Рабочая программа по живописи для дошкольников
22
Содержание
Ведение 3
Пояснительная записка 5
Учебно-тематический план 9
Содержание учебной программы 12
Список используемой и рекомендуемой литературы 20
Приложение 21
Введение.
Предмет «Живопись» является одной из ведущих и направляющих дисциплин подготовительного курса в детской художественной школе.
Обучающийся должен усвоить основы цветоведения – понятие о солнечном спектре, его цветах: основных и составных, дополнительных, контрастных и сближенных, холодных и теплых, понятие о проявлении взаимовлияния цветов – цветовом рефлексе. Развить остроту восприятия и выражения видимого мира изобразительными средствами помогут методически обоснованные и творчески решенные натурные постановки.
«Живопись» - это учебный предмет ДХШ подготовительного курса, направленный на развитие образного мышления, подготовки к изучению предметов живописи и графики, на воспитание аккуратности, развитию фантазии, формирование мировоззрения.
Слово «Живопись», обозначает искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм, посредством более или менее сильного покрытия их каким либо одноцветным или цветным веществом.
В основу программы заложен почти 39-летний опыт работы всего коллектива преподавателей ДХШ г. Лисаковска. Используя опыт Карженковой С.В., Заурбековой К.А., Богатко В.М., были расширины и зафиксированы основные направления деятельности в области методики преподавания живописи в нашей школе.
Программа «Живопись» для подготовительного курса детской художественной школы построена с учетом обязательных требований в условиях современного образовательного процесса и призвана реализовать основные положения начального эстетического художественного образования, а так же проходит под эгидой программы "Рухани Жангыру" как часть сферы культурного просвещения детей в дополнительном образовании.
Востребованность и необходимость данной программы обусловлена тем, что программы по предмету «Живопись» для детских художественных школ подготовительного курса не существует.
Поэтому я пришла к необходимости создания программы обучения детей на эстетическом курсе детской художественной школы, отвечающей требованиям современной педагогики и психологии.
Ключевые компетентности
Компетентность разрешения проблем
Идентификация проблемы:
обучающийся анализирует ситуацию, определяет противоречие между желаемым и реальным результатом и, таким образом, распознает возникшую проблему;
указывает на вероятные причины возникновения проблемы;
указывает на необходимость устранения возникшей проблемы, т. е. переводит проблему в область задач.
Планирование деятельности и применение технологий:
определяет характер задач адекватно поставленной цели;
выбирает способ решения задач (технологию деятельности) в контексте полученных знаний;
определяет последовательность действий;
самостоятельно планирует свои ресурсы, необходимые для осуществления деятельности.
Оценка деятельности, ее результатов и собственного продвижения:
осуществляет самостоятельный текущий контроль своей деятельности;
оценивает результат своей деятельности на основе анализа соответствия результата заданным критериям оценивания;
проявляет осознанную мотивацию саморазвития;
анализирует уровень собственных успехов и неудач;
указывает возможные причины неудач;
называет трудности, с которыми пришлось столкнуться и предлагает пути их преодоления.
Информационная компетентность
Планирование информационного поиска:
самостоятельно планирует сбор необходимой информации;
определяет вероятные источники для поиска информации;
пользуется источниками информации: специальной литературой, периодическими изданиями (библиотечный фонд), поисковыми системами Интернета;
самостоятельно осуществляет поиск и извлечение информации по заданному вопросу.
Извлечение и обработка информации:
дифференцирует и систематизирует извлекаемую информацию по заданному вопросу, самостоятельно определяя основания для отбора;
излагает полученную информацию в письменном и устном виде.
Коммуникативная компетентность
Диалог:
воспринимает необходимое содержание полученной в монологе педагога информации;
задает вопросы для уточнения поставленной цели;
высказывает мнение в диалоге с целью определения задач для достижения поставленной цели.
Групповая коммуникация:
способен следить за ходом дискуссии, распределяя внимание, в процессе группового обсуждения поставленных задач;
предлагает для обсуждения в группе варианты решения задач;
принимает другую версию решения задач, признанную группой оптимальной для достижения цели.
Пояснительная записка.
Данная программа по предмету «Живопись» предлагает содержание подготовительного курса обучения детей, поступающих в ДХШ в возрасте 10-11 лет.
Процесс обучения идет от простого к сложному. Вначале ученик должен ознакомиться с особенностями приемов и техник акварельной живописи. Научиться видеть и передавать цветовые отношения простых форм с их локальным цветом. Длительные учебные задания чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения.
Теоретическая часть предполагает знакомство с законами цветоведения и теорией живописи. Практические занятия состоят из работы над поставленными живописными целями и задачами. Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дает учащимся первые необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и теплых цветах, контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.
В течение прохождения обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение пользоваться изобразительными живописными средствами, а также умением грамотно подбирать и умело использовать полученные знания на практике. Программа по живописи тесно взаимосвязана с программой по рисунку. Внесены задания по декоративной живописи на более углублённое изучение техник акварели и гуаши (живопись “по-сырому”, раздельным мазком, плоскостями и др.). В связи с развитием дизайнерских и архитектурных направлений в современной художественной жизни даётся больше заданий на конкретные цветовые задачи в технике гуаши и акварели (ограниченная цветовая гамма, гармония сближенных и контрастных цветовых сочетаний).
Основная проблема при обучении детей живописи заключается в том, что в начальный период обучения им трудно овладеть секретами палитры. Рождение оттенков при смешении красок само по себе заманчиво, но дается с трудом. Поиск нужного оттенка является для ребенка трудной технической задачей, заставляющей забывать обо всем остальном. И самая трудная задача: как развить у детей способность создавать выразительные цветовые решения, находить оттенки, выражающие определенное чувство, отношение к изображаемому?
В основе программы лежит принцип постепенного нарастания сложности решаемых задач расширение технических и творческих возможностей. Пользуясь живописными средствами учащиеся должны научиться основам цветоведения и познакомиться с понятиями: основные цвета, цветовой спектр, дополнительные цвета, цветовой оттенок; понятие «гаммы», «тёплая» гамма, «холодная» гама, контрастная гамма, тон, насыщенность.
Также учащиеся должны познакомиться и овладеть различными живописными приёмами и техниками, поработать в различных материалах.
Для создания любой живописной работы детям требуется усвоить и применить определенные знания, умения, навыки.
Цель предмета «Живопись», как учебного подготовительного курса обучения, возраст 10-11 лет данной программы:
развитие стремления обучающихся к самосовершенствованию,
раскрытие индивидуальности обучающегося в процессе учебно-познавательной, творческой и практической деятельности;
воспитание творческой личности с особым типом образованности, нацеленной на продолжение художественного образования;
развитие способности вносить творческое начало во всякий труд;
воспитание способности к самореализации и саморазвитию;
изучение живописных свойств цвета и цветотоновых отношений предметов и явлений окружающей действительности, выявлении закономерностей цветовой гармонии и колористического единства для создания художественного образа в живописи.
Задачи предмета «Живопись», как учебного подготовительного курса обучения, возраст 10-11 лет данной программы:
Обучающие:
изучение теоретических основ изобразительной грамоты, дающих общие понятия законов создания живописных рисунков;
ознакомление с понятием «форма предмета», основными законами перспективы, с передачей в изображении тоновых и цветовых отношений;
усвоение правил изобразительного искусства, последовательности выполнения композиции;
обучение основам цветоведения, различным техникам рисования;
создание реалистических и декоративных композиций, живопись с натуры.
Развивающие:
развитие творческих способностей обучающихся;
формирование пространственного мышления, аналитических способностей;
развитие умений работы с различными материалами;
умение понимать и использовать различные виды информации.
Воспитывающие:
воспитание художественного вкуса, приобщение обучающихся к национальному искусству Казахстана, к искусству народов мира;
приобщение к духовным ценностям общества, посредством обогащения эмоционального мира, знакомства с произведениями казахстанских художников и народных мастеров;
формирование представления о целостности мира посредствам эмоционально-ценностного ориентирования личности, в том числе с помощью интеграции учебных дисциплин, таких как музыка, литература, история и др.
Отличительные особенности программы:
Принцип построения программы: структура деятельности учебных занятий создает условия для творческого развития обучающихся на возрастных этапах 10-11 лет и предусматривает их дифференциацию по степени одаренности. Темы для изучения, включенные в программу, представляют собой обязательный минимум содержания образования, т.е. то, что обучающиеся должны освоить. Освоение обязательного минимума обучающимися должно дать ожидаемые результаты, соответствующие уровням обучения. Однако, в соответствии с требованиями вариативности образования, содержание программы может дифференцироваться учебными заведениями в соответствии с их спецификой и опытом. Например, объем (в часах) изучения той или иной темы может быть сокращен за счет увеличения другой. Соответственно – длительное задание может быть заменено на краткосрочное (изменится величина формата), с целью более глубокого изучения другой темы. Уровень сложности предлагаемых практических заданий также может корректироваться в сторону усложнения или упрощения в работе с реальным контингентом обучающихся, в связи с разноуровневым и индивидуальным подходом, личностной ориентацией на то, что обучающиеся могут освоить. Главное – соблюсти полноту, разнообразие содержания программы и достижение ожидаемых результатов.
Помимо заданий, указанных в программе, обучающимся можно давать маленькие задания на выполнение этюдов без предварительной карандашной прорисовки, которые приучают к большей точности в работе кистью. Целесообразны этюды - наброски для предварительного ознакомления и определения тонового и цветового строя длительной постановки. Индивидуальные домашние задания могут быть направлены на устранение затруднений, которые испытывает тот или иной обучающийся в освоении учебного материала, или позволят углубить, закрепить пройденную тему.
Занятия предметом «Живопись» способствуют: - изучению искусства Казахстана и народов мира; -укреплению здоровья и развитию мелкой моторики руки, развитию речевых функций; - познанию объёмно-пространственных свойств действительности – важного фактора в развитии ребенка; - креативному (творческому) мышлению.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА
На подготовительном курсе закрепляются и углубляются знания, полученные обучающимися, в течение пройденных лет обучения, а так же начинается ознакомление с предметом живопись. Знакомство с традиционными техниками акварельного письма и основами работы акварельными и гуашевыми красками. Знакомство с основами грамотного рисунка (гармоничная компоновка изображения на листе, передача светотеневых отношений). Освоение обучающимися понятий о цвете и его свойствах, о цветовом пятне, как о выразительном средстве живописи, о цвето- тональных отношениях, о колористической целостности, цветовой декоративности. Программой предусмотрено изучение свойств цвета через задания с различными учебно-творческими задачами и техниками исполнения: гризайль, пуантилизм, декоративная техника. В тесной взаимосвязи с другими дисциплинами на занятиях живописью все шире, из урока в урок обучающиеся закрепляют знания о формате, композиционном размещении, пропорциях, тоне, световоздушной перспективе. Постепенно обучающиеся осваивают технику письма акварелью и гуашью.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА:
По окончании подготовительного курса обучающиеся должны:
Осмыслить понятия формат, пропорции, тоновые отношения;
Знать основные изобразительно-выразительные средства в живописном виде искусства (спектр, хроматические и ахроматические цвета, основные и составные цвета, локальный цвет, колорит, тон, фактура, контраст, нюанс);
Знать пары взаимодополнительных цветов, составляющих цветовой контраст и сферу его применения;
Уметь получать сложные оттенки цвета на палитре;
Понимать отличия свойств и приемов работы акварелью и гуашью;
Понимать и применять основные изобразительно-выразительные средства живописи ( пропорции, симметрия, асимметрия, контраст, ось, масштаб, равновесие);
Понимать роль техники безопасности в процессе учебы и уметь соблюдать на занятиях живописи: поддерживать правильную осанку;
Понимать значение специальных терминов и понятий (цветовой спектр, теплые и холодные цвета, заливки, мазок, лессировка, аля-прима, мозаика);
Уметь использовать основные принципы композиционного построения с учетом свойств формата;
видеть и понимать взаимовлияние цветов, т.е. явление цветовых рефлексов;
владеть основными приемами и последовательностью работы гуашью и акварелью в длительных и краткосрочных этюдах;
уметь передавать объем предметов через светотень и понимать зависимость цвета от освещенности;
уметь применять полученные знания, умения и навыки в практической изобразительной деятельности.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ДХШ
Количество часов в неделю - 2
Количество учебных недель – 34
Всего часов в год – 68
№ |
Тема |
Практическое задание |
Кол-во часов |
1 |
Беседа о живописи и знакомство с акварелью. |
Ознакомление с акварельной живописью, творчеством великих художников-акварелистов. Обучение навыкам работы с акварелью, техническим приемам. 1. Беседа о задачах живописи на подготовительном курсе и необходимых материалах. 2. Понятие о солнечном спектре: - основные и составные цвета; - теплые и холодные цвета; - дополнительные цвета. 3. Упражнение на смешивание цветов. |
2 |
2 |
Приемы и техники акварельной живописи |
Знакомство со способами акварельной живописи. Компановка в листе четырех зон для работы в различных техниках акварельной живописи: лессировка, мозаика, алла-прпима, заливками. Изображение морского пейзажа. 1. Компоновка. 2. Работа в цвете. 3. Обобщение, завершение работы. |
4 |
3 |
Техника акварельной живописи «Алла-прима». «Осенние листья» |
Закрепление техники отдельного мазка. Наложение цвета в полную силу. Сочетание цветовых оттенков, освоение техники небольших заливок и мазков, применение техники впаивания. Живописное решение изображения осенних листьев с натуры. 1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта. 2. Работа в цвете. 3. Обобщение, завершение работы. |
4 |
4 |
Прием акварельной живописи "Лессировка". "Осенние зонтики" |
Многослойное наложение красок, получение тональной растяжки . Закрепление техники , работать только по просохшему слою акварели. Аккуратное выполнение работы. 1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта. 2. Работа в цвете. 3. Обобщение, завершение работы. |
4 |
5 |
Прием акварельной живописи «Мозаика». «Ствол и крона дерева» |
Развитие и закрепление способа получения изображения с помощью разных цветовых сочетаний отдельными маленькими мазками. Создание цветовой гаммы, напоминающей мозаичную плитку. 1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта. 2. Работа в цвете. 3. Обобщение, завершение работы. |
8 |
6 |
Ознакомление с цветовым кругом. «Воздушные шары» |
Изучение основных составных и дополнительных цветов. Обучение использования цветового контраста в работе. 1. Составление цветового круга. 2. Упражнение на смешивание цветов. 3.Упражнение с использованием дополнительных цветов. |
4 |
7 |
Цветовой тон, насыщенность цвета. «Поле цветов» |
Знакомство с понятиями: цветовой тон, насыщенность цвета. Обучение работе заливками, использование палитры для постепенного изменения насыщенности цвета от переднего плана к дальнему. Ближе – ярче, дальше – светлее. 1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта. 2. Работа в цвете. 3. Обобщение, завершение работы. |
6 |
8 |
Упражнение «Черепаха», «Ящерица» |
Использование разных техник акварельного письма с тепло-холодным переходом. Обучение навыкам сочетания разных техник акварельного письма. 1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта. 2. Работа в цвете. 3. Обобщение, завершение работы. |
6 |
9 |
Упражнение «Свет и тень» |
Изучение изменения локального цвета в зависимости от освещения ( изменение цвета на свету в полутени тени). Выполнение объема цветом в зависимости от освещения. Развитие наблюдательности к окружающему миру. 1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта. 2. Работа в цвете. 3. Обобщение, завершение работы. |
6 |
10 |
Наброски фигуры человека |
Воспитание образного композиционного мышления. Обучение выполнять быстрый рисунок человека, освоение графических приёмов изображения набросков, развитие глазомера. Знакомство с техническими приемами для лучшего решения задания. Развитие самостоятельности при рисование краткосрочных набросков без предварительной зарисовки карандашом. |
4 |
11 |
Декоративная композиция на сочетание цвета. Нюанс. |
Использование на практике полученных знаний. "Цветовые отношения", "объем предметов". Исполнение работы, используя ранее изученные технические приемы. Выполнение объема цветом в зависимости от освещения. Развитие умения видеть цветовое взаимодействие всех предметов натюрморта. 1. Построение натюрморта. 2.Выполнение работы, с учетом взаимовлияния цветов. |
6 |
12 |
Упражнение на цветовое заполнение по картине художника. |
Использование фрагмента картины художника, с последующей доработкой в его манере письма. Развитие умения исполнения технических приемов, поэтапно вести работу. 1. Компоновка и построение. 2. Моделировка объема цветом с учетом рефлексов. 3. Передача колористического единства и завершенности. |
6 |
13 |
Декоративный натюрморт на взаимодополнительные цветовые сочетания. |
Продолжение обучению работы с цветовым кругом. Создание композиции. Применение взаимодополнительных цветовых сочетаний. Развитие навыков поэтапного ведения работы. Воспитание наблюдательности к окружающему миру. 1. Построение натюрморта. 2.Выполнение работы, с учетом взаимовлияния цветов. |
8 |
ТЕМА 1. Беседа о живописи и знакомство с акварелью.
Знакомство с программой по живописи 1-го курса и необходимыми материалами. Основы цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета. Солнечный спектр и цветовой круг. Основные и составные цвета. Основные характеристики: теплые, холодные, дополнительные цвета. Смешивание красок.
Задание: беседа о задачах живописи на подготовительном курсе и необходимых материалах. Упражнение на смешивание цветов (Приложение 1).
Цель: знакомство с художественными материалами и новыми понятиями, основными свойствами цвета.
Задачи: формирование навыков и умений в приемах смешивания акварельных красок. Воспитывать творческое отношение к реальному миру. Познакомить с новыми понятиями: спектр, основные, составные, дополнительные цвета.
Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.
Количество работ: 1.
ТЕМА 2. Приемы и техники акварельной живописи.
Технические приемы работы акварельными красками: заливка с вливанием цвета в цвет, лессировка - наложение прозрачных слоев акварели друг на друга, мазок различный по форме, величине и направлению.
Задание: компоновка в листе четырех зон для работы в различных техниках акварельной живописи: лессировка, мозаика, ala - prima, заливками. Изображение морского пейзажа (Приложение 2).
Цель: овладение обучающимися основными техническими приемами работы акварелью.
Задачи формирование практических навыков работы акварелью для передачи пластических и цветовых особенностей листьев и растений. Передача богатства оттенков цвета.
Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.
Количество работ: 1.
ТЕМА 3. Техника акварельной живописи «Ala - prima» «Осенние листья»
Изображение плоских предметов, простых растительных форм. Технические приемы работы акварельными красками: заливка с вливанием цвета в цвет, лессировка - наложение прозрачных слоев акварели друг на друга, мазок различный по форме, величине и направлению.
Задание: этюд осенних листьев с ясными цветовыми отношениями на нейтральном фоне в технике «алла- прима» (Приложение 3).
Цель: овладение обучающимися основными техническими приемами работы акварелью.
Задачи: формирование практических навыков работы акварелью для передачи пластических и цветовых особенностей листьев и растений. Передача богатства оттенков цвета.
Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.
Количество работ: 1.
ТЕМА 4. Прием "Лессировка" или многослойное наложение красок. получение тональной растяжки "Осенние зонтики".
Технические приемы работы акварельными красками: лессировка - наложение прозрачных слоев акварели друг на друга.
Задание: Изображение двух осенних зонтиков в разных ракурсах. (Приложение 4).
Цель: ознакомление с техникой лессировка - многослойная живопись.
Задачи: обучить получать тоновую растяжку и работать только по просохшему слою акварели. Развивать умение делать заливку. Воспитывать аккуратность, любовь к акварельной живописи.
Материал: формат АЗ, бумага, акварель.
Количество работ: 1.
ТЕМА 5. Прием наложения красок методом «Мозаика» «Ствол и крона дерева»
Пуантилизм. Историческая справка о возникновении пуантилизма. Особенности техники «пуантилизм». Визуальное смешение цветов. Принципы получения составных цветов без механического смешивания на палитре. Цветовые рефлексы и способы их передачи в технике «пуантилизм».
Задание: создание копии работы художника П. Синьяка "Сосна в Сантропез"(Приложение 5).
Цель: развитие цветовосприятия у обучающихся через визуальное смешивание цветов в технике «пуантилизм».
Задачи: понимание научной основы оптического смешивания основных цветов и их пропорциональных соотношений для получения искомых оттенков составных цветов. Овладение техникой нанесения мазков-точек. Понимание зависимости тона от плотности их нанесения и степени разведении цвета водой в моделировке объемов предметов, с учетом освещения и взаимовлияния цветов.
Материал: формат АЗ, бумага, акварель.
Количество работ: 1.
ТЕМА 6. Ознакомление с цветовым кругом. «Воздушные шары»
Получение составных цветов путем смешивания основных. Составление гаммы тёплых и холодных оттенков. Упражнение на контраст дополнительных цветов.
Задание: составление цветового круга. Умение находить дополнительные цвета (Приложение 6).
Цель: изучение свойства цвета.
Задачи: обучить использовать цветовой контраст в работе. Развивать навыки работы с цветовым кругом. Воспитывать творческое отношение к работе. Изучить понятия: спектр, основные, составные, дополнительные цвета.
Материал: формат АЗ, бумага, акварель.
Количество работ: 1.
ТЕМА 7. Цветовой тон, насыщенность цвета. «Поле цветов»
Изображение летнего пейзажа. Передний план - растения крупнее по размер. Изменение силы цвета в зависимости от степени удаленности.
Задание: краткосрочный этюд пейзажа по представлению (Приложение 7).
Цель: формирование умения изображать объекты природы на основе наблюдения и изучения с учетом законов воздушной перспективы.
Задачи: понимание зависимости изменений цветотональных отношений в условиях быстро изменяющегося дневного освещения. Осознание выбора техники акварельной живописи «ала-прима» в данных условиях. Развитие цветоощущения в процессе передачи богатства оттенков зеленого цвета.
Материал: формат АЗ, бумага, акварель.
Количество работ: 1.
ТЕМА 8. «Черепаха», «Ящерица».
Живопись в сближенной цветовой гамме с различным тоновым диапазоном.
Задание 1: этюд черепахи в теплой цветовой гамме с плавным переходом тона от насыщенного к светлому в технике "ала-прима" (Приложение 8а).
Задание 2: этюд ящерицы в холодной цветовой гамме с плавным переходом тона от насыщенного к светлому в технике "ала-прима" (Приложение 8б).
Цель: использование разных техник акварельного письма с тепло-холодным переходом.
Задачи: обучить применять сочетание разных техник акварельного письма. Воспитывать любовь к акварельной живописи. Создать композицию из черепахи, ящерицы, лягушки. Выполнить живописное решение с плавным чередованием тона.
Материал: формат АЗ, бумага, акварель.
Количество работ: 1.
ТЕМА 9. Упражнение «свет и тень».
Применение на практике использования взаимодополнительных цветов.
Задание: этюд макета с боковым освещением (Приложение 9).
Цель: изменение локального цвета в зависимости от освещения.,
Задачи: передать изменение цвета на свету в полутени тени. Развить умение выполнять объем цветом в зависимости от освещения. Воспитывать наблюдательность к окружающему миру.
Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.
Количество работ: 1.
ТЕМА 10. Наброски фигуры человека
Краткосрочные этюды фигуры человека в различных техниках: «по сырому» и «алла-прима», можно на одном формате (Приложение 10).
Цель: развитие умения анализировать и сравнивать различные технические приемы для создания краткосрочных этюдов. Формирование активного, целостного восприятия натурной постановки.
Задачи: научить выполнять быстрый рисунок человека, освоение графических приёмов изображения набросков, развитие глазомера.
Показать направления работы над наброском фигуры человека.
Освоение обучающимися технических приемов живописи «по сырому» - на горизонтальной поверхности и «ала-прима» - в полную силу цвета и тона, выразительным мазком, в один красочный слой. Передача живописной выразительности разных техник живописи в краткосрочных этюдах.
Материал: формат АЗ - 2 шт. или планшет 35x45, акварель.
Количество работ: 2.
ТЕМА 11. Декоративная композиция на сочетание цвета. Нюанс.
Живопись в сближенной цветовой гамме с незначительным тоновым диапазоном.
Задание: создание композиции "Подводный мир" (Приложение 11).
Цель: развитие восприятия тончайших соотношений цвета и тона. Овладение приёмами работы гуашью для передачи богатства цветотональных отношений, построенных на нюансе.
Задачи: формирование навыков выявления формы предметов живописными средствами на основе нюанса, с учетом освещения, свойств гуашевых красок, роли белил. Продолжение освоения техники выразительного мазка.
Материал: планшет 35x45 см, бумага, гуашь.
Количество работ: 1.
Примечание: рекомендуется использовать натурную постановку в светлом тоновом диапазоне.
Количество работ: 1.
ТЕМА 12. Упражнение на цветовое заполнение по картине художника.
Обучаемому дается фрагмент картины художника. Следует дорисовать картину по воображению в его манере письма.
Задание: создание декоративной композиции (Приложение 11).
Цель: изучить индивидуальный почерк и манеру письма художника и постараться интерпритировать это в своей композиции натюрморта.
Задачи: выполнить декоративный стилизованный натюрморт в стиле известного художника (Матисса, Дерена, Брака, Пикассо, Лентулова, Фалька, Гончаровой, Машкова, Сарьяна, Кустодиева, Куприна), стараясь передать индивидуальность и творческую манеру письма, внося и свои творческие разработки. Воспитывать наблюдательность к окружающему миру.
Материал: планшет 35x45 см, бумага, гуашь.
Количество работ: 1.
ТЕМА 13. Декоративный натюрморт на взаимодополнительные цветовые сочетания .
Живопись натюрморта в контрастной цветовой гамме с незначительным тоновым диапазоном.
Задание: этюд натюрморта из 3-4 различных предметов быта несложной формы, контрастных по цвету и по тону. (Приложение 13).
Цель: развитие восприятия контрастных соотношений цвета и тона. Овладение приёмами работы гуашью для передачи богатства цветотональных отношений, построенных на контрасте.
Задачи: формировать умения в передаче цельности цветового строя, с учетом взаимовлияния контрастных цветов. Изучить понятие взаимодополнительные цветовые сочетания. Уметь поэтапно вести работу. Воспитывать наблюдательность к окружающему миру.
Материал: формат АЗ - 2 шт. или планшет 35x45, акварель
Количество работ: 1.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Учебно-методическое обеспечение
Наглядные пособия:
наглядные методические пособия по живописным, смешанным техникам;
образцы работ мастеров и обучающихся школы. Аудиовизуальные средства обучения:
аудиокассеты;
компакт-диски;
использование интернет-сайтов.
2. Организация учебно-воспитательного процесса
В организации учебного процесса используются такие формы обучения, как:
лекция с изучением наглядного материала;
урок с фронтальной и индивидуальной формой;
практическая работа;
экскурсии в музеи, галереи и теплицы;
работа на воздухе - пленэр.
3. Оценивание учебных достижений обучающихся
Оценивание творческих достижений обучающихся ведется с учетом таких критериев, как: композиционная гармония, лаконичная выразительность живописного языка, полнота реализации полученных знаний и умений, креативность и стильность творческой работы.
Оценка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом этапе работы. Поощряется творческий подход к выбору техники исполнения, умение применять полученные теоретические знания в практической работе. Оценка результатов также осуществляется на полугодовых и итоговых годовых просмотрах по «живописи».
Оценки выставляются по следующим критериям:
умение компоновать изображение в формате;
передача пропорций предмета;
владение конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами;
выявлять цвет, выявлять форму цветом, объем цветом, пространство цветом;
знание и применение в живописной работе законов цветоведения, линейной, воздушной перспектив или других приемов изображения в соответствии с заданием;
умение изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом его цветовых особенностей;
умение обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;
укладываться в заданные сроки выполнения работы.
4. Межпредметные связи
Живопись неразрывно связана с рисунком и композицией, поэтому, когда выполняется то или иное задание, необходимо убедиться в том, что обучающиеся освоили основы знаний по схожей теме на других предметах.
«живопись» - «рисунок»
использование знаний о линейной перспективе;
развитие чувства тона, тоновых отношений, тонового контраста, тонового равновесия;
развитие восприятия пропорций (пропорциональной гармонии) предметов, человека и животных;
применение графических приемов изображения различных поверхностей, т.е. передачи фактуры.
«живопись» - «лепка»
изучение формы предмета, его объема, для передачи лепки формы заливками.
«живопись» - «прикладная композиция»
закрепление знаний о правилах и законах композиции, способах композиционных построений;
использование изученных средств композиции, таких как контраст, ритм, динамика и статика;
применение различных декоративных приемов изображения.
«живопись» - « беседы по истории искусства»
закрепление знаний о развитии культуры и искусства различных эпох и народов;
использование знаний об истории изобразительного искусства Казахстана от древних времен до современности.
«живопись» - «история Казахстана»
изучение культурного наследия народа Республики Казахстан: обычаев, традиций, обрядов, национальных спортивных игр, национальных костюмов, национальных и государственных праздников;
изучение архитектурных памятников на территории Казахстана, археологических находок, истории быта казахов.
«живопись» - «литература»
знакомство с творчеством выдающихся художников иллюстраторов литературных произведений - мастеров книжной графики.
«живопись» - «биология»
применение и расширение знаний о растительном и животном мире, строении растений, анатомии человека и животных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Аксенов Ю.Г., Левидов М.М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.
Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
Беда Г.В. Живопись М.: “Просвещение”, 1986.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.:Просвещение,1969. 157 с.23
Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М.: “Искусство”, 1955.
Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе сразличными материалами»М. ,1997
Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.
Древности Казахстана. Алма-Ата,1975.
Искусство Казахстана. Алматы, 2006-2010.
Казахстан сегодня. Алматы, 2012.
Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.,1968.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: “Высшая школа”, 1992.
Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004.
Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: “Советский художник”, 1965.
Кузин В.С. Психология. М.: “Высшая школа”, 1974.
Леонтьева Г.К. Дорогой поиска. - М., 1965.
Лыкова И. «Цветная мозаика» М., 2000.
Макарова Е. «Преодолеть страх или искусствотерапия» М. Школа-Пресс,1996
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - Минск Беларусь, 2005.
Мосин И. Г. «Рисование» 1-часть Екатеринбург, 1997
Мосин И. Г. «Рисование»2-часть Екатеринбург,1998.
Рейне Дж. Полный курс акварельной живописи / пер. К. Ткаченко. - М.: ФАИР, 2006.
Хидеяки Чидзиива Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций / Пер. Бочкова И.А. - М.: Астрель, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Приложение 2.
Приложение 3. Приложение 4.
Приложение 5. Приложение 6.
Приложение 7. Приложение 8а. Приложение 8б.
Приложение 9. Приложение 10.
Приложение 11. Приложение 12.
Приложение 13.