12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пантак Юлия Геннадьевна36

Конспект урока истории в 5 классе

«Военные походы фараонов»

Тема: «Военные походы фараонов»

Цели: познакомить с основными направлениями походов фараонов и их целями, вооружением и структурой армии; формировать у учащихся представление о государственной системе Древнего Египта, власти фараонов.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

овладевать целостными представлениями предмета «История»;

изучать и систематизировать информацию различных исторических источников;

формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории.

Метапредметные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

определять собственное отношение к явлениям современной в жизни, формулировать свою точку зрения;

слушать и слышать друг друга;

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

формировать целевые установки учебной деятельности;

выстраивать алгоритм действий;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического пресонажа в инсценировке;

Личностные УУД:

обрести мотивацию к изучению нового материала;

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: проектор, презентация

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Ход урока

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

«Его величество силою подобен богу. Он прекрасен, как солнце. В стрельбе из лука он не знает равных. Словно сокол он истребляет врагов без устали. На блистательной колеснице он один сокрушил сотни тысяч воинов. Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран» - так говорилось в одной из древнеегипетских летописей.

- Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи – все подчинялись фараону, самому могущественному человеку Древнего Египта, Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

- Как же было организовано египетское войско?

- Как сражались древние люди?

- Должны ли, по вашему мнению, измениться методы ведения войны, система организации войска?

 

Тема урока: «Военные походы фараонов»

(презентация)

 

План урока

Египетское войско.

Войско возвращается с добычей.

Результаты и последствия военных походов.

Проблемный вопрос: Почему фараоны должны были проводить активную военную политику?

Работа по теме урока

Египетское войско

(учитель показывает слайды)

Давайте познакомимся подробнее с военной службой вельмож, а заодно узнаем куда и зачем отправляли в походы свои войска фараоны, кто становился простым воином, как эти люди были вооружены.

Начнем наше знакомство с военным делом Древнего Египта с его войска.

Египет был объединен около 3000г. до н.э., а в конце XVIII века до н.э. страну захватили гиксосы, вторгшиеся из Азии. Они захватили дельту, а затем Южный Египет. На 150 лет страна утратила независимость. Гиксосы вынудили египтян создать сильную армию. Во главе борьбы против них встали фиванские фараоны, освободившие Египет к 1600 г. до н.э.

- Внимательно изучая слайды презентации и работая с текстом, составьте таблицу «Египетское войско».

Текст №1

Основу египетского войска составляла пехота. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. В в ойско забирали каждогодесятого юношу после проведения переписи. Для изготовления оружия использовали сплав меди и олова – бронзу. По вооружению пехотинцы делились на легковооруженных – лучников, стрелков из лука, обычно начинавших бой, и тяжеловооруженных – копейщиков, имевших копья, топорики, щиты, а иногда и мечи. Распространенным оружием для рукопашного боя были боевые топоры. Защищали пехотинцев щиты. При их изготовлении на деревянную и тростниковую основу натягивали кожу. Металические шлемы в Египте встречались нечасто. Обычно воины надевали на голову шапочки изо льна или кожи с закрепленными на них бляхами. Знатные воины могли иметь кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими пластинами и кинжалы.

Набор в войско производили чиновники по приказу фараона. Рабов в войско не брали. Большинство новобранцев были из крестьян. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть копьем и кинжалами. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове и теле долго не заживали. Еще одну часть египетского войска составляли колесничие.

Боевая колесница – это легкая двухколесная повозка, сохранявшая устойчивость при поворотах. Колесничие все были знатными и богатыми людьми: коней они получали на царских конюшнях, колесницы, упряж и панцыри покупали сами. В сражениях колесницы шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, преследовали отступающего противника. Управлял лошадьми возничий, а владелец колесницы стрелял из лука или метал дротики. И хотя один принадлежал к знати, а другой был простым воином, их связывала общая судьба. Они понимали друг друга с полуслова: от расторопности возничего, его умения править лошадьми зависела его собственная жизнь и жизнь владельца колесницы.

Во главе армии стоял верховный властитель страны – фараон. Во всех важнейших сражениях он лично командовал войском. Льстивые и угодливые вельможи приписывали фараону все военные победы. «О, если бы не его величество, - говорили они,- да живет он, да здравствует, да будет благополучен! – мы никогда бы не разгромили вражеское войско»

 

 

- Внимательно взгляните на предложенную в учебнике на с.49 иллюстрацию «Копьеносцы. Деревянные фигурки из гробницы вельможи». В чем вы видите особенность скульптурного изображения пехотинцев?

Действительно, древний мастер прекрасно передал стремительное движение отряда, его выучку и сплоченность. Все шагают в ногу, воины вооружены щитами, копьями, топориками и искривленными мечами.

 

(проверка составления таблицы)

Войско возвращается с добычей

(на слайде карта «Египетское царство»)

- Работа с картой и текстом п.3 . Определите направления военных походов и их цели и составьте схему – подсказку.

 

Синайский п-ов

Цель: завладеть медной рудой

Нубия

Цель: завладеть золотом

 

 

t1579005709aa.gift1579005709ab.gif
 

 

Военные походы фараонов

Племена ливийцев

Цель: захватить стада коров

t1579005709ac.gift1579005709ad.gift1579005709ae.gif

 

 

Палестина, Сирия, Финикия

Цель: завладеть скотом, деревом, серебром, шерстяными тканями, украшениями

 

 


 


 

Рассказ учителя:

В середине II тысячелетия до н.э. во главе Египта стоял фараон Тутмос III, прославившийся своими завоевательными походами. Его имя переводится как «Тот - (бог мудрости) родил его». При жизни отца он был жрецом в Карнакском храме и наследником не считался, так как был рожден от наложницы.

Двадцать два года фараон Тутмос III жил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть еще в 1525г. до н.э., когда ее объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Она правила Египтом мирно и спокойно, снаряжала торговые экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. При ней Тутмос III стоял во главе египетской армии и проявлял себя как способный полководец. Хатшепсут умерла в 1503г.и уже в этот год Тутмос III собрал большое войско и отправился в Сирию. Ему было тяжело: Египет не воевал уже более 20 лет – старые воины одряхлели, молодые были не опытны. Летопись царствования Тутмоса III высечена на стене знаменитого святилища в Фивах. Сейчас это святилище называют Карнакским, названию современной деревни Карнак, расположенной на месте Фив. В этой летописи рассказывается об осаде и взятии крепости Мегиддо в 1482г. до н.э. Под Мегиддо были сосредоточены силы правителей Палестины, Финикии, Сирии и царя города Кадеша. Объединившихся для борьбы с Египтом.

- Я предлагаю стать свидетелем сражения, которое выиграл фараон Тутмос III. Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

 

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы к тексту:

Какую роль играл в битве фараон?

Что вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?

Предположите, был ли Тутмос III доволен результатами похода? Какие цели он мог перед собой ставить?

Какие цели он мог перед собой ставить?

Можно ли считать войны египетских фараонов справедливыми? Почему?

Какую военную добычу захватывал вельможа?

Почему пленных называли «живые убитые»?

Результаты и последствия военных походов

Египетское войско возвращается из долгого и трудного похода. Тяжелый дневной переход закончился, и воины, расположившись около костров и палаток, вспоминают ход сражения, делятся планами на будущее.

- Прислушиваемся к их разговорам и попробуем выяснить каковы результаты и последствия военных походов

Сценка

Крестьянин: Я участвую уже во втором военном походе. Посмотрите на мои шрамы. Этот я заработал при взятии крепости Мегиддо, а при штурме другой крепости я чуть не погиб от меча противника. И что же я получил за все тяготы и опасности похода? Все мое имущество умещается вот в этой котомке, домой приду с пустыми руками. А дома ждут меня жена и дети. Как они справляются с хозяйством без мужчины? Ведь уже началось время сева, а женщине и малым детям трудно управлять быками, тяжело работать с плугом. А если в этом году по воле бога Хапи вода поднялась высоко в Ниле, то надо вывести ее с поля, иначе зерно сгниет в земле. И сборщикам налогов не объяснишь, что воевал, а не работал. Они все равно будут кричать: «Давай зерно!» Не столько у меня раны болят, сколь душа изболелась за близких.

Второй крестьянин: И у меня те же проблемы. Еще после первого похода взяли у меня за долги быка. Боюсь, как бы за долги не забрали в рабство жену с сыном. Вдруг приду и увижу пустую хижину, да поле, заросшее сорной травой.

Вельможа: Ну а я полностью доволен результатами похода. Во время взятия крепости я командовал отрядом колесниц. «Большой дом» остался мною доволен. За храбрость я получил 50 пленников, 300 голов скота, несчетное количество украшений. Посмотрите на мой новый кинжал, украшенный драгоценными камнями. Я сорвал его с пояса раненого в бою противника. А кроме того мне пожаловали большой участок земли в завоеванной стране. Вернувшись домой, я прикажу высечь на стенах гробницы стихи о моих славных подвигах. И довольный владыка, возможно, назначит меня на новую, более высокую должность.

Учащиеся делают выводы:

- Обогащение фараона и вельмож;

- Обнищание земледельцев и ремесленников;

- Большое количество рабов;

- Фараоны набирают наемников из чужеземцев.

 

Закрепление изученного материала

Задание №1 Вставьте пропущенные слова

Завоевательные походы совершались, для того, чтобы:

- укрепить…

- расширить…

- приумножить…

2. Египетское войско состояло из пехотных полков и…

 

Задание №2. С помощью ленты времени посчитайте, сколько лет назад фараон Тутмос III совершил самые крупные завоевательные походы, сколько лет прошло от образования единого Египетского государства до войн Тутмоса III.

Задание №3. Во время сражения египетские колесничие часто прибегали к маневру. Который называется «гнев фараона» и производил страшное опустошение в рядах противника. Чем были опасны колесницы и в чем заключался маневр «гнев фараона»? (Колеса колесницы имели выступающие оси. Это были острые длинные ножи, которые когда колесница врывалась в расположение противника, скашивали людей, как траву. Суть маневра заключалась в том, что колесницы, проникнув в гущу вражеских войск и развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга.)

 

Подведение итога урока

 

Домашнее задание

П.9

1. Для сильных учеников – нарисовать карту военных походов.

2. Для средних учеников – проанализировать результаты военных походов для разных категорий населения Египта.

3. Для слабых учеников – выполнить задания в рубрике «Проверьте себя»

 

 

При подготовке данного урока использовались следующие источники информации:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М., 1996.

Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2003г.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. ч.1. – М, 2004.

Михайловский Ф.А. История Древнего мира. – М., 2004.

Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. – М., 2000.

Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2004.

Мировая художественная культура. Мультимедийное учебное пособие. 2003.

Искусство Древнего Египта. CD. 2004.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.