12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волкова Екатерина Васильевна49

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 г. Йошкар-Олы «Калинка»

МБДОУ «Детский сад № 32 «Калинка»

t1634586283aa.jpg

«Йошкар-Оласе 32-шо №-ан «Полан»

йочасад» муниципал бюджет школ дечончычсотуныктымотонеж

«32-шо №-ан «Полан» йочасад»

МБШДОТТ

424020, Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, ул. Анциферова,

дом 3а

Тел. 8(8362)55-46-66

424020, Россий, Марий Эл Республик, Йошкар-Ола, Анциферова урем, 3-шо «а» порт

Тел. 8(8362)55-46-66









КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет):

«Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок»».



Составила:

воспитатель I категории

Е.В.Волкова

​​​​​​​ Йошкар-Ола

2021 год





Тема: пересказ рассказа «Лесной голосок»

(по Г. Скребицкому)

(для детей старшего дошкольного возраста)


Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.


Основные задачи:

1. учить детей анализировать текст;

2. развивать словарный запас;

3. воспитывать чувство любви с использованием художественного слова к живой природе.


Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидактические игра «Птичьи голоса».


Оборудование:

Набор схем для графического плана, предметные картинки: кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; иллюстрация к рассказу; мяч.


Предварительная работа:

Изучение лексической темы «Птицы».

Наблюдения в природе.

Рассматривание, изучение лэпбука «Птицы».


Продолжительность: 25 минут.


Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания.

ПРИВЕТСТВИЕ (в кругу).

Педагог:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья.


Дети: здравствуйте.

(Звенит колокольчик в руках педагога)


Педагог:

Ребята, я вижу, что настроение у вас замечательное! Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе! Прошу отгадайте загадку:

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут!


Вопросы педагога:

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

А скажите, сколько месяцев длится весна?

(демонстрация слайд 1 «Весна»)

Педагог:

Вы так легко отгадали первую загадку, я предлагаю вам еще одну.

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются из яйца,

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)

(демонстрация слайд 2 «Многообразие птиц»)

Возможные вопросы:

Каких птиц вы знаете, ребята.


Педагог:

Наступила весна и перелетные птицы возвращаются в родные края, чтобы петь песни, строить гнезда, выводить птенцов. Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.

(демонстрация слайд 3 «Берегите птиц — правила»)




Возможные ответы детей:

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.


Педагог: Кто знает, чем все птицы похожи? (Работа с мнемотаблицей)

(демонстрация слайд 4 Работа с мнемотаблицей)

Педагог:

А чем птицы отличаются?

(демонстрация слайд 5 «Разные птицы»)

Возможные ответы детей:

Отличаются размером, клювом, окраской, голосом, местом обитания.

Педагог:

Ребята, а вы хотите побывать в роли птиц? Предлагаю вам ими стать. Прошу встать в пары.

(демонстрация слайд 6 «Птица дрозд. Пение дрозда»)


Физкультминутка «Я-дрозд, ты-дрозд» (дети встают парами).

Я - дрозд, (показывают каждый на себя)

И ты - дрозд (показывают друг на друга)

У меня есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

И у тебя есть нос (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

У меня щёчки гладки (показывают свои щёчки)

И у тебя щёчки гладки (показывают щёчки соседа)

Мы два друга (берутся за руки)

Мы любим друг друга! (обнимаются)


2. Подготовка к восприятию текста. Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Птицы», развитие логического мышления.

Педагог: Кто на елке, на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку. (Кукушка.)

(демонстрация слайд 6 «Кукушка»)

Вопросы педагога:

Посмотрите на какую птицу похожа кукушка?

Почему вы так решили?



3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

Педагог: Послушайте историю «Лесной голосок» о встрече Георгия Алексеевича Скребицкого с лесной птицей.

Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстрацией сюжетной картины к рассказу.

(демонстрация слайд 7 «Лесной голосок»)

В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как закричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребенка похожа.



Вопросы педагога:

Что я прочитала? (Рассказ.)

Как называется рассказ?

Кто автор этого рассказа? («Лесной голосок» Г. Скребицкого.)


4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слуховой памяти.

(Педагог акцентирует внимание на том, чтобы ребята старались отвечать полным предложением).

Вопросы педагога:

Где гулял автор в летний день? (В летний день он гулял в лесу.) (демонстрация слайд 8 «Лесной голосок»)

Что он услышал? (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.) (демонстрация слайд 9 «Лесной голосок»)

Какой ему казалась кукушка? (Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.) (демонстрация слайд 10 «Лесной голосок»)

Опишите птицу, которую он увидел. (Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.) (демонстрация слайд 11 «Лесной голосок»)

На кого похожа кукушка? (Кукушка похожа на ястребенка) (демонстрация слайд 12 «Лесной голосок»)


4. Продуктивная деятельность «Собери картину»

Педагог: Ребята, вы мастера. Покажите свои чудесные, волшебные пальчики. Пусть наши пальцы сейчас превратятся в птиц (пальчиковая игра «Птицы»).

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)


Педагог: Перед вами, ребята разрезная картина. Прошу каждого из вас собрать её (ребятам предлагается собрать одну из разрезных картин «Сова» или «Кукушка»).


Вопросы педагога:

Портрет кого у вас получился?

Кто собрал портрет кукушки, поднимите руку.

Кто собрал портрет совы, поднимите руку.

Чем отличается кукушка от совы.



6. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предметного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.

(демонстрация слайд 13 «Кто это?»)

На экране: кукушка, сова, ястреб, воробей.

Вопросы педагога:

Кто из птиц представлен на экране.

Отберите картину, не подходящие к нашему рассказу.


7. Дидактическая игра «Птичьи голоса». Расширение и активизация глагольного словаря.

(ребятам предлагается игра с мячом, называя при ловле мяча, что делает птица: ворона — каркает, утка — крякает, кукушка — кукует, петух — кукарекает, курица — кудахчет, воробей — чирикает, гусь — гогочет).



8. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Педагог:Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.

(демонстрация слайд 14«Общая схема»)

9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.

Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом друга и быть готовым продолжить его.

10. Итог. Оценка деятельности детей.

Ребята, вы молодцы. Прошу вас сказать, а чем занимались мы сейчас? Что понравилось, запомнилось вам делать больше всего?

Мне хочется сказать, что рассказ внимательно вы слушали и отвечали на вопросы. Как быстро была собрана картина (имена детей). Очень содержательны были ответы (имена детей).

Хочется мне каждого из вас похвалить звоном веселого колокольчика над головой.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.