
Работа с отрывком Конституции Задание 1 | - В наше время это уже хорошо развитая система. Ее основы изложены в Конституции, в статье 7. Работа с отрывком Конституции Задание 1. Устно. - Согласно статье 7 Конституции: РФ – социальное государство. Обсудить, что это значит. - Приведите примеры, иллюстрирующие социальное государство. - В Конституции сказано, что государство предоставляет пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. А кто знает главную особенность этих гарантий? - Кто может рассчитывать на государственное обеспечение? | Читают Предполагают Они носят адресный характер. Надо обратиться за этой помощью самому! Многодетные, малоимущие, инвалиды, дети без кормильца и т.д. |
Задание 2 | Виды пенсионных систем. Проблема обеспечения людей в старости и при потере трудоспособности является общемировой. Ее решение достигается различными путями. В мире существует два вида пенсионных систем: распределительная и накопительная. Задание 2 (прочитать текст, заполнить сравнительную характеристику в виде таблицы) – см Приложение 1. | Дети работают с документом и заполняют таблицу |
ФИЗКУЛЬТ- МИНУТКА | Здоровье – наше всё! 1 ряд – вам нужно встать и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько сфер общества (4) 2 ряд - вам нужно встать и поднять вверх руки столько раз, сколько ветвей власти (3) 3 ряд - вам нужно встать и протянуть перед собой руки столько раз, сколько количественно называют СМИ (4-я власть). А теперь глаза закрываем, до пяти считаем, открываем, поморгаем и работать продолжаем. | |
| Мини – дебаты: - Какая из рассмотренных систем наиболее подходит для нашей страны? Почему? - Какая выгоднее для работающего человека? | Развернутые ответы |
| Пенсионная система РФ. До 2002 года в нашей стране действовала распределительная система. В 2002 году была проведена пенсионная реформа, теперь в России смешанный, накопительно – распределительный вариант, с последующим усилением накопительной части. Однако это не все изменения. Вы, наверное, знаете, о каких изменениях я говорю. …С 2019 года в России началось постепенное повышение общеустановленного пенсионного возраста. Изменения будут происходить поэтапно в течение 10 лет и завершатся в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин С увеличением пенсионного возраста увеличивается и минимальный стаж, к 2028 году он составит 15 лет (раньше был 5 лет) - А если человек никогда не работал, он будет получать пенсию? | |
| Трудовая пенсия состоит из 3х частей; базовой (фиксированной), страховой и накопительной. Базовая часть устанавливается в твердом размере. На 2021 год она составляет 6044,48 руб. Страховая часть зависит от вашей «белой» зарплаты, точнее от суммы страховых взносов работодателя (22% от заработной платы – они не вычитаются из вашей зарплаты, а уплачиваются за счет работодателя). Если ИП – то сам платишь. Накопительная часть зависит от инвестирования, от дополнительных взносов (22 % делятся на 2 части, 16 % остаются в страховой части, 6 % - в накопительную, если в течение 5 лет после начала трудовой деятельности написать заявление). | |
| - Как вы можете распорядиться накопительной частью пенсии? | Как только начинается трудовая деятельность, можно выбрать государственный или негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию |
III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Калькулятор | 4. Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии. - Скажите, а что вы называете достойной пенсией? Сколько в рублях? - Пенсия – это компенсация утраченного заработка, назовите реальную сумму, на которую может прожить пенсионер! - Какие расходы должна покрывать пенсия? Давайте, посчитаем, хватит ли нам средств на безбедную старость! Выполним задание 3 https://pfrf-kabinet.ru/kalkulyator-pensii Задание по рядам. Расчет носит условный характер! - Что нужно сделать, чтобы пенсия была достойной? | Называют разные суммы. Продукты, лекарства, транспорт, одежда, коммуналка и еще что-то должно остаться на другие траты Считают. Больше работать, иметь большую зарплату, инвестировать, совмещать с самозанятостью, контролировать отчисления и т.д. |
IV. ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. | - Вначале урока мы обозначили проблему «Наступление пенсионного возраста - приговор?» - Так все-таки приговор или нет? | Отвечают развернуто |
| - Мне интересно знать, какой вывод для себя вы сделали на уроке. Продолжите фразу, начиная словами (Фронтальный опрос) Я знаю ….. Я могу ….. Я готов(-а)….. | Отвечают развернуто |
| - Вернемся к целям урока, достигли ли мы их? | Отвечают развернуто |
| - И помните слова древнеримского политического деятеля Марка Тулия Цицерона «Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости» | |
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ | А теперь самая ответственная часть урока: выполните самостоятельную работу в карте урока. Взаимооценивание, поменяться картами урока с соседом или самооценивание. См Приложение 2. | Выполняют с/р |
VI. ОЦЕНИВАНИЕ. | Оценивание учеников. | |
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | Параграф 23, пункт «Право на социальное обеспечение» По желанию - провести социологическое исследование, узнать у родственников, как они распоряжаются своими пенсионными отчислениями, контролируют ли они свои отчисления, в государственном или негосударственном фонде состоят и т.д. Оформить письменно. | |
Приложение 1.
Прочитайте текст, заполните пропуски в таблице.
Накопительная пенсионная система.
Суть уже заложена в названии: пока человек работает, он делает отчисления со своей зарплаты или это делает за него работодатель. Эти средства не тратятся на выплаты текущим пенсионерам, а учитываются на отдельном счету, инвестируются и приносят доход.
Плюс системы - на нее мало влияет снижение рождаемости, рост продолжительности жизни и, как следствие, рост числа пенсионеров. Сколько человек сам накопил, столько и будет получать. Демографическая ситуация его мало волнует.
Минусы:
в такой системе беззащитными оказываются те, кто сам не может накопить на пенсию: инвалиды, люди с маленьким стажем, многодетные матери и т.п. Также уязвимы и их родственники, на которых возлагается нагрузка по их обеспечению. Всем этим людям остается только ждать милости от государства.
размер пенсии сильно зависит от выбранной инвестиционной стратегии.
Распределительная система.
Распределительная система работает по принципу солидарности или взаимопомощи поколений. Поэтому ее еще называют солидарной. Работающие люди с помощью своих отчислений обеспечивают жизнь пенсионеров. Т. е. каждое поколение получает пенсии за счет следующего. При этом уплаченные взносы не инвестируются, а идут на выплату текущих пенсий.
Плюс распределительной системы - пенсии получают и те, кто сам не смог своими отчислениями обеспечить себе пенсии.
Минус – зависимость от демографической ситуации. Система зависит от соотношения доходов (а именно от количества плательщиков и размера отчислений) и расходов, то есть от количества пенсионеров и размера выплат. Изменение любого из этих чисел неизбежно сказывается на балансе всей системы. Если рождаемость падает, а продолжительность жизни растет, текущих отчислений перестает хватать на выплаты пенсий.
Критерии | Накопительная | Распределительная |
Кто финансирует (принцип финансирования) | | |
Учитывается личный вклад каждого? | | |
Отчего зависит размер пенсии | | |
Риски | | |
Заполненная матрица таблицы
Критерии | Накопительная | Распределительная |
Кто финансирует (принцип финансирования) | Работающее поколение платит взносы, которые будут потом источником их пенсии | Работающие финансируют тех, кто вышел на пенсию («принцип солидарности поколений). |
Учитывается личный вклад каждого? | Да | Нет |
Отчего зависит размер пенсии | От взносов конкретного человека и успешного инвестирования. | От количества работающих, от ситуации в экономике, от демографической ситуации |
Риски | Инвестиционные риски. | Снижение трудоспособного населения. Экономические кризисы. |
Приложение 2.
Самостоятельная работа.
1. Денежная выплата, назначаемая гражданами с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или для оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у граждан каких-либо иных источников дохода это
А. социальное пособие
Б. социальная пенсия
В. правоотношение
Г. льгота
2. Что такое страховые взносы?
А. Второе название подоходного налога, который уплачивается с зарплаты
Б. Средства, которые обязательно перечисляет работодатель или самозанятые граждане сами за себя в Пенсионный фонд
В. Выплаты, совершаемые на усмотрение гражданина в добровольном порядке и по специальному договору с Пенсионным фондом.
3. Что такое пенсионные коэффициенты
А. Оценка за регулярную уплату страховых взносов
Б. Это число, равное количеству проработанных лет
В. Коэффициент, который вычисляется из страхового стажа и перечисленных страховых взносов.
4. От чего будет зависеть размер будущей пенсии?
А. От размера заработной платы
Б. От страхового стажа
В. От времени выхода на пенсию
Г. От всех этих факторов
5. Какой минимальный страховой стаж нужен для получения пенсии?
А. 5 лет
Б. 1 год
В. Это число ежегодно увеличивается, пока не достигнет 15 лет.
6. Для чего нужен СНИЛС?
А. Чтобы оформить пенсию по достижении пенсионного возраста
Б. Чтобы устроиться на работу
В. Чтобы получать льготы и пользоваться госуслугами через интернет
Г. Для всего перечисленного
7. Где и как можно получить информацию о перечисленных за вас страховых взносах и накопленных коэффициентах?
А. Ее обязан предоставить работодатель
Б. Через интернет
В. Только по письменному заявлению в отделении Пенсионного фонда РФ.
Ответы.
1.А
2.Б
3.В
4.Г
5.В
6.Г
7.Б
«5» - 7 баллов
«4» - 5-6 баллов
«3» - 4 балла
«2» - 0-3 балла