Лекция с элементами беседы «Первые школы Марийского края»
Первые школы Марийского края
Задачи:
Сформировать представление об образовании в марийском крае XIX века.
Проверить умения учащихся публично выступать со своими небольшими исследованиями.
Развивать на основе краеведения интерес к своей малой Родине.
Образовательные: показать, что появление школ в марийском крае было необходимым условием распространения грамотности среди населения;
Методы: Лекция с элементами беседы, рассказ школьников об исторических местах, проверка усвоения материала.
Педагогические технологии: технология критического мышления, проблемного обучения, проектной деятельности.
Форма работы – групповая, которая основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий. Ребята работают самостоятельно: обмениваются знаниями, полученной информацией, анализируют, формулируют вывод, оценивают друг друга.
Метапредметная: Сформировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (делать выводы, составлять рассказ, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности); умение работать в группах.
Предметная: Дать характеристику системе образования и воспитания в марийском крае 19 века
Цель: изучить историю возникновения школ в марийском крае
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала
1. Подведение к теме урока
- Ребята, что-нибудь необычное вы сегодня заметили в кабинете?
- Необычные предметы: перо гусиное, подставка для чернил, старинные писания, алфавит старинный, старинный портфель, счёт, на стене портреты императоров 19 века, иконы...глобус. карта.... керосиновая лампа
-Как вы думаете, в какое время и где мы с вами в настоящий момент находимся? (в школе, но в древнем, где-нибудь в 19 веке, т.к. портреты императоров того времени...)
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (обучении, образовании... древности)
- Не забывайте, что мы изучаем историю и культуру марийского края, значит и речь пойдёт о каких школах? (о школах марийского края)
2. Записываем число и тему урока, кто-то может попробовать написать с помощью гусиного пера.
3. На какие вопросы вы хотели бы узнать ответ? Ставим перед собой задачи: .... (какие были школы, как они назывались, какие предметы изучали, как они выглядели, кто учился..., чего достигли в своей жизни те, кто получили образование...и попытаться сравнить, по мере возможности, те и современные школы)
4. Ставим перед собой эти задачи и какую цель можно перед собой поставить? цель: изучить историю возникновения школ в марийском крае
Девиз урока "Учиться - всегда пригодится"
- Приходим в школу и начинаем учить алфавит.
- Прочитайте хором алфавит. (-Азъ, буки, веди...)
5. Какие типы школ встречаются в современном образовании? Вспомним обществознание (школа (общеобразовательная, музыкальная, спортивная, коррекционная, ... , лицей, гимназия, колледж, заведения дополнительного образования, автошколы...)
- Сколько всего перечислили. А какие, интересно, школы существовали в марийском крае в 18-19 веках? Разгадать ответ поможет учебник стр. 193-194. (ищут ответы, перечисляют названия школ)
- Как и чему обучали в этих школах, расскажут наши мудрецы-теоретики
Мудрецы (выходят с большими книгами)
1. Нам предстояло разобраться, какие типы школ существовали в в марийском крае. Как оказалось, задача была не из простых, т.к. названия школ менялись в связи реформами в образовании, поэтому обратились к терминологическому словарю.
Самые первые школы в марийском крае - Новокрещенские - православно-миссионерские учебные заведения для подготовки духовных лиц из представителей крещённых нерусских народов.
Приходские училища - были учреждены Уставом 1804 как одноклассные школы при церковных приходах. В них велось обучение детей низших слоев по подготовке к поступлению в уездное училище. По Положению 1864 переданы в ведение Синода и получили название церковно-приходских школ.
-- В Церковно-приходских школах обучались по 3-4 года. Это начальные школы, руководимые духовенством. По теме "Христианизация марийского края 19 века" мы знаем, что практически каждая церковь имела такую школу. В этих школах преподавались Закон Божий, чтение, письмо и арифметика, иногда история.
Удельная школа - школы для "инородцев". Создание школ было поручено Удельному ведомству и Министерству государственных имуществ.
— Одноклассное народное училище (сельские школы) В 60-е годы XIX столетия были переданы земствам — органам местного самоуправления, поэтому школы стали называть земскими. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Как мы выяснили, земские школы - самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год. Курс обучения - 3-4 года.
3. Дети все годы обучения одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем.
4. Предметы: Закон Божий, чтение, письмо и арифметика учащимся дополнительно давались сведения по природоведению, географии и истории,
5. Часто в школах обучали ремёслам.
6. Эту уникальную фотографию нашли в интернете. Как нам показалось по одежде детей, скорее всего это земская школа в марийской деревне.
6. С 24 января 1803 года были учреждены уездные училища. В уездных центрах открывались малые училища со сроком обучения 2 года, в губернских центрах - главные училища со сроком обучения 5 лет. Для подготовки учащегося «всякого звания» к поступлению в гимназию.
С 1875 года согласно положению от 31 мая 1872 года началось преобразование уездных училищ в городские училища. Училища находились под ведомством Министерства народного просвещения.
- Обратили внимание на учебные предметы? Какой предмет в нашей общеобразовательной школе не изучается, а в то время был одним из основных ? (Закон Божий)
- Кто из марийских писателей в своё время не смог поступить в Кукарскую (г. Советск) учительскую семинарию из-за Закона Божьего? (Я.П.Майоров-Шкетан)
- Надо отметить, православные храмы и духовенство выполняли свое миссионерское служение, способствуя духовному просвещению населения Марийского края, повышению уровня его образованности. Какой итог можно сделать? Все школы в основном открывались с целью распространения православия в марийском крае.
-Что значит обучали ремёслам? Такой предмет существует в современных школах? (урок технологии)
- Где выше перечисленные школы были основаны в марийском крае? Снова обратимся к учебнику стр.193.
1. в г. Козьмодемьянске 1791 г., - первое малое народное училище, работал 1 учитель и 24 ученика. Это была первая светская нецерковная школа в марийском крае. Но здесь детей марийской национальности не было.
- Задаёмся вопросом "Почему?" и работаем дальше.
2. Первое в Царевококшайском уезде училище было открыто в Морках в январе 1821 г., где обучение было организовано и на родном языке учащихся. Инициатором был местный священник Яков Андрианович Смирнов. В этом же году открывается в Малом Сундыре Козьмодемьянского уезда (Малый Сундырь входит в состав Республики Чувашия).
1825 г. - в Царевококшайске
. В 30-е годы в Ронге, Сотнуре, Козьмодемьянске, Токтай-Беляке, Отарах, Юледуре.
. в 40-е годы - в Старом Торъяле, Верхушнуре, Тумьюмучаше.
. Первая удельная школа для детей мари была открыта в деревне Вараксино в 1842 г. ныне ул. Чапаева г. Йошкар-Олы.
Но из-за отсутствия средств они просуществовали недолго.
- В каких современных районах были школы? (дети перечисляют районы)
- Любопытно было бы узнать, сохранились до наших времён здания в нашем городе, в которых обучались дети 19 века? Что нам расскажут следопыты?
Следопыты
1. Нам предстояло найти информацию о первых школах г.Царевококшайска. Где больше всего знают о нашем городе? Конечно, это музей истории города Йошкар-Олы, откуда мы и начали свой поиск. Методист музея Ирина Владимировна Юдина рассказала нам много интересного о первых школах. ...
2. Узнали о том, что самая первая школа не только в Царевококшайске, а вообще в марийском крае появилась при Троицкой церкви.
3. Это здание принято считать первой марийской новокрещенской школой по обучению детей с последующим их служением христианской вере. Открыта школа ориентировочно в 1749 году. Но, как мы выяснили, мнения у учёных и исследователей разделились. Некоторые считают, что первая школа была деревянной, а это каменное здание появилось позже во второй половине 19 века и служило сторожкой.
4. Мы всё же решили взглянуть вовнутрь, почувствовать дух тех времён, представить, как тогда учились. Как нам рассказала Ирина Владимировна, учебный день в таких школах начинался с общей утренней молитвы по установленному чину, сопровождаемой положенными песнопениями. С молитвы начинался и заканчивался каждый урок. Занимались за общим длинным столом.
В эту школу брали детей в возрасте от 5 до 15 лет. Учителей и детей подбирала Новокрещенская контора. Преподавание велось в большинстве отставными солдатами, причем на русском языке, которого учащиеся не знали. Учебный день часто затягивался до поздней ночи. В спальных комнатах было сыро и холодно, кормили неважно. Дети болели и даже умирали. За пять лет существования Новокрещенская школа выпустила около 200 учащихся-марийцев, причем ни один из них так и не стал священнослужителем. В 1755 г. школу перевели в Казань. С 1750-1773 г.г. школу закончило 566 марийцев. 6 июня 1800 г. Павел I подписал указ о закрытии.
5. В 1825 г. в доме Пчелина открывается уездное училище. В этом оказал содействие попечитель Казанского округа Иван Иванович Лажечников.
6. Училище считалось одним из лучших в Казанской губернии из-за выдающегося состава преподавателей. Позже преобразовано в высшее начальное училище.
7. В нём в 1873 был организован ремесленный класс, преобразованный затем в самостоятельное учебное заведение.
8. Помещение школы освещалось, скорее всего, лучиной, вставленной в светец, а потом появились керосиновые лампы. А учились с темного утра до темного же вечера. Сколько лучин сжигали! И забота о сосудах с водою, внос их и вынос стоялой воды. Это было очень важным делом. В стенах училища строго запрещалось шуметь и кричать, шапки по приходе надо было класть на «грядку», также класс подметать каждый день и топить по очереди печи в школе. Очередность устанавливал один из старост.
"В городском училище и училище при монастыре в основном обучались дети из уезда", - пояснила Ирина Владимировна. Городские дети могли учиться в них при условии свободных мест. Кроме того, обучение в городском училище было платным – до 2-х рублей в год. Для многих царевококшайцев это была серьезная сумма.
В 1862 г. основано жен. начальное училище - это по ул. Советской, в 1883 г. - городское мужское приходское училище. В этих школах учились исключительно дети царевококшайцев, причем бесплатно.. 1879 году открыто земское училище, В Царевококшайске было 5 начальных учебных заведения (средние появились лишь в следующем веке).
Мы нарисовали схему расположения царевококшайских учебных заведений. На уроке черчения дети составляли карту, указывали на них крупные города и реки. По их примеру мы тоже попытались показать кусочек города со школами.
По переписи населения 1897, в Царевококшайске грамотность населения составила 60,9%. Это был высший показатель среди городов Казанской губернии.
- Гордо прозвучало "Высший показатель". Мы тоже радовались, когда наша школа вошла в своё время в топ-500 лучших школ России - по высоким показателям результатов ЕГЭ, по воспитательной работе, по количеству золотых медалистов и т.д. . Чем или может кем гордиться могли Царевококшайские учебные заведения? Что нам скажут биографы?
Биографы.
1. Как уже было сказано, Царевококшайские учебные заведения считались одними из лучших в Казанской губернии. Это, несомненно, повлияло на судьбу некоторых педагогов и выпускников, ставших известными в России. В музее истории города Йошкар-Олы 28 ноября состоялся клуб знатоков, посвящённый 160-летию Василия Алексеевича Богородицкого. Мы посетили этот клуб, много интересного услышали об учёбе и преподавании тех времён.
2. Мы узнали, что Василий Алексеевич Богородицкий - известный учёный филолог, основатель Казанской русской лингвистической школы, создатель первой в России Фонетической лаборатории. Родился Василий Алексеевич Богородицкий 7 апреля 1857г. в семье местного священника в Царевококшайске, получил начальное образование в уездном училище (1864 – 1868) ...
3. В период обучения 1 года получал замечания, которые были записаны в классный журнал. По окончании первого класса педагоги Василия хотели перевести его во 2-ой класс, но из Казани пришло письмо об отмене перевода. Василий оставлен на 2-ой год. Ещё один год в 1-ом классе был ему на пользу. Василий начал учиться, был занесён на красную доску и имел красивый почерк.
После школы поступил в гимназию в Казани
4. , а следом и в Императорский Казанский университет, где учился с будущим просветителем, всемирно известным учёным Иваном Николаевичем Смирновым.
5. Его перу принадлежит более 150 научных работ по русской грамматике, фонетике и общему языкознанию. Будучи профессором Восточного педагогического института, он внес вклад и в изучение тюркских языков
6. С1891 года заведующим двухклассного городского училища начинает работать М.Ф.Фёдоров - чувашский просветитель, этнограф. Педагог вел большую работу по просвещению марийского народа, подготовил из среды марийцев учителей начальных школ. Был корреспондентом общества археологии и этнографии Казанского университета.
7. При М.Ф.Фёдорове
- Открыли в училище ремесленный класс.
- Отменили физические наказания детей.
- Было повышено качество обучения
- Принимали в училище детей любых сословных групп и вероисповедания
- Укомплектовал училище педагогами
- Ввёл уроки сельскохозяйственного труда и гимнастики.
М.Ф.Фёдоров создавал необходимые условия как для работы учителей так и для учёбы детей.
Помимо всего этого М.Ф.Фёдоров написал первое художественное произведение "Арсюри" ("Леший") на чувашском языке. Почётным смотрителем училища был купец 1 -й гильдии Василий Фёдорович Булыгин, ежемесячно жертвовал на нужды школы по 100 рублей, а также оплачивал квартиры за проживание учеников.
- Думаю, в данном случае очень уместна современная поговорка "Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей". Славу приносят актёры - как Ольга Охотникова, спортсмены - Игорь Балыбердин, ...
- Вы сказали "отменили физические наказания детей". Они были одним из распространённых методов воспитания в школе. Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений. Не выполнил домашнее задание - 1 раз розгами, на уроке нарушает дисциплину - 3 раза. За опоздание, за ненадлежащее поведение, за неряшливый вид...
Вот такие розги применялись учителями . А ещё какие наказания существовали? (ставили на горох на 30 мин., потом оставляли после уроков выполнять задания по предметам). Всё это записывали в журнал. Именно против таких наказаний выступал М.Ф.Фёдоров. Поведение оценивалось по такой шкале: «отличное», «хорошее», «добропорядочное», «неодобрительное», "дурное". Имена лучших учеников (по определению педагогического совета) вывешивались на красную доску, за плохое поведение имена попадали на черную.
- На примере г. Царевококшайска мы действительно увидели прогресс в образовании. В целом, делу образования в городе уделялось большое внимание. А как обстояли дела в сельских школах? По данным 1897 г. только 18,5% сельского населения знали грамоту. Как вы думаете, в чём была причина?
- не хватало учителей,
- дети не хотели учиться,
- крестьянский труд не позволял,
- много было работы по хозяйству, ...)
- Надо учесть и то, что обучение в основном велось на каком языке ? (на русском языке).
- Основное населения марийского края 19 века- народ мари, который к тому времени не знал русского языка. Представьте, к вам на урок придёт француз и будет вести урок. ... Поэтому остро стоял вопрос об обучении детей на родном языке, но учителей не было. Появились энтузиасты, настоящие, как мы сейчас сказали бы, патриоты, которые открывали частные школы. Какую роль они сыграли в просвещении марийского народа?
- На примере истории школ Козьмодемьянского уезда
--Теоретики- как назывались школы?
- Биографы - имена учителей и их профессия
- Следопыты - в каких деревнях открыли школы?
- Аналитики - за счёт чего существовала и работала школа? Частные школы были бесплатные, работали они неофициально, но в просвещении народа мари они сыграли значимую роль. Как в народе говорят "Посеял одно семя - вырастил 10, посеял эти 10 семян- вырастил 100"
- В наше время тоже есть немало частных школ. Если бы вы захотели открыть свою школу - то какую? и где? Какждая группа выдвигает свою версию исходя из своей дечтельности.
- Вопрос о просвещении нерусских народов Поволжья на уровне Министерства начали решать в 60-годах 19 века. Кто же был инициатором прогрессивной идеи об обучении детей на родном языке? (по учебнику - Н.Ильминский )
- В 1867 г. в городе Казани при кафедральном соборе во главе с Н.Ильминским было учреждено крупнейшее в России братство святителя Гурия, названное в честь первого казанского епископа, просветителя XVI в. Это совершенно новая система просвещения инородцев.
- работа с учебником - Подтвердите или опровергните высказывание: "Братство святителя Гурия сыграло отрицательную роль в просвещении народа мари"
- Какие задачи ставило перед собой братство? (обучение на родном языке...)
Воспитание детей в духе православия.
Обучение детей на родном языке.
Подготовка учителей из числа инородцев.
Издание церковной, учебной и художественной литературы на родных языках нерусских народов
- Какие буквари были изданы на марийском языке? (связь с мар. яз.)
Заключение.
Школьная система во второй половине XIX в. в целом сыграла важную культурно-просветительскую роль. Но в каких условиях?! Многие школы ютились в неприспособленных, сырых и тесных помещениях. Часто в школьных библиотеках не хватало букварей, книг. Деньги выделялись мизерные. Учителя и ученики бедствовали. И даже в таких тяжелых условиях учителя-подвижники стремились побольше давать знаний своим ученикам. Со временем школьные выпускники становились заметными людьми, а некоторые - видными марийскими просветителями. Среди них С.Г. Чавайн, В.М. Васильев, П.П. Глезденев, Т.Е. Евсеев, Т.Е. Ефремов, П.Я. Мендияров, В.А. Мухин и многие другие, чья активная культурно-просветительская и общественная деятельность развернулась уже в начале XX в
- Итак, выполнили ли задачи, поставленные перед нами? По схеме
- Слово предоставляем аналитикам. В течение урока внимательно слушали, у них была очень серьёзная задача: слушать выступления, оценивать и проанализировать представленные работы. . Озвучивают результат своей работы (такая группа работала дружно, эта группа выступила хорошо... ...) По теме урока: мы заполнили таблицу "Сравнительная характеристика школ 19 века и современных школ" : ... ....
Домашнее задание, выбирают листы с заданиями.
1. Подготовить сообщение о педагогах-просветителях с презентацией
1 гр. Иван Николаевич Смирнов
2.гр. С.Нурминский
3. гр. П.Г.Григорьев
4 гр. Иван Яковлевич Моляров