Урок обществознания в 9 классе на тему «Конституция РФ. Основы конституционного строя»
Тема урока: Конституция РФ. Основы конституционного строя.
Цели урока: сформировать представление о Конституции РФ, как о документе высшей юридической силы, определяющим принципы устройства государства и общества.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: с элементами проблемного изложения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- сформировать у обучающихся представления о сущности терминов «Конституция», «конституционный строй»;
- обозначить для обучающихся отличительные черты Конституции от остальных законов Российской Федерации.
Метапредметные:
- способствовать формированию навыка работы с документами;
- продолжать формировать навыки грамотной устной речи, через демонстрацию результатов работы группы.
Личностные:
- воспитывать уважительное отношение к Конституции РФ, как к основному закону государства.
Методы и формы обучения:
1. Методы: частично поисковый.
2. Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы: сборники Конституции РФ, экран, компьютер, проектор, презентация, карточки, схема, презентация, раздаточный материал.
Понятийный аппарат: Конституция, референдум, конституционное право, конституционный строй, преамбула. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда, он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.
2. Ход урока:
2.1. Повторение урока:
На доске кластер: Правоохранительные органы и их структура.
1.Какие органы называются правоохранительными?
2.Чем занимаются правоохранительные органы? (рассматриваются некоторые правоохранительные органы)
3.Как вы думаете, почему я их разделила на две группы?
4.Таким образом, в чем состоят функции правоохранительных органов?
2.1.Работа над темой урока.
Учитель: Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Что же такое закон? –
Закон – нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
Какие бывают законы? ( основной и обыкновенные). Конституцию РФ вы к какому закону отнесете? Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь: «Конституция РФ – основной закон страны».
2.2. Формулировка целей и задач урока.
1. Урок начинается с вопроса педагога: «Что вы знаете о конституции?» (диалог учителя по высказываниям учеников)
2. А что бы вы хотели узнать про конституцию?
План урока выводится на слайде .
1. Что такое Конституция?
2.Этапы развития конституции.
3.Особенности Конституции РФ.
4.Структура конституции.
5.Основы конституционного строя России.
2.3. Основная часть урока.
Учитель: В юридической науке и практике Конституции уделяется очень большое внимание. Ею занимается целая отрасль права – конституционное (государственное) право. Конституционное право – это отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые конституцией, и положения самой конституции, конституционных законов.
1. КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Конституция – это основной закон страны, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Учитель: Продолжаем наше знакомство с Конституцией РФ.
Далее я предлагаю вам поработать группами, каждая группа получает задания.
2.Группа №1. Проработать материал по истории развития конституции. Назвать даты принятия первых конституций в мире, конституций нашей страны.
Историческая справка «Из истории Конституций».
В США конституция появилась в 1787 году, а в 1789 году в нее были внесены первые 10 поправок, вступившие в силу в 1791 году.
Во Франции конституцией стала «Декларация прав человека и гражданина» 1789 год – политический манифест Великой французской революции.
1.Конституция РСФСР принята в 1918 году. Установила диктатуру пролетариата.
2 Конституция СССР принята в 1924 году. Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством.
3.Конституция СССР принята в 1936 году. Закрепила победу социализма в стране.
4.Конституция СССР принята в 1977 году. Констатировала построение «развитого социализма».
5.Конституция Российской Федерации принята в 1993 году. Закрепила демократические основы государственного устройства.
Группа №2. Какие бывают конституции? – (конституции «первого поколения», конституции «второго поколения»; кодифицированные и некодифицированные)
3.Группа №3. В чем особенности конституции? – 1.она обладает высшей юридической силой. 2.все статьи конституции имеют прямое действие.
Ребята, но чем же Конституция отличается от других вам известных законов?
Отличие Конституции от других законодательных актов :
1.Закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
2.Является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
3.Обладает высшей юридической силой;
4.Отличается стабильностью;
5.Характеризуется особым порядком принятия и изменения.
- пересадка учащихся в группы – своеобразная физкультминутка.
4. (путешествие по разделам Конституции). Работа с материалами Конституции. Откройте Конституцию РФ и посмотрите, из каких частей она состоит? (на слайде структура Конституции).
Каким разделом открывается Конституция? (Преамбулой). Прочитайте и скажите, какие общечеловеческие ценности провозглашает наша Конституция? Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:
1.демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
2.нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
российской государственности: сохранение исторически сложившегося 3.государственного единства: возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
4.патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Глава 1. «Основы Конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).
Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).
Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).
Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).
Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).
Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).
Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).
Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).
Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяет порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращения действия прежних.
5. Основы конституционного строя России.
Конституционный строй России – это общественный строй и устройство государства, закрепленные в конституции. Запишите (ученики переписывают со слайда).
Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:
• человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает
государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и
гражданина;
• суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство
народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным
источником власти в РФ;
• государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная
власть в РФ едина, верховна и независима;
• федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
• разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10),
означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти
“сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного
органа;
• Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную
ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека;
• установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите
различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных
(ст.8,9);
• идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что
никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве
государственной или обязательной и признании многопартийности;
• Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается
установление никакой религии в качестве государственной или обязательной,
религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).
2.6. Закрепление материала
Учитель: Итак, подведем итоги урока.
1. Продолжите фразу: Я узнал, что….
Конституция_________________.
Закрепляет__________________.
Является____________________.
Обладает____________________.
Отличается__________________.
Характеризуется_____________.
2.Решаем тест.
1. Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция»?
а) 1965 г.
б) 1918 г.
в) 1936 г.
2. Когда была принята последняя Конституция СССР?
а) 1965 г.
б) 1977 г.
в) 1982 г.
3. Конституция – это:
а) юридический акт, содержащий все законы страны;
б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека.
в) текст законов.
4. «Конституция» в переводе с латинского означает:
а) устройство;
б) согласие;
в) договор.
5. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны.
б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
в) Между нормами Конституции и остальных законов существует равенство.
6. Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько.)
а) демократическое;
б) общенародное;
в) федеративное;
г) союзное;
д) конфедеративное;
е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления.
7. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
8. Государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей на:
А) правительственную, исполнительную и судебную;
б) законодательную, исполнительную, судебную;
в) президентскую, законодательную, судебную;
г) законодательную, парламентскую, средств массовой информации.
3.Перед вами текст с пропущенными словами. Вспомните, о чем мы говорили на уроке и вставьте пропуски. (чтобы не терять время - сразу проверяем, 1 ученик – 1 предложение).
Заполните пропуски в тексте, если трудно, еще раз просмотрите ст. 1,2,5,6 КРФ.
Российская Федерация – Россия – есть демократическое, __________, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита ____________________ - обязанность государства. Российская федерация состоит из республик, краев, городов федерального значения ___________, __________ - равноправных субъектов федерации. В РФ охраняются труд и ___________ людей, гарантируется минимальный размер ______________.
Рефлексия.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение «Конституцию страны должен знать каждый гражданин. Согласны ли вы с этим?»