12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоусова Галина Викторовна44
Учитель физики, стаж работы 23 года
Россия, Оренбургская обл., п. Новосергиевка

ПЕРВЫЕ ШАГИ ДЛЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. ПОИСК И СОМНЕНИЯ

Автор Г.В. Белоусова - учитель физики

МОБУ НСОШ №3 имени генерала А.И. Елагина», пос. Новосергиевка, Оренбургской области

В данной статье рассказывается об опыте работы по персонализированному обучению физике. В начале статьи немного об истории персонализированного обучения, а затем, что сейчас можно реализовать в современной школе по персонализированному обучению по мнению автора статьи. Опыт работы представлен в виде «шагов» педагогической деятельности.

Принцип персонализации впервые был применен в образовании примерно в 1905 году, когда Хелен Паркхерст предложила использовать метод, сегодня известный как «Дальтон-план». В ходе своей работы активистка народного образования столкнулась с необходимостью преподавать сразу несколько предметов. И, чтобы наладить работу, она разделила кабинет на несколько зон, посвященных различным дисциплинам. Таким образом, дети могли учиться самостоятельно, выбирая оптимальный темп и, что особенно важно, помогая и советуясь с одноклассниками. Хелен Паркхерст также сформулировала принципы личностно-ориентированного подхода к оценке успеваемости и первой задала важнейший вопрос, ставший основой современного представления о персонализированном обучении:

«Что мы можем сделать, чтобы подтолкнуть детей брать инициативу в свои руки, когда речь идет об образовании?»

Идея персонализации обучения приобрела популярность в 1970 году благодаря работе

испанского педагога Виктора Гарсиа Хоца. С тех пор было сформулировано множество трактовок термина. Некоторые из них построены на идее выбора информации, исходя из индивидуальных потребностей, а некоторые подчеркивают важность максимального использования личного потенциала каждого учащегося. Кен Робинсон, один из успешнейших мировых экспертов в области образования, описал данный феномен так: «На мой взгляд, персонализация в образовании — это построение процесса обучения конкретных учеников с учетом сильных и слабых сторон, различных интересов и различных способов освоения информации, характерных для каждого из них». Иногда персонализацию ошибочно приравнивают к другим принципам, таким как индивидуализация и дифференциация. Такое упрощение понятия привело к тому, что сегодня до сих пор отсутствует его однозначное общепринятое определение. Чтобы структурировать наши знания, давайте посмотрим на процессы обучения и преподавания с точки зрения их развития. В самом простом случае со всеми учениками занимаются одинаково: все получают одну и ту же информацию, одни и те же учебники и дополнительные материалы. Оценивают всех также, исходя из одинаковых критериев. Этот подход многие годы использовали в школах по всему миру.

Принцип персонализации предполагает, что учащиеся сами организуют, реализуют и изменяют учебный процесс. Ребенок сам выбирает, в каком направлении развиваться. Персонализация — это осознанное образование, умение учиться самостоятельно и возможность выбора предметов для изучения. Персонализированное образование не ограничивается школой и выходит за рамки системы образования в самом широком смысле, затрагивая стремление, выбор роли в жизни общества, личное развитие и опыт. Основа персонализации — сами ученики. Никто, кроме самого человека, не сможет персонализировать его образование.

Причины появления

Низкая эффективность унифицированного подхода ко всем учащимся.

Неумение учащихся определять цели и достигать их.

Желание соответствовать требованиям современного мира.

Преимущества

Повышение значимости и ответственности учащегося в ходе учебного процесса.

Возможность показать учащимся, как они могут повлиять на результаты обучения и развитие системы образования.

Возможность полностью раскрыть потенциал учащихся

Трудности

Отсутствие инструментов и знаний, необходимых для персонализированного обучения.

Ограниченные возможности прогнозирования и контроля образовательного процесса.

На сегодняшний момент оставлять в школе всё так, как было раньше уже невозможно. Дети другие, родители другие, запросы общества другие, и, причём, всё развивается и изменяется так быстро, что откладывать на потом искать новые методы получения качественного образования нельзя.

Что же я делаю сейчас, чтобы подтолкнуть детей брать инициативу в свои руки? Представляю мои первые шаги.

Шаг 1. Внеурочная работа по предмету.

Именно внеурочная работа по предмету даёт возможность неформального общения с детьми, на кружке ребёнок раскрепощён и задаёт те вопросы, которые ему интересны, именно здесь он работает в том темпе, который необходим только ему. Хорошо, когда рядом с детьми есть не один специалист –учитель, а когда у него есть возможность общаться с другими детьми, со взрослыми специалистами не педагогами, а людьми профессионалами с предприятий, которые ребёнка смогут подтолкнуть к выбору профессии. В нашей школе очень успешно несколько лет работает кружок «Техно-мир». Мы на кружке стараемся больше общаться. Мы открыты для всех. Более старшие ребята делятся своим опытом с младшими, даже с учениками младшей школы и детсадовцами. Я очень ценю такие образовательные события, как «Физика рядом с папой», «Физика малышам», «От детского сердца, детскому сердцу». Межвозрастное общение необходимо. Это общение не только вводит младших ребят в мир физики, но даёт возможность понять себя более старшим и увлечённым уже физикой ребятам. Только послушайте какие проекты в ходе работы нашего кружка осуществили наши кружковцы: «Сварочный аппарат своими руками», 1 место открытой НПК ОГУ, «Самодельный наждак», приз за прикладной характер работы областного этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского, «Физика в мотоциклах. Самостоятельная сборка мотоцикла», диплом 1 степени муниципального этапа НПК, «Природные гальванические элементы», 2 место регионального этапа олимпиады «Созвездие», «Двигатель Стирлинга своими руками», 1 место регионального этапа олимпиады детей и молодёжи «Созвездие», «Техническое моделирование на основе старого холодильника», диплом 1 степени муниципального этапа НПК, «Экоход» - Лауреат Всероссийского конкурса "Любимый школьный предмет", «Пескоструйная машина», победитель областного этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского, поехать на российский конкурс Саше помешало только то, что в Москве одновременно проходила олимпиада НТИ, которую он выбрал, и призёром которой стал. Можно ещё много перечислять работы наших ребят. Я очень горжусь своими учениками. Может быть благодаря этой исследовательской и проектной работе, сегодня наши выпускники - студенты и выпускники ведущих технических вузов страны: МГУ, МГТУ имени Баумана, НИЯУ МИФИ, Национального исследовательского института МЭИ, Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева и других ВУЗов страны. Мы держим связь с Оренбургскими ВУЗами, участвуем в их олимпиадах и конкурсах. Не меньше я рада за детей, которые пройдя наше техническое школьное объединение приобрели технические рабочие специальности и стали высокопрофессиональными сварщиками, электриками, механиками, энергетиками, слесарями, наладчиками оборудования. В этом году из-за невозможности работать в лаборатории «Техно-сила», несколько спала активность и заинтересованность детей, но, я надеюсь, ситуация улучшится, и наша лаборатория опять заработает в полную силу.

Шаг 2. Наблюдение за детьми на уроках, изучение их, общение с ними.

Современная школа не отошла от классно-урочной системы работы. В классах много ребят, очень трудно понять желания и потребности детей. Но делать это нужно и можно. Для это нужно быть учителем-аналитиком. На уроках я даю больше говорить самим детям, пусть они говорят медленно, коряво, иногда отступают от вопроса, говорят не то. Но пусть они высказывают свои мысли вслух. И тогда, мы сможем их понять, услышать не только заранее подготовленный ответ, но и их настоящее понимание или непонимание законов, формул, явлений. Умение анализировать ответы детей, это важнее, чем выставлять оценки. Мне не интересна современная система оценивания. Я бы сегодня от неё отказалась совсем. Начинаю пробовать систему символьной оценки. (!?+-). Эта система символов выставляется сразу после завершения урока. Учитель для себя на эмоциональном уровне отмечает желание ребёнка познать предмет, вопрос, тему. Отмечает не только трудолюбие ребёнка, но и тягу к предмету физики. Я ищу детей, которым физика интересна и которым она жизненно нужна. Мне интересно работать с ними. Им я точно смогу помочь получить знания. Я хочу показать красоту этой науки и тем детям, которые её ещё не понимают, но интуитивно к ней тянуться. К каждому ребёнку нужен персонализированный подход. Этому ребёнку моя физика интересна сама по себе, а другому нужно дать возможность подойти к теме через понимание её необходимости в быту, через призму будущей профессии. По - разному. И тогда, когда физика становится интересной наукой именно для тебя, тогда и появляются первые успехи. Трудно? Да! Но результат этой работы есть и он значимый. Наши ученики становились участниками и призёрами олимпиады НТИ в Москве, участниками, призёрами и победителями Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского, регионального этапа Всероссийской олимпиады детей и молодёжи «Созвездие», победителями и призёрами муниципального и участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады по физике. Практически каждый год есть результаты ЕГЭ больше 90 баллов и достаточно высокий средний балл ЕГЭ.

Шаг 3. Методика «Перевёрнутый класс»

Название «перевёрнутый класс», или flipped classroom, выбрано не случайно — подразумевается, что здесь всё не так, как на обычном уроке. Согласно этой концепции, школьники изучают теорию дома, перед занятием. А на самом уроке отрабатывают её на практике под руководством педагога. Методику в 2007 году придумали Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — преподаватели химии в американской школе. Позже её начали использовать и другие учителя–предметники. Если ученик не понял что-то из теории, сложно это наверстать. На уроке педагог торопится изложить материал так, чтобы успеть всё. Часто этого не хватает на полноценное объяснение темы, а ребёнок не успевает за темпом объяснений учителя. Или время уходит на организационные вопросы и разборки по поводу дисциплины, а до новой темы доходит только под конец занятия. Ученики уходят домой с кучей вопросов — им приходится звать родителей, подключать репетиторов и пытаться понять, в чём суть материала и домашнего задания. Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: теория подаётся до урока, и ученик может потратить на её изучение столько времени, сколько потребуется — хоть пять раз пересмотреть лекцию и сделать несколько конспектов. Так усваивать материал легче.

Я не скажу точно, что мне полностью нравится методика «Перевёрнутый класс», но при изучении отдельных тем, я даю ребёнку возможность изучить материал дома самостоятельно, с помощью интернет-уроков, научных статей, даже просто заранее почитать параграф в учебнике. Выбрать любой источник для получения знаний по теме, и изучить вопрос так, как он им наиболее понятен. А ведь многие дети так и делают даже без нашей подсказки. В этом случае, они лучше понимают новый материал, так как на уроке они обговаривают уже знакомую тему, а не абсолютно новую, так они на уроке более успешны, чувствуют себя эмоционально лучше. А это только плюс. Вот теперь они будут говорить больше, чем учитель, вот теперь учитель их сам сможет лучше понять. Вот теперь, возможно, инициатива в добывании новых знаний будет идти с их стороны, а это уже и есть основа персонализированного обучения.

Шаг 4. Зонирование рабочего пространства кабинета.

В условиях большого классного коллектива и, даже, при работе с мотивированными ребятами, даже на группы трудно разбить класс. Ведь у каждого ученика разные цели на данный урок, разный уровень подготовки к уроку и разный вид мотивации, а значит нужно постараться для каждого ученика максимально увеличить его КПД образовательной деятельности на уроке. Для решения этой задачи мне помогает зонирование пространства класса, которое помогает организовать урок в разном темпе для учеников класса. Но замечу, что зоны кабинета должны быть не условные, а хорошо продуманные, многофункциональные. Это экспериментальная зона, исследовательская, зона групповой работы, выхода в интернет и др. (по задачам урока или занятия). В нашем школьном кабинете физики, мы провели это зонирование. У нас есть прямо в кабинете электрифицированное пространство технической лаборатории «Техно-сила», есть несколько ноутбуков, интерактивная доска с выходом в интернет, демонстрационный стол, легко передвигаемые парты. Всё это легко трансформируется в образовательные зоны кабинета. Кабинет стал современным благодаря выигранному гранту компании Газпром «Родные города», администрации района, нашим выпускникам. Совсем скоро мы получим и ещё новое оборудование по программе «Точка роста». Мы стараемся работать творчески и интересно, и тогда мы получаем тот самый максимальный КПД.

Шаг 5. Индивидуальный маршрут.

Сегодня в школе обучающиеся 10 и 11 классов могут сделать свой индивидуальный образовательный запрос, а школа, исходя из финансовых возможностей, возможностей пед. коллектива, старается составить ученику индивидуальный маршрут. Пока это очень необычно, но, думаю, правильно. Потому, что залог успеха в образовании – это правильная мотивация. Изучать то, что интересно и нужно, гораздо более приятно, чем учить не понимая, где тебе это пригодиться в жизни. И вот здесь персонализированное образование просто необходимо. Абсолютно каждый ребёнок, который обучается по индивидуальному маршруту внутри его выстраивает ещё и свою образовательную траекторию. Я стараюсь всячески помочь ученику преодолеть этот путь.

Индивидуальная образовательная траектория включает много компонентов: внеурочная и проектная деятельность по выбранным предметам (я являюсь руководителем проектных работ учащихся, сопровождаю их во внеурочной деятельности), углубленное изучение предмета ( я совершенствую себя, стараюсь расширить свои предметные знания и передавать их ученикам), углубленное изучение предмета с помощью различных современных образовательных ресурсов (МЭО, Степик, Учи-ру, Решу ЕГЭ и др), (я стараюсь изучить эти ресурсы, понять плюсы работы с ними, помогаю ученикам сориентироваться в них), предпрофессиональное самоопределение (понимая огромную значимость для мотивированного изучения физики понимания учеником, того какую профессию он хочет получить, я стараюсь изучать профессии связанные с физикой, налаживаю контакты с предприятиями технической направленности нашего посёлка, стимулирую участие старшеклассников в олимпиадах ВУЗов). Вот и судите о роли учителя при персонализированном обучении! Она очень важна! Но учитель должен быть современным и интересным, настоящим профессионалом своего дела. А это очень трудно.

Член детского жюри Всероссийского конкурса «Учитель года 2020», одиннадцатиклассник Ильдар Туктаров в своём интервью сказал значимые слова: «Учитель должен быть хорошо квалифицирован, знать свое дело, сам им увлекаться и еще желать им увлечь других». Мне кажется в этих словах молодого человека есть очень глубокий смысл, ученикам нужен проводник в мир будущей профессии, учитель, в которого бы дети поверили, за которым пошли.

Каким я вижу современного учителя? Он должен иметь свой неповторимый, индивидуальный стиль обучения, быть открытым для ученика и социума, быть другом для учеников, а для этого он должен быть современным, интересным человеком, иметь увлечения, читать, успевать смотреть фильмы, отдыхать, иметь свой открытый цифровой профиль (включающий свой блог, страницы в соцсетях, отрытые цифровые уроки и выступления), а ещё хотелось бы, чтоб учитель сам получал огромное удовольствие от работы, а для этого учителю нужна поддержка и помощь. Я точно знаю, что только любящий свою работу человек, сможет творить и приносить добро.

Литература:

1. Елькин А.И // Физика, 2012, №2, с. 14.

2. Ермаков Д. С., Кириллов П. Н., Корякина Н. И, Янкевич С. А. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / С.Д. Ермаков.- Москва: Современное образование, 2020. – 46с.

3. Павлова С.Ю. Персонализация образовательного процесса / Инфоурок [электронный ресурс], режим доступа к статье https://infourok.ru/statya-personalizaciya-obrazovatelnogo-processa-4544812.html

4. Ягуфарова А.Г. Персонализация в образовании / Инфоурок [электронный ресурс], режим доступа к статье - https://infourok.ru/metodicheskaya-statya-na-temu-personalizaciya-v-obrazovanii-3521300.html









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.