Элективный курс «Первые шаги в электротехнику»
Элективный курс «Первые шаги в электротехнику».
Пояснительная записка.
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе.
Цель данного курса – углубление и совершенствование знаний учащихся, развитие практических умений, навыков в области электричества, а также уточнение способностей учащихся осваивать данный предмет на повышенном уровне. Достичь этого предлагается путем решения экспериментальных, расчетных, качественных, графических задач.
Программа включает в себя входное и итоговое тестирование, решение задач, экспериментальные задания, что позволит (сформировать умения) проверить способности учащихся к исследовательской деятельности, анализу, синтезу, умение математической обработки данных.
В результате изучения курса учащиеся должны сформировать собственную позицию относительно выбора профиля.
Учебные занятия курса будут выстраиваться в соответствии со следующей схемой организации учебной деятельности:
1. Входное тестирование. 2. Теоретическое занятие «Законы постоянного тока» 3. Электроизмерительные приборы. 4. Решение задач 5. Итоговое тестирование.
В конце курса выдается сертификат:
а) физик;
б) физик – лирик;
в) лирик.
Средства обучения: тесты; тексты задач; мел; доска; физическое оборудование к экспериментальным занятиям.
Содержание программы.
№ п/п |
Основные виды деятельности, узловые вопросы занятий |
Формы |
Занятие первое |
Входное тестирование включает в себя физические задачи качественного характера; расчетные, решаемые по формулам и с помощью графиков; знания на мыслительный эксперимент |
Индивид. |
Занятие второе |
Результаты и основные ошибки тестирования. Напомнить учащимся законы постоянного тока, виды соединений проводников, основные явления и понятия. |
Общекласс. |
Занятие третье |
Основные электроизмерительные приборы. Цена деления приборов. Включение амперметра и вольтметра в цепь (работа в группах по 2чел.). Правила техники безопасности. |
Общекласс. Групп. |
Занятие четвертое |
Так же как на третьем занятии. |
|
Занятие пятое, шестое |
1.Условные графические обозначения в схемах электрических цепей; 2.Определение параметров по схемам электрических цепей; 3.Составление схем замещения |
Общекласс. |
Занятие седьмое и восьмое. Решение расчетных задач на законы постоянного электрического тока. |
1.Учитель показывает различные подходы для выведения расчетной формулы; 2.Учащиеся решают 1-2 задачи самостоятельно; 3.Одну задачу повышенной сложности в группах по 2-3 человека и объясняют ее решение у доски для всех. |
Общекласс. Групп. Индивид. |
Занятие девятое |
Так же как на пятом занятии. |
|
Занятие десятое Решение качественных задач. |
1.Вместе с учителем рассматривают ряд качественных задач, связанных с электрическими явлениями; 2.Самостоятельно выполняют подобные задачи в группах по 2 человека; 3.Обсуждают |
Общекласс. Групп. Индивид. |
Занятие одиннадцатое и двенадцатое. Решение экспериментальных задач. |
Сборка электрических цепей; Снятие показаний амперметра и вольтметра; Расчет неизвестных величин; 4. Техника безопасности. |
Групп. |
Занятие тринадцатое. |
Так же как на восьмом занятии или работа в компьютерном классе. |
Групп. |
Занятие четырнадцатое и пятнадцатое. Решение графических задач. |
1.Правила построения графиков; 2.Нахождение неизвестной величины с использованием данных графика; 3.2-3 задачи самостоятельно; 4.Обсуждение. |
Общекласс. Групп. |
Занятие шестнадцатое Обобщающее занятие |
1.Обобщение знаний и умений решений задач; 2.Беседа с учащимися; 3.Определение типа мышления учащихся (тест по психологии). |
Общекласс. |
Занятие семнадцатое Итоговое тестирование |
Проверка знаний и умений учащихся. |
Индивид. |
Литература.
1.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 1./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта+, Астрель, 2008.-475
2.Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 2./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта+, 2007.-432