Урок истории в 5 классе на тему «Военные походы фараонов»
Пояснительная записка к презентации
Тема |
Военные походы фараонов |
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Подвести учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта. |
Планируемые результаты |
Предметные: - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей… - понимание причин военных походов фараонов - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнеегипетского государства Личностные: - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса к истории древнего мира Метапредметные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - развитие умения работать в парах; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. |
Формы работы учащихся |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, проектор, карта |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Орг. момент |
Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. |
|
2.Актуализация знаний |
Готовят устные ответы по карточкам (приложение 1) |
||
3.Этап мотивации к учебной деятельности. Определение темы урока. Постановка задач урока. |
Предлагает учащимся сформулировать тему урока. На слайде: карты «Древний Египет» и «Военные походы фараонов», Портрет Тутмоса III, изображение войска фараона. Давайте запишем в тетрадь тему и попробуем сформулировать, что именно мы должны узнать? |
На основе изображений формулируют тему урока. Военные походы фараонов
Куда и зачем совершали свои походы фараоны? Какое войско было у фараонов? |
Личностные: определение границы собственного знания и незнания Регулятивные: планирование, управление своей деятельностью. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
4.Этап усвоения новых знаний |
1.Войско фараона. Учитель рассказывает в объеме учебника о появлении бронзы (сплав меди и олова), снаряжении пехотинцев и появлении колесниц. 2. Направления походов Задание: прочитать п.3 (стр.48-49), выполнить задание в РТ №28(1,2,5,6) 3.Пленные – рабы. - как вы думаете, что делали с пленными? - о положении рабов в Египте мы узнаем, прочитав документ.(приложение 2) 4. Жизнь рядового воина - Как вы думаете, как жилось рядовому воину? -Как жилось его семье? |
Внимательно слушают учителя и записывают новые понятия в тетрадь. Читают текст и выполняют задание в рабочей тетради. - обращали в рабов Читают стихотворение и отвечают на вопросы Предполагают, высказывают своё мнение. |
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в парах;умение слушать собеседника, взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания Регулятивные: планирование своей деятельности Познавательные:исследование, анализ, синтез |
5.Этап закрепления |
Учащимся предлагается на основе полученных знаний закончить схему, дописав недостающее, тем самым подведя итог ЦЕЛЬ ПОХОДОВ |
Учащиеся заполняют схему |
Познавательные: выдвижение версий |
6.Рефлексия |
«Для меня сегодняшний урок…» Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку. Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Оценивает работу на уроке каждого учащегося |
Проводят рефлексию |
Личностные: определение границы собственного знания и незнания |
7.Домашнее задание |
Параграф 9 (пересказ) На выбор: -Описать рисунок «Войско фараона в походе» (с.50) -РТ зад.29 и 28(3,4) |
Выбирают посильное домашнее задание |
Приложение 1
Карточка №1 для устного ответа
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Занятия жителей Древнего Египта».
Для этого вспомни и ответь на вопросы:
• Какие занятия существовали у древних египтян?
• Чем занимались древнеегипетские земледельцы?
• Чем занимались древнеегипетские ремесленники?
• Чем занимались древнеегипетские писцы?
• Чем занимались древнеегипетские вельможи?
Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?
Карточка №2 для устного ответа
Прочитай отрывок и ответь на вопросы
В древнеегипетском поучении отец наставляет сына: «Обрати своё сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».
Ответь на вопросы:
1. Чему учит отец сына?
2. Как, по его мнению, можно стать писцом?
3. Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?
Приложение 2
Прочитай отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответь на вопросы.
Я – раб царя. С восхода до заката
Среди других совершаю тяжелый труд.
И кус гнилой – единственная плата
За стон, за пот, за тысячи минут.
Я – раб царя, и жребий мой безвестен;
Как тень зари исчезну без следа.
Меня с земли судьба сотрет, как плесень;
Но след не минет скорбного труда,
И простоит близ озера Мерида
Века веков святая пирамида.
Вопросы:
1. О чем идет речь в этом стихотворении?
2. Что прославлял его автор?
3. Почему раб так говорит о пирамиде в последней строчке?
4. Какие выводы о жизни рабов в Египте можно сделать, прочитав это стихотворение?