Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе «Первые русские князья»

1
1
Материал опубликован 16 January 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Веденеева О. И.

2. Класс: 3 «В». Предмет:   окружающий мир  .

3. Тема урока:  «Первые русские князья».

4. Тип урока - изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

5. Цели урока :

образовательная - способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси;


 

развивающая - способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения; развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст;


 

воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, уважения к наследию прошлого.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Межпредметные связи: технология, литература, изо

Основные методы - частично-поисковый и проблемный.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная и групповая.

Средства обучения - тексты исторических документов, энциклопедии, учебник, летописные источники с пропущенной информацией, презентация.


 


 

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Предлагаю вам поздороваться с нашими гостями.


 


 


 


 


 

Прошу сесть на свои места. Проверим, все ли готовы к уроку, я называю предмет, а вы, если он есть отвечаете «на месте».

Игра «Все ли готово?»

-Учебник?

-Пенал?

-Индивидуальная лента времени?

-Руки? (на этот вопрос дети отвечают «на месте» и садятся правильно)

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителей

Хором отвечают на вопросы учителя

-На месте.

Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация опорных знаний.

Цель:

актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

-Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (От Руси до России)

- На прошлом уроке мы путешествовали в прошлое и начали работу над нашей совместной книгой-справочником « От Руси до России». (Демонстрация книги. Обложка. Источники информации. Славянские племена. Карта.)

-Давайте вспомним, что мы уже знаем об истории нашей Родины.

-Я попрошу сейчас выйти по 1 представителю от каждой группы и выбрать карточку с заданием (для каждой группы 1 задание).

- Прочитайте вопрос, посоветуйтесь и решите, кто будет отвечать.

КАРТОЧКА № 1

1гр. Как люди узнают о прошлом? Какие исторические источники существуют?

КАРТОЧКА № 2

2 гр. Поработайте с картой. Покажите территорию, заселенную восточнославянскими племенами. Назовите эти племена.

КАРТОЧКА № 3

3гр. Как жили славяне?

КАРТОЧКА № 4

4 гр. Кто такие князья, их род деятельности.

КАРТОЧКА № 5

5 гр. Что обозначает слово «Русь»?

Организует проверку домашнего задания с помощью карточек, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Отвечают на вопросы учителя

Обсуждают вопрос в группе, отвечают на поставленный вопрос. Дополняют ответы друг друга

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3

Постановка темы. Мотивация и целеполагание.

Цель:

актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

- Молодцы! Мы с вами знаем, что в древности на территории нашего государства проживали многочисленные славянские племена. Также нам известно происхождение слова Русь. А как же возникла Русь? (Не знаем…) Знаний у нас недостаточно.

- А можем предположить, кто объединил все славянские племена? (Предположения детей : князья…).

-Значит, мы можем сказать, о ком пойдет речь на уроке? (О первых русских князьях)

Тема урока: «Первые русские князья».

Запишите тему урока.

-Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное виртуальное путешествие в прошлое и узнаем, как возникло Древнерусское государство, кто объединил славянские племена, правил ими.

-Что будет являться целью нашего урока? (Ответы детей: Узнать как можно больше о князьях.)

Цель нашего урока: собрать сведения о жизни первых русских князей и продолжить работу над книгой - справочником « От Руси до России» для всех любознательных школьников, которую мы начали на прошлом уроке.

- Зачем это нужно?

Это пособие должно помочь любому ученику ответить на такие вопросы:

-Как образовалось Древнерусское государство.

-Кто управлял им и в какой последовательности.

-Что сделали первые князья для могущества нашего государства.

Мы уже сказали, что летописи - это наследие прошлых лет. Сегодня на уроке мы тоже оставим свой след в истории - это наша книга-справочник для младших ребят.

Итак, посмотрим план нашей работы, что самое главное должны узнать.

-Перед вами лист с таблицей – это наша «Лента времени». Путешествуя в прошлое, мы будем записывать в нее все то, новое, что узнали на уроке.

ПЛАН

Имя князя. (Кем являлся для предыдущего князя)

Отличительные черты характера.

В каком городе княжил.

Что сделал для развития государства.

- Какие источники информации можем использовать для получения нужных сведений?

1. учебник – это главный источник.

2. энциклопедии (дополнительные)

3. летописи

4. рассказ учителя

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.

Изучение нового материала.

- Хотите ли вы отправиться в прошлое?… (Звучит славянская музыка)

- Славянские племена постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх застав­лял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял князь. Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго. И тогда славянский народ решил: «Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись.

Давайте узнаем, кого выбрал славянский народ. Откройте учебник на стр. 12 и прочитайте, кто стал первым князем на Руси.

Вопросы по содержанию, работа по плану в «Ленте времени»:

-Кто же объединил славянские племена? РЮРИК (запись в ленту, слайд)

-Обратимся к плану, какими отличительными чертами характера обладал РЮРИК? (Умный, терпеливый, доблестный)

-В каком городе княжил? В Новгороде (запись в таблицу)

-Что сделал для развития государства? (Объединил племена славян в государство - Русь)

-Воспользуемся дополнительными источниками (энциклопедии), чтобы пополнить свои знания о князе Рюрике. (Чтение детьми )

Что нового узнали? (Дети рассказывают о том, что Рюрик пришел не один, а с братьями Синеусом и Трувором и со своей дружиной. Он был варягом, жителем скандинавских стран).

Что такое дружина? Это войско. Давайте занесем незнакомое слово в наш словарь.

Итак, подведем итог, что же мы узнали о первом князе Рюрике. (Чтение заполненной таблицы)

Рассказ по плану

Имя первого князя РЮРИК. Он был варягом (жили варяги в северной стране Скандинавии)

Он был сильный, умный, справедливый

Княжил в городе Новгороде

Он объединил славянские племена.

- Что же произошло дальше, о чем повествует история? Прочитайте в учебнике на стр. 13. Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу об этом князе.

-Кто княжил после Рюрика?

Проверка по плану.

Имя ОЛЕГ-родственник Рюрика

Славился умом и хитростью

Княжил в городе Киеве.

Строил города и крепости. Завоевал много новых земель, воевал с Византией.

-Обратимся к дополнительным источникам. (Чтение детьми энциклопедии).

-Что нового узнали об Олеге? (Рюрик передал власть Олегу и своего малолетнего сына Игоря. Олег хитростью выманил из Киева Аскольда и Дира, сказав, что они не княжеского рода и убив их. Олег остался править в Киеве, сохранив власть над Новгородом. С этого времени Киев стал матерью городов русских. Олег одержал победу над византийцами, прибил щит на воротах Царьграда)

-Можем дополнить нашу таблицу? (Завоевал много новых земель, воевал с Византией)

Рассказ о походе Олега на Византию. (Слайды)

Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней, то воевали, то мирились. Дружины русов не раз появлялись под стенами Царьграда.

Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу.

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким-то неведомым даром и прозвали Олега вещим.

- Можем дополнить нашу таблицу?

- Олега прозвали ВЕЩИМ, давайте узнаем, что означает слово «вещий» (Толковый словарь)

Вещий – предвидящий будущее, пророческий

Заносим в словарь


 

Существует легенда о смерти князя Олега. (Показ слайдов, рассказ ученика)

Рассказывают, будто нагадал ему волхв (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.

Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.

- Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб. ( После показа картин)

- Эти картины Васнецов написал к произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Демонстрация книги. С этим произведением вы познакомитесь в 4 классе.

Что же такое легенда? (Дети делают вывод, читают в учебнике с. 14, заносим в словарь)

Какое еще новое слово встретили? волхв (предсказатель) Заносим в словарь.

Молодцы! Движемся дальше. Давайте узнаем, кто княжил после ОЛЕГА. Учебник стр. 14. Прочитайте, самостоятельно заполните таблицу. Проверка по плану.

Имя ИГОРЬ – сын РЮРИКА

Хитрый, воинственный, жадный

Княжил в Киеве

Облагал данью другие племена, отразил набеги печенегов

(Последний вопрос обсудить! Облагать данью другие племена это хорошо или плохо? Народ платил дань, обогащая Русь, а русская дружина в свою очередь, защищала их от врагов)

- Давайте снова обратимся к дополнительным источникам- летописи. (Чтение доп. литературы)

- Что интересного узнали? Игорь отразил нападение печенегов (главный и близкий враг Руси), тем самым расширил границы нашего государства.

-Значит он не только грабил другие племена и был жаден, но есть в его правлении и что-то хорошее- отражение могучего врага –печенегов. Заносим в таблицу.

После смерти ИГОРЯ, княжить Русью стала княгиня Ольга. Просмотр фильма «Месть Ольги».

Отомстив за смерть мужа древлянам, Ольга стала править Киевом.

Рассказ учителя об Ольге. Наказав древлян, княгиня Ольга с дружиной объехала землю древлян и установила « уставы и уроки» - уставы размеры дани и уроки- место сбора дани. И так, установив все, вернулась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним…»

Установив новую дань, она всегда знала меру и своего сына Святослава учила, что «жадность до добра не доводит».

Княгиня Ольга - умная и дальновидная правительница, о которой Н.М.Карамзин сказал: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь - Святою, История - Мудрою».

Об Ольге известно, что она первая из русских властителей принимала в Киеве иностранных послов. Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение.

Работа по плану:

Имя Ольга – жена Игоря

Мудрая, честная, справедливая

Княжила в Киеве

Указала размер дани, место куда свозилась дань…

-Какое новое слово встретили? (дань-налог) Как вы думаете, что оно обозначает?

Заносим в словарь.

-На тот момент все славяне были язычниками - верили во множество богов, об этом мы узнаем позже. А княгиня Ольга первая приняла христианство. Знаете ли вы, кто такие христиане? (Верующие в Христа). О том, как Русь крестилась, мы узнаем с вами на следующем уроке.

ФИЗМИНУТКА. Языческий танец.

-Давайте попробуем представить себя древними славянами, которым необходимо вызвать древнего бога Ветра.

Дети повторяют движения под музыку «Мельница».

- Прошли годы… Кто же правил после княгини? Прочитайте в учебнике стр. 16, последний абзац. (Сын Святослав)

Обратимся к летописи «Повесть временных лет». (Самостоятельное чтение детьми)

Работа по плану.

1. Имя СВЯТОСЛАВ – сын ОЛЬГИ и ИГОРЯ

2. Могучий, грозный, смелый

3. Княжил в Переяславце

4. Завоевывал новые земли, расширил границы государства

СХЕМА на доске (У учащихся тоже самое в заполненной таблице.)

Даёт задание, проводит инструктаж,

организует проверку.

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу в карточках в группах, согласно сделанного вывода по материалу учебника.

Договариваются между собой, выступает делегат от группы.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

5.

Закрепление.

Цель:

Показать значение князей в образовании Русского государства.

-Итак, мы получили много новой информации, пришло время узнать насколько внимательны вы были.

-Я попрошу выйти по одному человеку от группы и выбрать карточку, в ней говорится о жизни и деятельности князя. Ваша задача - угадать о каком князе идет речь.

ПРОВЕРКА. Ребята зачитываю летописные источники. Обсуждаем правильность выбора.

1. Рассказ о Рюрике

"Нестор пишет, что славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам – руси, сказать им: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.

Идите княжить и владеть нами... ". (Карамзин)

"И вызвались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший _______, а другой – Синеус – на Белом озере. А третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля". ("Повесть временных лет")

Спустя некоторое время оба брата умерли, и славянами в северных землях стал править ____________.

Умер _____________, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

2. О деятельности князя Олега

Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников.

Могущественной соседкой Руси была Византия. Дружины русов не раз появлялись под стенами Царьграда.

Князь ________ двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь _______ прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор.

 

3 Князь Игорь

Повесть временных лет” о делах князя _______

“… Как пришла осень, то дружина стала говорить князю: “Племя древлян богато оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь с нами в дань: и ты добудешь, и мы!” Послушался их _________, пошел за данью к древлянам, начал брать у них больше прежнего, делал им насилия и дружина его также. Взявши дань, ________ пошел в свой город; на дороге, подумав, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще”. Древляне убили __________, чтобы освободиться от дани.

4 Ольга

Отомстив, за смерть мужа ___________ с дружиной объехала землю древлян и установила « уставы и уроки» - размеры дани и других повинностей. И так, установив все, вернулась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним…»

В год (955). Отправилась _________ в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему _______, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”.

5 Святослав

«Сказал _________ матери ________ своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото. Вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Пошел ___________ на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел ____________ болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там, в Переяславце.

И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам». Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу, и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их Белую Вежу взял.

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

Уточняют свои знания по данному вопросу.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

6.

Творческая работа.

Цель:

Формировать умение работать в группе.

Развивать эстетическое восприятие.

Молодцы! А теперь приступаем к творческому заданию. Предлагаю вам представить себя художником-оформителем детской книги, т.е нашего справочника «От Руси до России»! Вы должны оформить страницу, согласно следующей схеме: портрет князя или княжны, исторические сведения, факты биографии. Допустимо использование и других подходящих иллюстраций. И с помощью квиллинга, декоративно оформить вашу страницу. Можно использовать технику «Завиток», «Капля», «Лист» и др. Важно подойти к этому творчески и распределить обязанности в группе.

На работу вам дается 5 минут.

Предлагает детям роль художника-оформителя.

Самостоятельная творческая работа с опорой на алгоритм действий. (оформляют свою страницу, используя элементы квиллинга)

Познавательные УУД.

самостоятельное создание алгоритмов деятельности Регулятивные УУД.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД

Умение взаимодействовать в группе. Взаимопомощь.

7.

Подведение итогов.

Цель:

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Итак, знакомство с Древней Русью мы продолжим на следующих уроках, а сейчас давайте подведем итог проделанной на уроке работы и закрепим полученные знания. Пожалуйста, каждая группа представьте свои страницы.

(Демонстрация страниц; на доску)

- Ребята, какая была поставлена цель нашего урока? (Узнать о первых князьях)

- Достигли ли мы ее? (Да, узнали о РЮРИКЕ, ОЛЕГЕ, ИГОРЕ, ОЛЬГЕ, СВЯТОСЛАВЕ)

-Молодцы! И у нас готовы страницы нашей книги, в которой есть интересные сведения о первых русских князьях, их деятельности. Но это далеко еще не все правители в истории нашей родины. На следующем уроке мы узнаем о том, как Москва стала столицей и о других славных князьях. Продолжим работу над нашей книгой.

- Какую же роль сыграли первые русские князья в формировании древнерусского государства?

(расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена…)

Давайте подведем итог того, что мы узнали. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока.

- первая строка – название темы (одно существительное); КНЯЗЬЯ

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; МУДРЫЕ, ХРАБРЫЕ

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; УКРЕПЛЯЛИ, ЗАЩИЩАЛИ, ВОЕВАЛИ

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); ОБЪЕДИНИЛИ, РАСШИРИЛИ РУСЬ! МОЛОДЦЫ!

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. МОГУЩЕСТВО (Величие и др.)

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

- Что получилось?

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

Демонстрируют творческую работу, составляют синквейн о воде.

Представляют свои работы.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

9

Рефлексия

Цель:

Научить анализировать свои собственные достижения, неудачи, научить искать способы решения проблем

Антуан де Сент-Экзюпери, известный писатель сказал:

Если ты умеешь

правильно судить себя,

значит, ты поистине мудр

-Попробуйте оценить себя на этом уроке, ответив на мои вопросы. Если вы согласны с утверждением ставьте плюс, если нет минус.

-Я сегодня узнал много нового. (+/-)

Что мне помогло:

-Самостоятельное чтение нового материала(+/-)

-Рассказ товарищей(+/-)

-Беседа с учителем(+/-)

-Я был активен на уроке(+/-)

Поставьте себе такую оценку за урок, сколько + у вас получилось.

(Если есть время – обсудить оценки учащихся)

 

Самооценка деятельности учащегося. Оценивание своего труда и сравнивание результата своего труда с результатами других учащихся.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

10

Домашнее задание Цель:

Закрепление полученных знаний. Получение дополнительных сведений

На этом наш урок окончен. Спасибо за работу. Домашнее задание

С. 14-15, читать, ответить на вопросы1-4.

Для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение об интересных, необычных фактах из жизни понравившегося князя, пользуясь справочником , энциклопедией или интернет - источниками.

Предоставляет варианты работы дома по изученному материалу.

Запись в дневник

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.


 


Приложение 1
DOCX / 12.37 Кб

Приложение 2
DOCX / 13.74 Кб

Приложение 3
DOCX / 105.21 Кб

Приложение 4
DOCX / 817.59 Кб

Предварительный просмотр презентации

Интегрированный урок окружающего мира и технологии по теме: «Первые русские князья» Учитель начальных классов Веденеева О. И. МОУ «Лицей № 47» 2014г.

От Руси до России

Тема урока: «Первые русские князья» Цель урока: собрать сведения о жизни первых русских князей; продолжить работу над книгой - справочником « От Руси до России»

ПЛАН Имя князя. (Кем являлся для предыдущего князя) Отличительные черты характера. Что сделал для развития государства. В каком городе княжил.

КНЯЗЬ РЮРИК (830 – 879)

№ Имя князя. (Кем являлся для предыдущего князя) Отличительные черты характера Что сделал для развития государства В каком городе княжил. 1. 2. 3. 4. 5. Работа по плану РЮРИК (варяг) сильный, умный, справедливый Объединил славян Новгород

Дружина - войско Словарь:

Рюрик, Трувор и Синеус Художник: Глазунов Илья Сергеевич

КНЯЗЬ ОЛЕГ (882 –912)

Войска Олега подходят к Константинополю

Словарь Вещий – предвидящий будущее

№ Имя князя. (Кем являлся для предыдущего князя) Отличительные черты характера Что сделал для развития государства В каком городе княжил. 1. 2. 3. 4. 5. Работа по плану РЮРИК (варяг) сильный, умный, справедливый Объединил славян Новгород ОЛЕГ- родственник Рюрика умный и хитрый Завоевал много новых земель, воевал с Византией, строил города и крепости. Киев

В. М. Васнецов. Встреча Олега с волхвом.

В. М. Васнецов. Прощание Олега с конем.

Словарь Волхв - предсказатель Легенда - сочетание исторической правды и вымысла

КНЯЗЬ ИГОРЬ (912-945)

№ Имя князя. (Кем являлся для предыдущего князя) Отличительные черты характера Что сделал для развития государства В каком городе княжил. 1. 2. 3. 4. 5. Работа по плану РЮРИК (варяг) сильный, умный, справедливый Объединил славян Новгород ОЛЕГ- родственник Рюрика умный и хитрый Завоевал много новых земель, воевал с Византией, строил города и крепости. Киев ИГОРЬ – сын Рюрика Хитрый, воинственный, жадный Облагал данью другие племена. Отразил набеги печенегов Киев

Словарь Дань - налог

КНЯГИНЯ ОЛЬГА ( 945 – 969)

№ Имя князя. (Кем являлся для предыдущего князя) Отличительные черты характера Что сделал для развития государства В каком городе княжил. 1. 2. 3. 4. 5. Работа по плану РЮРИК (варяг) сильный, умный, справедливый Объединил славян Новгород ОЛЕГ- родственник Рюрика умный и хитрый Завоевал много новых земель, воевал с Византией, строил города и крепости. Киев ИГОРЬ – сын Рюрика Хитрый, воинственный, жадный Облагал данью другие племена. Отразил набеги печенегов Киев Ольга – жена Игоря Мудрая, честная, справедливая Указала размер дани, место куда свозилась дань Киев

Отдохнем?

КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ (957 – 972)

«Иду на Вы!»

№ Имя князя. (Кем являлся для предыдущего князя) Отличительные черты характера Что сделал для развития государства В каком городе княжил. 1. 2. 3. 4. 5. Работа по плану РЮРИК (варяг) сильный, умный, справедливый Объединил славян Новгород ОЛЕГ- родственник Рюрика умный и хитрый Завоевал много новых земель, воевал с Византией, строил города и крепости. Киев ИГОРЬ – сын Рюрика Хитрый, воинственный, жадный Облагал данью другие племена. Отразил набеги печенегов Киев Ольга – жена Игоря Мудрая, честная, справедливая Указала размер дани, место куда свозилась дань Киев Святослав (сын Ольги и Игоря) Могучий, грозный, смелый Завоевывал новые земли, расширил границы государства Переяславец

Творческая работа Б Имя князя Портрет Исторические сведения Доп. факты Узор из квиллинга

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересный урок. Спасибо, Оксана! Действительно, очень важно уметь работать с текстом.

17 January 2019

Похожие публикации