Конспект урока русского языка в 6 классе «Морфологические признаки глагола»

12
1
Материал опубликован 12 October 2018 в группе

Морфологические признаки глагола.

Учитель: Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если выполните задание на интерактивной доске.

Догадайтесь, о чём идет речь …

Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «…- это слова, оживляющие все, к чему не приложены». И это действительно так. С помощью имен существительных, как мы уже говорили, можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

Итак, о какой части речи мы сегодня будем говорить? (О глаголе). Запишем тему урока в тетрадь: «МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА».

Учитель: Прочитайте текст. Определите, чего не хватает в предложениях. Вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие трудовые процессы.

https://learningapps.org/display?v=phf241tek17

Весенние работы

В полях пашут,_____. Вначале_____картофель, потом____ морковь, репу. Пастухи_____в луга стада коров и овец. На пасеках___ульи. Садоводы_____сухие ветви и ______стволы деревьев. Рабочие руки ____ скуки.


 

Учитель: Чего не хватает в предложениях?

Ученик: Глаголов

Учитель: Давайте их вставим.

Ученик:, сеют, копают, выкапывают, гонят, выставляют, подпиливают, белят, не знают.

Учитель: Обратите внимание, что последнее предложение это пословица. Как вы думаете, о чем она?

Ученик: Пословица о том, что если люди работают, всегда заняты чем-то, то им никогда не бывает скучно.

Учитель: Разберите эту пословицу по членам предложения, подпишите какой частью речи выражено сказуемое, определите его время, лицо, число. К доске выходит (имя учащегося). Все остальные работают в тетради.

Ученик: Рабочие руки не знают скуки. «Руки» - подлежащее, «не знают» - сказуемое. «Не знают»-глагол настоящего времени, 3-го лица, множественного числа.
Учитель: Вопрос всему классу: как вы находили глагол в данном предложении: по вопросу? по значению? по стоящему рядом и согласующемся с ним подлежащему?

Ученик: Мы находили глагол по подлежащему, которое стоит рядом ним.

Учитель: Хорошо. А для чего нам нужен глагол в этом предложении? Уберем глагол и прочитаем предложение без него: Рабочие руки ____скуки. Сохраняется ли смысл? Можем ли мы без глагола определить какое действие совершают руки?
Ученик: Глагол в этом предложении, в речи нужен нам, чтобы обозначить действие, которое совершают руки. Без глагола смысл предложения теряется.

ВСПОМНИТЕ, ЧТО ЖЕ ЗА ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ ГЛАГОЛ .

6)Прием «Верные и неверные утверждения». (слайд)

На доске записаны верные и неверные утверждения по теме урока, дети должны, опираясь на знания и интуицию определить где верные, а где неверные утверждения.

- Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

-Глагол в предложении бывает сказуемым.

-Глагол может изменяться по временам, лицам и числам.

-Глагол имеет три спряжения.

-Глагол имеет два вида: совершенный и несоверщенный.

-Глагол имеет четыре наклонения.

- Глаголы изменяются по родам в настоящем времени.

 

Было ли Вам трудно принять решения о верности или неверности каких-то суждений? (Да)

А чтобы преодолеть эти трудности, вспомним всё, что мы знаем о глаголе.

Учитель: Итак, на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает?
Ученик: Глагол может отвечать на вопросы «что делать?» и «что сделать?» и обозначает действие предмета, лица. Например, «повар (что делал?) готовил» глагол «готовил» обозначает действие лица, повара.
Учитель: А сколько времен у глагола? Назовите их.

Перед вами фотография, запечатлевшая процесс изготовления глиняного сосуда (слайд 4). Внимательно рассмотрите её, подумайте, с чего сделал мастер-гончар прежде чем сел за гончарный круг и начал работу? Какие действия гончарного матера показаны нам на фотографии в данный момент времени? Что будет делать мастер, после того, как его сосуд будет готов.

Составьте, по своему впечатлению от фотографии, одно предложение с глаголом «делать» (в значении создавать что-то) в прошедшем времени, а одно – с этим же глаголом, но в настоящем времени, одно – в будущем.

Учитель: Из ваших примеров видно, что глаголы бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Какой вывод мы можем сделать из этого наблюдения? КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ?

Ученик: Глаголы изменятся по временам.

Учитель: На доске записаны глаголы: беречь, постеречь, нести, привезти. Определите их время. Запишите эти глаголы в во 2-м лице ед.ч. и в 3- лице мн.ч.

Ученик: беречь-бережешь-берегут – настоящее время; постеречь- постережешь-постерегут – будущее время; нести-несешь-понесут – настоящее время, привезти-привезешь-привезут – будущее время.

Учитель: К какому выводу мы можем прийти, пронаблюдав, что глаголы н. вр. -«беречь», «нести» и глаголы б.вр- «постеречь», «привезти» изменяются по лицам и числам?

Ученик: Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Как называется изменение по лицам и числам? (спряжение).

Учитель: С ним мы сейчас и поработаем.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Упр. 306, стр. 122

Учитель: Посмотрите на экран (слайд 4) и ответьте на вопросы: чем отличаются верхние картинки от нижних? каким признаком обладают глаголы в прошедшем времени?

Ученик: На верхних картинках действия совершает мальчик, а на нижних – девочка. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.

8) Физминутка. (слайд)

Называю части речи. Ребята совершают различные действия. Если имена существительные, приседают. Если глаголы, встают на цыпочки и поднимают руки вверх. Если имена прилагательные, наклоняются вперед.

Выходить, отходить, походный, пешеход, ходить, пешеходный, переход, походка, переходить, ходули.


 

Учитель: Задание. Сравните два ряда глаголов:

а) любить, уважать, ценить, терпеть;
б) поесть, попить, погулять, поговорить.

Чем они различаются? (В первом ряду – глаголы несовершенного вида, обозначающие проявление чувства, а такие глаголы не содержат в своем значении предела или результата действия, поэтому нельзя от этих глаголов образовать пары совершенного вида; во втором ряду – глаголы совершенного вида, но со значением «немного» – немного поесть, попить, поэтому есть и пить не составят с ними пар).


 

Упр. 307., стр. 122

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведем итог нашего урока?

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

Вернемся к заданию, к заданию с верным/неверными утверждениями, с которым мы работали в начале урока.

Обрастите внимание на экран. На нем представлен правильный вариант решения задания. Посмотрите, что у Вас отмечено неправильно, подумайте, как исправить свою ошибку.

ОПРОС –ЧТО БЫЛО НЕПРАВЛЬНО И КАК ИСПРАВИЛИ.

Д.З. Для всех: стр. 124, упр. 312 (Записать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти глаголы, подчеркнуть их как члены предложения. Указать время, лицои число глаголов).

По желанию: Составить синквейн по теме «Глагол».

«Верно/неверно?»
- Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

-Глагол в предложении бывает сказуемым.

-Глагол может изменяться по временам, лицам и числам.

-Глагол имеет три спряжения.

-Глагол имеет два вида: совершенный и несоверщенный.

-Глагол имеет четыре наклонения.

- Глаголы изменяются по родам в настоящем времени.

 

Сравните два ряда глаголов:

а) любить, уважать, ценить, терпеть;
б) поесть, попить, погулять, поговорить.

Чем они различаются?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный урок! Спасибо за работу, Анастасия Андреевна!

21 October 2018

Похожие публикации