Эссе «Персонализированная модель методической поддержки педагогов в рамках дошкольной образовательной организации»
«Персонализированная модель методической поддержки
педагогов в рамках дошкольной образовательной организации»
«Наставник сам должен быть тем,
кем он хочет сделать воспитанника»
В. Даль
Воспитание – это сложный процесс, включающий в себя целенаправленную воспитательную работу, который осуществляется специально обученными этому делу людей- педагогами. Все без исключения родители хотят отдать своих детей в руки компетентного воспитателя – профессионала, мастера своего дела. Требования к работе современного педагога в дошкольном учреждении с каждым годом становятся все выше и выше, ведь именно ему доверяют самое ценное, самое дорогое – наших детей, нашу надежду, наше будущее. Воспитатель как творец руководит неповторимым, ни с чем несравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Одна из задач воспитателя вовремя заметить искру, а она заложена в каждом ребёнке с рождения, разглядеть и не только дать ей не погаснуть, но и разжечь до максимума.
Современный воспитатель не только заботится о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка, а создает гуманное и доброжелательное отношение ко всем детям; воспитывает коммуникабельную и творческую личность; создает условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Воспитатель нынешнего подрастающего поколения – это креативный, эрудированный, мобильный, с прогрессивными идеями и взглядами, он способен создать ситуацию успеха для воспитанников, создает условия для самореализации детей, свободы творчества, возможности применить неординарное мышление. Одним словом – это человек с оригинальным мышлением, который до «мозга костей» пропитан своей профессией. Да, несомненно, качество воспитания детей зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного их роста профессионального мастерства. А чтобы организация образовательного процесса в дошкольном учреждении была эффективной, необходимо с первых дней работы у молодых педагогов повышать профессиональную компетентность.
С начинающего педагога родители требуют так же, как и с тех, кто проработал не один десяток лет, потому что должностные обязанности одинаковые, да и за их детей они несут ту же ответственность. Со стороны коллег та же картина: коллеги ожидают от них новых идей, энтузиазма и креатива, не говоря о профессионализме. Чтобы у молодого специалиста не появились чувства собственной несостоятельности в профессиональной деятельности, и он сразу проникся с любовью к своей деятельности ему необходимо вовремя помочь адаптироваться. Кто же может помочь молодому воспитателю не испугаться трудностей, а наоборот полюбить и уважать свою профессию? Конечно, педагог - наставник, который на собственном примере может помочь научить молодого педагога правильно организовать воспитательно – образовательный процесс со всеми участниками образовательных отношений. В нашей дошкольной образовательной организации мы создаем такие условия, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого педагога, побуждают его к плодотворной работе, а также повышают его профессиональную компетентность. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию у них познавательного интереса к своей профессии, активному освоению приемов работы с детьми, родителями и коллегами.
В дошкольной организации где я работаю практикуется одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов - наставничество. Уже не один год меня назначают наставником для начинающих воспитателей. Молодой специалист, как равноправный субъект прикреплен ко мне с учетом его личностных особенностей, выявленных профессиональных (компетентностных) дефицитов, интересов и потребностей. Я считаю, что между наставляемым и наставником должна быть личностная и психологическая совместимость, иначе можно получить весьма неутешительные результаты. Принципиально важно соблюдать принцип добровольности, обоюдного желания наставника и наставляемого работать совместно. Своим личным примером способствую раскрытию профессионального потенциала начинающего воспитателя, привлекаю его к участию в общественной жизни педагогического коллектива, формирую у него социально-значимые интересы, а также содействую развитию профессионального кругозора и общекультурного, профессионального мастерства и творческих способностей. Стараюсь воспитывать в своих подопечных потребность в повышении квалификации и самообразовании, стремление к овладению современными инновационными технологиями обучения и воспитания. Чтобы идти в ногу со временем я осваиваю новые компетенции, получая новый опыт, поэтому для меня, наставничество - новый этап профессионального роста.
Процесс моего наставничества в дошкольной организации представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс, который включает подготовительно- диагностический, адаптационный, формирующий и контрольно-оценочный этапы.
На подготовительном этапе готовлю для молодого педагога анкеты (опросники) для самооценки результатов работы и методические рекомендации для них, а также материалы для их сопровождения (памятки, формы протоколов, планов и отчетов).
Адаптационный этап направлен на «притирание» друг к другу. В случае, если наставляемый – начинающий воспитатель, то мы сначала более основательно знакомимся, совместно определяем цели и задачи, составляем план работы. Именно на этом этапе устанавливается доверительное коммуникативное общение, которое я строю по моделям общение-поддержка, общение-обучение, общение-коррекция. Организовывая практическую деятельность, стараюсь как можно лучше продемонстрировать свой опыт. Для этого использую в своем наставничестве классический алгоритм взаимодействия: «Я скажу – ты слушай» – «Я покажу – ты попробуй» – «Сделаем вместе» – «Сделай сам – я подскажу» – «Сделай сам и расскажи, что и с каким результатом сделал».
На формирующем этапе осуществляется совместная деятельность по реализации разработанного плана. На данном этапе я реализовываю различные направления своей деятельности: оказываю психологическую и методическую поддержку, сопровождение; профессиональную коммуникацию; создаю мотивацию к стимулированию самообразования и саморазвития. А чтобы лучше проследить динамику в профессиональном становлении наставляемого у меня созданы «Папки достижений начинающего воспитателя», в которые входят совместные педагогические находки, анкеты, протоколы на проведенные мероприятия, отзывы и достижения.
И последний этап моей наставнической работы - контрольно-оценочный, он включает в себя действия по анализу и оценке достигнутых результатов, повторной диагностике уровня компетентности наставляемого и определению перспектив дальнейшего профессионального роста.
В нашей дошкольной образовательной организации молодые специалисты посещают «Клуб начинающего педагога». В работу клуба привлекаются педагоги, которые могли бы поделиться своим опытом, своими находками. В этом сообществе решаются теоретические и практические аспекты образовательной деятельности. В «Клубе начинающего педагога» молодые специалисты под руководством наставников изучают образовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, методическую литературу по вопросам образования; получают консультативную помощь через взаимопосещения, практические занятия, мастер – классы, семинары, конференции. По результативности профессиональной адаптации наставляемых «Клуб начинающего педагога» способствует повышению качества дошкольного образования.
Чтобы поделиться своим опытом я ежегодно приглашаю начинающих педагогов на открытый просмотр. Именно после просмотра образовательной деятельности молодой воспитатель на практике может научиться проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом и досуговой деятельности в группе.
Главное, не только умело показать работу наставляемым, но и обсудить с ними различные аспекты и приемы использования современных педагогических технологий, рассказать при помощи каких методов и приёмов достигаются полученные результаты. Для этого мною регулярно проводятся мастер-классы, основной целью которых является передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь наибольших результатов.
И еще одна формы работы с подопечными, которая включает в себя выступления с докладами, презентации опытов – педагогический совет. Молодые педагоги заранее составляют список интересующих вопросов, требующих разъяснений и ответов. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и часто переходят в заинтересованное обсуждение.
Плодотворно влияют на работу молодого воспитателя семинары - практикумы, которые направлены на повышение уровня практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с дошкольниками. Тематика семинаров-практикумов строится по запросам самих педагогов и непосредственно связана с задачами годового плана.
С целью стимулирования творческих проявлений молодых педагогов в нашей дошкольной образовательной организации проводятся различные конкурсы. Это не только конкурсы методических разработок, но и творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества. Такая форма работы позволяет им учиться самим и непосредственно перенимать опыт у профессионалов.
Любой наставник должен следить за педагогическом опытом в районе, городе, стране. И предлагая чей – то опыт, надо помнить, что каждый опыт дает разные результаты, потому что в разных образовательных организациях свой коллектив создает свои различные условия, свой устав, а значит, на основе этой инновации у них появится что-то новое, и по-своему верное. В этом и заключается бесконечный процесс совершенствования.
Время не терпит промедления, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями. Труд педагога – это непрерывный, титанический труд. Воспитатель должен постоянно совершенствоваться, учиться, искать ответы на вопросы. Педагог – наставник – это призвание, это генератор идей, теоретик, непосредственный участник, способный анализировать педагогический процесс, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм наставника – не в сохранении образа «все умеющего и все знающего», а в умении оказать эффективную помощь.
Однажды и мне мой наставник сказал такую фразу: «Не бойся ошибаться, бойся бездействия». Именно эти слова до сих пор являются путеводной нитью в моей жизни и профессиональной деятельности.