Внеклассное мероприятие на тему «Первоцветы нашего двора» (5–6 классы)
Михнева Елена Васильевна;
учитель биологии,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя образовательная школа № 13"
Села Надежда Шпаковского района Ставропольского края.
Первоцветы школьного двора.
2017год.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||
Тема | Первоцветы школьного двора. Данная разработка внеклассного мероприятия по теме «Первоцветы школьного двора» составлена для УМК В.В.Пасечник и др. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Экскурсия разработана для учащихся 5-6 класса, посещавшие кружок по биологии. Форма занятия - экскурсия. Экскурсия проводится во время цветения первоцветов (Горицвета весеннего, Крокуса, Подснежника кавказского, Пролески сибирской, Примулы, Фиалки лесной, Ветреницы лютичной, Лука гусиного и т.д.). | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-знать первоцветы школьного двора, занесенные в Красную книгу Ставропольского края; - рассмотреть многообразие первоцветов и их роль в природе; -уметь составлять описание растения по морфологической карте. -способствовать формированию умений проводить исследования; | - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником и дополнительной литературой; - находить отличия; - составлять схемы-опоры; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. | - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы. |
Решаемые учебные проблемы | - образовательные: знать первоцветы малой Родины, а так же о роли в природе и для человека. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять по опорным фотографиям первоцветы; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду. | |
Основные понятия, изучаемые на занятии | Первоцветы ,морфологическое описание растения, лекарственные вещества, эндемичные виды. | |
Вид используемых на занятии средств ИКТ | Индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы. Частично-поисковый и исследовательский метод. Демонстрация гербарных материалов. Показ фотографий и видиозарисовок первоцветов . | |
Образовательные интернет-ресурсы | Информационно-технологические ресурсы/ ноутбук/: Красная книга Ставропольского края, дополнительная литература, карточка с заданиями, раздаточный ящик микролаборатория /лупы, карандаши, блокноты/. | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
«Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на занятии поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира живых организмов?». «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке». Мы уже изучили строение растения. Рассмотрели многообразие растений на нашей планете. Сегодня нам предстоит познакомиться с первоцветами нашего школьного двора. Давайте вспомним и проверим наши знания. Учащиеся получают разноуровневые задания для работы в группах.
| 1.Учащиеся класса делятся напять групп. 2.Один ученик читает стихотворение о первых цветущих растениях. Уолтер де ла Мэр. Прошел подснежник - идет шафран, Учащиеся изучают задания для работы в группах.
| |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Рассказ учителя о растениях, цветущих вокруг нас. Рассматривание цветков ветроопыляемых и насекомоопыляемых. Беседа с учащимися: 1.Какие приспособления ветроопыляемых растений к образованию семян вы знаете? Задание для всех учащихся. Найдите вокруг нас ветроопыляемые растения и рассмотрите их цветы. (Верба,тополь,ясень,вяз) 2.А теперь обратите внимание на растения насекомоопыляемые. Чем они выделяются? 3.Почему у цветковых растений венчик красивый, яркий? ( чтобы привлекать насекомых) 4.Почему эти растения занесены в красную книгу? | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают. - Это многолетние растения; 1.-Жизненная форма у раннецветущих растений: кустарники или деревья; -Цветы не имеют околоцветника; - Главные части цветка увеличены /пестики с высокими столбиками и широкими рыльцами, тычинки с огромными пыльниками на длинных тычиночных нитях/; -Цветы собраны с соцветия; -Цветение проходит до распускания листьев; -Растения произрастают большими скоплениями. 2. -Яркостью околоцветника; -Приятным ароматом; -жужжанием около них пчел; … 3. У цветковых растений венчик красивый, яркий, ароматный для того чтобы привлекать насекомых-опылителей. 3. Они цветут первые после зимы, это низкорослые многолетние эфемеры которые хочется сорвать и понюхать. | |
| | |
3. ЭТАП целеполагания | ||
Изучить многообразие цветущих вокруг нас растений. | Формирование УУД: Познавательные УУД Продолжить формирование умения работать с книгой. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. Продолжить формирование навыков использовать, символы, схемы для структурирования информации. Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные УУД 1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Продолжить формирование умения определять критерии изучения растения по морфологическим признакам. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Оценивать собственный вклад в работу группы. | |
4. ЭТАП планирования. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Показ фотографий и видиозарисовок первоцветов 2.Предоставляет ознакомиться с текстом инструктивных карточек и самостоятельно описать морфологию цветущего растения по схеме: Корень- Стебель- Лист- Цветок- Местообитание- Значение- | 1.Поиск материала из предложенных дополнительных источников по идентификации выбранных растений каждой отдельной группой детей. 2. Составление морфологического описания первоцвета по предложенной схеме. | |
5 ЭТАП "Открытие" нового знании. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Группы учащихся работают по описанию одного растения для создания общего проекта. План проекта: 1.Введение- рассказ о первоцветах школьного двора. 2. Цель проекта- исследовать первоцветы, растущие рядом с нами. 3. Сохранятся ли первоцветы на Земле? 4.По морфологической карте описать растения, цветущие ранней весной. 5.Найти пути защиты первоцветов от вымирания на Земле. 6.Выводы. 7. Литература. 8.Приложение ( рисунки, загадки, стихи) | Проявление познавательной инициативы. Проведение исследований. Обсуждение в группах варианты решения. Карточка с заданиями (группа № 1) Задания: Найдите растение Пастушья сумка. ОКОЛО САДА. Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы: Систематика Вид- Пастушья сумка Род----------------------- Семейство--------------- Класс--------------------- Отдел-------------------- Царство----------------- К- корневая система------------------------------------типа. С- стебель: ----------------------------------------------------------------------------- Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность-------------------------листорасположение---------------------------------------- собраны прикорневой розеткой, жилкование-------------------------------------------------- Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие---------------------размер------ П- плод:----------------------------------------------------------------------------------- Местообитание--------------------------------------------------------------------------- Значение для человека-------------------------------------------------------------- и для природы--------------------------- Как вы думаете, почему это растение так названо?) Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять? Загадку загадать всем учащимся. Приложение №1 Загадка. Вышли в поле пастушки, За спиной у них мешки, А в мешках котомочки На тугой тесемочке . Отгадка. / Растение Пастушья сумка/ Карточка с заданиями (группа № 2) Задания: Найдите растение фиалка душистая. НА КЛУМБЕ НАПРОТИВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВХОДА. Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы: Систематика Вид- Фиалка душистая Род----------------------- Семейство--------------- Класс--------------------- Отдел-------------------- Царство----------------- К- корневая система------------------------------------типа. С- стебель: --------------------------------------------------------------------------------- Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность---------------------------листорасположение---------------------------------,жилкование----------- Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие-----------------------,размер--------- П- плод:------------------------------------------------------- Местообитание------- Значение для человека------------------------------------------------------------------- и для природы------------------------------------------------------------------------ Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять? Прочти выразительно стихотворение Приложение №2. Я нашла в лесу фиалку. А сорвать фиалку жалко. Пусть останется в лесу. Лучше память о ней принесу. Карточка с заданиями (группа № 3) Задания: Найдите растение Первоцвет весенний. НА АЛЬПИЙСКОЙ ГОРКЕ. Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы: Систематика Вид- Первоцвет весенний Род----------------------- Семейство--------------- Класс--------------------- Отдел-------------------- Царство----------------- К- корневая система------------------------------------типа Виоизмененный побег---------------------------------------- С- стебель: --------------------------------------------------------------------------------- Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность------------------------------------,листорасположение----------------------------------------собраны в прикорневую розетку, жилкование-------------------------------------------------------------------------------- Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие-------------------------размер---- П- плод:------------------------------------------------------------------------------------- Местообитание---------------------------------------------------------------------------- Значение для человека------------------------------------------------------------------- и для природы---------------------------- Как вы думаете, почему это растение так названо?) Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять? Прочитать выразительно легенду об этом растении из дополнительной литературы и спишите ее на отдельный лист. Карточка с заданиями (группа № 4) Задания: Найдите растение Гусиный лук. НА АЛЬПИЙСКОЙ ГОРКЕ Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы: Систематика Вид- Гусиный лук Род----------------------- Семейство--------------- Класс--------------------- Отдел-------------------- Царство----------------- К- корневая система------------------------------------типа. Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность---------------------------- собраны в прикорневую розетку, листорасположение-------------------------- жилкование------- Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие-------------------размер------- П- плод:------------------------------------------------------------------------------------ Местообитание---------------------------------------------------------------------------- Значение для человека------------------------------------------------------------------ и для природы----------------------------- Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять? Зарисуйте простым карандашом растение на отдельном листе и подпишите его. Карточка с заданиями (группа № 5) Задания: Найдите растение Гиацинт Восточный . Исследуйте растение и опишите его по плану, выбрав нужное из дополнительной литературы: Систематика Вид- Гиацинт Восточный Род----------------------- Семейство--------------- Класс--------------------- Отдел-------------------- Царство----------------- К- корневая система------------------------------------типа. Видоизмененный побег------------------------------------ С- стебель: -------------------------------------------------------------------------- Л-листья-----цвет---------------------------,опушенность--------------------------листорасположение----------------------------------,жилкование----------------- Ц- цветок: окраска-------------------------------------,соцветие---------------------размер------------- П- плод:------------------------------------------------------------------------------------- Местообитание---------------------------------------------------------------------------- Значение для человека------------------------------------------------------------------ и для природы---------------------------- Сделайте вывод по работе, почему эти растения первоцветы, почему у них жёлтые и белые венчики? Почему вы должны их охранять? Зарисуйте растении простым карандашом на отдельном листе и подпишите его. | |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | ||
Консультативная помощь в группах учащихся. | Самостоятельная работа в малых группах. Выполняют подбор различного материала по своему растению и составляют описательную характеристику для защиты минипроекта. | |
7 ЭТАП Рефлексия (итог занятия). | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1.Ребята мы сегодня работали в природной мастерской. Каждый из нас изучал особенности раннецветущих растений нашего школьного двора. Сейчас каждая группа расскажет о своем растении. 2.Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после занятия по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? 3.Подведение итогов . | 1группа подготовила миниисследования о Горицвете весеннем. 2группа подготовила миниисследования о Фиалке душистой. 3группа подготовила миниисследования о Первоцвет весенний. 4группа подготовила миниисследования о Гусиный лук. 5группа подготовила миниисследования о Пролеске сибирской. | |
| 8 ЭТАП Задание для развития познавательного интереса ребят. | |
| На выбор выполнить одно задание. Изучите первоцветы на территории нашего села. Результаты исследования запишите в тетрадь. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие лекарственные первоцветы используют люди в разных странах? Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растений. |
Литература.
1.Дударь Ю.А. и Мизирева О.М. Наши первоцветы. Научно-популярное издание. Ставрополь. 1997г.
2. Под редакцией Кемовой З.А.Экология населенных пунктов Шпаковского района Ставропольского крвя.Сборник.с.Шпаковское.1997г.
3.Ответственный редактор Иванов А.Л. Красная книга Ставропольского края. Растения. г.Ставрополь.2002г.
Интернетресурсы:
1. http://www.plantarium.ru/page/redbook/id/48.html.
2. Красная книга Ставропольского края : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных : в 2 т. / отв. ред. Н. С. Панасенко. — Ставрополь : Полиграфсервис, 2002. — Т. 1 : Растения / отв. ред. А. Л. Иванов. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9500025-1-2.
3.Красная книга Ставропольского края : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных : в 2 т. / отв. ред. Н. С. Панасенко. — Ставрополь : Полиграфсервис, 2002. — Т. 2 : Животные / отв. ред. С. И. Сигида. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9500025-1-2.
4.Дополнения к Красной книге Ставропольского края за 2003 год / Гл. упр. природ. ресурсов и охраны окружающей среды Мин-ва природ. ресурсов России по Ставропольскому краю [и др.]; отв. ред. А. Л. Иванов. — Ставрополь: Сервисшкола, 2004. — 104 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93078-246-6
Кияйкина Наталья Федоровна