Перелетные птицы. Закрепление материала.
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы
«Перелетные птицы». Закрепление.
Задачи:
Систематизация знаний детей о перелётных птицах.
Расширение словарного запаса по лексической теме,
Совершенствование грамматического строя речи:
Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)
Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище).
Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)
Закрепление сложных слов (остроклювый, длинноногий)
Развитие связной речи.
Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
Развитие общей и мелкой моторики.
Ход занятия
Учитель-логопед приветствует детей и предлагает поздороваться жестами.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
1.Организационный момент.
Предложить детям назвать слово на звук «О» и сесть на место.
2.Рассказ логопеда о перелетных птицах с показом иллюстрации. (закрепление материала)
В начале осени многие птицы собираются в огромные стаи (картинка). Грачи разгуливают по полям, поедают насекомых и их личинки (картинка). Скворцы летят вдали большой стаей, словно туча по небу движется (картинка). Ласточки тоже собираются в стаи и сидят на проводах близко- близко одна к другой (картинка). Над лесным болотом кружат небольшой стаей журавли (картинка). Прокурлыкали что-то, покружились и скрылись вдали. Осенью с каждым днем становится все холоднее, замерзает земля, прячутся насекомые, птицам трудно добывать себе корм, поэтому они улетают в теплые края, на юг. Вывод: эти птицы называются перелетными.
Логопед: назовите птиц, которые прозвучали в рассказе.
Следующая игра, в которую я предлагаю вам поиграть: «Подбирай и называй». Встаньте в круг, я бросаю мяч. Кому брошу, тот называет признак, характерный для данной птицы, показанной на доске.
Грач - …Дети: черный, небольшой, умный, полезный, крикливый, черноглазый, быстрокрылый.
Ласточка - …Дети: Маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая,чернокрылая, белогрудая.
Скворец - …Небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, звонкоголосый, остроклювый.
Аист - …Большой, белый, сильный, умный, заботливый, черноглазый, чернокрылый, длинноногий.
Журавль - …Большой, серый, длинноногий, остроклювый, красивый.
Физкультминутка. Игра «Перелет птиц». Предложить детям «превратиться» в перелетных птиц. На слово «день» птицы летают. На слово «ночь» отдыхают (садятся на корточки).
Логопед предлагает поиграть в игру, где они будут волшебниками и будут превращать слова.
Образуй новые слова по образцу:
белые крылья - белокрылый.
- Черные крылья - ...
- Длинные крылья - ...
- Длинные ноги - ...
- Длинная шея - ...
- Длинный клюв - ...
- Белый клюв - ...
- Красный клюв - ...
- Черные лапы - ...
Логопед читает детям стихотворение Е. Благининой и предложить назвать перелетных птиц, которые в нем упоминаются. Скоро белые метели Лист качается узорный Снег подымут от земли. В синей луже на воде. Улетают, улетели, улетели Ходят грач с грачихой черной журавли. В огороде по гряде. Не слыхать кукушки в роще. Осыпаясь, пожелтели И скворечник опустел. Солнца редкие лучи. Аист крыльями полощет — Улетают, улетели, улетели Улетает, улетел. и грачи.
Логопед: я хочу послушать, как вы умеете делить слова на слоги.
Логопед называет названия перелетных птиц, дети отхлопывают и называют количество слогов в словах.
Работа в тетради
Произнеси звук «О» столько раз, сколько кругов нарисовано.
Прочитай буквы А А А О У У АУ О
Итог занятия