12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михнева Елена Васильевна34
Закончила Ставропольский ордена Дружбы народов государственный педагогический институт в 1986 году. После окончания работаю в родной школе
Россия, Ставропольский край, c.Надежда









Михнева Елена Васильевна;

учитель биологии,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя образовательная школа № 13"

Села Надежда Шпаковского района Ставропольского края.







Первоцветы школьного двора.



















2017год.







ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема

Первоцветы школьного двора.

Данная разработка внеклассного мероприятия по теме «Первоцветы школьного двора» составлена для УМК В.В.Пасечник и др. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Экскурсия разработана для учащихся 5-6 класса, посещавшие кружок по биологии.

Форма занятия - экскурсия.

Экскурсия проводится во время цветения первоцветов (Горицвета весеннего, Крокуса, Подснежника кавказского, Пролески сибирской, Примулы, Фиалки лесной, Ветреницы лютичной, Лука гусиного и т.д.).


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-знать первоцветы школьного двора, занесенные в Красную книгу Ставропольского края;

- рассмотреть многообразие первоцветов и их роль в природе;

-уметь составлять описание растения по морфологической карте.

-способствовать формированию умений проводить исследования;




- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником и дополнительной литературой;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.


Решаемые учебные проблемы

- образовательные: знать первоцветы малой Родины, а так же о роли в природе и для человека.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять по опорным фотографиям первоцветы; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Основные понятия, изучаемые на занятии

Первоцветы ,морфологическое описание растения, лекарственные вещества, эндемичные виды.


Вид используемых на занятии средств ИКТ


Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы.

Частично-поисковый и исследовательский метод.

Демонстрация гербарных материалов.

Показ фотографий и видиозарисовок первоцветов .

Образовательные интернет-ресурсы

Информационно-технологические ресурсы/ ноутбук/: Красная книга Ставропольского края, дополнительная литература, карточка с заданиями, раздаточный ящик микролаборатория /лупы, карандаши, блокноты/.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

«Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на занятии поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира  живых организмов?».

«Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке».

Мы уже изучили строение растения. Рассмотрели многообразие растений на нашей планете. Сегодня нам предстоит познакомиться с первоцветами нашего школьного двора. Давайте вспомним и проверим наши знания.

Учащиеся получают разноуровневые задания для работы в группах.



1.Учащиеся класса делятся напять групп.

2.Один ученик читает стихотворение о первых цветущих растениях.

Уолтер де ла Мэр.

Прошел подснежник - идет шафран,
А следом тюльпан цветет.
Нарцисс расцветает белый, как воск,
И желтый, как майский мед.
Все яблоки, сливы и вишни в цвету.
В сиреневом ливне край.
Красны ограды из диких роз -
Приходит душистый май.

Учащиеся изучают задания для работы в группах.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Рассказ учителя о растениях, цветущих вокруг нас. Рассматривание цветков ветроопыляемых и насекомоопыляемых. Беседа с учащимися:

1.Какие приспособления ветроопыляемых растений к образованию семян вы знаете?

Задание для всех учащихся.

Найдите вокруг нас ветроопыляемые растения и рассмотрите их цветы. (Верба,тополь,ясень,вяз)

2.А теперь обратите внимание на растения насекомоопыляемые. Чем они выделяются?

3.Почему у цветковых растений венчик красивый, яркий? ( чтобы привлекать насекомых)

4.Почему эти растения занесены в красную книгу?

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают. - Это многолетние растения;

1.-Жизненная форма у раннецветущих растений: кустарники или деревья;

-Цветы не имеют околоцветника;

- Главные части цветка увеличены /пестики с высокими столбиками и широкими рыльцами, тычинки с огромными пыльниками на длинных тычиночных нитях/;

-Цветы собраны с соцветия;

-Цветение проходит до распускания листьев;

-Растения произрастают большими скоплениями.

2. -Яркостью околоцветника;

-Приятным ароматом;

-жужжанием около них пчел; …

3. У цветковых растений венчик красивый, яркий, ароматный для того чтобы привлекать насекомых-опылителей.

3. Они цветут первые после зимы, это низкорослые многолетние эфемеры которые хочется сорвать и понюхать.






3. ЭТАП целеполагания

Изучить многообразие цветущих вокруг нас растений.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с книгой.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения растения по морфологическим признакам.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.


4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Показ фотографий и видиозарисовок первоцветов 2.Предоставляет ознакомиться с текстом инструктивных карточек и самостоятельно описать морфологию цветущего растения по схеме:

Корень-

Стебель-

Лист-

Цветок-

Местообитание-

Значение-



1.Поиск материала из предложенных дополнительных источников по идентификации выбранных растений каждой отдельной группой детей.

2. Составление морфологического описания первоцвета по предложенной схеме.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Группы учащихся работают по описанию одного растения для создания общего проекта.

План проекта:

1.Введение- рассказ о первоцветах школьного двора.

2. Цель проекта- исследовать первоцветы, растущие рядом с нами.

3. Сохранятся ли первоцветы на Земле?

4.По морфологической карте описать растения, цветущие ранней весной.

5.Найти пути защиты первоцветов от вымирания на Земле.

6.Выводы.

7. Литература.

8.Приложение ( рисунки, загадки, стихи)


Проявление познавательной инициативы.

Проведение исследований.

Обсуждение в группах варианты решения.

Карточка с заданиями (группа № 1)

Задания:

Найдите растение Пастушья сумка. ОКОЛО САДА.

Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы:

Систематика Вид- Пастушья сумка

Род-----------------------

Семейство---------------

Класс---------------------

Отдел--------------------

Царство-----------------

К- корневая система------------------------------------типа.

С- стебель: -----------------------------------------------------------------------------

Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность-------------------------листорасположение---------------------------------------- собраны прикорневой розеткой, жилкование--------------------------------------------------

Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие---------------------размер------

П- плод:-----------------------------------------------------------------------------------

Местообитание---------------------------------------------------------------------------

Значение для человека--------------------------------------------------------------

и для природы---------------------------

Как вы думаете, почему это растение так названо?)

Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?

Загадку загадать всем учащимся.

Приложение №1 Загадка. Вышли в поле пастушки,

За спиной у них мешки,

А в мешках котомочки

На тугой тесемочке .

Отгадка. / Растение Пастушья сумка/

Карточка с заданиями (группа № 2)

Задания:

Найдите растение фиалка душистая. НА КЛУМБЕ НАПРОТИВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВХОДА.

Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы:

Систематика Вид- Фиалка душистая

Род-----------------------

Семейство---------------

Класс---------------------

Отдел--------------------

Царство-----------------

К- корневая система------------------------------------типа.

С- стебель: ---------------------------------------------------------------------------------

Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность---------------------------листорасположение---------------------------------,жилкование-----------

Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие-----------------------,размер---------

П- плод:------------------------------------------------------- Местообитание-------

Значение для человека-------------------------------------------------------------------

и для природы------------------------------------------------------------------------

Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?

Прочти выразительно стихотворение

Приложение №2.

Я нашла в лесу фиалку.

А сорвать фиалку жалко.

Пусть останется в лесу.

Лучше память о ней принесу.



Карточка с заданиями (группа № 3)

Задания:

Найдите растение Первоцвет весенний. НА АЛЬПИЙСКОЙ ГОРКЕ.

Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы:

Систематика Вид- Первоцвет весенний

Род-----------------------

Семейство---------------

Класс---------------------

Отдел--------------------

Царство-----------------

К- корневая система------------------------------------типа

Виоизмененный побег----------------------------------------

С- стебель: ---------------------------------------------------------------------------------

Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность------------------------------------,листорасположение----------------------------------------собраны в прикорневую розетку,

жилкование--------------------------------------------------------------------------------

Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие-------------------------размер----

П- плод:-------------------------------------------------------------------------------------

Местообитание----------------------------------------------------------------------------

Значение для человека-------------------------------------------------------------------

и для природы----------------------------

Как вы думаете, почему это растение так названо?)

Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?

Прочитать выразительно легенду об этом растении из дополнительной литературы и спишите ее на отдельный лист.

Карточка с заданиями (группа № 4)

Задания:

Найдите растение Гусиный лук. НА АЛЬПИЙСКОЙ ГОРКЕ

Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы: Систематика Вид- Гусиный лук

Род-----------------------

Семейство---------------

Класс---------------------

Отдел--------------------

Царство-----------------

К- корневая система------------------------------------типа.

Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность---------------------------- собраны в прикорневую розетку, листорасположение-------------------------- жилкование-------

Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие-------------------размер-------

П- плод:------------------------------------------------------------------------------------

Местообитание----------------------------------------------------------------------------

Значение для человека------------------------------------------------------------------

и для природы-----------------------------

Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?

Зарисуйте простым карандашом растение на отдельном листе и подпишите его.

Карточка с заданиями (группа № 5)

Задания:

Найдите растение Гиацинт Восточный .

Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы:

Систематика Вид- Гиацинт Восточный

Род-----------------------

Семейство---------------

Класс---------------------

Отдел--------------------

Царство-----------------

К- корневая система------------------------------------типа.

Видоизмененный побег------------------------------------

С- стебель: --------------------------------------------------------------------------

Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность--------------------------листорасположение----------------------------------,жилкование-----------------

Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие---------------------размер-------------

П- плод:-------------------------------------------------------------------------------------

Местообитание----------------------------------------------------------------------------

Значение для человека------------------------------------------------------------------

и для природы----------------------------

Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять?

Зарисуйте растении простым карандашом на отдельном листе и подпишите его.








6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Консультативная помощь в группах учащихся.

Самостоятельная работа в малых группах.

Выполняют подбор различного материала по своему растению и составляют описательную характеристику для защиты минипроекта.


7 ЭТАП Рефлексия (итог занятия).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Ребята мы сегодня работали в природной мастерской. Каждый из нас изучал особенности раннецветущих растений нашего школьного двора. Сейчас каждая группа расскажет о своем растении.

2.Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после занятия по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

3.Подведение итогов .

1группа подготовила миниисследования о Горицвете весеннем.

2группа подготовила миниисследования о Фиалке душистой.

3группа подготовила миниисследования о Первоцвет весенний.

4группа подготовила миниисследования о Гусиный лук.

5группа подготовила миниисследования о Пролеске сибирской.




8 ЭТАП Задание для развития познавательного интереса ребят.



На выбор выполнить одно задание.

Изучите первоцветы на территории нашего села. Результаты исследования запишите в тетрадь.

Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие лекарственные первоцветы используют люди в разных странах?

Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растений.




















Литература.

1.Дударь Ю.А. и Мизирева О.М. Наши первоцветы. Научно-популярное издание. Ставрополь. 1997г.

2. Под редакцией Кемовой З.А.Экология населенных пунктов Шпаковского района Ставропольского крвя.Сборник.с.Шпаковское.1997г.

3.Ответственный редактор Иванов А.Л. Красная книга Ставропольского края. Растения. г.Ставрополь.2002г.

Интернетресурсы:

1. http://www.plantarium.ru/page/redbook/id/48.html .

2. Красная книга Ставропольского края : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных : в 2 т. / отв. ред. Н. С. Панасенко. — Ставрополь : Полиграфсервис, 2002. — Т. 1 : Растения / отв. ред. А. Л. Иванов. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9500025-1-2.

3.Красная книга Ставропольского края : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных : в 2 т. / отв. ред. Н. С. Панасенко. — Ставрополь : Полиграфсервис, 2002. — Т. 2 : Животные / отв. ред. С. И. Сигида. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9500025-1-2.

4.Дополнения к Красной книге Ставропольского края за 2003 год / Гл. упр. природ. ресурсов и охраны окружающей среды Мин-ва природ. ресурсов России по Ставропольскому краю [и др.]; отв. ред. А. Л. Иванов. — Ставрополь: Сервисшкола, 2004. — 104 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93078-246-6



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 07.11.19 в 11:47 0Ответить Пожаловаться
Качественный ресурс!!! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.