Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

 

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №18»

_____________ Казанцева Н.А

Приказ №__ от _______________ г.

Программа внеурочной деятельности

Первые шаги в мире информатики

для 3-4 классов

Составитель: учитель информатики и ИКТ

МАОУ СОШ №18 г. Златоуста

Челябинской обл.

Кузнецова Олеся Василевна

______________ учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике ИКТ составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный закон от 29декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г., рег. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г.№ 2357,зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. № 1060, зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013 г., рег. № 262993 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009г. №373».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г.№968, зарегистрирован Минюстом России от 03февраля 2011 г., рег. № 19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря2012 г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013 г.. рег. № 26775 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, 2013/2014 учебный год».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993.

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011 г. № 103/4286 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году».

Методическое письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в _________ учебном году» от ________ № ________________

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 № 03/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждений Челябинской области».

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ «18.

Положение о рабочих программах МАОУ СОШ № 18.

Общая характеристика учебного предмета

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Программа «Первые шаги в мире информатики» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 3-4 классов.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.

Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в традиционной форме с частичным использованием разнообразных дидактических игр.

Срок освоения программы – 2 года.

Объем курса ­­– 36 часов. Каждый год обучения рассчитан на 18 часов. Ожидаемый результат:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Умение самостоятельно осуществлять творческие проекты

Создание банка данных детских работ (статей, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.

Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).

Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.

Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.

Научить учащихся работать с программами WORD, POWER POINT.

Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.

Углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности

Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.

Приобщить к проектно-творческой деятельности.

Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

чувство ответственности за выполнение работы

умение довести дело до конца

внимательность, наблюдательность

скорость реакции

умение ориентироваться в постоянно меняющихся условиях для работы

повышение мотивации к учению

чувство уважение к чужому труду

эстетические качества при оформлении документов и презентации

Метапредметные:

научатся составлять план своих действий, четко следовать ему

выделять и анализировать информацию из различных источников

координировать свои действия на компьютере

Предметные:

формирование информационной и алгоритмической культуры;

формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,

формирование навыков работы с программой для обработки компьютерного текста: грамотный набор текста; вставка в документ рисунка, таблицы, рамки;

усвоение приемов форматирования текста: размер, цвет, начертание текста; междустрочный интервал, абзацный отступ;

формирование навыков эстетического оформления текста

формирование навыков работы с программой для создания презентации: создания слайда, дизайн презентации, анимация в презентации

формирование умения безопасного поиска в сети Интернет

формирования навыков оформления текста в презентации

формирование приемов использования информации из сети Интернет для создания текстовых документов и компьютерных презентаций

умение соблюдать нормы информационной этики и права.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Программы Microsoft Office (Word, PowerPoint), браузер

Технические средства – АРМ учителя в составе: мультимедийный проектор, ПК, экран; рабочие места учащихся в кол-ве не менее 10 в составе: системный блок, монитор, клавиатура, мышь; доступ в Интернет

Учебно-методический комплект

Кузнецова О. В. Первые шаги в мире информатики. Первый год обучения : рабочая тетрадь / О. В. Кузнецова. – Златоуст, 2016. – 32 с. : ил. (ССЫЛКА для скачивания)

Кузнецова О. В. Первые шаги в мире информатики. Второй год обучения : рабочая тетрадь / О. В. Кузнецова. – Златоуст, 2016. – 32 с. : ил. (ССЫЛКА для скачивания)

Тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема занятия

Кол-вочасов

Дата

Дата фактич.

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе на компьютере.

1

1 нед.

 

Работаем с текстом (17ч.)

2

Клавиатура. Правила набора компьютерного текста.

1

2 нед.

 

3

Основная постановка пальцев. Работа со средним рядом клавиатуры

1

3 нед.

 

4

Основная постановка пальцев. Работа с верхним рядом клавиатуры

1

4 нед.

 

5

Основная постановка пальцев. Работа с нижним рядом клавиатуры

1

5 нед.

 

6

Набор чисел, знаков препинания

1

6 нед.

 

7-8

Набор предложений с использованием слепого метода печати

2

7-8 нед.

 

9-12

Простейшее форматирование текста.

4

9-12 нед.

 

13

Вставка объектов в компьютерный текст: изображение

1

13 нед.

 

14

Вставка объектов в компьютерный текст: рамка, объект Word Art

1

14 нед.

 

15-16

Работа с таблицами

2

15-16 нед.

 

17

Вставка и форматирование списков

1

17 нед.

 

18

Закрепление темы «Работа с текстом»

1

18 нед.

 

ИТОГО

18ч.

   

Тематическое планирование, 4 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Дата фактич.

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе на компьютере.

1

1 нед.

 

Создаем презентацию (17ч.)

2

Знакомство с программой Power Point. Создание слайда, дизайн слайда

1

2 нед.

 

3

Макеты слайдов

1

3 нед.

 

4

Вставка и форматирование текста

1

4 нед.

 

5-6

Вставка рисунка в презентацию

2

5-6 нед.

 

7-9

Использование сети интернет при создании презентации. Соблюдение авторского права

3

7-9 нед.

 

10-11

Анимация внутри слайда

4

10-11 нед.

 

12-13

Анимированная смена слайдов

2

12-13 нед.

 

14

Создания собственного дизайна презентации.

1

14 нед.

 

15-16

Эстетика оформления презентации

2

15-16 нед.

 

17-18

Создание презентации на заданную тему

2

17-18 нед.

 

ИТОГО:

18ч.

   

Содержание курса

3 класс

Работаем с текстом (17ч.)

Учащиеся должны знать/понимать:

понятие текстового редактора

понятие форматирование текста

основные правила набора компьютерного текста (слово – знак препинания – пробел)

Учащиеся должны уметь:

набирать компьютерный текст слепым методом печати

набирать различные знаки препинания

изменять размер, начертание, шрифт текста

настраивать абзацный отступ, выравнивание текста

вставлять в компьютерный текст изображение, объект Word Art,

добавлять рамку на страницу, настраивать ее

создавать простейшие таблицы

создавать списки в тексте

4 класс

Создаем презентацию (17ч.)

Учащиеся должны знать/понимать:

понятие презентации

как запустить программу для создания мультимедийной презентации и через кнопку Пуск

основные правила для создания презентации

основные правила безопасного поиска в сети Интернет

основные приемы использования информации из сети Интернет с соблюдением авторского права

Учащиеся должны уметь:

создавать слайды

выбирать и настраивать макет слайдов

настраивать дизайн презентации

настраивать анимацию внутри и между слайдами

вставлять объекты в презентацию

форматировать текст на слайде

эстетично располагать объекты на слайде

выполнять поисковые запросы в сети Интернет

учить выбирать информацию в Сети

использовать правила безопасного поиска в Сети

использовать сеть Интернет для работы с компьютерным текстом

использовать сеть Интернет для работы с компьютерной презентацией

соблюдать авторские права

составлять и защищать творческие мини-проекты.

Рекомендуемая литература

Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 2009

Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2009. - № 11. – с. 120-126.

Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика,2010

Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2009

Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2010

Дополнительная и справочная литература

1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании

пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.

3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа плюс До и После. – М. 2009, № 7. С. 8-11.

4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //

Профессиональное образование. Столица. – М.2009. № 6. С.30.

5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. - М.2009. № 1.С.56-58

Литература для обучающихся

«Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2010 г.

Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий

Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература,

Интернет-ресурсы

www.bezpeka.com/ru – портал БЕЗПЕКА все об информационной безопасности

Комментарии
Комментариев пока нет.