Первые шаги в экологию.
«Беречь себя и свою планету»
Сент-Экзюпери
Экологическое образование и воспитание являются в настоящее время одними из приоритетных направлений работы с младшими школьниками. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем выше эффективность воспитания.
Чтобы ребенок научился понимать и любить красоту природы, беречь ее богатства, педагоги используют различные формы работы. Одна их таких форм – практическая работа младших школьников по высаживанию цветов на клумбах, палисадниках, участие в мероприятиях по озеленению города. Дети не должны чураться такой работы, а, наоборот, получать удовольствие и гордиться плодами своего труда.
На базе 2 «С» класса нашей школы второй год действует объединение «Экоша», руководителем которого я и являюсь. В рамках 550-летия со дня рождения города Чебоксары, в мае этого года в столице нашей Республики стартовала благотворительная акция Первого федерального телеканала «Стань первым». Нашему классу поручили принять участие в этой акции. Родители и 13 учеников приехали в питомник поселка Кугеси, где приняли участие в телевизионных съемках, совместно с ведущим программы «Пусть говорят» Дмитрием Борисовым. В память об этой акции ребятам подарили зеленые фартучки и бейсболки от Первого канала.
Первого июня моих «экошат» снова пригласили на высадку рассады, теперь уже у подножия монумента Матери г. Чебоксары. Огромная клумба в виде цифры «1» высотой в 90 квадратных метров украсила склон подножия монумента Матери в столице Чувашии. Здесь активно потрудились работники чебоксарского «Зеленстроя», школьники-юннаты (в том числе, мои ученики), популярные телеведущие Первого канала и телеканала «Бобер». Было высажено 5600 саженцев серебристой ценерарии. Юннаты в ярко-зеленых фартуках и белых бейсболках бойко выполняли задания режиссера. Кроме «дачных фей», руководивших посадкой, помогали ребятам и российский журналист, генеральный продюсер компании «Первый канал. Всемирная сеть», ведущий программы «Пусть говорят» Дмитрий Борисов, ведущие программы «День перемен» на телеканале «Бобер» Катя Гершуни и Артем Петров. Символом волшебства, исполнения детской мечты назвали получившуюся ажурную клумбу звезды ТВ. Фартучки и бейсболки также остались ребятам на память.
В своем интервью корреспонденту газеты «Советская Чувашия» я отметила, что данная акция - это возможность показать, какие у нас замечательные юные натуралисты. Несмотря на то, что второклассники еще малы, посмотрите, как усердно они сажают и поливают, не зря телеведущие Октябрина Ганичкина и Ольга Платонова - наши любимые «дачные феи», сразу подметили их трудолюбие и старательность. А вообще, ребята нашей школы каждую весну высаживают цветы на территории школы. В этом году они разбили чудесный цветник в виде юбилейной даты города цифры «550».
Ученики 2 «С» класса вместе со своими родителями приняли активное участие в школьном экологическом субботнике и разбили клумбу рядом с памятником воинам-жителям деревень Пятино и Кочаково, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
С этой целью, мы с детьми в конце апреля сходили в городской Ботанический сад имени Цицина. Там мы выкопали цветы и растения-многолетники, которые хорошо растут в тени. Дело в том, что данный памятник находится в тени елей и берез, поэтому надо было найти цветы-многолетники, любящие тень. Приближался День Победы, возле памятника должна была состояться традиционная линейка памяти. Нам очень хотелось привести здесь клумбу в надлежащий вид, и мы с этим справились!
Огромную благодарность хочется выразить родителям своего класса. Вы всегда меня поддерживаете и оказываете большую помощь в работе! У меня самые лучшие, добрые и отзывчивые родители. Большое Вам спасибо за все!
Ученики и родители моего класса также ухаживают за клумбой, которая находится около входа в школу. Мы начали свою работу с того, что вначале изучили земельный участок, на котором тогда росли только лилии, мальва, хризантемы и крапива. Осенью 2017 года земля была вскопана: почва оказалась глинистой и песчаной и, к сожалению, содержала мало питательных веществ. Цветы не растут по приказу, приходится учитывать много факторов: свет, полив, почву, температурный режим. Сейчас мы высадили на этой клумбе 12 кустов роз, энотеру, турецкую гвоздику, маргаритки, нарциссы, тюльпаны, виолу (анютины глазки), мускарики, лилии, молочай, ползучие флоксы, пионы, водосбор и т.д. Все эти цветы - многолетники. Нам всем очень хочется создать здесь маленький райский уголок - цветник непрерывного цветения. Все это - лишь одно из направлений работы по экологическому воспитанию учащихся.
Не менее важным я считаю соприкосновение детей с живой природой, исследование флоры и фауны Чувашии, формирование у школьников таких качеств, как наблюдательность и любознательность. Я часто хожу с детьми на экскурсии, и когда вижу в детских глазах неподдельный восторг при виде обычных водных личинок насекомых, то понимаю, что мои труды были не напрасны. И это очень приятно осознавать!
А как мои кружковцы любят ходить по лесу! Их зоркие глаза подмечают все вокруг, и настоящим праздником для них становится обычная экскурсия на речку. Просто походить босиком по воде - что может быть лучше? Вспомните свое детство! А какой закаливающий эффект массажа ступней ребенка! Особенно это все актуально в наше время, когда многие дети страдают плоскостопием.
Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Задача учителя заключается в том, чтобы научить учеников видеть проблему, уметь выдвигать гипотезу, уметь наблюдать, уметь проводить эксперимент, уметь объяснить увиденное и сделать выводы. «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» - абсолютна согласна с мнением лауреата Нобелевской премии Альберта Сент-Дьердьи.
По результатам совместных походов и экскурсий мы пишем исследовательские работы и принимаем участие в городских и республиканских научно-практических конференциях. Так, за два года работы со своими юными экологами были написаны исследовательские работы по темам:
1. «Оценка качества воды реки Мочкаушка Ядринского района», автор – ученик четвертого класса Георгий Хлевнюк. Его работа получила первое место в Республиканском конкурсе исследовательских работ творческих проектов «Я-исследователь»; третье место в Региональном этапе 14 Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ школьников им. Д.И. Менделеева; второе место в очной 52-ой Всероссийской научной студенческой конференции (в секции «Первые шаги в науку»).
2. «К познанию разнообразия насекомых Заволжья», авторы - первоклассники Роман Корнеев и Светлана Сергеева. Работа приняла участие в заочном Всероссийском конкурсе юннатов им. П.В. Мантейфеля; заняла второе место в заочной Всероссийской НПК «Земляне» (г. Астрахань).
3. «Биологическое разнообразие насекомых хортобионтов некоторых типичных биотопов в окрестностях села Большой Сундырь Моргаушского района». Авторы - учащиеся четвертого класса Карина Киргизова и Виолетта Владимирова. Работа получила второе место в городской НПК «Планета исследований»; третье место в очной 52-ой Всероссийской научной студенческой конференции (в секции «Первые шаги в науку).
4. «Экологическая тропа в ботаническом саду г. Чебоксары», авторы - первогоклассники Иван Иванов и Владимир Волков. Работа заняла второе место в городской НПК «Планета исследований»; второе место в очной 52-ой Всероссийской научной студенческой конференции (в секции «Первые шаги в науку), третье место в заочной Всероссийской НПК «Земляне» (г. Астрахань).
5. «Оценка качества воды родника ботанического сада г. Чебоксары», авторы - учащиеся второго класса Илья Васильев и Роман Корнеев. Работа завоевала второе место в городской НПК «Планета исследований»; третье место в региональном НПК студентов и молодежи «Человек. Гражданин. Ученый»; третье место во Всероссийской научной студенческой конференции по техническим, гуманитарным и естественным наукам.
6. «Качество воды реки Ошмашка Ядринского района», авторы - второклассники Иван Иванов и Владимир Волков. Работа заняла второе место в городской НПК «Планета исследований», третье место в региональном НПК студентов и молодежи «Человек. Гражданин. Ученый»; третье место во Всероссийской научной студенческой конференции по техническим, гуманитарным и естественным наукам.
7. «Бабочки окрестностей села Табанары Цивильского района», авторы - учащиеся второго класса Полина Крылова и Элла Салаева. Работа получила третье место в региональном НПК студентов и молодежи «Человек. Гражданин. Ученый».
На это лето запланированы поездки по Чувашии - в Аликовский район и на святые источники села Абашево. Здесь мы будем вести исследовательскую деятельность, собирать необходимый материал для написания работ, проводить лабораторные и биоиндикационные работы.
Мне очень нравится заниматься со школьниками гидрологией, изучать экологическое состояние малых рек, озер, родников. Ни для кого не секрет, что на нашей планете очень мало пресной воды. И задача будущих поколений - сохранить пресные водоемы в удовлетворительном состоянии.
Изучая качество воды водоемов малых рек при помощи методики биоиндикации, дети начинают понимать причинно-следственные связи загрязнения водоемов, расширяют кругозор, изучая водные и околоводные растения, водные живые организмы. Такие исследования не только полезны, они формируют у детей понимание биологических и человеческих законов бытия, приносят массу удовольствия и настраивают детей на позитивный подход к жизни. Мне кажется верным высказывание советского ученого А.Н. Колмогорова, который считал, что «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Петрова Людмила Витальевна, кл. рук. 2 С класса
Ивлиева Наталия Алексеевна