Урока обществознания в 10 классе на тему «Право в системе социальных норм»
Класс: 10 «Б» Тема: «Право в системе социальных норм» Цель: формирование личной правовой культуры обучающихся. Задачи: - образовательные: углубить представления о сути, значении права, его социальной ценности, познакомить с понятиями норма права, отрасли права, институты права, выработать умение применять знания на практике, научить приему составления опорного конспекта в виде наглядной схемы, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации; - развивающие: развивать умения характеризовать признаки и особенности права, отличать правовые нормы от иных социальных норм, решать задачи практического характера, работать с разными источниками информации, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы; -воспитательные: воспитать правовое сознание. Планируемые результаты: Предметные: Знание различных подходов к определению права, понимание структуры права, различные классификации отраслей права, нормы права, институты права, отличия права от морали и от закона. Метапредметные: Формирование УУД Личностные УУД: понимание личной ответственности за свои поступки. Регулятивные УУД: формулировать и учебную задачу, ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: взаимодействовать для решения познавательных задач. Познавательные УУД: использовать документ как источник знаний, преобразование информации. Личностные: Учащиеся смогут решать жизненные ситуации с применением правовых знаний. Тип урока: урок ознакомление с новым материалом, с практическим применением знаний, с использованием ИКТ, проблемного подхода. Форма урока: урок изучения нового материала. Формы работы: фронтальная, групповая, устная и письменная. Основные понятия: право, норма права, отрасли права, институты права. Методическое обеспечение: Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Соболева О.Б., Кошкина С.Г., технологическая карта, карточки по группам с заданиями, компьютерная презентация, тексты с учебными ситуациями. Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран. Технологии: Технология развивающего обучения Технология развития критического мышления Технология проблемно-правовых ситуаций. Методика кейс-стади. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения | |||||
Этапы крока | время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ИКТ | Формируемые УУД |
Организа-ционный момент | 3 мин. | Здравствуйте. Садитесь. Проверяет подготовку к уроку. Наличие раздаточного материала. | Приветствуют учителя | Слайд 1 | Личностные (связь между целью учения и мотивом, моральный выбор) |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока. | 5 мин. | Право-закон, возможность Система - состоит из элементов Социальные нормы - определение? Виды социальных норм - СОСТАВИТЬ КЛАСТЕР (вместе)- на доске. Для чего людям необходимо придерживаться определенных норм поведения? Как называются нормы, принятые в обществе? Так о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока. | Внимательно слушают учителя Отвечают на вопросы Внимательно слушают вопрос Отвечают на вопросы Социальные о социальных нормах | Слайд 2 Слайд 3 | Регулятивные Целеполагание как постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса |
Актуализация знаний и умений. | 5 мин. | Доска делится на три колонки (прием ЗХУ (знаем, хотим, умеем)). Первая и вторая колонка заполняется учителем на доске на этапе повторения, постановки цели и задач урока, третья - учениками в ходе урока. Посмотрите на тему урока и скажите, что мы уже знаем? (ответы учащихся заносятся в первую колонку). Что мы должны узнать в ходе урока, сформулируйте цель в виде плана? (ответы учащихся заносятся учителем во вторую колонку в виде плана, учащиеся записывают план в тетрадь) | Внимательно слушают учителя Отвечают на вопросы Заполняют таблицу Отвечают на вопросы учителя | Слайд 4,5,6,7 | Познавательные Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Коммуникативные учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, поиск и выбор информации |
Первичное усвоение новых знаний. | 10 мин | Понятие право в узком и широком смысле (Применение технологии развития критического мышления) (работа с учебником Соболева О.Б., Кошкина С.Г. обществознание 10 класс).Откройте учебник с. 70. Сформулируйте определение права с точки зрения позитивного и естественного права. Определение права на основании интегративного подхода и запишите в тетрадь Из данного определения, а также пользуясь учебником п.1 параграфа 18 выделите основные признаки права – 4) Право носит универсальный характер, то есть охватывает практически все сферы общественной жизни. Единственный вид социальных норм, который может в этом отношении соперничать с правом — это мораль. Взаимоотношения между правом и моралью менялись в ходе развития общества. Право возникло из системы обычаев и сначала лишь узаконивало то, что было установлено моралью. Сегодня подавляющее большинство общественных отношений регулируются как правом, так и моралью. Например, регулирование семейных отношений. – Мораль и право регулирует отношения между родителями, родителями и детьми Где пересекаются круги, это совпадение моральных и правовых регуляторов-семьи, где дети воспитываются в любви и заботе, уюте, достатке. Но есть отношения, которые регулирует только право, но не мораль. Так, определенные виды сделок носят законный характер только после обязательного нотариального удостоверения, с моральной точки зрения это требование права не оценивается. | Внимательно слушают учителя Открывают учебники позитивное право - право исходящее от государства, оформлено в виде законов и других правовых актов; естественное право - возникло из природы человека, общества, выражает неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения. Право — это система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений и охраняется силой государства обучающиеся называют признаки права и записывают в специальные карточки: 1. Общеобязательные нормы 2.Установленные государством 3.Гарантируются государством 4. Сила государственного принуждения 5. Закрепляет существующий государственный и общественный строй. Отношения любви родители обязаны кормить ребенка Дружбы, заботы предоставлять жилье до 18 лет
| Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10, 11 Слайд 12 Слайд 13 | Познавательные Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю Личностные нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания Регулятивные составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик |
Первичная проверка понимания. | 5 мин | Может ли право противоречить морали? Разумеется, между правом и моралью есть много общего, но есть и различия. Выполните задание 1 - в специальной карточке Составить таблицу: Общее и различие между моралью и правом | нет, они одинаково воспринимают и оценивают общественные отношения | Слайд 14 15 16 | Регулятивные Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму |
Первичное закрепление | 10 мин | 1. Близкие родственники и друзья то и дело берут друг у друга деньги в долг и принимают разные обязательства, не составляя письменных договоров. Что мешает им нарушить свои обязательства? 2. ст.56 Семейного кодекса России. «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам» Перечислите функции права Система права. Что такое система? Что входит в систему права? В обществе существует множество норм. Перед вами задание, выберите те примеры, в которых говорится об исполнении или неисполнении именно правовых норм (работа в группах) (Приложение) В систему права входят отрасли права. – Что такое отрасли права? Выполнить задание №2 – специальные карточки В приведенном списке найдите: Отрасли права, институты права | Внимательно слушают учителя Отвечают на вопросы Внимательно слушают учителя Отвечают на вопросы смотрят на слайд и отвечают Внимательно слушаю учителя Работают в группах ответы учащихся Выполняют задание | Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20,21 Слайд 22,23,24 Слайд 25,26 | Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Личностные Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) Познавательные Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 2 мин. | Д/задание - параграф 13, составить план темы | Записывают домашнее задание | Слайд 27 | Личностные Оценивание усваиваемого содержания (социальные и личностные ценности) |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. | 5 мин. | Право Социальное, нормативное Обеспечивает, регулирует, охраняет Система общеобязательных норм Возможность заполнить оценочный лист Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли поставленных целей? Где на практике вы можете применить или использовать полученные знания? Выставление оценок. | Внимательно слушают учителя Заполняют оценочный лист Отвечают на вопросы | Слайд 28,29 Слайд 30
| Познавательные Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке |
Индивидуальный оценочный лист
№ п/п | Вопросы | Выберите один из предложенных вариантов, отвечая на вопросы анкеты | ||||
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | |||
1. | Мне понравился урок | | | | | |
2. | Я справился со всеми заданиями, предложенными на уроке | | | | | |
3. | Я приобрёл полезные знания на уроке | | | | | |
4. | Я хочу изучить дополнительную литературу по теме урока | | | | |
Приложение 1
Технологическая карта
ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Нормативно-правовой (позитивное право) Три подхода к правуЕстественно-правовой (естественное право) Интегративный _________________ __________________ _________________ __________________ Признаки права: 1) ______________ 2) _____________ 3)______________ 4)______________ 5) _____________ СИСТЕМА ПРАВА Нормы права Отрасли права Институты права __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ | Задание 1. Составьте таблицу, выделите общее и особенное.
Задание 2.Напишите синквейн. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Право _______________, _______________, _______________ , ______________ , ______________ , _______________________________________________ _______________ . | ||||||||||||||||
ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Три подхода к праву Нормативно-правовой (позитивное право) Естественно-правовой (естественное право) Интегративный право исходящее возникло из природыот государства, человека, общества, оформлено в виде выражает неотъемлемые законов и других права, принадлежащие правовых актов человеку от рождения Признаки права: 1) Нормативность 2) Обязательность 3) Социальность 4) Формализм 5) Объективность СИСТЕМА ПРАВА Нормы права Отрасли права Институты права 1)Уполномочив Частное (гражданское, Трудовое право: 2)Обязывающие семейное, торговое) институт приема на 3) Запрещающие Публичное (уголовное, работу и увольнения конституционное, институт трудового административное) договора. | Задание 1. Составьте таблицу, выделите общее и особенное.
Задание 2.Напишите синквейн. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Право Социальное, нормативное Обеспечивает, регулирует, охраняет Система общеобязательных норм Возможность |
Приложение 2
Задание 1. Составьте таблицу, выделите общее и различие
ОБЩЕЕ | |
Моральные нормы | Правовые нормы |
| |
Задание 2. В обществе существует множество норм. Перед вами список. Выберите те примеры, в которых говорится об исполнении или неисполнении именно правовых норм
Алексей Иванович отказался участвовать в корпоративных вечеринках.
Ваня не сказал спасибо за подарок.
Вера Петровна не заплатила налоги.
Виктор Петрович, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.
Галя не поздоровалась с соседом.
Группа подростков разбила витрину магазина.
Иван и Анна не стали устраивать свадьбу и приглашать родителей и друзей, а расписались в загсе в обеденный перерыв
Иван и Василий совершили кражу.
Иван Иванович управлял машиной в нетрезвом виде.
Игорь не сдержал данное обещание.
Маше продали в магазине некачественный товар.
Никита безответственно относится к урокам.
Николаевы забрали сына-второклассника на экстернат и учат его дома.
Олег Иванович без уважительной причины не пришел на работу, прогулял её.
Петровы считают себя верующими, но не соблюдают пост.
Задание 3. В приведенном списке найдите: Отрасли права, институты права
Гражданство, гражданское право, конституционное право, наследование,
дарение, семейное право, административное право
Отрасли права | Институты права |
Гражданское право | Гражданство |
Конституционное право | Наследование |
Семейное право | Дарение |
Административное право | |