Урок русского языка в 5 классе «Переходные и непереходные глаголы»
Тема: Глаголы переходные и непереходные
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить с особенностями переходных и непереходных глаголов.
М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм, таблицу), анализировать, сравнивать, делать выводы.
Планируемые результаты: распознавать переходные и непереходные глаголы, устанавливать различия между ними.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | Фронтальный опрос. 1) Какие глаголы называются безличными? Почему они так называются? 2) В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени? 3) Какую форму они имеют в прошедшем времени? 4) Что обозначают безличные глаголы? 5) В чём особенность предложений с безличными глаголами? 2. Проверка домашнего задания (Один ученик у доски, остальные – в тетрадях) Какие глаголы выступают в безличном значении? 3.Диктант с грамматическим заданием. Веет теплом. Днем тает. На солнце пригревает. Слышится журчание ручейка. Легко дышится весенним воздухом. Хочется к воде. Грамматическое задание: определите спряжение глаголов, безличные глаголы обозначьте буквой Б. | Коммуникативные УУД: 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами аудирования. 2. Анализировать, подводить объекты (языковые факты) под модели, группировать. |
III. Введение в тему с постановкой проблемы урока. | На экране схема. Рассмотрите внимательно схему и скажите, какие признаки глагола мы уже изучили?
- Чего мы еще не знаем? (Что такое переходные и непереходные глаголы) Записывают тему урока | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему (цель, задачи) урока. |
IV. Открытие новых знаний. | Откуда мы можем узнать о таких глаголах? (Из учебника) Чтение теоретического материала учебника (параграф 85 с. 91) б) Комментированное письмо Читать книгу, встретить сестру, идти за сестрой, зачитаться книгой | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1. Выделять главное, преобразовывать информацию 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. |
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 1. Упр. 653 – распределение словосочетаний по группам (с переходным или не переходным глаголом)
| Познавательные УУД: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД: 1. Владеть разными видами монолога и диалога. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
VI. Итог урока. | – Найдите ошибки в определении переходности глаголов (представлены на слайде): 1) Постучались в дверь (непереходный). 2) Открыл дверь (переходный). 3) Спросил их (непереходный). 4) Открыл им (переходный). 5) Отвечают мне (непереходный). Ошибки в п. 3 и 4. Рефлексия: Сегодня я узнал, что… Я научился… Я умею… | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VII. Домашнее задание. | Параграф 85 – учи упр. 654 (1 абзац) – на оценку по заданию | |