Технологическая карта урока окружающего мира для 3 класса «Первые русские князья»
Учитель: Ташкинова Е.А.
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: Открытие новых знаний
Технологическая карта урока
Тема |
Первые русские князья |
Цели |
Образовательные: способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси; Развивающая: способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения; развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст; Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формировать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, уважения к наследию прошлого. Формировать УУД: - Личностные УУД: Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. - Регулятивные УУД: Адекватно воспринимать оценку учителя. Различать способ и результат действия. Оценивать правильность выполнения действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. - Коммуникативные УУД: Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Устанавливать причинно-следственные связи |
Здоровьесберегающий аспект |
Организация целесообразного чередования учебной нагрузки, смена видов деятельности учащихся Организация учебно-предметную среды, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности Использование методов, стимулирующих активную познавательную деятельность учащихся - частично-поисковый - проблемный - объяснительно-иллюстративный Использование разнообразных форм обучения - групповые - парные Психологический настрой учителя: Использование учителем методов поддержки учебной мотивации |
Планируемый результат |
Предметные: Знать первых русских князей, даты образования Древней Руси; Уметь выделять главное из текста; Характеризовать некоторые важнейшие события на Руси; Личностные: Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. |
Основные понятия |
Князь, летопись, легенда, лента времени, Повесть временных лет. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, русский язык, история, математика |
Ресурсы: |
ИКТ, интернет, словари, научная литература. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, групповая работа |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Мотивация к учебной деятельности |
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Чтение стихотворения Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Времена теперь другие, Как и мысли и дела- Далеко ушла Россия От страны какой была. Умный сильный наш народ Далеко глядит вперед, А преданья старины Забывать мы не должны. Н.Кончаловская О чём это стихотворение? (о нашей стране) Чему оно нас учит? ( Мы должны изучать прошлое страны, с уважением относиться к прошлому России) Почему я начала урок с этого стихотворения? ( мы будем изучать историю нашей страны) Почему стихотворение написано на жёлтом фоне? Что обозначает жёлтый цвет нашего лицейского флага? (любовь к Родине и её историческому прошлому) Именно о любви к Родине говорится в этом стихотворении. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, сравнивают свои высказывания с высказыванием других и учителя |
||||
II. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения |
А как называется наука, которая изучает прошлое?( история) Что изучает истории?( как жили различные народы, какие события происходили в их жизни ) Слово "история" пришло к нам из глубокой древности. В древнегреческом языке слово "historia" означало - рассказ о прошедшем, об узнанном. Из каких источников мы узнаем о том, что было в прошлом? (из различных исторических источников: вещественных, письменных, устных) - Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как жили наши предки? (чтобы сохранить культуру и обычаи предков. Мы должны с уважением относиться к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь. - Как называется наша страна? Всегда ли она так называлась? Перенесемся на несколько тысячелетий назад. - Кто были наши предки? (Славяне) - Какими были наши предки?. Как назывался торговый путь, связывающий Северную Русь и Скандинавию с Византией? (Из варяг в греки) В те времена занятие торговлей было опасным, поэтому надежней было установить контроль над торговыми путями. А для этого нужен был КНЯЗЬ с сильной дружиной. Как вы думаете что обозначает слово «князь» ? Что он делал? - Итак, это вождь племени, правитель государства ( укреплял страну, поддерживал порядок, заботился о защите своей страны) |
|
||||
III. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин) |
Почему эти слова написаны на белом, оранжевом, жёлтом, зелёном фоне? Что обозначает оранжевый цвет лицейского флага? Белый - честь и достоинство Оранжевый - символ активной жизненной позиции Жёлтый – любовь к Родине Зелёный идеал гуманизма Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? Итак, тема урока - Первые русские князья СЛАЙД Какие цели мы можем поставить перед собой? Узнать …. Кто были первыми русскими князьями? Какими чертами характера обладали? Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств? СЛАЙД Как мы об этом будем узнавать? (работать с учебником, слушать учителя, товарищей, работать с текстами) Какие исторические источники вы знаете? ( письменные, вещественные, устные) |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность Принимают учебное задание |
Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку учителя. Различать способ и результат действия. Оценивать правильность выполнения действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. |
|||
IV. Изучение нового
|
Известно, что основным письменным источником о тех далеких временах являются летописи, в том числе знаменитая «Повесть временных лет», составленная в ХII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором Интересные сведения о первых русских князьях оставил и историк ХIХ века Николай Михайлович Карамзин, автор книги «История Государства Российского» и другие ( показать книги) Эти книги вы можете взять почитать в нашей библиотеке Сегодня на уроке мы соберём с вами основные сведения о жизни первых русских князей и составим свой письменный источник для всех любознательных школьников, который назовём «Краткий исторический справочник о первых русских князьях». А что такое справочник? Справочник – это издание, содержащее краткие сведения по какому –либо предмету или вопросу. Каждая группа будет заниматься только своей страницей. Она будет посвящена одному из князей. В конце урока мы соединим эти страницы и получим наш справочник. А чтобы у нас всё хорошо получилось. Первую страницу нашего справочника мы составим вместе. Для этого мы должны заполнить таблицу. В таблице мы укажем - имя князя, годы правления, словесный портрет – черты характера, дела князя на благо страны (что было сделано). О первом князе расскажу я. К середине IX века уже существовало Киевское княжество, где были правители – бояре – это знатные и богатые люди, крестьяне – жители сельской местности и горожане. Киевские князья собирали с населения налоги (дань).
Это могли быть меха, кожа, сушенное мясо, рыба. Князья совершали военные походы, управляли жизнью общества. На будущих новгородских землях образовался союз 3 племён Карта ( Поляне- г. Киев, новгородские словене - г. Новгород) древляне - г. Искоростень.)- Славянские племена постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Но не одно племя не хотело уступить первенство другому. Эти раздоры продолжались долго. И тогда славянский народ решил: «Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись. Решено было обратиться к трем братьям – варяжским князьям Рюрику, Синеусу и Трувору «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Варяжские князья согласились и пришли править к славянам. Это были Рюрик, Трувор и Синеус. Так появились первые объединения славянских племен. Произошло это в IX веке.Что произошло дальше, рассказывает нам легенда. Прошло два года, и младшие братья Рюрика умерли. Остался Рюрик один. Дружина его была сильная. В дружине Рюрика были и варяги, и славяне. Постепенно славянские земли объединились под властью Рюрика. Он с своей дружиной навел порядок на славянской земле. А затем стал воевать с соседними славянскими племенами и постепенно присоединил их земли.Велел Рюрик своим дружинникам строить на славянской земле новые города и крепости для защиты от нападения врагов..Так постепенно славянские земли, объединенные под властью Рюрика, становились богатыми. Рюрик был самым богатым и знатным среди славянских князей.Славянские земли, в которых княжил Рюрик, стали называться русской землей, Русью. С тех пор и закрепилось за нашими предками название русские. Столицей – главным городом русских земель – стал Новгород.Так варяжский князь Рюрик стал основателем нового русского княжеского рода – Рюриковичи. Племена восточных славян объединились под его властью. Образовалось первое славянское княжество - Русь. Славился Рюрик умом, терпением и воинской доблестью. Но в одном из походов в чужие земли он погиб. В 1862 году в Новгороде был поставлен памятник «Тысячелетие России». Это говорит о том, что во все времена люди гордились и с уважением относились к истории своего государства. Давайте вместе заполним таблицу Итак, имя князя ----------- Рюрик Когда правил Рюрик? 862-879 годы Каким был Рюрик? Прежде чем мы продолжим, давайте отдохнём ФИЗМИНУТКА После Рюрика стали управлять другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
||||
V. Самостоятельная работа в группах, самопроверка по эталону. |
Дает задания поработать с текстом, заполнить таблицу. Подготовить рассказ о князе. Направляет, помогает, советует, корректирует. |
Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, сравнивают свои высказывания с высказыванием других
|
Коммуникативные : Задавать вопросы. Использовать речь для регуляции своего действия. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Познавательные: Использовать знаково-символические средства(модели, схемы) для решения задач .Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Устанавливать причинно-следственные связи |
|||
VI. Закрепление нового Контролирующее задание. |
Презентация работы группы А сейчас давайте вернёмся к целям, которые мы ставили в начале урока Узнали мы …. Кто были первыми русскими князьями? Какими чертами характера обладали? Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств? Сейчас я предлагаю выполнить тестовую работу. Проверка |
Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, сравнивают свои высказывания с высказыванием других и учителя |
|
|||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Заполните листы самооценки при работе в группах Кто хочет рассказать о том, как работал в группе? «Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю». М. И. Карамзин Домашнее задание Учебник с. 3 – 7 Подготовить сообщение о князе |
Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
|