Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе «Первые русские князья»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Веденеева О. И.
2. Класс: 3 «В». Предмет: окружающий мир .
3. Тема урока: «Первые русские князья».
4. Тип урока - изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
5. Цели урока :
образовательная - способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси;
развивающая - способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения; развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст;
воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, уважения к наследию прошлого.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Межпредметные связи: технология, литература, изо
Основные методы - частично-поисковый и проблемный.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная и групповая.
Средства обучения - тексты исторических документов, энциклопедии, учебник, летописные источники с пропущенной информацией, презентация.
№ |
Этап урока, его цели. |
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
Предлагаю вам поздороваться с нашими гостями.
Прошу сесть на свои места. Проверим, все ли готовы к уроку, я называю предмет, а вы, если он есть отвечаете «на месте». Игра «Все ли готово?» -Учебник? -Пенал? -Индивидуальная лента времени? -Руки? (на этот вопрос дети отвечают «на месте» и садятся правильно) |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру. Мотивирует учащихся на работу. |
Приветствуют учителей Хором отвечают на вопросы учителя -На месте. |
Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2. |
Актуализация опорных знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. |
-Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (От Руси до России) - На прошлом уроке мы путешествовали в прошлое и начали работу над нашей совместной книгой-справочником « От Руси до России». (Демонстрация книги. Обложка. Источники информации. Славянские племена. Карта.) -Давайте вспомним, что мы уже знаем об истории нашей Родины. -Я попрошу сейчас выйти по 1 представителю от каждой группы и выбрать карточку с заданием (для каждой группы 1 задание). - Прочитайте вопрос, посоветуйтесь и решите, кто будет отвечать. КАРТОЧКА № 1 1гр. Как люди узнают о прошлом? Какие исторические источники существуют? КАРТОЧКА № 2 2 гр. Поработайте с картой. Покажите территорию, заселенную восточнославянскими племенами. Назовите эти племена. КАРТОЧКА № 3 3гр. Как жили славяне? КАРТОЧКА № 4 4 гр. Кто такие князья, их род деятельности. КАРТОЧКА № 5 5 гр. Что обозначает слово «Русь»? |
Организует проверку домашнего задания с помощью карточек, проводит параллель с ранее изученным материалом. |
Отвечают на вопросы учителя Обсуждают вопрос в группе, отвечают на поставленный вопрос. Дополняют ответы друг друга |
Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3 |
Постановка темы. Мотивация и целеполагание. Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. |
- Молодцы! Мы с вами знаем, что в древности на территории нашего государства проживали многочисленные славянские племена. Также нам известно происхождение слова Русь. А как же возникла Русь? (Не знаем…) Знаний у нас недостаточно. - А можем предположить, кто объединил все славянские племена? (Предположения детей : князья…). -Значит, мы можем сказать, о ком пойдет речь на уроке? (О первых русских князьях) Тема урока: «Первые русские князья». Запишите тему урока. -Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное виртуальное путешествие в прошлое и узнаем, как возникло Древнерусское государство, кто объединил славянские племена, правил ими. -Что будет являться целью нашего урока? (Ответы детей: Узнать как можно больше о князьях.) Цель нашего урока: собрать сведения о жизни первых русских князей и продолжить работу над книгой - справочником « От Руси до России» для всех любознательных школьников, которую мы начали на прошлом уроке. - Зачем это нужно? Это пособие должно помочь любому ученику ответить на такие вопросы: -Как образовалось Древнерусское государство. -Кто управлял им и в какой последовательности. -Что сделали первые князья для могущества нашего государства. Мы уже сказали, что летописи - это наследие прошлых лет. Сегодня на уроке мы тоже оставим свой след в истории - это наша книга-справочник для младших ребят. Итак, посмотрим план нашей работы, что самое главное должны узнать. -Перед вами лист с таблицей – это наша «Лента времени». Путешествуя в прошлое, мы будем записывать в нее все то, новое, что узнали на уроке. ПЛАН Имя князя. (Кем являлся для предыдущего князя) Отличительные черты характера. В каком городе княжил. Что сделал для развития государства. - Какие источники информации можем использовать для получения нужных сведений? 1. учебник – это главный источник. 2. энциклопедии (дополнительные) 3. летописи 4. рассказ учителя |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. |
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. |
Познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4. |
Изучение нового материала. |
- Хотите ли вы отправиться в прошлое?… (Звучит славянская музыка) - Славянские племена постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял князь. Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго. И тогда славянский народ решил: «Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись. Давайте узнаем, кого выбрал славянский народ. Откройте учебник на стр. 12 и прочитайте, кто стал первым князем на Руси. Вопросы по содержанию, работа по плану в «Ленте времени»: -Кто же объединил славянские племена? РЮРИК (запись в ленту, слайд) -Обратимся к плану, какими отличительными чертами характера обладал РЮРИК? (Умный, терпеливый, доблестный) -В каком городе княжил? В Новгороде (запись в таблицу) -Что сделал для развития государства? (Объединил племена славян в государство - Русь) -Воспользуемся дополнительными источниками (энциклопедии), чтобы пополнить свои знания о князе Рюрике. (Чтение детьми ) Что нового узнали? (Дети рассказывают о том, что Рюрик пришел не один, а с братьями Синеусом и Трувором и со своей дружиной. Он был варягом, жителем скандинавских стран). Что такое дружина? Это войско. Давайте занесем незнакомое слово в наш словарь. Итак, подведем итог, что же мы узнали о первом князе Рюрике. (Чтение заполненной таблицы) Рассказ по плану Имя первого князя РЮРИК. Он был варягом (жили варяги в северной стране Скандинавии) Он был сильный, умный, справедливый Княжил в городе Новгороде Он объединил славянские племена. - Что же произошло дальше, о чем повествует история? Прочитайте в учебнике на стр. 13. Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу об этом князе. -Кто княжил после Рюрика? Проверка по плану. Имя ОЛЕГ-родственник Рюрика Славился умом и хитростью Княжил в городе Киеве. Строил города и крепости. Завоевал много новых земель, воевал с Византией. -Обратимся к дополнительным источникам. (Чтение детьми энциклопедии). -Что нового узнали об Олеге? (Рюрик передал власть Олегу и своего малолетнего сына Игоря. Олег хитростью выманил из Киева Аскольда и Дира, сказав, что они не княжеского рода и убив их. Олег остался править в Киеве, сохранив власть над Новгородом. С этого времени Киев стал матерью городов русских. Олег одержал победу над византийцами, прибил щит на воротах Царьграда) -Можем дополнить нашу таблицу? (Завоевал много новых земель, воевал с Византией) Рассказ о походе Олега на Византию. (Слайды) Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней, то воевали, то мирились. Дружины русов не раз появлялись под стенами Царьграда. Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу. Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким-то неведомым даром и прозвали Олега вещим. - Можем дополнить нашу таблицу? - Олега прозвали ВЕЩИМ, давайте узнаем, что означает слово «вещий» (Толковый словарь) Вещий – предвидящий будущее, пророческий Заносим в словарь
Существует легенда о смерти князя Олега. (Показ слайдов, рассказ ученика) Рассказывают, будто нагадал ему волхв (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв. Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер. - Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб. ( После показа картин) - Эти картины Васнецов написал к произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Демонстрация книги. С этим произведением вы познакомитесь в 4 классе. Что же такое легенда? (Дети делают вывод, читают в учебнике с. 14, заносим в словарь) Какое еще новое слово встретили? волхв (предсказатель) Заносим в словарь. – Молодцы! Движемся дальше. Давайте узнаем, кто княжил после ОЛЕГА. Учебник стр. 14. Прочитайте, самостоятельно заполните таблицу. Проверка по плану. Имя ИГОРЬ – сын РЮРИКА Хитрый, воинственный, жадный Княжил в Киеве Облагал данью другие племена, отразил набеги печенегов (Последний вопрос обсудить! Облагать данью другие племена это хорошо или плохо? Народ платил дань, обогащая Русь, а русская дружина в свою очередь, защищала их от врагов) - Давайте снова обратимся к дополнительным источникам- летописи. (Чтение доп. литературы) - Что интересного узнали? Игорь отразил нападение печенегов (главный и близкий враг Руси), тем самым расширил границы нашего государства. -Значит он не только грабил другие племена и был жаден, но есть в его правлении и что-то хорошее- отражение могучего врага –печенегов. Заносим в таблицу. После смерти ИГОРЯ, княжить Русью стала княгиня Ольга. Просмотр фильма «Месть Ольги». Отомстив за смерть мужа древлянам, Ольга стала править Киевом. Рассказ учителя об Ольге. Наказав древлян, княгиня Ольга с дружиной объехала землю древлян и установила « уставы и уроки» - уставы размеры дани и уроки- место сбора дани. И так, установив все, вернулась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним…» Установив новую дань, она всегда знала меру и своего сына Святослава учила, что «жадность до добра не доводит». Княгиня Ольга - умная и дальновидная правительница, о которой Н.М.Карамзин сказал: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь - Святою, История - Мудрою». Об Ольге известно, что она первая из русских властителей принимала в Киеве иностранных послов. Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение. Работа по плану: Имя Ольга – жена Игоря Мудрая, честная, справедливая Княжила в Киеве Указала размер дани, место куда свозилась дань… -Какое новое слово встретили? (дань-налог) Как вы думаете, что оно обозначает? Заносим в словарь. -На тот момент все славяне были язычниками - верили во множество богов, об этом мы узнаем позже. А княгиня Ольга первая приняла христианство. Знаете ли вы, кто такие христиане? (Верующие в Христа). О том, как Русь крестилась, мы узнаем с вами на следующем уроке. ФИЗМИНУТКА. Языческий танец. -Давайте попробуем представить себя древними славянами, которым необходимо вызвать древнего бога Ветра. Дети повторяют движения под музыку «Мельница». - Прошли годы… Кто же правил после княгини? Прочитайте в учебнике стр. 16, последний абзац. (Сын Святослав) Обратимся к летописи «Повесть временных лет». (Самостоятельное чтение детьми) Работа по плану. 1. Имя СВЯТОСЛАВ – сын ОЛЬГИ и ИГОРЯ 2. Могучий, грозный, смелый 3. Княжил в Переяславце 4. Завоевывал новые земли, расширил границы государства СХЕМА на доске (У учащихся тоже самое в заполненной таблице.) |
Даёт задание, проводит инструктаж, организует проверку. |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу в карточках в группах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, выступает делегат от группы. |
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
5. |
Закрепление. Цель: Показать значение князей в образовании Русского государства. |
-Итак, мы получили много новой информации, пришло время узнать насколько внимательны вы были. -Я попрошу выйти по одному человеку от группы и выбрать карточку, в ней говорится о жизни и деятельности князя. Ваша задача - угадать о каком князе идет речь. ПРОВЕРКА. Ребята зачитываю летописные источники. Обсуждаем правильность выбора. 1. Рассказ о Рюрике "Нестор пишет, что славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам – руси, сказать им: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами... ". (Карамзин) "И вызвались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший _______, а другой – Синеус – на Белом озере. А третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля". ("Повесть временных лет") Спустя некоторое время оба брата умерли, и славянами в северных землях стал править ____________. Умер _____________, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал. 2. О деятельности князя Олега Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников. Могущественной соседкой Руси была Византия. Дружины русов не раз появлялись под стенами Царьграда. Князь ________ двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь _______ прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор.
3 Князь Игорь “Повесть временных лет” о делах князя _______ “… Как пришла осень, то дружина стала говорить князю: “Племя древлян богато оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь с нами в дань: и ты добудешь, и мы!” Послушался их _________, пошел за данью к древлянам, начал брать у них больше прежнего, делал им насилия и дружина его также. Взявши дань, ________ пошел в свой город; на дороге, подумав, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще”. Древляне убили __________, чтобы освободиться от дани. 4 Ольга Отомстив, за смерть мужа ___________ с дружиной объехала землю древлян и установила « уставы и уроки» - размеры дани и других повинностей. И так, установив все, вернулась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним…» В год (955). Отправилась _________ в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему _______, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. 5 Святослав «Сказал _________ матери ________ своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото. Вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Пошел ___________ на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел ____________ болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там, в Переяславце. И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам». Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу, и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их Белую Вежу взял. |
Организует беседу, помогает сделать вывод. |
Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу. |
Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
6. |
Творческая работа. Цель: Формировать умение работать в группе. Развивать эстетическое восприятие. |
Молодцы! А теперь приступаем к творческому заданию. Предлагаю вам представить себя художником-оформителем детской книги, т.е нашего справочника «От Руси до России»! Вы должны оформить страницу, согласно следующей схеме: портрет князя или княжны, исторические сведения, факты биографии. Допустимо использование и других подходящих иллюстраций. И с помощью квиллинга, декоративно оформить вашу страницу. Можно использовать технику «Завиток», «Капля», «Лист» и др. Важно подойти к этому творчески и распределить обязанности в группе. На работу вам дается 5 минут. |
Предлагает детям роль художника-оформителя. |
Самостоятельная творческая работа с опорой на алгоритм действий. (оформляют свою страницу, используя элементы квиллинга) |
Познавательные УУД. самостоятельное создание алгоритмов деятельности Регулятивные УУД. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД Умение взаимодействовать в группе. Взаимопомощь. |
7. |
Подведение итогов. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
Итак, знакомство с Древней Русью мы продолжим на следующих уроках, а сейчас давайте подведем итог проделанной на уроке работы и закрепим полученные знания. Пожалуйста, каждая группа представьте свои страницы. (Демонстрация страниц; на доску) - Ребята, какая была поставлена цель нашего урока? (Узнать о первых князьях) - Достигли ли мы ее? (Да, узнали о РЮРИКЕ, ОЛЕГЕ, ИГОРЕ, ОЛЬГЕ, СВЯТОСЛАВЕ) -Молодцы! И у нас готовы страницы нашей книги, в которой есть интересные сведения о первых русских князьях, их деятельности. Но это далеко еще не все правители в истории нашей родины. На следующем уроке мы узнаем о том, как Москва стала столицей и о других славных князьях. Продолжим работу над нашей книгой. - Какую же роль сыграли первые русские князья в формировании древнерусского государства? (расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена…) Давайте подведем итог того, что мы узнали. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. - первая строка – название темы (одно существительное); КНЯЗЬЯ - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; МУДРЫЕ, ХРАБРЫЕ - третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; УКРЕПЛЯЛИ, ЗАЩИЩАЛИ, ВОЕВАЛИ - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); ОБЪЕДИНИЛИ, РАСШИРИЛИ РУСЬ! МОЛОДЦЫ! - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. МОГУЩЕСТВО (Величие и др.) В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. - Что получилось? |
Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке |
Демонстрируют творческую работу, составляют синквейн о воде. Представляют свои работы. |
Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
9 |
Рефлексия Цель: Научить анализировать свои собственные достижения, неудачи, научить искать способы решения проблем |
Антуан де Сент-Экзюпери, известный писатель сказал: Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр -Попробуйте оценить себя на этом уроке, ответив на мои вопросы. Если вы согласны с утверждением ставьте плюс, если нет минус. -Я сегодня узнал много нового. (+/-) Что мне помогло: -Самостоятельное чтение нового материала(+/-) -Рассказ товарищей(+/-) -Беседа с учителем(+/-) -Я был активен на уроке(+/-) Поставьте себе такую оценку за урок, сколько + у вас получилось. (Если есть время – обсудить оценки учащихся) |
Самооценка деятельности учащегося. Оценивание своего труда и сравнивание результата своего труда с результатами других учащихся. |
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
|
10 |
Домашнее задание Цель: Закрепление полученных знаний. Получение дополнительных сведений |
На этом наш урок окончен. Спасибо за работу. Домашнее задание С. 14-15, читать, ответить на вопросы1-4. Для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение об интересных, необычных фактах из жизни понравившегося князя, пользуясь справочником , энциклопедией или интернет - источниками. |
Предоставляет варианты работы дома по изученному материалу. |
Запись в дневник |
Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. |
Приложение 1
DOCX / 12.37 Кб
Приложение 2
DOCX / 13.74 Кб
Приложение 3
DOCX / 105.21 Кб
Приложение 4
DOCX / 817.59 Кб
Смоленцева Галина Леонидовна