Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Первые шаги к ОГЭ» в 7 классе
МБОУ Нечунаевская средняя школа
«Первые шаги к ОГЭ»
Рабочая программа
факультативных занятий
по русскому языку
7 класс
Составила учитель русского языка и литературы
Баун Надежда Александровна
- Пояснительная записка Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно использовать факультатив. Данный факультативный курс «Первые шаги к ОГЭ» составлен в соответствии с программой по русскому языку для обучающихся 7-х классов.
Данный факультатив – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах и чему научатся в 7 классе.
Программа включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
задания творческого характера.
Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа на персональных компьютерах, работа с интернет-продуктами.
- Цель факультативного курса: повышение качества знаний по предмету, активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся. Поэтапная подготовка обучающихся ОГЭ.
Для реализации цели следует решить следующие
задачи:
научить учащихся свободному владению терминологией;
развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ.
развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;
внедрение ИКТ в обучение.
Ожидаемые результаты:
овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;
повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
Овладение навыками решения заданий ОГЭ.
Тематическое содержание курса
Дата |
Тема |
|
сентябрь |
БЛОК 1. «Орфография. Повторение.» (9 часов) 1.Правописание безударных гласных и сомнительных и непроизносимых согласных. 2.Правописание удвоенных согласных. Словарная работа. 3.Корни с чередованием. Пунктуация№1-Знаки препинания в простых и сложных предложениях. 4.Правописание приставок. Орфограммы в окончаниях разных частей речи. |
|
октябрь |
5.Личные окончания глаголов. Пунктуация№2-Тире между подлежащим и сказуемым. 6.Правописание суффиксов существительных. Правописание гласных после шипящих. 7.Правописание Ъ и Ь. Н и НН в прилагательных. Пунктуация№3-Знаки препинания между однородными членами. 8.НЕ с разными частями речи. Частицы НЕ и НИ. 9.Дефисное и слитное написание сложных существительных и прилагательных. Пунктуация№4-Знаки препинания при вводных словах и обращениях. |
|
ноябрь |
БЛОК 2. «Причастие»..(5 часов) 10.Причастие как часть речи. Причастный оборот. 11.Действительные и страдательные причастия. 12.Н и НН в полных и кратких причастиях. |
|
декабрь |
13.Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях. 14.НЕ с причастиями. Пунктуация№5-Обособление причастного оборота. БЛОК 3. «Деепричастие».(2 часа) 15.Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. 16.НЕ с деепричастиями. Пунктуация№6- Обособление деепричастного оборота. |
|
январь |
БЛОК 4. «Наречие». (3 часа) 17.Наречие как часть речи. Дефис в наречиях. 18.Правописание приставок и суффиксов наречий. НЕ с наречиями. Отличие наречий от других частей речи. 19.Обобщение. Правописание наречий. Пунктуация№7-Обособление причастных и деепричастных оборотов. |
|
февраль |
БЛОК 5. «Предлоги.» (2 часа) 20,21.Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов. БЛОК 6. «Союзы». (1час) 22.Сочинительные и подчинительные союзы. Слитное и раздельное написание предлогов. БЛОК 7. «Частицы». (1 час) 23.Раздельное и дефисное написание частиц. Пунктуация №8-Повторение всех ранее изученных пунктограмм. |
|
март |
БЛОК 8. «Обобщение. Повторение». (11 часов) 24.Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов. 25.Удвоенные согласные. Корни с чередованием. 26.Орфограммы в приставках. 27.Правописание окончаний существительных и прилагательных. Пунктуация №9-Повторение всех ранее изученных пунктограмм. |
|
апрель |
28.Орфограммы в суффиксах существительных и прилагательных. Правописание суффиксов причастий. 29.Гласные после шипящих. Разделительные Ь и Ъ. 30.Н и НН в прилагательных. Пунктуация №10-Учимся ставить знаки препинания. 31.Правописание наречий и предлогов. Пунктуация №11-Обособление причастных и деепричастных оборотов. |
|
май |
32.НЕ с разными частями речи. Частицы НЕ и НИ. 33.Соединительные гласные в сложных словах. Пунктуация №12-Повторение. 34.Словарная работа. |
Литература для учителя и учащихся:
1. П.А.Лекант «Школьный справочник по русскому языку», М., «Русское слово», 2004 год;
2. Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант «Современный русский язык» Словарь – справочник, М., «Просвещение», 2005 год;
3. М.Т.Баранов «Школьный словарь образования слов русского языка», М., «Просвещение», 2005 год;
4. А.А.Семенюк, М.А.Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка», М., «Просвещение», 2006 год;
5. Н.М.Шанский «Школьный фразеологический словарь русского языка», М., «Дрофа», 2006 год;
6.«Тесты по русскому языку. – 7 класс», М., «Дрофа», 2013год.