Внеклассное мероприятие по физике «Физики и лирики»
Цели и задачи
ЦЕЛИ:
развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях; знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
обучающая: умение писать сочинение – рассказ, умение решать качественные задачи по различным разделам физики;
коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися, учителями;
воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике и уважения к семейным ценностям.
ЗАДАЧИ:
формирование гражданственности, патриотизма;
формирование активной жизненной позиции;
развитие творческой активности;
формирование потребности личности в постоянном самосовершенствовании;
развитие эстетического вкуса и профессиональных интересов.
Пояснительная записка. Актуальность темы.
Категория слушателей.
Данное мероприятие рассчитано на разновозрастную группу людей, является доступным, разнообразным по тематике.
Мероприятие проводится для обучающихся образовательного учреждения в рамках предметной недели.
При подготовке к мероприятию учитывались интересы и способности детей, их мнение, точка зрение, видение данной тематики.
Сами обучающиеся принимали активное участие в подготовке к мероприятию.
Заявленная тема актуальна, так как ежегодно в учреждении проводятся дифференцированные предметные недели, и именно это мероприятие является попыткой установить связь между физикой и миром литературы и народного творчества, помочь ребятам лучше узнать и полюбить физику, увидеть её проявление в жизни.
Задачи составленные по пословицам и поговоркам, позволяют отсеять предрассудки и суеверия от действительно метких, точных описаний явлений природы и оценить народную наблюдательность. Задания, составленные на основе литературных сюжетов, несут эмоциональную и смысловую нагрузку. Текст такого задания может вызвать улыбку, а найденный ответ подскажет дальнейшую судьбу героев.
Ребята могут увидеть, что описание физических явлений встречается в мифах, сказках, романах и даже стихотворениях. Решение этих задач поможет по-новому взглянуть на художественные произведения: обнаружить - бывает и так! - ошибки и заблуждения авторов, восхититься красочностью и образностью описываемых в произведении физических явлений, что, возможно, вызовет желание прочитать или перечитать произведения классиков научной фантастики.
Материально-техническое обеспечение
ОБОРУДОВАНИЕ:
- презентация;
- музыкальное сопровождение;
-компьютер;
- предметы для проведения опытов;
- проектор.
Физики и лирики
"Грош цена вашей физике, если она застилает для вас
все остальное- шорох леса, краски заката, звон рифм.
Это какая-то усеченная физика:
Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик".
Л. Д. Ландау
Ход мероприятия:
-Здравствуйте!
Рады приветствовать всех присутствующих, особенно родителей, которые пришли, оставив дела, поддержать своих детей. Уверены, что это поможет победить в сегодняшнем соревновании.
Мы собрались на не совсем обычное мероприятие, которое условно назвали «Физики и лирики».
Что, казалось бы, общего у физики и литературы?
(Ответы команд)
Да, действительно, кто-то из присутствующих, наверняка, считает любимым предметом физику, а кто-то считает таковым литературу. Мы не берёмся разрешить извечный спор, кто важнее, физики или лирики. Пусть каждый сам для себя решает этот вопрос. Мы же надеемся, что вы хорошо и с пользой проведёте время на нашем мероприятии.
Учитель физики:
Эпиграфом нашего мероприятия будут слова известного физика Льва Давыдовича Ландау : "Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное- шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика: Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик".
Литература, поэзия, песенное народное творчество на первый взгляд так далеки от точной науки физики. Но это только на первый взгляд! Ведь писатели и поэты вкладывают в наши души всю красоту природы, всё ее многообразие, наверное, ещё и для того, чтобы мы искренне восхищались, больше любили, оберегали, изучали её явления и законы.
Вашему вниманию сегодня будут предложены произведения известных и малоизвестных авторов. Их творчество вы изучали на уроках литературы или читали дома вечером в семейном кругу. Можно разобрать произведение по смысловому замыслу автора, а можно и с точки зрения физики. Давайте начнём наше мероприятие и посмотрим: физика и лирика действительно находятся рядом, не мешая, а обогащая друг друга?
1 конкурс «Разминка»
Разминка физическая
Кто открыл явление инерции? (Ньютон)
Из чего состоят молекулы? (Атомы)
Прибор для измерения массы тела (весы)
Основная единица измерения силы (Ньютон)
Состояние вещества, если молекулы расположены в строгом порядке (твердые тела)
Линия, по которой движется тело? (траектория)
Как называют изменение формы или размеров тела? (деформация)
Как называется процесс превращения пара в жидкость? (конденсация)
Основная единица измерения скорости? (м/с)
Что расходуется при совершении работы? (энергия)
Какую физическую величину выражают в мм рт. ст.? (давление)
Основная единица измерения мощности (Ватт)
Состояние вещества, при котором не сохраняется ни форма, ни объем (газообразное)
Что можно сказать о скорости движения тела, если на него не действуют другие тела? (не изменится)
Как называется прибор для измерения силы? (динамометр)
Проникновение молекул одного вещества, между молекулами другого вещества (диффузия)
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого ( сила трения)
Как взаимодействуют одноименные заряды? (отталкиваются)
Величина, равная отношению пройденного пути ко времени ( скорость)
Единица измерения давления( Паскаль)
Разминка литературная
Вопросы конкурса:
1.Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу»?
Некрасов
Жуковский
Пушкин
2.Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова:
А) «Ба! Знакомые все лица».
«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».
«Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам»
Чацкому
Молчалину
Фамусову
Б) «Счастливые часов не наблюдают!»
«Герой не моего романа».
«Что гений для иных, а для меня чума».
Софье
Графине, внучке Хрюминой
Репетилову.
3.Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая пятница»?
1. Жуковский
2. Державин
3. Дельвиг
4.Какой композитор написал оперы на сюжеты пушкинских произведений «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»?
Чайковский
Мусоргский
Бородин
5.Где находится могила А.С.Пушкина?
Святогорский монастырь в Псковской области
Новодевичий монастырь в Саратове
на Красной площади в Москве
6.Назовите автора памятника Пушкину в Петербурге?
Церителли
Аникушин
Шубин
7.Откуда эти строки: У Лукоморья дуб зеленый,
Злотая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
«Руслан и Людмила»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о Спящей царевне…»
8.Откуда эти строки: Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас,
Зачем?..Угрюм и одинок,
Грозой отрванный листок,
Я вырос в сомрачных стенах,
Душой дитя, судьбой монах…
«Песня про купца Калашникова»
«Мцыри»
«Демон»
9.Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?
Закавказье
Сибирь
на юг, в Одессу.
10.В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»?
Александрийский театр в Петербурге
БДТ им. Товстоногова, Петербург
МХАТ в Москве
11.Кому из героев принадлежит этот портрет («Мертвые души»): «Это был среднего роста. Очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами»?
Чичиков
Собакевич
Ноздрев
2. конкурс «Пословицы и поговорки»
Второе задание, которое получают команды, состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц. Капитан команды вытягивает карточку с пословицами. На подготовку ответа отводиться 4-5 минут, но если команда готова раньше, она поднимает руку и за досрочный ответ команде начисляется один балл.
Карточка №1.
1.Канул как камень в воду. (Тема: гидростатика)
Тело тонет в том случае, если его плотность больше, чем плотность жидкости.
2. От грома и в воде не уйдешь. (Тема: электропроводность)
В пословице речь идет не о громе, который неопасен для человека, а о молнии. Молния преимущественно ударяет в места, обладающие хорошей электропроводностью. Например, река, сырая глина, болотистые места поражаются молнией гораздо чаще, чем сухой песок или каменистая почва. Поэтому во время грозы опасно находится в реке или на берегу.
3. Коси коса, пока роса: роса долой и мы домой.
(Тема: трение) Пословица объясняется существованием трения и использованием смазки для его уменьшения.
4. Как аукнется, так и откликнется. (Тема: звуковые волны)
Пословица объясняется явлением эха (отражение звуковых волн от препятствия).
5. Много снега – много хлеба. (Тема: тепловые явления)
Снег обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые посевы от вымерзания.
Карточка №2.
1. Как с гуся вода. (Тема: явление несмачивания)
Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который выделяют подкожные железы. Жир не смачивается водой. Птица, выйдя из воды, встряхивается и оказывается сухой.
2. Шила в мешке не утаишь. (Тема: давление)
Шило имеет малую площадь поверхности, следовательно, производит большое давление на материал.
3. Человек неученый – что топор неточеный. Ненаточенный топор имеет большую площадь опоры и производит малое давление на материал, следовательно работать таким инструментом невозможно.
4. Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть. При падении на мягкую и твердую поверхность человек производит разное давление. На мягкой поверхности площадь опоры больше, следовательно давление меньше. Болевые ощущения в этих случаях различны.
5. Ложка дегтя в бочку меда. (Тема: диффузия)
Диффузия – это взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. В данном случае диффундируют мед и деготь.
Деготь – это смолистое жидкое вещество, обладающее устойчивым неприятным запахом. Поэтому даже малая его масса может испортить продукт.
Карточка №3.
1. Дружба как стекло, разобьешь – не сложишь.
(Тема: молекулярное строение вещества)
Части разбитого стекла невозможно соединить, так как молекулы нельзя сблизить на такое расстояние, на котором действует межмолекулярное притяжение.
2. Капля камень долбит. Длительное разрушающее воздействие жидкости на
твердое тело (эрозия).
3. Хорошему прыжку хороший разбег нужен .Пословица объясняется явлением инерции. Чем больше разбег при прыжке, тем дольше движение по инерции.
4. Как об стенку горох. При ударе горошины об стенку возникает упругая сила, под действием которой она легко отскакивает от твердой поверхности.
5. Светит, да не греет ( месяц ). Месяц ( Луна ) светит отраженным солнечным светом, не излучая тепло.
О каком физическом явлении, понятии, законе говориться в пословице?
Каков её физический смысл?
В чём её житейский смысл?
3 конкурс «Физика в литературе».
Задачи по литературным произведениям
Н.В. Гоголь
1.«Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался горячими угольями по всей степи…»
? Почему в безветрие дым из трубы поднимается вертикально?
Ответ: так как теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор, пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется конвекцией.
2.«… разговорились о том, как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…»
? На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрее?
Ответ: Это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно движутся в воде, сквозь поры проникая в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов и, следовательно, тем, быстрее они попадут в яблоки.
3.«Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты».
? Почему мы слышим скрип снега под ногами?
Ответ. Снежинки представляют собой кристаллы, под ногами они ломаются, вследствие этого появляется звук.
И.С. Тургенев
«Записки охотника»
4.«Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное».
? Для чего необходимо потогонное средство?
Ответ. Пот испаряется с поверхности кожи, при этом температура тела понижается.
5.«Однако приезжаю. Домик маленький, соломой крыт»
? Почему вода не протекает сквозь соломенную крышу?
Ответ. Воде легче скатываться по гладким, не смачивающимся водой соломинкам, чем просачиваться сквозь плотно прижатые друг к другу соломинки.
А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила»
6.«Напрасно зеркало рисует
Ее красы, ее наряд:
Потупя неподвижный взгляд,
Она молчит, она тоскует…»
? Как образуется изображение в плоском зеркале? Какими свойствами оно обладает?
Ответ. Изображение в зеркале получается отражением от предмета.
Изображение мнимое, прямое, симметричное, равное по размеру предмету.
М.М. Пришвин «Весна света»
7. «В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по- своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей».
?Какие тепловые процессы описаны в рассказе ?
Ответ: Кристаллизация и плавление
«Утро» Никитин
8. Звёзды меркнут и гаснут.
В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается...”
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом,–
На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.”
?Как образуется роса?
Ответ: Из-за охлаждения воздуха водяной пар конденсируется на объектах вблизи земли и превращается в капли воды
Афанасий Фет «Нежданный дождь»
9.Повиснет дождь , как легкий дым,
Напрасно степь кругом алкала,
И надо мною лишь одним
Зарею радуга стояла.
?Как образуется радуга ?
Ответ: Радуга — явление, наблюдаемое обычно после дождя . Оно выглядит как разноцветная дуга , составленная из цветов спектра
(красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый ). Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды дождя
Ф.И.Тютчев « Успокоение»
10.Гроза прошла – ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.
?Почему дуб чаще других деревьев поражается молнией?
Ответ: У дуба более мощная корневая система, чем у других деревьев, т.е. он лучше заземлён.
Николай Гумилев
11.Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.
?Что такое Огни святого Эльма ?
Ответ: Огни святого Эльма — разряд в форме светящихся пучков или кисточек (или коронный разряд), возникающих на острых концах высоких предметов (башни, мачты, одиноко стоящие деревья, острые вершины скал и т. п.) при большой напряжённости электрического поля ватмосфере.
Они образуются в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает величины порядка 500 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы или при её приближении, и зимой во время метелей. По физической природе представляют собой особую форму коронного разряда.
4 конкурс «Шерлок Холмс»
У нас сегодня необычный гость – Шерлок Холмс. Он человек многознающий, наблюдательный. Постарайтесь ответить на его вопросы.
1.«Не хотите ли чаю?» - однажды предложил мне хозяин дома. «Да,» - ответил я. «Вот и хорошо, - сказал хозяин. – Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить.»
«Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его,» - посоветовал я.
?Прав ли он?
(Ответ. Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизиться, а чем она ниже, т.е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.)
2.Недавно я был в гостях. Хозяйка дома подошла к двери и впустила кошку. Посмотрев на кошку, я сказал: «Погода на улице холодная».
?Как я это определил?
(Ответ. По шерсти кошки. При холодной погоде шерсть кошки становится особенно пушистой, чтобы в промежутках между ворсинками было больше воздуха, ведь он плохой проводник тепла.)
3.Обитатели квартиры вели дружную беседу, но через некоторое время мне пришлось их прервать: «уважаемая хозяйка, у вас на кухне кипит чайник».
?Как я это определил?
(Ответ. Когда полный чайник кипит, то крышка стучит, периодически поднимаясь и давая выход образовавшемуся пару.)
4.Угощая нас блинами, хозяйка сказала: «Блины вкусны горячими, поэтому я ставлю тарелку с блинами на металлический поднос». «Лучше ставить их на деревянную подставку», - посоветовал я.
?На чем основан этот совет?
(Ответ. Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)
5. Хозяйка поставила на стол тарелку с бутербродами – с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: «А нож хозяин точит редко» ?Почему у него возникла эта мысль?
Ответ. Если нож тупой то он оказывает меньшее давление и на срезе сыра остаются «рваные» широкие следы.
6 .Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал он.
?Почему он сделал этот вывод?
Ответ. Окна в квартире хозяйки замерзли. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замерз на нем. Следовательно, окна плохо утеплены.
5 конкурс «Волшебники»
Капитаны каждой команды проводят по одному опыту, другие команды должны объяснить данное явление.
1.«Крышка из бумаги»
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?
Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.
Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.
2.«Горка из воды»
Оборудование: стеклянный стакан, горсть монет (например, гаек, шайб или других небольших металлических предметов), вода (лучше холодная), растительное масло
Проведение: Возьмем хорошо вымытый сухой стакан, немного смажем края растительным маслом и наполним водой до отказа. А теперь очень аккуратно опустим в него по одной монете (гайке, шайбе).
Результат. По мере опускания монет в стакан вода из него не будет выливаться, а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо заметно, если посмотреть на стакан сбоку.
По мере увеличения в стакане количества монет горка будет становиться всё выше — поверхность воды надуется, словно воздушный шарик. Однако на какой-то монете этот шарик лопнет, и вода струйками потечёт по стенкам стакана.
Объяснение. В этом опыте горка на поверхности воды образуется в основном за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным натяжением. Его суть состоит в том, что на поверхности любой жидкости образуется тонкая плёнка из её частиц (молекул). Эта плёнка прочнее, чем жидкость внутри объёма. Чтобы её разорвать, необходимо приложить силу. Именно благодаря плёнке и образуется горка. Однако, если давление воды под плёнкой окажется очень большим (горка поднимется слишком высоко), она разорвётся.
3. «Послушная вода»
Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.
Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.
Объяснение:Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.
Рефлексия
Жюри подводит итоги.
Итак, мы подошли к завершению нашего мероприятия.
Какие выводы вы для себя сделали?
(Ответы студентов).
Действительно, мир многообразен, и нельзя его делить на отдельные составные части, белое и черное, физику и лирику.
Все предметы взаимосвязаны, и по-настоящему образованный культурный человек может быть одновременно и физиком и лириком.
Наука без литературы бездушна.
А. Франс
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1.Лыков В.А. Эстетическое воспитание при обучении физике,- М., Просвещение, 2002.
2.Ландау Л.Д. Физика для всех. Движение и теплота,- М., Наука, 1984.
3. Маковецкий В.П. Смотри в корень, -М., Наука, 1980.
4.Усова А.В. Самостоятельная работа учащихся по физике.- М.: Просвещение, 2005.
5.Пушкин А.С. «Евгений Онегин»;
6.И.Никитин «Утро»;
7.И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая»;
8.А.С. Пушкин «Зимнее утро»;
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
17