Рабочая программа по живописи для дошкольников

2
0
Материал опубликован 12 August 2018 в группе

22

Содержание

Ведение 3

Пояснительная записка 5

Учебно-тематический план 9

Содержание учебной программы 12

Список используемой и рекомендуемой литературы 20

Приложение 21

Введение.

Предмет «Живопись» является одной из ведущих и направляющих дисциплин подготовительного курса в детской художественной школе.

Обучающийся должен усвоить основы цветоведения – понятие о солнечном спектре, его цветах: основных и составных, дополнительных, контрастных и сближенных, холодных и теплых, понятие о проявлении взаимовлияния цветов – цветовом рефлексе. Развить остроту восприятия и выражения видимого мира изобразительными средствами помогут методически обоснованные и творчески решенные натурные постановки.

«Живопись» - это учебный предмет ДХШ подготовительного курса, направленный на развитие образного мышления, подготовки к изучению предметов живописи и графики, на воспитание аккуратности, развитию фантазии, формирование мировоззрения.

Слово «Живопись», обозначает искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм, посредством более или менее сильного покрытия их каким либо одноцветным или цветным веществом.

В основу программы заложен почти 39-летний опыт работы всего коллектива преподавателей ДХШ г. Лисаковска. Используя опыт Карженковой С.В., Заурбековой К.А., Богатко В.М., были расширины и зафиксированы основные направления деятельности в области методики преподавания живописи в нашей школе.

Программа «Живопись» для подготовительного курса детской художественной школы построена с учетом обязательных требований в условиях современного образовательного процесса и призвана реализовать основные положения начального эстетического художественного образования, а так же проходит под эгидой программы "Рухани Жангыру" как часть сферы культурного просвещения детей в дополнительном образовании.

Востребованность и необходимость данной программы обусловлена тем, что программы по предмету «Живопись» для детских художественных школ подготовительного курса не существует.

Поэтому я пришла к необходимости создания программы обучения детей на эстетическом курсе детской художественной школы, отвечающей требованиям современной педагогики и психологии.


 

Ключевые компетентности

Компетентность разрешения проблем

Идентификация проблемы:

обучающийся анализирует ситуацию, определяет противоречие между желаемым и реальным результатом и, таким образом, распознает возникшую проблему;

указывает на вероятные причины возникновения проблемы;

указывает на необходимость устранения возникшей проблемы, т. е. переводит проблему в область задач.

Планирование деятельности и применение технологий:

определяет характер задач адекватно поставленной цели;

выбирает способ решения задач (технологию деятельности) в контексте полученных знаний;

определяет последовательность действий;

самостоятельно планирует свои ресурсы, необходимые для осуществления деятельности.

Оценка деятельности, ее результатов и собственного продвижения:

осуществляет самостоятельный текущий контроль своей деятельности;

оценивает результат своей деятельности на основе анализа соответствия результата заданным критериям оценивания;

проявляет осознанную мотивацию саморазвития;

анализирует уровень собственных успехов и неудач;

указывает возможные причины неудач;

называет трудности, с которыми пришлось столкнуться и предлагает пути их преодоления.

Информационная компетентность

Планирование информационного поиска:

самостоятельно планирует сбор необходимой информации;

определяет вероятные источники для поиска информации;

пользуется источниками информации: специальной литературой, периодическими изданиями (библиотечный фонд), поисковыми системами Интернета;

самостоятельно осуществляет поиск и извлечение информации по заданному вопросу.

Извлечение и обработка информации:

дифференцирует и систематизирует извлекаемую информацию по заданному вопросу, самостоятельно определяя основания для отбора;

излагает полученную информацию в письменном и устном виде.

Коммуникативная компетентность

Диалог:

воспринимает необходимое содержание полученной в монологе педагога информации;

задает вопросы для уточнения поставленной цели;

высказывает мнение в диалоге с целью определения задач для достижения поставленной цели.

Групповая коммуникация:

способен следить за ходом дискуссии, распределяя внимание, в процессе группового обсуждения поставленных задач;

предлагает для обсуждения в группе варианты решения задач;

принимает другую версию решения задач, признанную группой оптимальной для достижения цели.

Пояснительная записка.

Данная программа по предмету «Живопись» предлагает содержание подготовительного курса обучения детей, поступающих в ДХШ в возрасте 10-11 лет.

Процесс обучения идет от простого к сложному. Вначале ученик должен ознакомиться с особенностями приемов и техник акварельной живописи. Научиться видеть и передавать цветовые отношения простых форм с их локальным цветом. Длительные учебные задания чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения.

Теоретическая часть предполагает знакомство с законами цветоведения и теорией живописи. Практические занятия состоят из работы над поставленными живописными целями и задачами. Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дает учащимся первые необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и теплых цветах, контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.

В течение прохождения обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение пользоваться изобразительными живописными средствами, а также умением грамотно подбирать и умело использовать полученные знания на практике. Программа по живописи тесно взаимосвязана с программой по рисунку. Внесены задания по декоративной живописи на более углублённое изучение техник акварели и гуаши (живопись “по-сырому”, раздельным мазком, плоскостями и др.). В связи с развитием дизайнерских и архитектурных направлений в современной художественной жизни даётся больше заданий на конкретные цветовые задачи в технике гуаши и акварели (ограниченная цветовая гамма, гармония сближенных и контрастных цветовых сочетаний).

Основная проблема при обучении детей живописи заключается в том, что в начальный период обучения им трудно овладеть секретами палитры. Рождение оттенков при смешении красок само по себе заманчиво, но дается с трудом. Поиск нужного оттенка является для ребенка трудной технической задачей, заставляющей забывать обо всем остальном. И самая трудная задача: как развить у детей способность создавать выразительные цветовые решения, находить оттенки, выражающие определенное чувство, отношение к изображаемому?

В основе программы лежит принцип постепенного нарастания сложности решаемых задач расширение технических и творческих возможностей. Пользуясь живописными средствами учащиеся должны научиться основам цветоведения и познакомиться с понятиями: основные цвета, цветовой спектр, дополнительные цвета, цветовой оттенок; понятие «гаммы», «тёплая» гамма, «холодная» гама, контрастная гамма, тон, насыщенность.

Также учащиеся должны познакомиться и овладеть различными живописными приёмами и техниками, поработать в различных материалах.

Для создания любой живописной работы детям требуется усвоить и применить определенные знания, умения, навыки.

Цель предмета «Живопись», как учебного подготовительного курса обучения, возраст 10-11 лет данной программы:

развитие стремления обучающихся к самосовершенствованию,

раскрытие индивидуальности обучающегося в процессе учебно-познавательной, творческой и практической деятельности;

воспитание творческой личности с особым типом образованности, нацеленной на продолжение художественного образования;

развитие способности вносить творческое начало во всякий труд;

воспитание способности к самореализации и саморазвитию;

изучение живописных свойств цвета и цветотоновых отношений предметов и явлений окружающей действительности, выявлении закономерностей цветовой гармонии и колористического единства для создания художественного образа в живописи.

Задачи предмета «Живопись», как учебного подготовительного курса обучения, возраст 10-11 лет данной программы:

Обучающие:

изучение теоретических основ изобразительной грамоты, дающих общие понятия законов создания живописных рисунков;

ознакомление с понятием «форма предмета», основными законами перспективы, с передачей в изображении тоновых и цветовых отношений;

усвоение правил изобразительного искусства, последовательности выполнения композиции;

обучение основам цветоведения, различным техникам рисования;

создание реалистических и декоративных композиций, живопись с натуры.

Развивающие:

развитие творческих способностей обучающихся;

формирование пространственного мышления, аналитических способностей;

развитие умений работы с различными материалами;

умение понимать и использовать различные виды информации.

Воспитывающие:

воспитание художественного вкуса, приобщение обучающихся к национальному искусству Казахстана, к искусству народов мира;

приобщение к духовным ценностям общества, посредством обогащения эмоционального мира, знакомства с произведениями казахстанских художников и народных мастеров;

формирование представления о целостности мира посредствам эмоционально-ценностного ориентирования личности, в том числе с помощью интеграции учебных дисциплин, таких как музыка, литература, история и др.

Отличительные особенности программы:

Принцип построения программы: структура деятельности учебных занятий создает условия для творческого развития обучающихся на возрастных этапах 10-11 лет и предусматривает их дифференциацию по степени одаренности. Темы для изучения, включенные в программу, представляют собой обязательный минимум содержания образования, т.е. то, что обучающиеся должны освоить. Освоение обязательного минимума обучающимися должно дать ожидаемые результаты, соответствующие уровням обучения. Однако, в соответствии с требованиями вариативности образования, содержание программы может дифференцироваться учебными заведениями в соответствии с их спецификой и опытом. Например, объем (в часах) изучения той или иной темы может быть сокращен за счет увеличения другой. Соответственно – длительное задание может быть заменено на краткосрочное (изменится величина формата), с целью более глубокого изучения другой темы. Уровень сложности предлагаемых практических заданий также может корректироваться в сторону усложнения или упрощения в работе с реальным контингентом обучающихся, в связи с разноуровневым и индивидуальным подходом, личностной ориентацией на то, что обучающиеся могут освоить. Главное – соблюсти полноту, разнообразие содержания программы и достижение ожидаемых результатов.

Помимо заданий, указанных в программе, обучающимся можно давать маленькие задания на выполнение этюдов без предварительной карандашной прорисовки, которые приучают к большей точности в работе кистью. Целесообразны этюды - наброски для предварительного ознакомления и определения тонового и цветового строя длительной постановки. Индивидуальные домашние задания могут быть направлены на устранение затруднений, которые испытывает тот или иной обучающийся в освоении учебного материала, или позволят углубить, закрепить пройденную тему.

Занятия предметом «Живопись» способствуют: - изучению искусства Казахстана и народов мира; -укреплению здоровья и развитию мелкой моторики руки, развитию речевых функций; - познанию объёмно-пространственных свойств действительности – важного фактора в развитии ребенка; - креативному (творческому) мышлению.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА

На подготовительном курсе закрепляются и углубляются знания, полученные обучающимися, в течение пройденных лет обучения, а так же начинается ознакомление с предметом живопись. Знакомство с традиционными техниками акварельного письма и основами работы акварельными и гуашевыми красками. Знакомство с основами грамотного рисунка (гармоничная компоновка изображения на листе, передача светотеневых отношений). Освоение обучающимися понятий о цвете и его свойствах, о цветовом пятне, как о выразительном средстве живописи, о цвето- тональных отношениях, о колористической целостности, цветовой декоративности. Программой предусмотрено изучение свойств цвета через задания с различными учебно-творческими задачами и техниками исполнения: гризайль, пуантилизм, декоративная техника. В тесной взаимосвязи с другими дисциплинами на занятиях живописью все шире, из урока в урок обучающиеся закрепляют знания о формате, композиционном размещении, пропорциях, тоне, световоздушной перспективе. Постепенно обучающиеся осваивают технику письма акварелью и гуашью.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА:

По окончании подготовительного курса обучающиеся должны:

Осмыслить понятия формат, пропорции, тоновые отношения;

Знать основные изобразительно-выразительные средства в живописном виде искусства (спектр, хроматические и ахроматические цвета, основные и составные цвета, локальный цвет, колорит, тон, фактура, контраст, нюанс);

Знать пары взаимодополнительных цветов, составляющих цветовой контраст и сферу его применения;

Уметь получать сложные оттенки цвета на палитре;

Понимать отличия свойств и приемов работы акварелью и гуашью;

Понимать и применять основные изобразительно-выразительные средства живописи ( пропорции, симметрия, асимметрия, контраст, ось, масштаб, равновесие);

Понимать роль техники безопасности в процессе учебы и уметь соблюдать на занятиях живописи: поддерживать правильную осанку;

Понимать значение специальных терминов и понятий (цветовой спектр, теплые и холодные цвета, заливки, мазок, лессировка, аля-прима, мозаика);

Уметь использовать основные принципы композиционного построения с учетом свойств формата;

видеть и понимать взаимовлияние цветов, т.е. явление цветовых рефлексов;

владеть основными приемами и последовательностью работы гуашью и акварелью в длительных и краткосрочных этюдах;

уметь передавать объем предметов через светотень и понимать зависимость цвета от освещенности;

уметь применять полученные знания, умения и навыки в практической изобразительной деятельности.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ДХШ

Количество часов в неделю - 2

Количество учебных недель – 34

Всего часов в год – 68

Тема

Практическое задание

Кол-во часов

1

Беседа о живописи и знакомство с акварелью.

Ознакомление с акварельной живописью, творчеством великих художников-акварелистов. Обучение навыкам работы с акварелью, техническим приемам.

1. Беседа о задачах живописи на подготовительном курсе и необходимых материалах.

2. Понятие о солнечном спектре:

- основные и составные цвета;

- теплые и холодные цвета;

- дополнительные цвета.

3. Упражнение на смешивание цветов.

2

2

Приемы и техники

акварельной

живописи

Знакомство со способами акварельной живописи. Компановка в листе четырех зон для работы в различных техниках акварельной живописи: лессировка, мозаика, алла-прпима, заливками. Изображение морского пейзажа.

1. Компоновка.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

4

3

Техника акварельной живописи

«Алла-прима». «Осенние листья»

Закрепление техники отдельного мазка.

Наложение цвета в полную силу. Сочетание цветовых оттенков, освоение техники небольших заливок и мазков, применение техники впаивания. Живописное решение изображения осенних листьев с натуры.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

4

4

Прием акварельной живописи

"Лессировка". "Осенние зонтики"

Многослойное наложение красок, получение тональной растяжки . Закрепление техники , работать только по просохшему слою акварели. Аккуратное выполнение работы.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

4

5

Прием акварельной живописи

«Мозаика». «Ствол и крона дерева»

Развитие и закрепление способа получения изображения с помощью разных цветовых сочетаний отдельными маленькими мазками. Создание цветовой гаммы, напоминающей мозаичную плитку.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

8

6

Ознакомление с цветовым кругом. «Воздушные шары»

Изучение основных составных и дополнительных цветов. Обучение использования цветового контраста в работе.

1. Составление цветового круга.

2. Упражнение на смешивание цветов.

3.Упражнение с использованием дополнительных цветов.

4

7

Цветовой тон, насыщенность цвета.

«Поле цветов»

Знакомство с понятиями: цветовой тон, насыщенность цвета.

Обучение работе заливками, использование палитры для постепенного изменения насыщенности цвета от переднего плана к дальнему. Ближе – ярче, дальше – светлее.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

6

8

Упражнение «Черепаха», «Ящерица»

Использование разных техник акварельного письма с тепло-холодным переходом.

Обучение навыкам сочетания разных техник акварельного письма.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

6

9

Упражнение

«Свет и тень»

Изучение изменения локального цвета в зависимости от освещения ( изменение цвета на свету в полутени тени). Выполнение объема цветом в зависимости от освещения.

Развитие наблюдательности к окружающему миру.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

6

10

Наброски фигуры человека

Воспитание образного композиционного мышления.

Обучение выполнять быстрый рисунок человека, освоение графических приёмов изображения набросков, развитие глазомера.

Знакомство с техническими приемами для лучшего решения задания. Развитие самостоятельности при рисование краткосрочных набросков без предварительной зарисовки карандашом.

4

11

Декоративная композиция на сочетание цвета. Нюанс.

Использование на практике полученных знаний. "Цветовые отношения", "объем предметов". Исполнение работы, используя ранее изученные технические приемы. Выполнение объема цветом в зависимости от освещения. Развитие умения видеть цветовое взаимодействие всех предметов натюрморта.

1. Построение натюрморта.

2.Выполнение работы, с учетом взаимовлияния цветов.

6

12

Упражнение на цветовое заполнение по картине художника.

Использование фрагмента картины художника, с последующей доработкой в его манере письма. Развитие умения исполнения технических приемов, поэтапно вести работу.

1. Компоновка и построение.

2. Моделировка объема цветом с учетом рефлексов.

3. Передача колористического единства и завершенности.

6

13

Декоративный натюрморт на взаимодополнительные цветовые сочетания.

Продолжение обучению работы с цветовым кругом. Создание композиции. Применение взаимодополнительных цветовых сочетаний.

Развитие навыков поэтапного ведения работы.

Воспитание наблюдательности к окружающему миру.

1. Построение натюрморта.

2.Выполнение работы, с учетом взаимовлияния цветов.

8

ТЕМА 1. Беседа о живописи и знакомство с акварелью.

Знакомство с программой по живописи 1-го курса и необходимыми материалами. Основы цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета. Солнечный спектр и цветовой круг. Основные и составные цвета. Основные характеристики: теплые, холодные, дополнительные цвета. Смешивание красок.

Задание: беседа о задачах живописи на подготовительном курсе и необходимых материалах. Упражнение на смешивание цветов (Приложение 1).

Цель: знакомство с художественными материалами и новыми понятиями, основными свойствами цвета.

Задачи: формирование навыков и умений в приемах смешивания акварельных красок. Воспитывать творческое отношение к реальному миру. Познакомить с новыми понятиями: спектр, основные, составные, дополнительные цвета.

Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.

ТЕМА 2. Приемы и техники акварельной живописи.

Технические приемы работы акварельными красками: заливка с вливанием цвета в цвет, лессировка - наложение прозрачных слоев акварели друг на друга, мазок различный по форме, величине и направлению.

Задание: компоновка в листе четырех зон для работы в различных техниках акварельной живописи: лессировка, мозаика, ala - prima, заливками. Изображение морского пейзажа (Приложение 2).

Цель: овладение обучающимися основными техническими приемами работы акварелью.

Задачи формирование практических навыков работы акварелью для передачи пластических и цветовых особенностей листьев и растений. Передача богатства оттенков цвета.

Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.

ТЕМА 3. Техника акварельной живописи «Ala - prima» «Осенние листья»

Изображение плоских предметов, простых растительных форм. Технические приемы работы акварельными красками: заливка с вливанием цвета в цвет, лессировка - наложение прозрачных слоев акварели друг на друга, мазок различный по форме, величине и направлению.

Задание: этюд осенних листьев с ясными цветовыми отношениями на нейтральном фоне в технике «алла- прима» (Приложение 3).

Цель: овладение обучающимися основными техническими приемами работы акварелью.

Задачи: формирование практических навыков работы акварелью для передачи пластических и цветовых особенностей листьев и растений. Передача богатства оттенков цвета.

Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.

ТЕМА 4. Прием "Лессировка" или многослойное наложение красок. получение тональной растяжки "Осенние зонтики".

Технические приемы работы акварельными красками: лессировка - наложение прозрачных слоев акварели друг на друга.

Задание: Изображение двух осенних зонтиков в разных ракурсах. (Приложение 4).

Цель: ознакомление с техникой лессировка - многослойная живопись.

Задачи: обучить получать тоновую растяжку и работать только по просохшему слою акварели. Развивать умение делать заливку. Воспитывать аккуратность, любовь к акварельной живописи.

Материал: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.

ТЕМА 5. Прием наложения красок методом «Мозаика» «Ствол и крона дерева»

Пуантилизм. Историческая справка о возникновении пуантилизма. Особенности техники «пуантилизм». Визуальное смешение цветов. Принципы получения составных цветов без механического смешивания на палитре. Цветовые рефлексы и способы их передачи в технике «пуантилизм».

Задание: создание копии работы художника П. Синьяка "Сосна в Сантропез"(Приложение 5).

Цель: развитие цветовосприятия у обучающихся через визуальное смешивание цветов в технике «пуантилизм».

Задачи: понимание научной основы оптического смешивания основных цветов и их пропорциональных соотношений для получения искомых оттенков составных цветов. Овладение техникой нанесения мазков-точек. Понимание зависимости тона от плотности их нанесения и степени разведении цвета водой в моделировке объемов предметов, с учетом освещения и взаимовлияния цветов.

Материал: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.

ТЕМА 6. Ознакомление с цветовым кругом. «Воздушные шары»

Получение составных цветов путем смешивания основных. Составление гаммы тёплых и холодных оттенков. Упражнение на контраст дополнительных цветов.

Задание: составление цветового круга. Умение находить дополнительные цвета (Приложение 6).

Цель: изучение свойства цвета.

Задачи: обучить использовать цветовой контраст в работе. Развивать навыки работы с цветовым кругом. Воспитывать творческое отношение к работе. Изучить понятия: спектр, основные, составные, дополнительные цвета.

Материал: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.

ТЕМА 7. Цветовой тон, насыщенность цвета. «Поле цветов»

Изображение летнего пейзажа. Передний план - растения крупнее по размер. Изменение силы цвета в зависимости от степени удаленности.

Задание: краткосрочный этюд пейзажа по представлению (Приложение 7).

Цель: формирование умения изображать объекты природы на основе наблюдения и изучения с учетом законов воздушной перспективы.

Задачи: понимание зависимости изменений цветотональных отношений в условиях быстро изменяющегося дневного освещения. Осознание выбора техники акварельной живописи «ала-прима» в данных условиях. Развитие цветоощущения в процессе передачи богатства оттенков зеленого цвета.

Материал: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.

ТЕМА 8. «Черепаха», «Ящерица».

Живопись в сближенной цветовой гамме с различным тоновым диапазоном.

Задание 1: этюд черепахи в теплой цветовой гамме с плавным переходом тона от насыщенного к светлому в технике "ала-прима" (Приложение 8а).

Задание 2: этюд ящерицы в холодной цветовой гамме с плавным переходом тона от насыщенного к светлому в технике "ала-прима" (Приложение 8б).

Цель: использование разных техник акварельного письма с тепло-холодным переходом.

Задачи: обучить применять сочетание разных техник акварельного письма. Воспитывать любовь к акварельной живописи. Создать композицию из черепахи, ящерицы, лягушки. Выполнить живописное решение с плавным чередованием тона.

Материал: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.

ТЕМА 9. Упражнение «свет и тень».

Применение на практике использования взаимодополнительных цветов.

Задание: этюд макета с боковым освещением (Приложение 9).

Цель: изменение локального цвета в зависимости от освещения.,

Задачи: передать изменение цвета на свету в полутени тени. Развить умение выполнять объем цветом в зависимости от освещения. Воспитывать наблюдательность к окружающему миру.

Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.

ТЕМА 10. Наброски фигуры человека

Краткосрочные этюды фигуры человека в различных техниках: «по сырому» и «алла-прима», можно на одном формате (Приложение 10).

Цель: развитие умения анализировать и сравнивать различные технические приемы для создания краткосрочных этюдов. Формирование активного, целостного восприятия натурной постановки.

Задачи: научить выполнять быстрый рисунок человека, освоение графических приёмов изображения набросков, развитие глазомера.

Показать направления работы над наброском фигуры человека.

Освоение обучающимися технических приемов живописи «по сырому» - на горизонтальной поверхности и «ала-прима» - в полную силу цвета и тона, выразительным мазком, в один красочный слой. Передача живописной выразительности разных техник живописи в краткосрочных этюдах.

Материал: формат АЗ - 2 шт. или планшет 35x45, акварель.

Количество работ: 2.

ТЕМА 11. Декоративная композиция на сочетание цвета. Нюанс.

Живопись в сближенной цветовой гамме с незначительным тоновым диапазоном.

Задание: создание композиции "Подводный мир" (Приложение 11).

Цель: развитие восприятия тончайших соотношений цвета и тона. Овладение приёмами работы гуашью для передачи богатства цветотональных отношений, построенных на нюансе.

Задачи: формирование навыков выявления формы предметов живописными средствами на основе нюанса, с учетом освещения, свойств гуашевых красок, роли белил. Продолжение освоения техники выразительного мазка.

Материал: планшет 35x45 см, бумага, гуашь.

Количество работ: 1.

Примечание: рекомендуется использовать натурную постановку в светлом тоновом диапазоне.

Количество работ: 1.

ТЕМА 12. Упражнение на цветовое заполнение по картине художника.

Обучаемому дается фрагмент картины художника. Следует дорисовать картину по воображению в его манере письма.

Задание: создание декоративной композиции (Приложение 11).

Цель: изучить индивидуальный почерк и манеру письма художника и постараться интерпритировать это в своей композиции натюрморта.

Задачи: выполнить декоративный стилизованный натюрморт в стиле известного художника (Матисса, Дерена, Брака, Пикассо, Лентулова, Фалька, Гончаровой, Машкова, Сарьяна, Кустодиева, Куприна), стараясь передать индивидуальность и творческую манеру письма, внося и свои творческие разработки. Воспитывать наблюдательность к окружающему миру.

Материал: планшет 35x45 см, бумага, гуашь.

Количество работ: 1.

ТЕМА 13. Декоративный натюрморт на взаимодополнительные цветовые сочетания .

Живопись натюрморта в контрастной цветовой гамме с незначительным тоновым диапазоном.

Задание: этюд натюрморта из 3-4 различных предметов быта несложной формы, контрастных по цвету и по тону. (Приложение 13).

Цель: развитие восприятия контрастных соотношений цвета и тона. Овладение приёмами работы гуашью для передачи богатства цветотональных отношений, построенных на контрасте.

Задачи: формировать умения в передаче цельности цветового строя, с учетом взаимовлияния контрастных цветов. Изучить понятие взаимодополнительные цветовые сочетания. Уметь поэтапно вести работу. Воспитывать наблюдательность к окружающему миру.

Материал: формат АЗ - 2 шт. или планшет 35x45, акварель

Количество работ: 1.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Учебно-методическое обеспечение

Наглядные пособия:

наглядные методические пособия по живописным, смешанным техникам;

образцы работ мастеров и обучающихся школы. Аудиовизуальные средства обучения:

аудиокассеты;

компакт-диски;

использование интернет-сайтов.

2. Организация учебно-воспитательного процесса

В организации учебного процесса используются такие формы обучения, как:

лекция с изучением наглядного материала;

урок с фронтальной и индивидуальной формой;

практическая работа;

экскурсии в музеи, галереи и теплицы;

работа на воздухе - пленэр.

3. Оценивание учебных достижений обучающихся

Оценивание творческих достижений обучающихся ведется с учетом таких критериев, как: композиционная гармония, лаконичная выразительность живописного языка, полнота реализации полученных знаний и умений, креативность и стильность творческой работы.

Оценка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом этапе работы. Поощряется творческий подход к выбору техники исполнения, умение применять полученные теоретические знания в практической работе. Оценка результатов также осуществляется на полугодовых и итоговых годовых просмотрах по «живописи».

Оценки выставляются по следующим критериям:

умение компоновать изображение в формате;

передача пропорций предмета;

владение конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами;

выявлять цвет, выявлять форму цветом, объем цветом, пространство цветом;

знание и применение в живописной работе законов цветоведения, линейной, воздушной перспектив или других приемов изображения в соответствии с заданием;

умение изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом его цветовых особенностей;

умение обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;

укладываться в заданные сроки выполнения работы.

4. Межпредметные связи

Живопись неразрывно связана с рисунком и композицией, поэтому, когда выполняется то или иное задание, необходимо убедиться в том, что обучающиеся освоили основы знаний по схожей теме на других предметах.

«живопись» - «рисунок»

использование знаний о линейной перспективе;

развитие чувства тона, тоновых отношений, тонового контраста, тонового равновесия;

развитие восприятия пропорций (пропорциональной гармонии) предметов, человека и животных;

применение графических приемов изображения различных поверхностей, т.е. передачи фактуры.

«живопись» - «лепка»

изучение формы предмета, его объема, для передачи лепки формы заливками.

«живопись» - «прикладная композиция»

закрепление знаний о правилах и законах композиции, способах композиционных построений;

использование изученных средств композиции, таких как контраст, ритм, динамика и статика;

применение различных декоративных приемов изображения.

«живопись» - « беседы по истории искусства»

закрепление знаний о развитии культуры и искусства различных эпох и народов;

использование знаний об истории изобразительного искусства Казахстана от древних времен до современности.

«живопись» - «история Казахстана»

изучение культурного наследия народа Республики Казахстан: обычаев, традиций, обрядов, национальных спортивных игр, национальных костюмов, национальных и государственных праздников;

изучение архитектурных памятников на территории Казахстана, археологических находок, истории быта казахов.

«живопись» - «литература»

знакомство с творчеством выдающихся художников иллюстраторов литературных произведений - мастеров книжной графики.

«живопись» - «биология»

применение и расширение знаний о растительном и животном мире, строении растений, анатомии человека и животных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Аксенов Ю.Г., Левидов М.М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.

Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.

Беда Г.В. Живопись М.: “Просвещение”, 1986.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.:Просвещение,1969. 157 с.23

Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М.: “Искусство”, 1955.

Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе сразличными материалами»М. ,1997

Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.

Древности Казахстана. Алма-Ата,1975.

Искусство Казахстана. Алматы, 2006-2010.

Казахстан сегодня. Алматы, 2012.

Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.,1968.

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: “Высшая школа”, 1992.

Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004.

Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: “Советский художник”, 1965.

Кузин В.С. Психология. М.: “Высшая школа”, 1974.

Леонтьева Г.К. Дорогой поиска. - М., 1965.

Лыкова И. «Цветная мозаика» М., 2000.

Макарова Е. «Преодолеть страх или искусствотерапия» М. Школа-Пресс,1996

Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.

Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - Минск Беларусь, 2005.

Мосин И. Г. «Рисование» 1-часть Екатеринбург, 1997

Мосин И. Г. «Рисование»2-часть Екатеринбург,1998.

Рейне Дж. Полный курс акварельной живописи / пер. К. Ткаченко. - М.: ФАИР, 2006.

Хидеяки Чидзиива Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций / Пер. Бочкова И.А. - М.: Астрель, 2007.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ
 

Приложение 1. Приложение 2.

Приложение 3. Приложение 4.

Приложение 5. Приложение 6.

Приложение 7. Приложение 8а. Приложение 8б.

Приложение 9. Приложение 10.

Приложение 11. Приложение 12.

Приложение 13.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.