«Пешеходный переход» Технологическая карта и самоанализ открытого занятия ЮИД
«ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И
САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ЮИД
Пояснительная записка
В основе занятия лежит технология театральной педагогики, метод изучения дорожного понятия через «творческое его осмысление». Образовательная деятельность проходит в доступной и стимулирующей развитие интереса форме, предполагающей не механическое заучивание правил, а осмысление их через творческий подход.
Занятие строится по законам драматургии. Тематический сюрпризный момент служит своеобразным прологом. С целью введения в творческое самочувствие проводится тренинг актерской психотехники. Все этапы занятия выстроены событийно, по нарастающей, носят поисковый характер. Кульминацией служит этап получения нового знания и отработки его в яркой эмоциональной форме (этюдная работа). Этапы рефлексии и сообщения темы следующего занятия можно обозначить как эпилог. Драматургическая основа построения занятия дает возможность обучающемуся активно включиться в практическую деятельность по воссозданию и усвоению опыта безопасного поведения на дорогах, оттачивая самоуправление поведением.
Технологическая карта занятия
Тема занятия Тип занятия | «Пешеходный переход» Творческая лаборатория. Комбинированное занятие - введение нового материала и первичное закрепление полученных знаний |
Автор образовательного мероприятия | Куликова Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования |
Место в образовательной программе | 1–ый год обучения, занятие №16 |
Целевая аудитория | 5 класс |
Количество | 15 чел |
Продолжительность занятия | 40 мин |
Цель занятия: | Освоение основных понятий темы «Пешеходный переход» с помощью выразительных средств театра |
Задачи занятия: | Образовательные: - формирование навыка перехода проезжей части по пешеходному переходу, по разметке «зебра» Развивающие: - развитие координации движения, навыка выразительного поведения, - формирование навыков мобилизации и самоорганизации, - развитие фантазии, воображения, памяти, формирование наглядно-образной картины мира средствами театра Воспитательные: - воспитание уважительного отношения к поведению на дороге - формирование навыка партнерского взаимодействия, чувства ответственности за свою роль в общем проекте - воспитание потребности в творческой деятельности |
Планируемые результаты: Обучающиеся научатся: | - прогнозировать опасные ситуации на дороге, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, - вырабатывать алгоритм безопасного поведения, сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих - доносить информацию по пропаганде ПДД в доступной, увлекательной форме |
Планируемый результат по УУД Обучающиеся научатся: | Личностные: формировать личностные качества обучающихся, необходимые во взаимоотношениях с одноклассниками; проявлять доброжелательность, взаимопомощь, терпение, вежливость. Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог, навык творческого взаимодействия Познавательные: рефлексия способов и условий действия, осознанно строить речевое высказывание с опорой на образец и без него, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников. Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; использовать речь для регуляции своего действия; моделировать ситуации поведения Метапредметные: анализировать и выделять общее; находить наиболее оптимальный алгоритм действий |
Дидактические средства и оборудование: | плакаты по ПДД, дорожные знаки, карточки с заданиями для конкурсов, ситуационные картинки, макет «Пешеходного светофора», декоративный коврик «Дорожная разметка», книга «Правила дорожного движения» |
ИКТ: | интерактивная доска, мультимедийное оборудование, ноутбук, видеофильм по ПДД, флеш-носитель с записью музыкального сопровождения |
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Этап получения нового знания 1.1. Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие. Проводит тренинг | Выполняют тренинг на мобилизацию, на партнерское взаимодействие | Личностные: управление своим настроением Метапредметные организовывать рабочее место |
Предлагает выполнить «Разминку» | Работают в творческих тетрадях | Метапредметные настраиваться на познавательную деятельность | |
1.2. Актуализация знаний (проверка д/з) | Контролирует правильность ответов обучающихся - С каким дорожным понятием мы познакомились на прошлом занятии? Что такое дорожная разметка? Продольная? Поперечная? | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: волевая саморегуляция. |
1.3.Постановка учебной задачи. Сюрпризный момент (выход Светофора) формулирование темы и целей занятия (фронтально) | Предлагает угадать на экране ребус («Переход») Проводит параллель с ранее изученным материалом. Готовит к формулированию темы и цели занятия. | Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели занятия | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования, мотивация обучения. |
1.4. Получение нового знания
| Пешеходный переход. Два вида пешеходного перехода: регулируемый и нерегулируемый. Переходы надземные и подземные. Почему дорожную разметку мы называем «зеброй»? Предлагает к просмотру учебный фильм про пешеходный переход | Размышляют. Отвечают на вопросы. Просматривают видеофильм | Личностные: действие смыслообразования, мотивация обучения. Познавательные: рефлексия способов и условий действия Метапредметные: анализировать и выделять общее |
1.5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Предлагает разбиться по группам. Разбились на красный, зеленый Ставит задачу: составить в творческих тетрадях правила перехода по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу. Использует раздаточный материал- дорожные знаки | Работают в творческих тетрадях. Отвечают на вопросы | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками инициативное сотрудничество в поиске информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий |
1.6.Физминутка Повышение эмоционального уровня обучающихся, снятие статических нагрузок | Предлагает выполнить физические упражнения | Выполняют физические упражнения | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
II. Этап творческого закрепления материала 2.1. Проблемная ситуация Формулирование цели, составление плана по ее достижению | Организовывает проведение творческого исследования. Как средствами театра доступнее и выразительнее передать, в чем назначение «зебры» и знака «Пешеходный переход»? Ставит задачу: найти наиболее точное и выразительное изображение зебры в этюде | Обсуждают и предлагают свой вариант выразительного изображения | Регулятивные: целеполагание, планирование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и со сверстниками, умение выражать свои мысли |
2.2 Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Предлагает разбиться по группам. Разбились на красный, желтый, зеленый. Моделирование творческого продукта этюдным методом. 1-я группа представляет дорожную разметку в виде образа лошади, 2-я –бумажное моделирование на полу, 3-я группа – изображение зебры с помощью бумажных полосок и людей. | Выбирают режиссера этюда. Подключают предлагаемые обстоятельства, реквизит, костюмы, необходимые для реализации замысла, сообщают о готовности хлопком, презентуют готовый творческий продукт | Коммуникативные: разрешение конфликтов, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Метапредметные: находить наиболее оптимальный алгоритм действий |
III. Рефлексивный | Подводит итоги. Как влияет на восприятие и запоминание информации комическое в этюде? Какой вариант показался наиболее точным и выразительным? Какие вы знаете переходы, какими знаками они обозначаются? Справились мы с поставленной целью? Что научились делать? | Оценивают делают выводы, выявляют условия и обстоятельства, которые помогли достигнуть цели | Познавательные: сравнение, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: действия - оценка Метапредметные: анализировать и выделять общее |
Д/з: | Придумать для пешеходного перехода свою дорожную разметку, дать ей объяснение | Записывают дз в творческие тетради | |
Самоанализ открытого занятия «Пешеходный переход»
образовательной программы «Юные инспекторы движения»
Внеурочная деятельность выстроена в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативной, игровой, здоровьесберегающей технологий и технологии театральной педагогики. На занятии учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.
В содержание занятия включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели занятия определяли обучающимися самостоятельно, исходя из заданной проблемной ситуации. На занятии применен деятельностный метод обучения, реализованный в следующих видах деятельности: учебной и практической.
С целью обеспечения мотивации, побуждающей к деятельности, продуман каждый этап занятия, подобраны вопросы, использованы различные приёмы активизации обучающихся. На всех этапах занятия обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, от них требовалось использование не только уже имеющихся знаний, но и нахождение новых способов выполнения уже известного им действия. Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего занятия работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал жизненному опыту обучающихся.
Для каждого обучающегося была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к обучению. При постановке вопросов и определении заданий учитывались индивидуальные особенности обучающихся, результатам их деятельности давалась только положительная характеристика, что стимулировало обучающихся и повышало их активность на занятии.
Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 5 класса. Учебная информация имела привлекательна для детей вид, подача учебного материала была доступна и разнообразна, что позволило повысить возможности обучающихся в достижении поставленных целей на занятии.
Список использованной литературы:
1. Н.В. Ковалева. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников//Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015.
2. Гальцова Е.А. Внеклассная работа в начальной школе. Изучение Правил Дорожного Движения//Учитель, М., 2017.
3. Газета «Доброй Дорогой Детства».
4. Серия «Здравствуй, школа!». Правила дорожного движения для начальной школы//Феникс, С.-П., 2018.
5. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментариями для всех понятным языком: официальный текст и комментарии с цветными иллюстрациями: с изменениями и дополнениями на 2015 г. М.:Издательство Мир Автокниг, 2015. – 96 с.
Интернет – ресурсы:
6. Портал по безопасности дорожного движения http://sakla.ru/video/view/peshehodnyy-perehod-1
7. https://rutube.ru/video/007817fcce2cd0847d21565416166893/
Приложение
Дидактический материал к разным этапам занятия
Этап занятия | Дидактический материал |
I. Этап получения нового знания -«Разминка» - Разгадай ребус (переход) - Физминутка | Сочинить четверостишие …………дорога ……………немного ………….светофора …………..разговора |
| |
Дорога не тропинка, Дорога не канава… Сперва смотри налево. Потом смотри направо. Ты налево повернись, Другу рядом улыбнись, Топни правою ногой: Раз – два – три, Покачай головой. Раз – два – три, Руки вверх ты подними И похлопай: раз – два – три. | |
III. Рефлексивный - Знаки обозначения пешеходного перехода - Д/з Придумать вопросы, к эстафете, написать на полосках пешеходного перехода |
|
На занятии – закреплении темы «Пешеходный переход», проходящем в спортзале, полоски чёрного и белого цвета, полученные на данном занятии в результате бумажного моделирования, послужат реквизитом к проведению эстафеты. Методические рекомендации к проведению эстафеты. На полоски наносятся вопросы по теме «Пешеходный переход». Полоски для обеих команд лежат в одном месте, вопросами вниз. Участники, 1, 3, 5 пробегая дистанцию, берут по одной полоске «зебры» с вопросами, возвращаются к команде. Команда отвечает на вопрос, который написан на принесённой полоске, словами: «разрешается-запрещается» и 2, 4, 6 участники бегут обратно и собирают «зебру». За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Победа присуждается команде, закончившей правильней, быстрее и аккуратнее | |
Просмотр видеофильма | |
Горбачёва Марина Юрьевна