Урок по истории «Перевод экономики Сталинграда и области на военные рельсы» (11 класс)

0
0
Материал опубликован 27 October 2015

Перевод экономики Сталинграда и области на военные рельсы.

(урок истории в 11 классе)

Тип урока:

комбинированный урок

Форма урока:

лабораторная работа

Цели и задачи урока:

Расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны.

Определить цели, задачи и результаты перевода экономики на военный лад.

Выяснить причины, объем и роль участия женщин Сталинграда и области в военном производстве.

Продолжить развивать умения работы с историческими источниками:

проводить анализ документов;

обобщать полученные сведения;

делать выводы.

Формирование чувства патриотизма.

Развитие навыков работы в группе.

Рекомендации учителю:

Заранее учащиеся разделяются на группы. Каждая группа получает задание.

Подготовить сообщения по темам:

I группа:

1. Сталинградская Судоверфь (завод № 264) как предприятие оборонно-промышленного комплекса СССР.

2. Социалистическое соревнование на предприятиях Сталинграда и области в годы войны.

3. Роль Сталинградского ГКО по мобилизации материальных и людских ресурсов в военные годы.

II группа:

1. Первая женщина – сталевар Ольга Ковалева.

2. Стахановки производства.

3. Роль ФЗО в подготовке рабочих кадров в начале войны.

III группа:

Сталинград – крупнейший железнодорожный узел.

Строительство оборонительных рубежей.

Речные переправы во время Сталинградской битвы.

 

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Общеизвестна фраза, что победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. С началом войны была проведена работа по переводу народного хозяйства на военный лад в интересах бесперебойного обеспечения сражающейся армии необходимой техникой и снаряжением. К лету 1942 года сложный процесс военной перестройки экономики практически завершился.

Далее учитель формулирует цели и задачи урока. Каждая группа получает набор документов и вопросы к ним.

I группа. Организация выпуска военной продукции на предприятиях Сталинграда. (Приложение 1).

1. Какую военную продукцию выпускали предприятия Сталинграда?

Какие цели были поставлены перед промышленностью и сельским хозяйством города и области?

Приведите факты, свидетельствующие о проблемах военного производства. Чем они были вызваны?

В каких условиях трудились рабочие предприятий?

Приведите примеры самоотверженного труда сталинградцев в годы войны.

II группа. Кадровая проблема. (Приложение 2).

Какие факты свидетельствуют о резкой нехватке рабочих рук на производстве?

Кто заменил на производстве ушедших на фронт мужчин?

Какие виды работ выполняли женщины? Определите объемы участия женщин в производстве.

В каких условиях трудились женщины и подростки Сталинграда и области? Какие последствия это имело?

Какие меры предпринимались против дезертирства?

III группа. Транспортная система в начальный период войны. (Приложение 3).

1. Когда и где были обустроены речные переправы? Каково было их количество?

2. Как было организовано передвижение грузов и людей через переправы? Соответствовала ли их пропускная способность потребностям военного времени?

3. С какой целью на железной дороге и автогужевых дорогах была установлена охрана?

4. С помощью каких мер поддерживалось рабочее состояние дорог?

5. Какие проблемы усложняли работу Сталинградской железной дороги? Какие меры предпринимались для их решения?

В конце урока учащиеся с помощью учителя формируют следующие выводы:

1. С начала войны промышленное и сельскохозяйственное производство страны в целом, так и Сталинградской области было переведено на военные рельсы. Об этом свидетельствует номенклатура выпускаемой на предприятиях города продукции. В целом этот процесс был завершен к лету 1942 года, что позволило в ноябре 1942 года начать наступление советских войск под Сталинградом.

2. Перевод экономики города и области на военные рельсы сопровождался серьезными трудностями: не хватало квалифицированных кадров, отсутствовала техническая документация, производственные мощности не отвечали запросам военного времени.

3. В связи с уходом мужчин на фронт роль женщин и подростков в военном производстве приобрела решительное значение, их участие в производстве обеспечило бесперебойное снабжение армии оружием, снаряжением и продовольствием.

Приложение 1.

Документ 1.

Таблица «Выпуск военной продукции предприятиями Сталинграда»

Предприятие

Выпускаемая продукция

СТЗ

Гусеничные трактора, танки Т-34

«Красный Октябрь»

70 марок высоколегированной стали, стальные ежи, бронированные колпаки для дотов, ремонт минометов «М-13», окопные печи, щиты к амбразурам

«Баррикады»

Ремонт боевой техники, гаубицы «Бр-23», миномет «Б-64»

«Судоверфь»

Ремонт судов Волжской военной флотилии, мины, бронекорпуса танков

Завод им.Петрова

Бронеколпаки для пулеметных гнезд

Завод им. Кирова

Горючая смесь «Коварная смесь»

Завод им. Куйбышева

Аэросани, спецукупорки для мин, снарядов, патронов, волокуши для пулеметов, минометов, боеприпасов

Документ 2.

Таблица «Сельхозпоставки колхозов и совхозов Сталинградской области в 1942 году».

Вид продукции

Количество

Зерно

23 млн. пудов

Картофель

15 млн. пудов

Овощи

16 млн. пудов

Сено

62 тыс. тонн

Молоко

60 млн. литров

Шерсть

10 тыс. пудов

Документ 3.

«Городской Комитет Обороны отмечает, что в результате безответственного отношения к делу подготовки и выпуска 50-мм минометов программа октября месяца по выпуску минометов руководством завода им. Сакко и Ванцетти в лице директора тов. Афанасьева и главного инженера тов. Домрина была сорвана…Все это объясняется существующей на заводе неорганизованностью, главным образом в решении технических и организационно-производственных вопросов. Руководство СТЗ своим невыполнением заданий Государственного Комитета Обороны по изготовлению приспособлений и штампов в значительной мере ответственно за срыв программы по выпуску минометов.

Из постановления СГКО № 52 о ходе производства 50-мм минометов на заводе им. Сакко и Ванцетти. 10 ноября 1941 г.

Документ 4.

«Головным заводом по сборке корпусов снарядов М-8 и мехобработке деталей сопло и каморы определить Сталинградский судоремонтный завод.

Производство остальных деталей организовать на следующих предприятиях: «Красная застава», «Красный металлист», областное управление ГУТР, филиал завода «2-я пятилетка», гидролизный завод, депо Сталинград-1, Облпромсовет.

Просить командующего ХВО обязать облвоенкомат мобилизовать и направить на Сталинградский судоремонтный завод 80 человек токарей …и 20 человек слесарей…»

Из постановления СГКО № 62 о производстве снарядов к установке М-8 на предприятиях гор. Сталинграда от 10 ноября 1941 г.

Документ 5.

«Не занялся никто и составлением грамотного технологического процесса выпуска этого заказа.

До сего времени никто не занялся подсчетом потребных кадров рабочих и, особенно, инженерно-технических работников. Все это привело к тому, что по существу завод не может приступить к выполнению заказа, т.к. на всем заводе к секретной работе имеет доступ всего дин человек – тов. Заславский. Ни завод, ни пароходство до сего времени не подобрали ни одного человека, который бы стал заниматься заданием.

Все это привело к тому, что до 02.12 с.г. по выполнению решения городского Комитета Обороны почти ничего сделано не было. Из предназначенных для выпуска этого заказа станков ни один не установлен, они только начали завозиться».

Из письма зам.начальника политотдела НВРП в СГКО о срыве выполнения решения выполнения решения городского Комитета Обороны № 62 по выпуску снарядов М-8.

Документ 6.

«Бюро обкома ВКП(б) постановляет:

Организовать на базе филиала завода № 192 производство автоматического пулемет- пистолета системы ППШ.

произвести предварительную подготовку по организации производства боеприпасов…:

а) Директоров заводов №221 и СТЗ разработать технологию, инструмент и приспособления по обработке корпусов 76-мм снаряда из штамповки завода «Красный Октябрь»;

б) директору завода «Красный Октябрь» разработать технологию по изготовлению гильз для 45 и 76 –мм снарядов;

11. Обязать директора завода «Красная застава» организовать производство колючей проволоки сверх установленной программы 200 тонн.

16. Обязать директора завода №264 произвести бронировку 2 паровозов…

19. Обязать директора завода №91 произвести заливку ё0 тыс. бутылок жидкостью КС…

20. Предложить директору завода «Красный Октябрь» приступить к наладке отливок корпусов гранат Ф-1…

Из постановления обкома ВКП(б) № 131\23 о производстве вооружения, боеприпасов и мероприятиях по подготовке к защите гор. Сталинграда от 22 октября 1941 г.

Документ 7.

«Городской Комитет Обороны отмечает невыполнение заводом № 264 программы по производству бронекорпусов ИЛ-2 и бронеспинкам…

Такое выполнение программы объясняется прежде всего тем, что партийное и хозяйственное руководство завода неудовлетворительно занималось работой цеха № 300… В цехе до последнего времени нет отработанного технологического процесса, особенно по термической обработке деталей, слабо поставлено планирование и учет деталей, имеется большой процент брака по деталям корпуса, доходящий до 8-12 %, а бронекорпусам – до 15 - 20 %.

Невыполнение программы объясняется также объясняется также и тем, что 264 завод, поучив увеличенную программу за счет снятия ее с Ижорского и Кировского заводов, до настоящего времени не получил предназначавшегося ему оборудования с указанных заводов.

На невыполнение программы сказался также большой простой оборудования с указанных заводов».

Из постановления СГКО №149 о ходе выполнения программы по бронекорпусам ИЛ-2 и бронеспинкам на заводе №264 от 25 декабря 1941 г.

Документ 8.

«Программа производства корпусов Т-60 заводом «Красный Октябрь» не выполнена. Причиной срыва выполнения производства Т-60 является неудовлетворительной развертывание работ и медленное освоение изготовления корпусов. Вместе с этим отметить, что ввиду необеспечения со стороны Наркомтанкопрома инструментом завод ощущает острый недостаток в этом, особенно в сверлах и метчиках, из-за которых имеются значительные простои оборудования.

Завод «Красный Октябрь» не принял надлежащих мер к набору квалифицированной рабочей силы по сборочно-сварочным работам, что явилось значительным тормозом в развороте работ. На заводе нет минимально необходимого количества радиально-сверлильных станков…

Несвоевременная и некомплектная подача метизов заводом № 264 заводу «Красный Октябрь» создает излишнюю работу по пригонке и отделке отдельных деталей корпуса Т-60 на заводе № 264, а также тормозит работу завода «Красный Октябрь»

Кроме этого завод № 264 до сих пор не выделил заводу «Красный Октябрь» рабочую силу и оборудование, соответствующий инструмент и приспособления…»

Из постановления СГКО № 150 о ходе производства корпусов Т-60 на заводе «Красный Октябрь» от 25 декабря 1941 г.

Документ 9.

«Сталинградский городской Комитет Обороны отмечает, что коллектив силикатного завода № 5 освоил производство высококачественного взрывчатого материала динамона «О» и организовал производство противотанковых и противопехотных мин.»

Из постановления СГКО № 159 о производстве противотанковых мин от 3 января

1942 г.

Приложение 2.

Документ 1.

«Товарищи женщины! В этот грозный час мы призываем вас, не теряя ни одной минуты, заменить на производстве ушедших защищать Родину мужей, братьев, сыновей, стать у мартенов, пойти работать на тракторе, на паровозе и своим самоотверженным трудом помогать нашим бойцам громить и истреблять врага».

Письмо женщин Краснооктябрьского района от 24.06.42.

Документ 2.

«На другой день меня начальник нашего участка т. Ромакина Т.Г. вызывает к себе и говорит:

- Тов. Долгополова, у нас вчера ушел на фронт тракторист Машутин, а трактор стоит. А у нас много всякой работы, работать некому на тракторе. Я вас прошу, и не только я, вас просит страна. Наша страна в опасности, мы с вами должны вернуться к своим давним профессиям».

Из воспоминаний Долгополовой О.В.

Документ 3.

«Отмечая большую неукомплектованность рабочими кадрами новых (эвакуированных) цехов М-1 и М-2 на метизном филиале, в целях обеспечения выполнения правительственного задания по выпуску боеприпасов указанными цехами, просить командование СТВО закрепить на метизном филиале выделенную горвоенкоматом команду мобилизованных товарищей их эвакуированных районов в количестве 146 человек».

Из постановления СГКО №175 о закреплении кадров на филиале метизного завода от 15 января 1942 г.

Документ 4.

«На Сталинградской нефтебазе хранится свыше 300 тыс. тонн различных нефтепродуктов. Несмотря на то, что опасность проникновения враждебных элементов на территорию нефтебазы с диверсионными целями увеличилась, охрана объекта ослаблена и не отвечает требованиям обстановки.

В данное время до 70 % стрелков состоит из женщин в возрасте 18-24 лет, из которых значительная часть обязанности вахтера знает плохо».

Из записки начальника УНКВД Сталинградской области о необеспеченности охраной Сталинградской нефтебазы.

Документ 5.

«Мне было тогда 17 лет. Девчонка, окончившая Новоаннинский сельхозтехникум, приехала работать участковым агрономом в колхоз «Заветы Ильича». Мужчины были почти все на фронте, и каждая женщина трудилась, можно сказать, за семерых. Тогда мне пришлось и на тракторе пахать, и коров доить, и солому скирдовать…Помню наших такторсток. Порой слезами обливаются, плачут, что-то у них не получается, а все равно добьются своего, сделают все, что нужно».

Из воспоминаний Поберей М.Т.

Документ 6.

«Призыв (мобилизация) в школы ФЗО городской, колхозной молодежи первого набора 1941 г. прошел на высоком политическом уровне и был закончен в установленный срок. Всего было призвано 7 000 человек.

За период шестимесячного обучения первого набора в школах ФЗО подготовлено квалифицированных рабочих 3 разряда 2.658 человек, 4 разряда 2.923 человека, 5 разряда 924 человека и выше- 445 человек. Из числа подготовленных и сдавших испытания немало стахановцев, многостаночников, выполнявших нормы выработки взрослого рабочего от 100 до 400 % и выше.

Однако … были и существенные недостатки, а именно: …имелись случаи невыхода на работу без уважительных причин, самовольный уход учащихся из школ. Всего по области ушло 2 225 человек, часть которых возвращена…»

Из докладной записки А.С.Чуянова в ЦК ВКП(б) об итогах производственного обучения в школах ФЗО Сталинградской области и размещения учащихся по предприятиям от 18 февраля 1942 г.

Документ 7.

«Учитывая большой недостаток квалифицированных кадров на заводе, обязать начальника областного управления Трудовых резервов тов. Молчанова досрочно выпустить учащихся ремесленных училищ, школ ФЗО…»

Из постановления СГКО №134 об обеспечении квалифицированными кадрами завода № 221

Документ 8.

«За период с 5 января по 17 января 1942 года с предприятий гор. Сталинграда дезертировал 91 человек рабочих, главным образом подростков в возрасте 15-16 лет.

Основной причиной дезертирства явилось:

- неудовлетворительная работа по разъяснению указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. среди рабочих, служащих, подростков этих предприятий;

- отсутствие в общежитиях повседневной массово-воспитательной работы среди подростков;

- совершенно неудовлетворительные бытовые условия подростков;

- партийно-профсоюзные, комсомольские организации и руководители предприятий не уделяли должного внимания делу организации быта рабочих подростков и их воспитанию…»

Из постановления СГКО № 189 о выполнении указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. о мерах борьбы с дезертирством рабочих с оборонных заводов гор. Сталинграда от 23 января 1942 г.

Документ 9.

«Земляные работы, да еще в холод, непомерно тяжелы и для физически сильных мужчин. Для женщин же, которые составляли основную массу строителей из местного мобилизованного населения, они были просто непосильны. В раскисшей глине вязли ноги, становились пудовыми лопаты. В такую непогоду женщинам сидеть бы в кругу семьи, в тепле. А они, промокшие, иззябшие и измученные тяжелым трудом, месили солончаковую грязь, в кровь стирали руки…На стройке не было ни одного случая симуляции или ухода с работы».

Из воспоминаний Водолагина А., бывшего секретаря Сталинградского обкома ВКП (б).

Документ 10.

«Стали прибывать в Сталинград и эвакуированные, и раненые. Надо было всех гостеприимно встречать. Собрала я с нашей улицы 20 женщин с ведрами и тряпками, всю школу мы за сутки вымыли. Так и осталась я работать в госпитале. И раздатчицей пищи была, и температуру раненым мерила».

Из воспоминаний Черкасовой А.М.

Документ 11.

«Рабочий день тракториста и прицепщика дневной смены начинается с 6 часов утра, а рабочий день тракториста и прицепщика ночной смены с 6 часов вечера.

Тракторист не может самовольно, без ведома бригадира тракторной бригады или его помощника прекращать работу».

Из правил внутреннего распорядка в тракторных бригадах МТС Сталинградской области.

Документ 12.

Информация в цифрах:

Количество занятых на производстве женщин в 1942 году:

* завод «Баррикады» 70 %

* завод «Красный Октябрь» 35,7 %

* завод им. Куйбышева 62,5 %

* всего на производстве 10 тыс. женщин

2. К маю 1942 года на курсах было подготовлено 13 тысяч женщин-трактористок. Всего на полях области работало 148 женских тракторных бригад.

Приложение 3.

Документ 1.

«Просить командующего Юго-Западным фронтом выделить необходимые зенитные средства для укрытия особо важных объектов Сталинградской железной дороги:

Мост через р. Дон

Мост через р. Пионерку

Мост через р. Маныч

Мост через р. Сал

Мост через р. Медведицу

Мост через р. Иловлю

Из постановления СГКО № 6 об охране железнодорожных сооружений от 25 октября 1941 г.

Документ 2.

«Утвердить план расстановки переправ через р. Волгу в количестве 9 в следующих пунктах:

Переправа №1 – понтонная, в районе «Пионерка»…Пропускная способность 6 тыс. автомашин в сутки.

Переправа №2 – плотовая, в районе «Банная» - остров Крит. Пешеходная. Из маток леса. Пропускная способность 50 тыс. человек в сутки.

Переправа №3 – пешеходная, в районе Ельшанского гряда – остров Голодный. Пропускная способность 50 тыс. человек в сутки.

Переправа №4 – паромная, ныне действующий горперевоз с переносом лугового причала на остров Крит. Пропускная способность 1 000 автоединиц в сутки.

Переправа №5 – паромная, в районе рыбные садки – остров Крит, пропускная способность 1 000 автоединиц в сутки.

Переправа № 6 – паромная, в районе «Красный Октябрь» - верх острова Крит. Пропускная способность 1 000 автоединиц в сутки.

Переправа № 7 – пассажирские трамвайчики в районе СТЗ –Скудры, с пропускной способностью 10 тыс. человек в сутки.

Переправа №8 – паромная, в районе Винновка – Шадрин-ерик, пропускная способность 1 000 автоединиц в сутки.

Переправа 39 - баржевая, в районе мачтопропиточный завод –остров Спорный, с пропускной способностью 1 000 автоединиц в сутки.»

Из постановления СГКО № 14 о переправах через реки Волгу и Дон от 25 октября 1941 г.

Документ 3.

«Для выполнения перевозок спец- и эвакогрузов речным транспортом временно мобилизовать следующий самоходный и несамоходный флот, принадлежащий организациям и предприятиям гор. Сталинграда:

По самоходному флоту:

Название судна

Мощность ПР

Какому предприятию или организации принадлежит

1. Баркас «Судостроитель»

90

Заводу № 264

2. «Леваневский»

100

Им. Куйбышева

3. «Рудка»

100

Бекетовскому лесокомбинату

4. «Киров»

50

Рыбзаводу

5. «Консервщик»

24

Консервному заводу

6. «Колибри»

30

7. «Достижение»

25

8. «Волга»

28

Водострою

9. «Волчонок»

30

Мачтопропиточному заводу

Из постановления СГКО № 39 о мобилизации флота организаций гор. Сталинграда на перевозку спец- и эвакогрузов от 8 ноября 1941 г.

Документ 4.

«В целях разгрузки от скопления ж.-д. транспорта на Сталинградском узле …провести …проверку грузов, находящихся на Сталинградском узле, и определить:

а) возможность переправки части грузов на воду по маршруту Сталинград – Владимировка…;

б) возможность разгрузки некоторых малоценных грузов на месте с передачей областным и городским хозяйственным и др. организациям;

в) выявление особо важных грузов, подлежащих первоочередному направлению транзитом по железной дороге».

Из постановления СГКО № 41 о мерах по разгрузке Сталинградского узла от 8 ноября 1941 г.

Документ 5.

«Для обеспечения постоянного проезда по важнейшим автогужевым дорогам Сталинградский городской Комитет Обороны постановляет:

1.Утвердить список важнейших маршрутов, на которые установить постоянную охрану и содержание их в проезжем состоянии.

2. Обязать председателей райисполкомов и дорожные органы установить на каждые 10 км постоянную дорожную бригаду за счет трудового участия населения в составе 2 подвод и 5 человек для охраны и производства текущего ремонта».

Из постановления сгко № 50 об охране и содержании в проезжем состоянии важнейших автогужевых дорог от 10 ноября 1941 г.

Документ 6.

«Неудовлетворительное состояние дорог (грунтовых) и отсутствие какой-либо службы пути на этих дорогах делает непроходимым (особенно для автотранспорта) отдельные их участки и задерживает продвижение срочных грузов, связанных с ведение военных операций.

Нередки случаи, когда на участке в 5-7 км скопляются сотни автомашин, образуются пробки, нарушается двухстороннее движение грузов. ..кроме того, абсолютно не налажено большинство речных переправ. На переправах, как правило, отсутствует порядок, а пропускная их способность недостаточна».

Из докладной записки инспекторов 5-й саперной армии в обком ВКП (б) о состоянии проезжих дорог в Сталинградской области, не позднее 10 ноября 1941 г.

Документ 7.

«Проверка состояния разгрузки Сталинградского ж.-д. узла…показала, что перегрузка дороги идет главным образом за счет воинских эшелонов, направленных ранее в Сталинград без определения адресата и необходимых мест разгрузки».

Из постановления СГКО №81 о ходе разгрузки Сталинградского железнодорожного узла от 15 ноября 1941 г.

Документ 8.

«Государственный Комитет Обороны устанавливает, что из-за неудовлетворительной выгрузки предприятиями прибывающих к ним грузов на Сталинградской дороге скопилось для выгрузки 7 800 вагонов грузов.

На подъездных путях СТЗ ежедневно остаются неразгруженными 80-90 вагонов. На заводе недостает грузчиков и выгрузочных механизмов, складской площади для выгружаемых грузов выделено недостаточно. В результате вагоны на заводе простаивают под выгрузкой по 19-20 часов при норме 3,6 часа.

На заводе № 264 НКТанкопрома в ночное время выгрузка не производится, в транспортном цехе вместо потребных 100 человек грузчиков работает только 28 человек, в результате вагоны простаивают по 17-20 часов при норме 2,5 часа.

Не организована выгрузка также и на Сталинградской ГРЭС, на которой маршруты с углем простаивают систематически из-за недостатков грузчиков».

Из постановления Государственного Комитета Обороны № 941с об усилении выгрузки на предприятиях по Сталинградской железной дороге от 22 ноября 1941 г.

Документ 9.

«Сталинградская железная дорога начиная с октября месяца не обеспечивает подачу порожних вагонов – цистерн под налив нефтепродуктов.

План за октябрь месяц подачи вагонов под светлые продукты выполнен на 76 %, по маслам на 21 %... В результате по всем нефтебазам Сталинградской области создалось исключительно напряженное положение в снабжении нефтепродуктами промтехники, войсковых частей и оборонной промышленности».

Из постановления СГКО №97 о перевозке нефтепродуктов железнодорожным транспортом от 25 ноября 1941 г.

Документ 10.

«2.Обязать…дорожные организации в трехдневный срок заключить договора на представление гусеничных тракторов (не менее 120 шт.) для снегоочистки…,предоставив вместе с тракторами трактористов на две смены во главе с опытным бригадиром на каждые пять тракторов и по одной автоцистерне на каждую бригаду…

3.а) выделить из колхозов для дорожных бригад по снегоочистке дорог на каждый гусеничный трактор 10 человек рабочих и 2 подводы;

5. Разрешить райисполкомам в каждом отдельном случае привлекать население в порядке трудовой повинности для ликвидации снежных заносов.

6. Дорожным организациям обеспечить снегоборьбу деревянными треугольниками, лопатами и другим необходимым инструментом, а также изготовление и установление щитов, вех и снежных валов силами местного населения».

Из постановления СГКО № 123 о зимнем содержании автогужевых дорог области в постоянном проезжем состоянии от 10 декабря 1941 г.

Дополнительный материал.

1.Сталинградская «Судоверфь».

Красноармейская «Судоверфь», построенная в начале 30-х гг.XX в., была лучшей речной верфью в Советском Союзе. Почти с момента вступления в строй на ней начала выпускаться военная продукция по основному профилю завода, т.е. судостроению.

К началу войны на « Судоверфи» работало чуть больше 2 000 человек. Для выполнения заказов фронта сюда командировались специалисты по бронекорпусному производству. Они трудились в техническом отделе, вцехе № 900, в значительной степени укомплектованном рабочими с Ижорского завода, а также рабочими Горьковской артели «Красный якорь». Эти кадры судостроителей имели опыт работы на спецпроизводстве и могли обеспечить весь производственный цикл завода.

Ситуация изменилась с началом войны. «Судоверфь» оказалась центром эвакуации сил и средств двух важнейших отраслей советской оборонной промышленности: танкостроения и судостроения.

С середины 1941 года завод наладил производство бронекорпусов танка «Т-34». С началом войны на него направлялись оборудование и кадры со многих эвакуируемых предприятий. Особо следует отметить прибытие в октябре 1941 года производственных мощностей и рабочих Харьковского тракторного завода. В результате этих мероприятий завод стал одной из важнейших частей Сталинградского «танкограда», производившего 42 % танков в первый период Великой Отечественной войны.

Численность персонала «Судоверфи» возросла на 7 568 человек, в том числе рабочих – 6 195 человек; подготовлено и переподготовлено за 1941 год – 1 885 человек. В течении 1942 года важнейшей проблемой оставалось дезертирство с производства – за это время самовольно ушли с завода 226 человек.

На заводе № 264 резко возросло применение женского и подросткового труда. За полугодие 1941 года были приняты 1 201 женщина и 1 134 подростка.

С приближением фронта завод начал перестраиваться. Эвакуированное с ХТЗ производство легких танков с занятыми на нем рабочими стало переводиться на Алтай, а завод концентрировался на производстве бронекорпусов средних танков. После эвакуации основного оборудования завод перешел на ремонт танков. Всего было отремонтировано более 1500 танков.

Директором завода в период с 1940 по 1942 гг. был Суворов Г.И.

В память о трудовом подвиге судостроителей в дни Великой Отечественной войны на заводской площади установлен танк «Т-34», а на территории завода сооружен памятник судостроителям, погибшим в годы войны.

2. Организация работы речных переправ.

25 октября 1941 года Сталинградский Городской Комитет обороны утвердил план расстановки девяти переправ через реку Волгу. Уже до начала Сталинградской битвы речники осуществили эвакуацию на левый берег около 2 мил. Голов скота, более 5 тыс. автомашин, десятки тысяч советских мирных жителей.

Начиная с 23 июля 1942 года, когда фашистская авиация стала минировать волжские фарватеры и наносить бомбовые удары по судам, все переправы Нижней Волги продолжали работать в условиях минной опасности. Мины были сброшены у с. Горный Балыклей, Черный Яр, Горная Пролейка и др. К концу июля немцы поставили в общей сложности более 200 мин. Волга стала опасной для судоходства на протяжении 400 км.

С 8 августа 1942 г. началось создание автогужевых паромных переправ через Волгу для перевозки военных транспортов, паромных переправ для перевозки скота и народно- хозяйственного имущества. В случае, если военные перевозки временно не осуществлялись, через военные переправы перевозили скот и другие народно-хозяйственные грузы.

Нижнее-Волжское речное пароходство всем своим флотом обеспечивало поставки. Использовались все известные в военной практике элементы переправ, но в основном это были паромные переправы. В местах, где отсутствовала опасность минометного и артиллерийского обстрела со стороны фашистов, действовали свайные, понтонные и свайно-понтонные мосты.

Водный транспорт являлся единственным видом связи с правым берегом реки Волги.

3.Завод «Баррикады» в годы войны.

Завод «Баррикады» в СССР был основным заводом по производству артиллерийских орудий крупного калибра.

По решению Государственного Комитета Обороны на «Баррикадах» с первых дней войны было прекращено производство тяжелых орудий. Но окончание сборки начатых изделий, их сдача и отправка продолжались до сентября 1941 г. В июле 1941 г., выполняя постановление ГКО, завод «Баррикады» приступил к организации производства 76мм-х противотанковых пушек «Ф-22» «УСВ» образца. 20 сентября 1941 года баррикадцы собрали первые пять 76-мм пушек, отстреляли их на полигоне и сдали военпреду с оценкой «отлично». Одновременно было организовано производство 120мм-х минометов, а затем налажено массовое изготовление этих артиллерийских средств.

В середине 1942 года был готов головной образец «Б-64», который сразу же опробовали в боях. К августу 1942 г. было построено 8 установок, которые прямо на заводе были укомплектованы артиллерийскими расчетами из моряков, эвакуированных из Севастополя. Все тяжелые орудия были сняты с производства в пользу систем среднего калибра, кроме 450мм-1 гаубицы «Бр-23». Заводу поручалось изготовить 450мм-ю гаубицу и полигонный станок со сроком сдачи 1 квартал 1942 г. Задание было выполнено.

По мере приближения линии фронта к Сталинграду все большее число баррикадцев работали на строительстве боевых точек, установке противотанковых «ежей» и других оборонительных сооружений. Когда вражеская авиация усилила налеты на город и начались ежедневные бомбардировки завода, рабочие установили 50 дивизионных пушек «УСВ», приспособив их для ведения зенитного огня.

23 августа начались массированные налеты фашистской авиации на Сталинград. Город был превращен в развалины, в том числе была разрушена высоковольтная линия, из-за чего на завод прекратилась подача электроэнергии. «Баррикады « прекратили работу. Однако после пуска заводских турбин, завод снова начал работу. В ночь с 23 на 24 августа на предприятии было изготовлено 100 противотанковых пушек.

Утром 24 августа началась методичная бомбардировка завода, однако работы продолжались: одни рабочие вели сборку минометов и орудий, другие грузили оборудование для отправки на Урал. Были созданы мобильные ремонтные бригады, которые чинили орудия прямо на месте боев.

Эвакуация рабочих завода за Волгу началась в конце августа и закончилась к 1 октября 1942 г.

Комментарии
Комментариев пока нет.