12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бозылева Лариса Николаевна21

Филиал МАОУ Маслянской СОШ

«Новоандреевская ООШ им. Героя Советского Союза Н.С.Закоркина»





«Письма с фронта вобрали

и судьбу, и любовь…»


Конспект музейного урока в 9 классе

(на основе писем с фронта Н.С. Закоркина, Героя Советского Союза)


t1613397971aa.gif

Автор:

Бозылева Лариса Николаевна,

учитель истории и обществознания


д. Новоандреевка 2021 г.

Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Перед самой войной и в войну,

Вы, страдая, писали друг другу,

Нынче сложены в папку одну…

К.Ваншенкин


Цель урока: знакомство с содержанием документальных свидетельств войны, воспитание патриотических чувств у молодежи, передаче семейных традиций и ценностей из поколения в поколение, развитие исторической памяти.

Задачи:

Способствовать формированию представления о героическом прошлом своей Родины.

Развивать навыки работы с документами, умения отбирать, оценивать, анализировать материал, отстаивать собственную позицию.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, страну и ее героев.

Оформление урока: Презентация Power Point (Приложение № 1), фотография

Н.С. Закоркина, стопка солдатских писем, граненый стакан, накрытый кусочком черного хлеба, копии солдатских писем (Приложение № 2)

Музыкальное сопровождение: песни военных лет, видеоклипы о войне (Приложение № 3,4).

Ход урока:

Слайд № 1

1. Организационный момент.

(На столике лежит стопка солдатских писем, стоит граненый стакан, накрытый кусочком черного хлеб, свеча памяти. На экране проецируются кадры кинохроники на фоне песни «Вставай страна огромная»).


Учитель: 22 июня 1941 года – страшная дата в истории нашей страны. Начало Великой Отечественной войны. Ранним июньским утром фашистская Германия без объявления войны, без предъявления каких-либо претензий внезапно обрушила на нашу страну удар огромной силы. Тысячи немецких орудий открыли огонь по советским пограничным заставам, одновременно крупные силы бомбардировочной авиации вторглись в воздушное пространство СССР.

Едва узнав о том, что началась война. Тысячи добровольцев отправились на фронт.

Слайд № 2

Есть люди, про которых должны знать все. И у нас, казалось бы, в крошечной деревне есть человек, Герой Советского Союза, который однажды не вернулся домой с войны. Это Николай Степанович Закоркин.

Из деревни Стрункино Сладковского района в 1938-м в ряды Красной Армии был призван рядовой колхозник Коля Закоркин. Отслужил. Поступил на работу на 6-ой околоток 2-ой дистанции службы пути Омской железной дороги в качестве путевого рабочего. Но уже через несколько месяцев в июне 41-го ему опять пришлось надеть военную форму. 24 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.С. Закоркину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Слайд № 3

О его подвиге мы можем подробнее узнать на сайте Министерства обороны Российской Федерации «Подвиг народа» ( http://podvignaroda.mil.ru )

Слайд № 4

О войне мы знаем из книг, кинофильмов, и тех документов, которые хранятся в музеях. В нашем музее имеются документы, фотографии и письма героя Советского Союза Н.С. Закоркина, которые он писал своей семье: жене Марии Ефимовне, сыну Анатолию, дочери Надежде и приемной дочери Мане, а также своей матери Наталье Михайловне Приваловой.

Этим письмам более 70 лет. Их в музее 77. Шли эти солдатские треугольники в далекое сибирское село Новоандреевку с переднего края войны, где решалась судьба страны. Именно они были единственной ниточкой, соединявшей людей. Читать их уже трудновато, так как за давностью лет многие буквы понять невозможно.


Пожелтевшие от времени ветхие листочки, сложенные в незамысловатый треугольник, хранят в себе историю страшных дней. Пришло время, когда они обрели вес и цену архивного документа.


И сегодня мы с вами очень близко прикоснемся к особым первоисточникам летописи Великой Отечественной войны.


2. Работа с первоисточниками – письмами Н.С. Закоркина. (Приложение № 2)

Учитель: Перед вами лежат пожелтевшие от времени письма и треугольники, открытки со штемпелями полевой почты… Давайте перенесёмся в те далёкие сороковые годы и вслушаемся в солдатские письма. Письма с войны…

(Ребята по очереди вслух зачитывают фрагменты писем на фоне музыки)


Комментарии к письмам

Николай Степанович, судя по письмам, был достаточно грамотный и эрудированный человек. Он обладал крепкой волей, сильным характером, прямой и целеустремленный, герой наш знал, чего он хочет. Обладая веселым нравом, Николай Степанович всегда становился душой компании, в любой проблемной ситуации он находил выход из создавшегося положения.


Первое письмо он отправил 21 июля 1941 года, в котором сообщает, что будет учиться под Новосибирском. Вплоть до 25 декабря все письма шли с обратным адресом - город Новосибирск. Обстановка тяжелая, просит выслать посылки с одеждой (носки, варежки, валенки, пиджак). В каждом письме заботится о здоровье сына и жены. А затем, узнает, о рождении дочери. Жену в каждом письме называет ласково «Марусечка, милашечка».


В 1942 году, узнаем из писем, что его перевели. Едут на Запад. О себе пишет мало, заботится о жене и детях. Письма его стали тревожными, серьезными. Чувствуется зрелость автора, испытавшего уже потерю родного человека – дочери, которой было всего около годика.


За 1943 год получено 25 писем, в письмах он использует строки Симоновского стихотворения «Жди меня, и я вернусь…»

(Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой. Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых… )


«Привет с фронта 21 мая 43-го года. Здравствуй, дорогая моя семейка: любимая женушка, милый сынок, дорогая дочка Маня. С боевым сердечным приветом к вам твой, Марусечка, муж, а детишкам — папка. Во-первых, спешу сообщить о том, что я жив и здоров, настроение бодрое и т.д. Марусечка, еще сообщаю о том, что письмо я твое получил 20-го мая в 10 часов вечера, пишу в 9 часов утра двадцать первого числа. За письмо сердечно благодарю. Из него я узнал, как ты живешь и какое у тебя и моих милых деток здоровье, о домашнем состоянии. Сведения, что ты мне сообщила, очень хорошее настроение мне создают. Я, Марусечка, тебя прошу, чтобы ты почаще сообщала все подробности о своей жизни и жизни всей Новоандреевки. Это все интересует меня.

Марусечка, ты пишешь, что деньги мои получаешь. Да, милочка, пока я жив и здоров, деньгами тебя обеспечу. Я выслал денег в апреле 100 рублей, в мае тоже выслал 100 рублей. Живи и красуйся, деньги расходуй, куда тебе только желательно. Одевайся сама, одевай детишек и обувай, и кормись так, как требует желудок.

Марусечка, ты пишешь, что домой едут и едут раненые, а я все еще не еду к тебе. Я, Марусечка, и не приеду до тех пор, пока гитлеровцы не будут разбиты. А когда я буду ехать к тебе, тогда уже войны не будет, и я приеду живым и здоровым, веселым и т.д.

В Маслянке есть, Марусечка, фотограф, сфотографируйся с сыном и вышли мне эту фотокарточку, чтобы я посмотрел, а то я начинаю уже образ обличия забывать.
Марусечка, все — до свидания. На прощание жму правую твою беленькую и мягонькую ручку и целую алые губочки. Коля»

В 1944 году пишет: «Заклятый враг стал слабее, стал трусить…»

3. Беседа по вопросам:

- Какое чувство вызвали у вас прочитанные письма?

- Как звучали первые строки солдатских писем?

- Как Николай Степанович обращался в письмах к жене?

- О чем были письма с фронта? Что рассказывал Николай своей Марусе?

- Что его волновало? Что радовало?

(Боец,  отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал. 
Многие письма очень короткие, сдержанные.
Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.)


- А какими строками заканчивались письма?

- На чем писались письма? О чем мечтал Николай?

- Были ли конверты?

- Как складывались письма?

- Как вы думаете, почему не заклеивались?

- Обратили ли вы внимание на штампы на конверте? О чем это говорит?

(Не секрет, что письма просматривались военной цензурой. Строчки, содержащие важную информацию, военные данные, зачеркивались, закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой»)

- Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции - конвертов, открыток, бумаги. Что изображено на конвертах и почтовых карточках? Какие лозунги прописаны?

По данным Управления военно-полевой почты, в годы Великой Отечественной войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. С фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем, 9,9 миллионов посылок, 35, 5 миллионов переводов.

4. История треугольного письма(сообщение ученика).

В истории отечественной почтовой связи солдатские треугольники (изобретение находчивых воинов) занимают особое место.

1 июля 1941 года была создана военно-полевая почта. (Вое́нно-полева́я по́чта – почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий. Она находилась в ведении НКС (народный комиссариат связи) СССР и состояла из фронтовых военно-почтовых сортировочных пунктов, военно-полевых баз армий и полевых почтовых станций при штабах отдельных частей.

В СССР пересылка письменной корреспонденции с фронта производилась бесплатно. Письма складывались треугольником, благодаря чему для их отправки не требовалось конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.

Конверт-треугольник – это обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника.

(На партах заранее заготовлены листы бумаги.

Ребята пробуют сложить треугольник)

Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

Всё сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлучёнными.

И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга.

Слайд № 5

Учитель: (На фоне музыки) Не только радостными были письма с фронта. Порой приходили в письмах и страшные вести. Выявлено письмо однополчанина и командира части, которые с прискорбием извещают жену Марию Ефимовну о смерти Николая.


2 декабря 1944 года.

«Здравствуйте, Мария Ефимовна! Передаю Вам горячий красноармейский привет. Я хорошо знал Вашего мужа Николая Степановича. Он был моим близким другом. Но надо сообщить Вам: от Коли больше не получите писем. Он погиб. Погиб геройски 8 октября... Николай был смелым и бесстрашно бил фашистскую нечисть.

Товарищ Вашего мужа Яков Васильевич Ярков».


А Мария Ефимовна на что-то надеялась, ждала...


18 апреля 1945 года пришло письмо от командира части Храмцова и начальника политотдела Некленкова:

«Дорогая Мария Ефимовна! Командирование и политотдел Гвардейской трижды орденоносной части извещают Вас о присвоении Вашему мужу гвардии старшему сержанту Закоркину Николаю Степановичу посмертно звания Героя Советского Союза.

Николай Закоркин снискал уважение и любовь всех гвардейцев своим живым, веселым нравом, чутким, внимательным отношением к людям. Он был человеком большого сердца и непреклонной воли. В бою Николай всегда был впереди наступающих, и, глядя на его хладнокровие, воины шли вслед за ним.

Наши воины с яростью и ненавистью ринулись на врага. Они отомстили за гибель Николая, истребив более сотни гитлеровцев.

Дорогая Мария Ефимовна! Пусть Ваше горе уступит место гордости. Разделяя с вами скорбь, мы говорим Вам, славной боевой подруге нашего Героя: «Мы будем бить немцев беспощадно. Они проклянут день и час, когда начали войну с нашим народом...»


Не будет преувеличением сказать, что фронтовые письма имеют бесспорное право встать в один ряд с трудами военных историков, воспоминаниями маршалов и генералов.

Письма человека- это рассказ, исповедь, подчас крик души, это рассуждения и пожелания, это мечты и чаяния, а письма с фронта вдвойне, втройне искреннее выражение происходящего.

Письма военных лет. В них была заключена на тот момент - ЖИЗНЬ!

Слайд № 6

Отечество знает немало великих и знаменательных дат, но лишь немногие из них могут сравниться с Днем Победы. С каждым годом растет цифра, отдаляющая нас от великой даты 9 мая 1945 года, события особой значимости, которое осталось уже в прошлом столетии. Минуло уже 70 лет с того дня. Семьдесят раз выпадали и таяли снега, семьдесят раз зацветала сирень и распускались тюльпаны. Много воды утекло. Заросли окопы, исчезли пепелища, высохли слезы матерей, оплакивавших погибших сыновей и дочерей, выросли новые поколения.

За голубое небо над головой, за нежные рассветы, за счастливое и спокойное детство мы обязаны тем, кто в сорок первом – сорок пятом отдали свои жизни, защищая нашу Родину; тем, кто в шинели встретил Победу, кто и по сей день живет рядом с нами, чья память возвращает нас ко всему пережитому – горькому и счастливому.

Нашему поколению необходимо быть благодарными людям, сохранившим нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не знает своего героического прошлого, не имеет и будущего, которое сохранят последующие поколения.

Слайд № 5

5. Письмо в 41-ый.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю самим написать письмо.

Но адресат у вас сегодня будет не совсем обычный. Вас с ним будут разделять не километры, а годы, даже десятилетия. На любом конверте необходим адрес. Адрес на вашем конверте будет у всех одинаковый: 1941 год.

Любое письмо, отправленное или полученное, мы воспринимаем как часть нас самих. Мы радуемся ему, храним, перечитываем его. Постарайтесь вложить в него всю свою душу. Подумайте, о чем бы вы могли рассказать солдату, воюющему в 1941 году. Солдату, верящему в победу, но не знающему, что до неё еще долгих четыре года. О чем вы умолчите в своем письме? (ответы детей)

- Как вы обратитесь к тому, кому будете писать? (Варианты ответов: дорогой боец, незнакомы солдат, неизвестный защитник, мой далекий друг...)

Ребята работают над написанием писем в 41-й.

(демонстрируется Видеоролик «Песня о Великой Победе»)

Учитель: Данные письма мы поместим в капсулу времени и передадим в школьный музей. Эту капсулу вскроют на столетие празднования Победы, возможно, сделают это уже ваши дети.

Может быть, кто-то сегодня хочет озвучить строки своих писем?

Желающие зачитывают фрагменты своих писем)

Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. О войне мы узнаем из книг, из уроков истории, но самыми убедительными документами я считаю простые письма фронтовиков, столкнувшихся с войной лицом к лицу, и,

конечно же, воспоминания наших уже не молодых бабушек и дедушек – детей

той страшной и жестокой войны.

Слайд № 7

6. Заключение

Если за каждого погибшего во Второй мировой войне объявить минуту молчания, мир замолчит на 50 лет!!!


Пусть все замрет в минyтy эту,

Пусть даже время помолчит,

Мы помним вас, отцы и деды,

Россия, Родина вас чтит!

(Р. Рождественский. «Реквием».)

Давайте, и мы почтим минутой молчания тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной…

(Минута молчания под звуки метронома)

(Видеролик «На безымянной высоте»)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем

А. Твардовский.


t1613397971ab.gif


Портрет Николая Степановича Закоркина





Приложение № 2

t1613397971ac.jpg

t1613397971ad.gif

t1613397971ae.jpgt1613397971af.jpgt1613397971ag.jpgt1613397971ah.jpgt1613397971ai.jpgt1613397971aj.jpgt1613397971ak.jpgt1613397971al.jpgt1613397971am.jpgt1613397971an.jpgt1613397971ao.jpgt1613397971ap.jpgt1613397971aq.jpgt1613397971ar.jpgt1613397971as.jpg

t1613397971at.jpgt1613397971au.jpgt1613397971av.jpgt1613397971aw.jpgt1613397971ax.jpgt1613397971ay.jpg

t1613397971az.jpgt1613397971ba.jpgt1613397971bb.jpg

t1613397971bc.jpgt1613397971bd.jpg



t1613397971be.jpgt1613397971bf.jpg

t1613397971bg.jpg

t1613397971bh.jpg

t1613397971bi.jpg

t1613397971bj.jpg

t1613397971bk.jpg

t1613397971bl.jpg

t1613397971bm.png


10


Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 15.02.21 в 19:00 1Ответить Пожаловаться
Коллеги, на почерк обратите внимание. Кажется, что старанием и показана любовь к адресату, не только в словах...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.