Перспективный план по ознакомлению дошкольников с различными жанрами живописи
Перспективный план по ознакомлению
дошкольников с различными жанрами живописи
(с первой младшей по подготовительную группу)
Первая младшая группа
|
№ п/п |
Месяц |
Жанры живописи |
Картина |
Цель |
1 |
10. |
Декоративно- прикладная |
Филимоновской игрушка |
Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины |
|
2 |
01. |
Скульптуры малых форм |
Утка с утятами или др. |
Развитие интереса к творчеству, ознакомление со строением птиц |
|
3 |
03. |
Матрёшка - русский сувенир |
Семёновская матрешка |
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям |
|
4 |
04. |
Анималистический |
Сутеев В.Г.Иллюстрации к детским книгам |
Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
|
Вторая младшая группа
№ п/п |
Месяц |
Жанры живописи |
Картина |
Цель |
1 |
09. |
Сказочно –былинный |
В.М. Васнецов «Алёнушка» |
Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 |
10. |
Лубок |
Кот Казанский |
Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения |
3 |
11. |
Декоративно- прикладная |
Филимоновская игрушка |
Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины |
4 |
12. |
Натюрморт |
Н.С. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне» |
Обеспечение целостного восприятия картины |
5 |
01. |
Пейзаж |
И.И. Шишкин «Зима» |
Познакомить детей жанром живописи – пейзаж |
6 |
02. |
Портрет |
Б. М. Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» |
Вызвать эмоциональный отклик на портретную живопись и устойчивый интерес к ней |
7 |
03. |
Матрёшка - русская душа |
Тверская, семёновская; вятская |
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям |
8 |
04. |
Анималистический |
Е.Чарушин иллюстрации к книгам «Разные звери» (1930 год), «Волчишко», «Васька», «Медвежата», «Про сороку» |
Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 |
05. |
Бытовой |
Б.М. Кустодиев «Утро» |
Учить внимательно всматриваться в произведение, понимать взаимоотношения между персонажами картины, сравнивать изображенное художником в картине с реальной действительностью. Понимать эмоциональный настрой произведения |
Средняя группа
№ п/п |
Месяц |
Жанры живописи |
Картина |
Цель |
1 |
09. |
Сказочно –былинный |
Васнецов В.М. «Царевна лягушка» |
Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 |
10. |
Малая Третьяковка |
Ф.В.Сычков «Трудный переход», «У изгороди» |
Знакомство с творчеством художника |
3 |
11. |
Декоративно- прикладная |
Филимоновская, дымковская игрушки |
Познакомить детей с познакомить с своеобразием филимоновской , дымковской росписях, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины |
4 |
12. |
Натюрморт |
И.Е. Репин «Яблоки и листья» |
Вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов. Формировать представления о натюрморте как особом жанре живописи |
5 |
01. |
Пейзаж |
И. И. Левитан « Зимой в лесу» |
Развивать у детей интерес и эмоциональный отклик на художественную картину, навык восприятия образного языка живописи, умение внимательно рассматривать пейзаж и видеть в нем единство содержания и средств выразительности |
6 |
02. |
Портрет |
И. Е. Репин «Надя Репина дочь художника» |
Формировать интерес к портретной живописи, «насмотренность» произведений этого жанра. Сравнивать два произведения, выделять средства выразительности, помогающие художникам передать настроение изображенных детей, их чувства |
7 |
03. |
Матрёшка - русская душа |
Тверская, семёновская, вятская |
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям |
8 |
04. |
Анималистический |
А.М.Лаптев иллюстрации «Басни Крылова» |
Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 |
05. |
Бытовой |
А. К. Саврасов «Грачи прилетели» |
Вызвать у детей эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, развивать умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному восприятию пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать переживания, развивать умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному восприятию пейзажной картины рассматривать |
Старшая группа
№ п/п |
Месяц |
Жанры живописи |
Картина |
Цель |
1 |
09. |
Сказочно –былинный |
Васнецов В.М. «Иван-царевич на сером волке» |
Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 |
10. |
Лубок |
Народные картинки на популярные сюжеты |
Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения |
3 |
11. |
Декоративно- прикладная живопись |
Филимоновская, дымковская, городецкая, полховская игрушки |
Познакомить детей с своеобразием филимоновской , дымковской росписях, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи, с росписью Полхов - Майдана |
4 |
12. |
Натюрморт |
И.Т. Хруцкий «Цветы и плоды» |
Познакомить детей с натюрмортом, развивать активный интерес, эмоциональный отклик на художественное произведение |
5 |
01. |
Пейзаж |
И.И. Шишкин «Зима в лесу» |
Познакомить детей с репродукцией И. И. Шишкина |
6 |
02. |
Портрет |
Б.М .Кустодиев «Купчиха за чаем» |
Закрепить знания детей о портретной живописи, её особенностях |
7 |
03. |
Малая Третьяковка |
Ф.В. Сычков «За работой. Подруги», «Жница» |
Знакомство с творчеством художника |
8 |
04. |
Анималистический |
Ю.Васнецов иллюстрации к книгам «Лис и мышонок», «Краденое солнце», «Кот, лиса и петух», «Волк и козлята» |
Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 |
05. |
Бытовой |
И.И. Левитан «Избушка на лугу» |
Воспитывать у детей интерес и любовь к русскому народному творчеству |
Подготовительная группа
№ п/п |
Месяц |
Жанры живописи |
Картина |
Цель |
1 |
09. |
Сказочно –былинный |
Васнецов В.М. «Богатыри» |
Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова |
2 |
10. |
Лубок |
Медуза |
Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения |
3 |
11. |
Декоративно- прикладная живопись |
Гжель, хохлома, жостово |
Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, и жостовской росписях) |
4 |
12. |
Натюрморт |
И. И. Левитан «Опавшие листья» |
Развивать у детей интерес и эмоциональный отклик на художественную картину, навык восприятия образного языка живописи, умение внимательно рассматривать пейзаж и видеть в нем единство содержания и средств выразительности |
5 |
01. |
Пейзаж |
Шишкин «Поваленное дерево» |
Знакомство с творчеством художника |
6 |
02. |
Портрет |
Б.М .Кустодиев «Портрет Ф. И. Шаляпина» |
Познакомить с великим народным певцом |
7 |
03. |
Малая Третьяковка |
Ф.В. Сычков «Учительница мордовка», «Праздничный день» |
Способствовать формированию у детей чувства любви к живописи |
8 |
04. |
Анималистический |
Е.Рачеев, иллюстрации к книгам «Журавль и цапля», «Собака и волк», «Мужик и медведь», «Три медведя» |
Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве, вызвать эмоциональный отклик на красоту животного мира. |
9 |
05. |
Бытовой |
Б.М. Кустодиев «Масленница» |
Воспитывать у детей интерес и любовь к русскому народному творчеству. |
Литература:
1. Р.М.Чумичова «Дошкольника о живописи» Москва «Просвещение», 1992г.
2.Аникин, В. П. Русское устное народное творчество: учеб. / В. П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2001. – 726 с.
3. Асеев, Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века: учеб. / Б. Н. Асеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Искусство, 1977. – 576 с.
4. Кузьмин, Н. Русский лубок / Н. Кузьмин // Народное творчество. – 2008. - № 1. – С. 9-16.
5.Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург, 1997г.
6.Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Учебно-наглядное пособие Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001г.
7.Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003г.
8. Лотман, Ю. М. Художественная природа, русских народных картинок / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотики культуры и искусства. / Ю. М. Лотман . – СПб. : Академический проект, 2002. – С. 322 – 339.
9. Ровинский, Д. А. Русские народные картинки: в 5 т. / Д. А. Ровинский. – СПб., 1881. – Т. 1-5.
10. Родионова, Л. В. Отечественная история в картинках // Л. В. Родионова // Обсерватория культуры. – 2006. - № 3. – С. 106-112.